МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление Образования ГО Первоуральск МАОУ СОШ №10 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей физической культуры протокол № 1 от «28» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ №10 Приказ № 286 – О От «31» августа 2023г. Программа внеурочной деятельности «Мир песен» Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир песен» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности подростков в сфере музыкального искусства. Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка. Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности. Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации. Задачи: формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений; формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности; развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания; воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости; развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации. Общая характеристика курса. Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период предмутационного и мутационного периода формирования певческих навыков. Работа по вокальному музицированию в разных формах: групповой, ансамблевой, сольной, музыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями, способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте (особенно у мальчиков). Возраст детей, участвующих в реализации программы 10– 14 лет. Сроки реализации программы – 3 года, занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год. Продолжительность 1 занятия 40 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления учащихся. Формы организации вокальной деятельности: ∙ музыкальные занятия; ∙ занятия – концерт; ∙ репетиции; ∙ творческие отчеты. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: вокально-хоровая работа; хоровое сольфеджио; ансамблевое музицирование; сольное пение; занятия по музыкальной грамоте; музыкально-ритмические упражнения; дыхательная гимнастика; музыкально-пластическое интонирование; движение под музыку; двигательные импровизации. Описание места курса в учебном плане внеурочной деятельности. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 10, на освоение программы «Мир песен», групповое, ансамблевое музицирование отводится по 1 внеаудиторному часу в неделю, 34 часа в год. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса. Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы. Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. Личностные результаты: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; формирование эмоциональное отношение к искусству; формирование духовно-нравственных оснований; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия; выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством. коммуникативные УУД: участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке; применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач; познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Предметные результаты: разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности; постижение нотной грамоты; знание особенностей музыкального языка; применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; выражение образного содержания музыки через пластику и движение; создание коллективных музыкально-пластических композиций; исполнение вокальных произведений разных жанров. Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями: «Нотная грамота» - 4 часа. Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре. «Хоровое сольфеджио» - 4 часа. Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях. «Исполнение, а капелла и с сопровождением» - 5 часов. Интонирование мелодии, а капелла и с сопровождением; сольное и ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов. «Работа с фонограммой» - 6 часов. Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма. «Сценическое движение и культура» - 5 часов. Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления. «Работа над репертуаром» - 10 часов. Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен. Содержание программы 1 – 3 года обучения. «Нотная грамота» , 4 часа Вводное занятие. Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста. Охрана голоса. Проведение гимнастики голоса. Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений. «Хоровое сольфеджио. Звукообразование, 4 часа Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона. Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. «Исполнение, а капелла и с сопровождением», 5 часов Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном. Работа с фонограммой, 6 часов. Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона. «Сценическое движение и культура», 5 часов. Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирочасавание. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Работа с репертуаром. 10 часов. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции. Итоговые занятия, творческие отчеты. Программа повторяется в течении каждого года обучения, с постепенным усложнением материала, в зависимости от навыков и результатов учащихся. Календарно-тематическое планирование (одинаковое для каждого года обучения с постепенным усложнением). № 1. 2. Тема Нотная грамота(4 часа) Основные понятия Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ, басовый ключ, нотные знаки, тональности до 2-х знаков Планируемые результаты предметные метапредметны е реализовыва ть свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельност ив Звукообраз Интервал, ование. интонирование, исполнении разножанров Хоровое координация, Вид контроля Личностные: См. работа творческая самореализация на занятии; Регулятивные: способность контролировать время на Исполнени выполнение е, заданий; сочинение Период проведе ния (план) сентябр ь октябрь 3. 4. 5. 6. 7. сольфеджи о (4 часа) Исполнени е, а капелла ис сопровожд ением (5 часов) Работа с фонограмм ой (6 часов) «Сценичес кое движение и культура» (5 часов) Сценическ ое движение и культура (5 часов) Работа над репертуаро м (5 часов) мелодия ых и разнохаракте рных произведени Мелодия, аккомпанемент, й; выражать образное фраза, содержание кульминация. музыки через пластику и Фонограмма, песня, солист, движение; создавать ансамбль, хор коллективны е Дикция, музыкальномикрофон, пластически утрирование е композиции. Сцена, культура, певец, образ Репертуар осознание качества и уровня усвоения; Исполнени е Познавательны е: самостоятельно е создание способов Исполнени решения е проблем творческого и поискового Исполнени характера. е Коммуникатив ные: умение слушать и слышать Исполнени мнение других е, людей, импровиза способность ция излагать свои мысли в Исполнени творчестве. е на сцене; Участие в концертах, фестивалях , конкурсах в школьных, , городских конкурсах. ноябрь декабрь -январь Февраль -март апрель май ИТОГО: 34 часа Ожидаемые результаты: подготовка тематических вокальноисполнительских программ по годам обучения (3-4 песни для каждой программы). 1-ый год обучения: 1. Программа «Святое слово - мама…» – песни о материнской любви, нежности и ласке. «Песня о маме» муз. А.Ермолова 2. Программа «Рождество и Новый год» - рождественские и новогодние песни. « Тихо шепчут, падая снежинки» муз. В. Гайворонский , сл.В.Шемтюк 3. Программа «Мир и Родина» – песни с патриотической и гражданской тематикой. « Моя Россия» муз. Г. Струве 4. «Школьные годы чудесные» - песни о детстве и дружбе, о школьной жизни, об учителях и школьных товарищах. «Школьные годы» муз. Д.Кобалевского, сл. Е.Долматовского 2-ой год обучения: 1. Программа «Песни народов мира» - песни любой тематики разных народов мира. « На далекой Амазонке» муз. В.Берковский и М.Синельников, слова С.Я. Маршак 2. Программа «А мы войны не знали…» - песни военных и послевоенных лет. « Три танкиста» муз. Братья Покрасс, слова Ю.Ласкин 3. Программа «Не повторяется такое никогда…» - лирические песни о первой любви и дружбе. «Если мы будем дружить» муз.и слова А.Ермолова 4. Программа «Ты любовь моя Россия!» - песни о Родине. «Здравствуй, Родина моя» муз и слова Ю.Чичкова 3-ий год обучения: 1.Программа «Изгиб гитары звонкой» - песни авторов-исполнителей. « Изгиб гитары желтой…» муз и сл. О.Митяев 2. Программа «Не повторяется такое никогда…» - лирические песни о первой любви и дружбе. « Шел снегопад» муз.и слова неизвестного автора 3. Программа «Волшебство мюзикла» - фрагменты российских, европейских и американских мюзиклов, песни к кинофильмам и театральным постановкам. «До Ре Ми» мюзикл «Звуки музыки» Материально-техническое обеспечение курса. Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса. 1. Технические средства обучения: компьютер музыкальный центр микшер микрофоны флеш-карты 2. Учебно-практическое оборудование: синтезатор аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала. Использованная литература. 1.Т. Е. Венгерова, И. В. Пигарева «Воспитание музыкой». Изд. «Просвещение» Москва 1991г.; 2.П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская «Методика музыкального воспитания». Изд. «Музыка» Москва 1990г.; 3.В.И.Краснощёков«Вопросы хороведения». Изд. «Москва» Москва 1969г.; 4.В. К. Тевлина «Методика работы над песней». Изд. « Музыка» Москва 1998г.; 5.Г. А. Струве «Школьный хор». Изд. « Музыка» Москва 1981г.; 6.Н. Тырин «Нужно петь вместе». Изд. « Музыка» Москва 1999г.; 7.Л. Михеева «Музыка детям». Изд. « Музыка» Москва 1998 год. Список литературы для детей: Интернет-ресурсы: Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/ Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/ Классическая музыка – http://classic.ru Музыка и я - http://musicandi.ru/