МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление Образования ГО Первоуральск МАОУ СОШ №10 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей физической культуры протокол № 1 от «28» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ №10 Приказ № 286 – О От «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вариативного курса Физика для увлеченных для учащихся 9 класса ГО Первоуральск 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу «Физика для увлеченных» для обучающихся 8 класса составлена на основе авторской программы А.Я. Кибальченко. Физика для увлеченных. Решать задачи трудНО вместе возможно- Ростов н/Д: «Феникс»,2005. (Библиотека школьника), в соответствии с образовательной программой МАОУ СОШ №10, учебным планом образовательного учреждения, учебно–методическим комплектом. Цель рабочей программы: определение условий организации обучения школьников на занятиях учебного курса «Физика для увлеченных» в 9 классе для достижения результата образования, определённого в образовательной программе, соответствующей требованиям ФГОС, с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся для развития ключевых компетенций. Задачи рабочей программы: составить рациональное планирование управления образовательным процессом; определить примерный резерв и меры гибкости для коррекции программы. Основные принципы реализации программы совпадают с принципами, обозначенными в образовательной программе школы: гуманитаризация процесса образования; демократизация деятельности; научность и интегративность в организации обучения; вариативность, индивидуализация и дифференциация в образовании; преемственность и систематичность в содержании программы; соответствие образовательных потребностям школьников; информатизация образовательного процесса; продвигающего мотивированного обучения; взаимодействия субъектов образования. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа 9 класс-34 часа (1 час в неделю) Содержание программы направлено на развитие познавательной активности, творчества, одаренности; удовлетворение индивидуального интереса к изучению предметной классификационной шкалы физических задач в самостоятельной работе и в разных формах работы совместно с учителем и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа включает теоретический материал, раскрывающий понятие задачи, проблемы и этапы их решения на основе общего положения по составлению уровневой классификационной шкалы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по физике и авторской программой учебного курса. За основу учебно-методического обеспечения взяты: 1. А.Я. Кибальченко. Физика для увлеченных. Решать задачи трудНО вместе возможноРостов н/Д: «Феникс»,2005. (Библиотека школьника), 2.Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. Для учителя. - М: Просвещение, 2010 3. Компьютер, проектор, документ-камера. При проведении уроков используются следующие формы и методы организации учебного процесса и их сочетание. Виды урока: лекция, семинар, урок-практикум, урок-игра, урок-исследование. Формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, дифференцированногрупповая, групповая, индивидуальная деятельность, и др. Методы: объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный. Технологии: деятельностные технологии (деловая игра, игра), КСО (коллективный способ обучения), компьютерные (новые информационные) технологии, личностноориентированное развивающее обучение. Цели и задачи обучения курсу «Физика для увлеченных» класс цели задачи 9 Ученик получит возможность Ученик приобретет навыки пользоваться удовлетворить индивидуальный непосредственным сопровождением интерес к изучению подходов решения задачи-последовательность решения задач в соответствии с подсказок в соответствии с поставленной уровнем учебно- познавательного задачей; научится выбирать рациональный опыта. метод решения задачи. Ученик научится пользоваться Ученик приобретет умения планирования непосредственным сопровождением собственной деятельности в процессе решения задачирешения задач разного уровня. последовательность подсказок. Ученик овладеет способностью Ученик получит приемы самостоятельно приобретать знания, планирования собственной критически оценивать полученную деятельности в процессе решения информацию, излагать свою точку зрения в задач разного уровня. ходе решения задач разного уровня, Ученик получит возможность выслушивать другие мнения, развития познавательного интереса. конструктивно обсуждать их. Ученик научится работать в группе. Данный курс направлен на развитие у учащихся познавательного интереса; умение ставить перед собой цель, определять план действий; уровень знаний; воображение, абстрактное мышление; анализ, синтез; авторство. Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемый результат) класс результаты личностные метапредметные предметные 9 Понимать значимость физической задачи. Уметь понимать общественную потребность изучаемого предмета. Формирование умений управлять своей познавательной Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности для решения задач. Умение анализировать и выполнять синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявлять причинноследственные связи; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике. Уметь решать задачи, предусматривающие отработку всей системы понятий и связей между ними, решать задачи в измененной ситуации и решать задачи на творческое применение знаний. Уметь использовать сопровождение решения задачипоследовательность деятельностью. Умение использовать Формирование различные источники положительного получения информации и отношения к формы представления учебному труду; информации, в зависимости целеустремленности; от целей коммуникации и к сотрудничеству с адресата. одноклассниками. Тематическое планирование (распределение часов) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Разделы (темы) Классификация задач и этапы решения задач Критерии оценки решения задач Разноуровневые задачи Творческие задачи Резерв времени Итого подсказок. Знать основные формулы и способы их применения. Уметь получать общую формулу и подставлять в нее числовые данные. Количество часов 10 2 6 14 2 34 Тематическое планирование учебного материала № п/п 1 2 3 4 5 6 Название темы Основное содержание Результат Классификация задач и этапы решения задач (10 часов) Задача как средство Общие требования при решении Понимают, что такое задача, развития учащихся. физических задач. Задача основные требования к рассматривается как один из составлению задач, общие важных факторов повышения требования при решении познавательной активности физических задач. Получат учащихся. Использование возможность практиковать разноуровнего подхода к авторское действие-идея, решению задач. анализ условий реализации, получение продукта и т.д. Обыденные задачи Задачи без «элемента новизны», Умение решать задачи на стереотипные задачи. уровне навыка. Задачи по алгоритму Решение задач по известному Умение решать задачи по алгоритму. алгоритму, например, типовые. Задачи поиска Задачи, алгоритмы решения Овладеют способами алгоритма которых известны решающему, применения алгоритма к но он не владеет способами их решению задач. применения. Задачи с поиском алгоритма решения. Задачи разработки Решение задач, требующие Узнают разные способы способа решения разработки способа решения. решения задач. Решение задач разных Разные группы задач. Умение распознать задачу. типов. Самостоятельное решение задач. 7 8 9 10 1 2 1 2 3 4 5 6 1 2 Презентация задач. Выделение собственных Решение задач как средство способов решения задач, развития одаренности разработка собственных школьников. стратегий при решении задач. Презентация задач Выделение собственных Решение задач как средство способов решения задач, развития одаренности разработка собственных школьников. стратегий при решении задач Этапы решения задач Формулировка этапов решения Узнают этапы решения задач задач при инициативе учащегося и при инициативе учителя. Уровневые Выделение поведенческих Ознакомятся с разными поведенческие признаков, проявляющихся при уровнями учебнопризнаки учащихся при решении задач учащимися с познавательного опыта. решении задач разным уровнем учебнопознавательного опыта. 3 уровня. Критерии оценки решения задач (2 часа) Критерии уровневой Критерии решения задач по Ознакомятся с критериями классификации задач. уровням. решения задач Решение задач, с Классификация задач. Овладевают навыком применением этапов и поэтапного решения задач на уровней. основе уровня учебнопознавательного опыта. Разноуровневые задачи (6 часов) Уровневые задачи Задачи разных уровней, деление Ознакомятся с задачами разной сложности задач на три группы разных уровней Решение задач первого Тексты задач первого уровня и Решение задач. уровня сложности их сопровождение. Задания на проверку усвоения знаний в «готовом» виде. Решение задач второго Задания рассчитаны на Решение задач. уровня сложности применение учащимися знаний в аналогичной ситуации. Тексты задач второго уровня и их сопровождение. Решение задач третьего Тексты задач третьего уровня и Решение задач. уровня сложности их сопровождение. Задания проблемного характера, способствующие приобретению новых знаний. Самостоятельное и Схема действий учителя и Ознакомятся со схемой педагогическое учащихся в процессе решения действий учителя и учащихся руководство процессом задач. в процессе решения задач. решения задач учащимися. Решение задач разного Тексты задач разных уровней и Решение задач. уровня по теме «Закон их сопровождение. Ома» Творческие задачи (14 часов) Лабиринт «Фамилии Зашифровано 13 фамилий Разгадан лабиринт ученых-физиков» ученых-физиков Кроссворд Ивана Представлен кроссворд Разгадан кроссворд Быкова Криптограммы 6 Представлены криптограммы по теме «Мудрость великого Леонардо», «Мудрость великого философа» Обобщение физической «Россыпь анаграмм». терминологии Анаграмма-слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово, например, «лиса» - «сила» Творцы физики «Жили, были и творили…» расположить фамилии ученых в соответствии с хронологией их рождения Физика вокруг нас Разгадывание загадок 7 Тематические загадки 8 Физическая мозаика 9 Энциклопедическая физика 10 Задачи для юных астрономов Физика в других науках Физика в биологии и географии, в литературе Физические задачиПредлагается дать ответы на шутки достаточно серьезные задачи Физика поможет «Парадоксы?!.», «Рассчитай рассчитать время встречи», «Домино для физиков» и т.д. Калейдоскоп Отыскание физических казусов физических вопросов Резерв (2 часа) 3 4 5 11 12 13 14 Разгадывание тематических загадок «Согласны ли вы с тем, что…» предлагается ряд вопросов и другие варианты, например, «Определите все, что можно…» Листая «Энциклопедический словарь юного физика» нужно ответить на вопросы Задачи для юных астрономов Расшифрованы криптограммы Разгаданы анаграммы и повторены физические термины Повторение известных ученых и их заслуг Отгадывание физических загадок Отгадывание тематических загадок Разгадывание вопросов физической мозаики Найдены ответы на поставленные вопросы Решение задач Убеждаются, что все в мире взаимосвязано Решение задач Выполнение заданий Нахождение физических казусов