ВД Мир Песни-2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Свердловской
области
Управление Образования ГО Первоуральск
МАОУ СОШ №10
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей физической культуры
протокол № 1
от «28» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №10
Приказ № 286 – О
От «31» августа 2023г.

Программа внеурочной деятельности
«Мир песен»

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир песен» составлена
с
учётом
требований
нового
федерального
государственного
образовательного стандарта. Данная программа предполагает введение
дополнительной деятельности подростков в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они
помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на
уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для
формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки
зрения разных видов вокального музицирования с использованием
музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и
бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие
ребёнка.
Актуальность данной программы связана
с необходимостью
организации внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС среднего
общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному
исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов,
расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое
развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами
музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Задачи:
формирование певческой установки, разностороннее развитие
вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
формирование
музыкальной
памяти,
навыков
певческой
эмоциональности, выразительности;
развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков музыкально-пластического интонирования и
двигательной импровизации.
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе
предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на
формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему
практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание
уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение

корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в
период предмутационного и мутационного периода формирования певческих
навыков. Работа по вокальному музицированию в разных формах:
групповой,
ансамблевой,
сольной,
музыкально-пластическим
интонированием и двигательными импровизациями, способствуют
раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей,
связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем
подростковом возрасте (особенно у мальчиков).
Возраст детей, участвующих в реализации программы 10– 14 лет.
Сроки реализации программы – 3 года, занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34 часа в год. Продолжительность 1 занятия 40 минут. Чередование
видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм
вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы
и избегать переутомления учащихся.
Формы организации вокальной деятельности:
∙ музыкальные занятия;
∙ занятия – концерт;
∙ репетиции;
∙ творческие отчеты.
Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы
включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные,
творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в
рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
вокально-хоровая работа;
хоровое сольфеджио;
ансамблевое музицирование;
сольное пение;
занятия по музыкальной грамоте;
музыкально-ритмические упражнения;
дыхательная гимнастика;
музыкально-пластическое интонирование;
движение под музыку;
двигательные импровизации.
Описание места курса в учебном плане внеурочной деятельности.

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности
МАОУ СОШ № 10, на освоение программы «Мир песен», групповое,
ансамблевое музицирование отводится по 1 внеаудиторному часу в неделю,
34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование
творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся:
реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к
искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные
основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует
умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и
исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается
характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой
деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса.
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев
успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:

планировать свои действия с творческой задачей и условиями её
реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели
занятия;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с
искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы,
города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач;
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников.
Предметные результаты:
разнообразные
способы
воплощения
художественно-образного
содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и
познавательно-творческой деятельности;
постижение нотной грамоты;
знание особенностей музыкального языка;
применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности;
выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
создание коллективных музыкально-пластических композиций;
исполнение вокальных произведений разных жанров.
Основное
содержание
программы
представлено
следующими
содержательными линиями:
«Нотная грамота» - 4 часа.
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный
стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер,
музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио» - 4 часа.

Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот,
интонирование
простейших
музыкальных
интервалов.
Умение
ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение, а капелла и с сопровождением» - 5 часов.
Интонирование мелодии, а капелла и с сопровождением; сольное и
ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации
между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со
звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой» - 6 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков
правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие
мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен
различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения
темпоритма.
«Сценическое движение и культура» - 5 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых
произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и
хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками
выступления.
«Работа над репертуаром» - 10 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
Содержание программы 1 – 3 года обучения.
«Нотная грамота» , 4 часа
Вводное занятие. Знакомство с программой, режимом работы, правилами
техники безопасности и личной гигиены вокалиста. Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения,
исполнение вокальных упражнений.
«Хоровое сольфеджио. Звукообразование, 4 часа
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на
выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на
расширение диапазона.
Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием.
Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование
навыка экономного выдоха.
Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов.
Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием
речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений,
формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение
гласных и согласных звуков.
«Исполнение, а капелла и с сопровождением», 5 часов

Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием
совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с
сопровождением и без него. Пение каноном.
Работа с фонограммой, 6 часов.
Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения
в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо»,
«диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях,
распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение
певческого тона.
«Сценическое движение и культура», 5 часов.
Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирочасавание.
Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический
рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические
скороговорки.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и
правила пользования микрофоном.
Работа с репертуаром. 10 часов.
Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание
литературных текстов и технически сложных мест. Художественное
совершенствование выученного репертуара. Репетиции. Итоговые занятия,
творческие отчеты.
Программа повторяется в течении каждого года обучения, с
постепенным усложнением материала, в зависимости от навыков и
результатов учащихся.
Календарно-тематическое планирование (одинаковое для каждого года
обучения с постепенным усложнением).
№

1.

2.

Тема

Нотная
грамота(4
часа)

Основные
понятия
Нотный стан,
ноты, звукоряд,
скрипичный
ключ, басовый
ключ, нотные
знаки,
тональности до
2-х знаков

Планируемые результаты
предметные метапредметны
е

реализовыва
ть свой
творческий
потенциал;
проявлять
навыки
вокальной
деятельност
ив
Звукообраз Интервал,
ование.
интонирование, исполнении
разножанров
Хоровое
координация,

Вид
контроля

Личностные:
См. работа
творческая
самореализация
на занятии;
Регулятивные:
способность
контролировать
время на
Исполнени
выполнение
е,
заданий;
сочинение

Период
проведе
ния
(план)
сентябр
ь

октябрь

3.

4.

5.

6.

7.

сольфеджи
о
(4 часа)
Исполнени
е, а капелла
ис
сопровожд
ением (5
часов)
Работа с
фонограмм
ой (6
часов)
«Сценичес
кое
движение и
культура»
(5 часов)
Сценическ
ое
движение и
культура
(5 часов)
Работа над
репертуаро
м
(5 часов)

мелодия

ых и
разнохаракте
рных
произведени
Мелодия,
аккомпанемент, й; выражать
образное
фраза,
содержание
кульминация.
музыки
через
пластику и
Фонограмма,
песня, солист, движение;
создавать
ансамбль, хор
коллективны
е
Дикция,
музыкальномикрофон,
пластически
утрирование
е
композиции.
Сцена,
культура,
певец, образ
Репертуар

осознание
качества и
уровня
усвоения;

Исполнени
е

Познавательны
е:
самостоятельно
е создание
способов
Исполнени
решения
е
проблем
творческого и
поискового
Исполнени
характера.
е
Коммуникатив
ные: умение
слушать и
слышать
Исполнени
мнение других е,
людей,
импровиза
способность
ция
излагать свои
мысли в
Исполнени
творчестве.
е на сцене;
Участие в
концертах,
фестивалях
, конкурсах
в
школьных,
, городских
конкурсах.

ноябрь

декабрь
-январь
Февраль
-март

апрель

май

ИТОГО:
34 часа

Ожидаемые результаты: подготовка тематических вокальноисполнительских программ по годам обучения (3-4 песни для каждой
программы).
1-ый год обучения:

1. Программа «Святое слово - мама…» – песни о материнской любви,
нежности и ласке. «Песня о маме» муз. А.Ермолова
2. Программа «Рождество и Новый год» - рождественские и новогодние
песни. « Тихо шепчут, падая снежинки» муз. В. Гайворонский , сл.В.Шемтюк
3. Программа «Мир и Родина» – песни с патриотической и гражданской
тематикой. « Моя Россия» муз. Г. Струве
4. «Школьные годы чудесные» - песни о детстве и дружбе, о школьной
жизни, об учителях и школьных товарищах. «Школьные годы» муз.
Д.Кобалевского, сл. Е.Долматовского
2-ой год обучения:
1. Программа «Песни народов мира» - песни любой тематики разных
народов мира.
« На далекой Амазонке» муз. В.Берковский и М.Синельников, слова
С.Я. Маршак
2. Программа «А мы войны не знали…» - песни военных и послевоенных
лет.
« Три танкиста» муз. Братья Покрасс, слова Ю.Ласкин
3. Программа «Не повторяется такое никогда…» - лирические песни о первой
любви и дружбе. «Если мы будем дружить» муз.и слова А.Ермолова
4. Программа «Ты любовь моя Россия!» - песни о Родине. «Здравствуй,
Родина моя» муз и слова Ю.Чичкова
3-ий год обучения:
1.Программа «Изгиб гитары звонкой» - песни авторов-исполнителей. « Изгиб
гитары желтой…» муз и сл. О.Митяев
2. Программа «Не повторяется такое никогда…» - лирические песни о первой
любви и дружбе. « Шел снегопад» муз.и слова неизвестного автора
3. Программа «Волшебство мюзикла» - фрагменты российских, европейских
и американских мюзиклов, песни к кинофильмам и театральным
постановкам. «До Ре Ми» мюзикл «Звуки музыки»
Материально-техническое обеспечение курса.
Перечень средств материально-технического оснащения образовательного
процесса.
1. Технические средства обучения:
 компьютер
 музыкальный центр
 микшер
 микрофоны
 флеш-карты
2. Учебно-практическое оборудование:
 синтезатор

 аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором
приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Использованная литература.
1.Т. Е. Венгерова, И. В. Пигарева «Воспитание музыкой». Изд.
«Просвещение» Москва 1991г.;
2.П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская «Методика музыкального
воспитания». Изд. «Музыка» Москва 1990г.;
3.В.И.Краснощёков«Вопросы хороведения». Изд. «Москва» Москва 1969г.;
4.В. К. Тевлина «Методика работы над песней». Изд. « Музыка» Москва
1998г.;
5.Г. А. Струве «Школьный хор». Изд. « Музыка» Москва 1981г.;
6.Н. Тырин «Нужно петь вместе». Изд. « Музыка» Москва 1999г.;
7.Л. Михеева «Музыка детям». Изд. « Музыка» Москва 1998 год.
Список литературы для детей:
Интернет-ресурсы:
Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
Классическая музыка – http://classic.ru
Музыка и я - http://musicandi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».