МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования ГО Первоуральск МАОУ СОШ №10 Рассмотрено Утверждено приказом директора МАОУ СОШ №10 на заседании ШМО учителей русского языка и литературы С.В. Пророк Протокол №_1_от _31.08.2023__ Приказ № _286-0__от 31.08.2023_ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Проблемный анализ текста» для обучающихся 11 классов г. Первоуральск, 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Проблемный анализ текста» 11класс Содержание курса Изучение темы «Текст - результат речевой деятельности» позволяет показать речевую, коммуникативную направленность курса. Повторение речеведческой теории. Текст как интегративная единица. Связность текста, его целостность, актуальное чтение. В процессе анализа текста обращение к словарям способствует развитию чувства языка, так как дает возможность увидеть слово в «динамике преобразования» его значений, почувствовать, как это преобразование происходит под влиянием контекста, как часто в художественном тексте одно значение, как бы накладываясь на другое, придает слову особую выразительность. И читатель, наделенный чувством языка, языковой интуицией, испытывает подлинное эстетическое наслаждение, ощущая жизнь слова, его смысловую гибкость, глубину, то, благодаря чему рождается образ. Эту жизнь слова школьник увидит, когда будет выполнять задания, направленные на сопоставление информации о слове, получаемой из словаря, и наблюдений над словом в тексте. Именно на это направлена тема «Слово в словаре и слово в тексте». Уроки-исследования «От текста к постижению авторского замысла» помогают определить тему и идею текста. Выделение основной мысли текста дает возможность объединить различные элементы анализа в смысловое целое. Ответ на проблемный вопрос «Как автор сумел раскрыть эту идею?» неизменно выведет на определение типа и стиля речи, а это, в свою очередь, на композицию предложенного текста. После того как мы установили, к какому стилю, жанру, типу речи относится текст, можно приступать к анализу средств художественной выразительности (фонетических, лексических, синтаксических) и определению их роли. В тексте ученик ищет языковые средства образной конкретизации и эмоциональной выразительности, оценки. Стилистические возможности языковых средств должны опираться на ведущие стилевые черты, жанровые особенности или специфику построения. Только в этом случае можно говорить об осознанном понимании текста как процесса творческого. Учащиеся целенаправленно работают над текстом, знают, что должны найти и увидеть в нем. Только понятийно-направленный анализ дает возможность диалога с текстом. Комплексный анализ текста всегда начинается с выразительного прочтения текста - это необходимое условие, ибо правильно звучащие слово (логическое ударение, пауза, темп, интонация и т.д.) есть залог должного понимания текста. Проблемный анализ текста включает в себя: 1. Определение темы, основной смысл; 2. Выделение микротемы; 3. Средства связи между частями текста; 4. Определение типа речи, стиля, жанра; 5. Использование средств художественной выразительности (лексических, фонетических, синтаксических, стилистических); 6. Лексико-фразеологические особенности текста; 7. Особенности построения текста (его композиция); 8. Впечатление от данного текста. В связи с новыми формами сдачи экзамена по русскому языку необходимо делать рецензию, или отзыв, на предложенный текст. Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время ее справедливо считают и жанром библиографии. Условно выделяют такие виды рецензии: 1. Небольшая критическая или публицистическая статья; 2. Эссе; 3. Развернутая аннотация; 4. Авторецензия. Разбираются рецензии писателей, критиков, литературоведов, свои собственные (по выбору). Как отмечают психологи, между мышлением и речью нет тождества. Будучи тесно взаимосвязаны, мышление и речь различаются своими механизмами: говорим мы при помощи слов, мыслим же более крупными единицами. Как писал Л.С. Выготский, «мысль не состоит из отдельных слов, как речь. Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов. Поэтому процесс перехода мысли и речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах». Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования, или, как говорят психологи, перекодирования информации. При производстве речи (говорении, письме) происходит расчленение мысли на слова, этот процесс не так прост. Созданию собственного текста как в устной, так и письменной форме предшествует процесс оформления мысли в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, она формируется и формулируется, а лишь затем обретает словесные образы. Важным этапом при создании собственного текста является редактирование текста. При вдумчивом прочтении или прослушивании это позволяет внести корректировки. Удалось ли достичь смыслового и стилевого единства, не распался ли текст на отдельные фрагменты? Нет ли неясностей, навязчивых повторов, случайных слов. Требования к уровню подготовки обучающихся В процессе изучения курса «Проблемный анализ текста» совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: 1. Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи); 2. Информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом); 3. Организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять её). Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков: 1. Умение проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия (подбирать свои варианты названия); определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства (лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста (уточнение значения слов, подбор синонимов, антонимов, внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль; 2. Умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней; 3. Умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы); 4. Совершенствовать навыки выразительного чтения текста; 5. Создавать свой текст (в устной или письменной форме); 6. Писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи. В результате изучения элективного курса ученик должен знать/понимать 1. Структуру и композицию текста; средства связи предложений и виды информаций в тексте; 2. Типы речи и их признаки; стилевые особенности текста; 3. Изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором текста. Уметь 1. Определять тему, основную мысль и идею текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; средства связи предложений в тексте; 2. Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; 3. Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; 4. Находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль, характерную для определенного стиля и типа речи; 5. создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения. 6. Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); 7. Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым); 8. Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важные речевые умения, но и сформировать навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Планируемые результаты: в результате изучения курса учащиеся 1. Овладеют умением анализировать и критически осмысливать авторский текст. 2. Обогатятся новыми знаниями в области лингвистики и литературы. 3. Совершенствуют умение создавать свои аналитические тексты. 4. Углубят представление о научном методе (выделение проблемы, выбор метода и путей анализа текста). Достижения желаемых результатов будет осуществлено за счёт изучения теоретического, богатого речевого материала, открытия новых граней в уже известном изученном при сравнении, сопоставлении языковых явлений и грамматических понятий. Эффективность и результативность усвоения курса будет определяться качеством дидактического материала. При подборе художественных текстов как единицы обучения целесообразно использовать учебники литературы, истории, биологии и др., а также научно-популярную литературу по филологии и гуманитарным дисциплинам. Это поможет реализовать межпредметные связи при изучении курса «Проблемный анализ текста». Планируемый результат ориентирован на поэтапное создание письменных и устных высказываний на литературную либо на свободную тему в различных жанрах и стилях, тем самым будут достигнуты конечные метапредметные умения: 1. Овладение навыками самостоятельной исследовательской работы; 2. Умение применять стандартные знания в нестандартных условиях и проблемных ситуациях; 3. Владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля; 4. Умение самостоятельно приобретать знания; Высокий уровень сформированности прочных знаний, навыков грамотного письма, коммуникативных умений. Контроль подготовки обучающихся определяется по результатам устных высказываний, выполнения тестовых заданий, письменных работ (сочиненийрассуждений). Оценивание проводится в соответствии с критериями оценивания задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Критерии оценки письменной работы по многоаспектному анализу текста (художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса таким образом, чтобы у учащихся была возможность выбора): 1. Точность и полнота анализа; 2. Самостоятельность исследования текста; 3. Оригинальность мысли; 4. Корректность суждений; 5. Грамотность речи; 6. Степень владения научно-популярным стилем Учебно-тематический план элективного курса «Проблемный анализ текста» для 11 класса № тема часы Вид деятельности 1 Текст - результат речевой деятельности 2 Лекция с элементами Подготовка к урокам-семинарам, урокам беседы -практикумам 2 Признаки текста. Особенности его 3 Практикум строения. Виды связи предложений в тексте. Порядок предложений. 3 Слово в словаре и слово в тексте 1 Лекция с элементами беседы 4 Лексическое богатство русского языка. 3 Лекция с элементами Основные пути обогащения словарного беседы состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования. 5 Стилистическое расслоение 3 Лекция с элементами словарного состава. Лексика беседы. Практикум ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Непрерывное развитие словарного состава языка. Роль историзмов. Принципы появления неологизмов. Источники фразеологизмов. От текста к постижению авторского замысла 7 Позиция автора в тексте 8 Средства художественной выразительности и их роль в тексте 9 Использование переносного значения слова в поэтических тропах: метафоре, метонимии, эпитете, гиперболе, олицетворении, сравнении. 10 Выбор синонимов и антонимов для точного, правильного и образного выражения мысли. Виды омонимов: омографы, омофоны, омоформы и их использование 11 Стилистические возможности языковых средств 2 Урок-исследование 2 1 Урок-исследование Урок-семинар 2 Практикум 2 Практикум 1 Практикум 12 Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола. 2 Практикум 6 13 14 15 16 17 18 19 20 Стилистические фигуры речи: антитеза, градация, оксюморон, анафора, эпифора, инверсия, синтаксический параллелизм. Понимание текста - процесс творческий Тема и основная мысль. Проблематика Диалог с текстом Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова Комплексный анализ текста. План схема комплексного анализа текста. Анализ отрывков из произведений М.Горького « Старуха Изергиль» и Чингиза Айтматова « И дольше века длится день» «Есть много книг о «хороших манерах». По Д. Лихачёву 21 22 23 24 25 26 «Миф о малограмотности Есенина». По Е. Е. Осетрову О духовности и духовной жизни. С. Соловейчик Имя человека – имя собственное. По В. В. Колесову «Как трудно быть учителем». По Ю Нагибину «Человек должен быть интеллигентен». По Д. С. Лихачёву Полонез Огинского. («На задворках нашего села…»). По В. Астафьеву 27 28 29 30 31 32 33 34 Рецензия Создание собственного текста в устной форме Создание собственного текста в письменной форме Редактирование Взаиморецензирование текстов Создание письменного высказывания в форме сочинения-рассуждения Критерии и нормативы оценки сочинения-рассуждения (задание 27 ЕГЭ) План сочинения-рассуждения. Комментарий основных мыслей автора 2 Практикум 2 2 1 1 Творческая мастерская Практикум Урок-семинар Урок-декламация 2 Практикум 2 Практикум 2 Практикум 2 Практикум 2 Практикум 2 Практикум 2 Практикум 2 Практикум 2 Практикум 2 Семинар 1 2 1 1 4 Творческая мастерская (работа в группах) Творческая мастерская (работа в группах) Урок-дискуссия Урок-дискуссия Творческая мастерская 2 Лекция с элементами беседы 4 Творческая мастерская (работа в группах) предложенного текста. Выражение позиции автора. Формулировка и аргументация собственной позиции.