МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования ГО Первоуральск МАОУ СОШ №10 Рассмотрено Утверждено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол №_1_от _31.08.2023__ приказом директора МАОУ СОШ №10 Приказ № _286-0__от 31.08.2023_ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вариативного курса «Теория и практика написания сочинения» для обучающихся 10 классов г. Первоуральск, 2023 ПРОГРАММА Вариативного курса «Теория и практика написания сочинения», 10 класс Пояснительная записка Рабочая программа вариативного курса по русскому языку для 10 класса создана на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: 1) М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., , 2011 г. 2) А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., Просвещение, 2013 г. Вариативный курс рассчитан на 34 часа 1 час в неделю Вариативный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи. Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературнотворческие способности у обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе части С ЕГЭ. Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства. В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются. Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений. Обучающиеся должны уметь: самостоятельно анализировать поэтическое произведение; самостоятельно анализировать эпизод; самостоятельно анализировать литературное произведение; подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя; составить конспекты критической или литературоведческой работы; самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д. Планируемые результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальныеи общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 3.Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности • у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма; • навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной теме; • - развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи; • знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, уметь применять такие коммуникативные умения: интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы; • уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме • выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; • уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинению-рассуждению; • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их; • владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения; • у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной теме ученик научится понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи. • будет знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, уметь применять следующие коммуникативные умения: интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы • будет уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме • будет свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм • уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинению-рассуждению • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их• научится владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения. Содержание обучения: 1. Структура и виды сочинений (23 часа) 2. Лингвистический анализ текста (12 часов) Календарно-тематическое планирование № 1 2-3 Тема Структура и виды сочинений: Что такое сочинение и каким оно должно быть. Основные требования к сочинению. Кол-во часов 1 час 2 часа дата план. дата факт. 4 Схема — анализ прозаического произведения. 1 час 5 6 Схема — анализ лирического произведения. Тема и основная мысль сочинения: - заглавие, тема и основная мысль сочинения; - способы раскрытия основной мысли; 1 час 1час 7 Тема и основная мысль сочинения: - эпиграф; - тема и жанр сочинения. Собирание и систематизация материала для сочинения: - простой и сложный план; - тезисы и конспекты; 1час 8 1 час 10-11 Собирание и систематизация материала для сочинения: - цитаты, ссылки, их оформление; - собирание материала по литературным источникам; - аннотация. Виды сочинения: отзыв 2 часа 12-13 Виды сочинения: рецензия 2 часа Технология написания сочинения: а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); б) заключение, виды; 2 часа Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: - индивидуальная характеристика героев; - сравнительная характеристика героев; 2 часа 9 14 15-16 1 час - групповая характеристика героев; 17-18 Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: - общий анализ литературного произведения; - анализ нескольких литературных произведений; 2 часа 19 Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: - анализ эпизода литературного произведения; Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: - образ автора; Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: - проблемно-обобщающий анализ литературного произведения. Классификация ошибок. Критерии оценок. 1 час 20 21 22 1 час 1 час 1 час Лингвистический анализ текста 23 24 Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание. Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие рассуждение. 1 час 1 час 25 Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие повествование. 1 час 26 27 28 Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. Стилистические фигуры: параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. 1 час 1 час 1 час 29 30 31 1 час 1 час 1 час 32-33 Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора. 2 час 34-35 Комплексный анализ текста 2 часа Список литературы 1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986. 2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997. 3. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973. 4. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998. 5. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000. 6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002. 7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986. 8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986. 9. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001. 10. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999. 11. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987. 12. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999. 13. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990. 14. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1999 ПРИЛОЖЕНИЕ Основные требования к сочинению Школьное сочинение имеет вполне конкретные цели: 1. проверить знание литературы. 2. умение анализировать художественное произведение. 3. грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа. Сочинение должно соответствовать: 1. Раскрытие темы. 2. Анализ художественной формы, эстетическая значимость произведения (почему классика, зачем изучаем). 3. Использование минимальной терминологии литературоведения. 4. Правильное логическое построение (V частей, их связь). 5. Стилевое оформление (сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему: выдвигается идея, мысль – следует доказательство: примеры из текста, анализ фрагментов текста, анализ образов; - собственные выводы. 6. Умелое использование знаний художественных текстов, литературно - критических работ, фактов литературной жизни (эпохи, направления, течения, кружки и т.д.), общей эрудиции. 7. Не забудьте высказать и отстоять свою точку зрения, свое отношение к рассматриваемому материалу. 8. Стилистическая и языковая грамотность. Схема анализа прозаического произведения I. «Выходные данные» 1. Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т.д. 2. Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла произведение литературная общественность и критика и т.д. II. Идейно - тематическая основа произведения 1. Структура содержания. 2. Тема, главная проблема и мысль. 3. Идея как авторское отношение к изображаемому. III. Основные герои, их портреты и характеры. IV. Специфика сюжета (количество сюжетных линий, степень напряженности, завязка, кульминация, развязка). V. Особенности моделирования реального мира 1. Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер). 1. Характер изображения истории и современности. VI. Авторская позиция в произведении. VII. Жанрово – родовая принадлежность, художественный метод и стиль. VIII. Языковая структура произведения (лексика, синтаксис, внутренний ритм). IX. Мое восприятие произведения. Схема анализа лирического произведения I. «Выходные данные»: 1. Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т.д. 2. Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, к кому был близок автор (литературные течения и направления), жанр произведения. II. Структура образов и развитие конфликтов: 1. Тема и идея произведения. 2. Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть). Композиция (возможное деление на части, их связь). 3. Система художественных образов стихотворения. Прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека и его чувствами. III. Основные особенности поэтического языка: 1. Тропы и фигуры: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор, инверсия, анафора, эпифора и т.д. 2. Языковой поуровневый анализ: а) поэтическая фонетика – ассонанс, аллитерация, звукопись. б) поэтическая лексика – синонимы, антонимы архаизмы, неологизмы фразеологизмы высокие слова старославянские, церковнославянские диалектизмы. в) использование явлений морфологии и синтаксиса: период, повтор, преобладание одних час гей речи обращение, восклицание, вопрос. IV. Ритм. Стихотворный размер: ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль. Рифма: мужская, женская, дактилическая и парная, перекрестная, кольцевая. V. Жанровое своеобразие (ода, гимн, сонет, романс, элегия, послание). VI. Черты лирического героя (настроение, состояние души). VII. Мое восприятие произведения. Лингвистический анализ текста. 1. Назвать род литературы, к которому принадлежит анализируемый текст: проза, поэзия, драма. 2. Указать тему (о чем) и основную мысль (идею) текста. 3. Определить жанр и его основные черты. 4. Выявить особенности организации (строения) анализируемого отрывка: наличие/отсутствие абзацев в прозаическом тексте, их начало и конец, смысловая особенность; количество строф, их построение, начало и конец; стихотворный размер, ритмика поэтического произведения; соотношение реплик и ремарок, длина реплик, их смысловое соответствие и взаимосвязь в драматическом произведении; 5. Произвести анализ каждой строки (строфы, реплики) по плану: фонетическая организация и ее особенности («звукопись», т.е. наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов или их очевидное отсутствие); морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему; в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий; роль прилагательных и наречий при конкретизации названого существительными или глаголами предмета речи и его действия, состояния); синтаксическая организация (сложные и простые предложения, однотипность/разнотипность частей сложного предложения; наличие союзов и их роль; повторы или пропуски слов и их значение; связь слов в тексте; использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений); образный речевой строй (употребление слов в переносных значениях: использование метафор, в том числе олицетворения, овеществления; использование метонимий, в том числе синекдохи; стилистические фигуры и тропы; приемы, например, градация); употребление стилистически окрашенной лексики (книжные просторечные, разговорные и др.); особенности языка данного автора (излюбленные фразеологизмы, создание индивидуально-авторских неологизмов, опорные ключевые слова). 6. Использовать метод стилистического эксперимента (искусственно заменить, предложив свой вариант слова, словосочетания, оборота, конструкции, порядок частей) для доказательства целесообразности отбора автором и точности применения именно тех изобразительно-выразительных средств, которые служат в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи). План – схема рецензии I. Представление книги, библиографические данные: 1. Когда и где вышла книга, ее адресат, автор. 2. История создания произведения. 3. Немного об авторе, его судьбе в период создания произведения. II. Название произведения, его смысл. III. Краткий пересказ содержания (сюжет) от 3 л., события, поступки героев. IV. Тема произведения, главная мысль – идея, как раскрывается это автором (обратить внимание на начало содержания и эпилог, какие изменения происходят). V. Анализ понравившегося эпизода книги. Почему на них обратил внимание? VI. Кто действующие лица (герои), отношение к ним автора, ваше отношение к героям. VII. VIII. IX. X. 1. 2. Какова композиция произведения, как она помогает в раскрытии идеи, темы. В чем художественное своеобразие книги, языка произведения, какими художественными средствами автор достигает выразительности? Традиции и новаторство писателя в создании образов, стиль писателя (особенности). Ваша субъективная оценка произведения: Что написано хорошо. Что недостаточно убедительно, не совсем удачно, недостаточно понятно и раскрыто. Рецензия библиография, презентация книги пересказ, содержание, сюжет, композиция, поступки и характер героев анализ текста; проблемы, идея, эпизоды анализ формы, средства художественной выразительности традиции, новаторство Высказывание собственного мнения, рассуждение, собственный анализ Цитирование 1. Цитата – дословная передача чужой речи. 1. При цитировании необходимо дословно передавать текст, замена слов не допускается. 2. Цитатами лучше не злоупотреблять. Цитата необходима не просто для того, чтобы подготовить вашу мысль, а она призвана ее дополнить. 3. Прозаический текст лучше передавать своими словами, т.е. косвенная речь = СПП. 2. Знаки препинания при цитировании: а) цитата = прямая речь * А : «С» б) если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием на месте пропуска * А.М.Горький писал, что «Поэты до Пушкина совершенно не знали народ, <...>, редко писали о нем». в) если цитата оформляется как ССП с союзом что, то первая буква цитаты строчная * А.М.Горький писал, что «следуя правде жизни, по эт не мог наделить своего героя всем, что нашел в своей душе, а если бы он сделал это - Печорин был бы не правдив». г) если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит ... или !, то после них ставятся кавычки и точка * А.М.Горький в одной из своих статей писал, что «Руд и и - это и Бакунин, и Герцен, и отчасти и сам Тургенев ...». д) цитирование стихов может быть и в столбик, и в строчку: 1. если в строчку, то перед цитатой ставится: «» и каждая стихотворная строка начинается с большой буквы, сохраняются авторские знаки препинания * Пушкин в своем стихотворении обращается к любимой женщине: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, То ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.». 2. если столбиком, то ставится : и пишется с большой буквы * Лермонтов говорит о душевном состоянии своего героя: А он, мятежный, просит бури, Как будто в буре есть покой… Как правильно выбрать тему сочинении Для начала необходимо ответить на несколько вопросов: знаю ли я материал; интересна ли мне эта тема; понимаю ли я смысл этой темы (о чем писать); есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобный материал; успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы). !!! Хочу предупредить – свободная тема – самая опасная. Она требует не только прекрасного и уверенного знания внепрограммной литературы, она требует и абсолютной свободы общения с пером. В общем, эта тема – для людей, имеющих опыт и навык собственного письма. Состав сочинения: введение (В) основная часть (ОЧ) заключение (З) 1 – 1,5 стр. 4 – 5 стр. 1 – 1,5 стр. В + З = 1/3 Vсочинения 6 – 8 стр. (3 – 4 листа) Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению: 1. Историческое введение, («жизнь в те еще годы»): это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально – экономических, нравственных, политических, культурных сторон. Например: тема «Социально-философская проблематика спора «отцов и детей» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). 2. Аналитическое введение. Анализ центрального понятия темы сочинения. Например: «Народность поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (размышление о том, что такое народность), «Милосердие и жестокость на страницах произведения советских писателей» (размышление о том, что есть милосердие и жестокость). 3. 4. 5. 6. 7. Биографическое введение. Факты биографии жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. Например: «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина» (вспомнить о «лицейском братстве», о женщинах – идеалах). «Мое восприятие лирического произведения» (см. план – анализ). Сравнительное введение. Необходимо вспомнить предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения. Например: «Тема Родины в лирике ...» «Тема назначения поэта в поэзии...» «Нравственные искания героев романа...» «Тема «маленького человека»…» «Тема «лишнего человека»...» Характеристика произведения. Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать лучше с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. Например: «Образы Чацкого и Молчалина в комедии Л.С.Грибоедова «Горе от ума», «Образы Онегина и Ленского в романе Л.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Образы Обломова и Штольца в романе И. Гончарова «Обломов». «Лиричность» введения». Увязать тему сочинения с личным жизненным или духовным опытом. «Ах, как я люблю (ф. и. поэта или писателя)» Далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество. Перекличка с современностью. «В наше время, когда ... особенно большую роль играет» Например: 1. 2. 3. 4. темы о нравственности об экологии о патриотизме о гуманизме современная литература Основные правила написания заключения Обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора. Выводы связываются с развитием современной литературы. Если тема общая, то целесообразно закончить повторением теоретического понятия, подтверждая своими выводами. Типы сочинений по темам № пп Тип сочинения Пример темы Что требуется 1. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. 2.«Мертвые души» – гениальная сатира на крепостную Русь. Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость в русской литературе. 1. Анализ целого литературного произведения. 2 Анализ 1. В чем трагедия Раскрыть идейную литературного героя. Печорина? сущность образа, показать 2. Трагизм образа Базарова. средства его художественного воплощения (черты характера, анализ поступков, внутренние моно логи и споры с другими героями и т.д.) Анализ 1. Мастерство Н.В.Гоголя - Провести литературный художественной сатирика в «Ревизоре». анализ художественных формы. 2. Мастерство средств. А.С.Грибоедова в обрисовке характеров и развитие действия в комедии «Горе от ума». 3. 4. Анализ образа автора. 5. Анализ лирического 1 .Образ автора в романе «Евгений Онегин. 2. Образ автора в поэме «Мертвые души». 3.Автор и его герой в романе «Отцы и дети». 1. «Я памятник себе Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку. На основании образа О чем писать Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство. Избегать: простого пересказа произведения. Использовать понятия: литературный тип, типичный характер, портрет, речевая характеристика. Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык. Использовать понятие: образ автора. Разобрать существо героя (в поэзии). По количеству предметов и способу рассуждения 6. Простая. воздвиг нерукотворный». лирическогогероя дать 2. Бунтующая личность в целостное представление о поэзии М.Ю.Лермонтова. творчестве поэта. 3. «Я лиру посвятил народу своему». понятия «лирический герой» (чувства, мысли, настроения, переживания героя как отражение мировоззрения самого поэта). 1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин». 2. Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов». Посмотреть на предмет с разных точек зрения. 7. Проблемная. 1. «Татьяна, русская душой…» (А.С.Пушкин). 8. Сопоставитель-ная 9. Обобщающая 1.Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин». 2. Чацкий и Молчалин. 3.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 4. Обломов и Штольц. 5. Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина. 1. «Лишние люди в Свободное всестороннее описание образа: внешность, характер, увлечения, оценка героями, самооценка, типичность или особенность, место в произведении (для чего нужен). Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме («русская душой). Сопоставительный анализ образов (произведений, авторов, проблем и пр.), определение их сходства и различия. Необходимо понять существо проблемы, поставленной в заголовке. Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (сходство и различия), сделать выводы. Обобщающее рассуждение Вести 10. Проблемно – обобщающая изображении классиков первой половины XIX в. 2. Образы «новых людей» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?». 3. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души». 1. Проблема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. 2. Природа и человек в современной литературе. 3. Нравственные проблемы рассказов В.Шукшина. 4.Идейно-философская проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. о нескольких сходных сопоставление, предметах (упор на общие сделать вывод. качества, что объединяет в целое). Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной темы – проблемы (начало – выступление: общее рассуждение о проблеме и её значимости и приемственности в литературе). Раскрыть существо проблемы и вести сопоставление не менее чем на 2-х произведениях, если нет оговорки в теме «на примере одного произведения». Классификации ошибок Ошибки в содержании: Ф – фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.). [] – лишняя часть слово, выражение. V – пропуск мысли, слова, выражения. Z – не выделен абзац (новая часть, мысль). ЛИ – нарушена логическая последовательность. Речевые ошибки Р – нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении: а) употребление слова в несвойственном ему значении * П.Корчагин – зачинщик соревнования. /инициатор/ б) нарушение лексической сочетаемости * Образ Печорина противоречив. /характер/ в) употребление лишнего слова (плеоназм) * Бесчисленное множество. г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология) I. 1. 2. * В рассказе «Бежин луг» рассказывается /повествуется/ д) повторы *Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ... е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов) * Попечитель богоугодных заведений подлизывается /ведет себя заискивающе/ ж) смешение лексики разных исторических эпох * На богатырях кольчуги, брюки, варежки. II. Ошибки на письме: 1. Орфографические –│ – в написании слов 2. Пунктуационные –V – знаки препинания. 3. Грамматические –Г – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.; б) несогласование в числе сущ. + глагол; в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения. Основные критерии оценки Оценка «5» «4» «3» Содержание 1. допускается 1 недочет (Л) и 1-2 (Р) 2. тема раскрыта полность 3. богатый язык, единство стиля 1. допускается 2 недочета (Л) не более 3-4 (Р) 2. есть недочеты в раскрытии речи 1. допускается не более 4 (Л) и 5 (Р) 2. в работе допущены существенные отклонения от темы Грамотность Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 (V) или 1 (Г) 1. 2 (│) и 2 (V) 2. 1 (│) и 5 (V) 3. 4 (V) 4. 2 (Г) + 2 (│) 5. 2 (Г) + 4 (V) всего │ + V + Г – 4 1. 4 (│) и 4 (V) 2. 3 (│) и 5 (V) 3. отсутствуют собственные выводы, личная точка зрения и 3. 7 (V) высказывания 4. 4 (Г) + 2 (│) 4. беден словарь и обнообразны синтаксические конструкции, 5. 4 (Г) + 2 (V) встречается неправильное словоупотребление всего │ + V + Г – 6 1. работа не сответствует теме 5 (│) и 5 (V) «2» 2. допущено много (Ф) всего │ + V + Г – 7 3. более 4 (Л) и более 5 (Р) 1. При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки: 1). При переносе слов 2). Авторская пунктуация. 3). Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает). 2. Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно. З. Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. 4. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл. 4. Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений. План - схема анализа эпизода художественного текста (литературоведческий) 1. Определить автора и название произведения, место отрывка в произведении. 2. Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно – образным содержанием. 1. Отразить авторскую позицию, образ автора. 3. Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально – авторского стиля. 4. Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно – выразительные средства.