География -8

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 10 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО предметов

Приказом директора
МАОУ СОШ №10

естественно-научного цикла
Протокол №1
от «31» августа 2023 г.

Приказ №286 – О
от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа учебного предмета
география
8 класс
Основного общего образования

Первоуральск, 2023

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального
государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, с Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами
начального и основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ,
составлена на основе авторской программы
В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной и
ориентирована на работу по УМК «Полярная звезда».
- примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- Примерной программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). География 5-9 кл.
Москва, «Просвещение», 2014 г.
Общая характеристика учебного курса
Предмет: География.
Класс: 8 класс
Количество часов: за год: 68 часов, в неделю: 2 часа
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе и
изучается в 8-м и 9-м классах. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному
стандарту в области географии и концепции географического образования на уровне основного общего
образования. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных обучающимися в 6–7-х
классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на
новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географиюродной страны. Особое значение этого
курса определяется тем, что он завершает курс географического образования на уровне основного общего
образования. Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний,
формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение обучающихся, имеет
огромное воспитательное значение.
Цель: создать у обучающихся целостное географическое представление о своей Родине.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно - методические задачи:
дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашейРодины;

сформировать необходимые географические умения и навыки;

воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории,
культуры, понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;

воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
УМК для учителя и обучающихся:
1.
Учебник «География. 8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева и
др. М. – Просвещение. 2019 год.
2.
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная
звезда).
3.
Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения географии в основной школе является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам
поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты
Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в
современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих
ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов,
толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания
учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей
познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной
деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя
ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся
критериев, различая результат и способы действий.

в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации
неуспеха;.

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения
нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;


в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты, гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии
продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и
презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к
понятию с большим объёмом;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и
представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты, гипотезы, аксиомы, теории; для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения
своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные
задания учебника, нацеленные на:

осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных
регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных
социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Личностные УУД:

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты
Земля, житель конкретного региона);

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и
рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Предметными результатами изучения курса «География» являются:

осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий
территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической
ситуации, степени урбанизации.

использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.

использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и
др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.

понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству
жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной
политике.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»
Особенности географического положения России
Выпускник научится:

различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и
исключительной экономической зоной России;

оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности
природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практикоориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные
мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной
коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных
регионов;

сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с
глобальными изменениями климата.
Население России
Выпускник научится:

различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения
России и отдельных регионов и стран;

анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и
уровне жизни населения;

сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и
религиозному составу;

объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения
России и ее отдельных регионов;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера,
узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре,
трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности
населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Особенности географического положения России

Географическое положение России. Территория и аквато- рия. Государственная территория России.
Географическое поло- жение страны, его виды. Особенности географического поло- жения России, его сравнение с
географическим положением
других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы,
воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, дек- ретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей.
Опре- деление поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных истори- ческих этапах.
Современное административно-территориальное уст- ройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Раздел 2. Россияне.
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами.
Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие
население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения чис- ленности населения России и её
отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Свое- образие полового и возрастного состава населения
России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая про- должительность жизни мужского и женского
населения России. Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как
специфический фак- тор формирования и развития России. Определение по ста- тистическим материалам крупнейших по
численности наро- дов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с
политико-административ- ным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных
аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности размещения
населения России. Географи- ческие особенности размещения населения: их обусловлен- ность природными,
историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское
население. Крупнейшие города и городские агло- мерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сель- ские
поселения. Определение и сравнение показателей соот- ношения городского и сельского населения в разных частях
страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы мигра- ции на территории страны. Причины миграций и
основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим

материалам показате- лей миграционного прироста для отдельных территорий России. Человеческий капитал страны.
Понятие человеческого ка- питала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность
распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и
уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Раздел 3. Природа России
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал
и эколо- гический потенциал России. Оценка и проблемы рациональ- ного использования природных ресурсов. Основные
ресурс- ные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного
потенциала раз- личных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на
территории России. Особенности геологического строения России: основ- ные тектонические структуры. Основные
формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выяв- ление зависимости между
тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие
рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения.
Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и пробле- мы их рационального использования.
Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его
современного развития на при- мере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определя- ющие климат России: влияние географической широты,
под- стилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Опре- деление по картам закономерностей распределения
солнечной радиации, средних температур января и июля, годового коли- чества осадков, испаряемости по территории
страны. Клима- тические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для
различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище,
одежду, спо- собы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на
территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оцен- ка основных климатических показателей
одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Ме- тоды изучения и прогнозирования климатических
явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам
океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости меж- ду режимом, характером течения рек, рельефом
и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения,
лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление

характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, опре- деление возможностей её
хозяйственного использования.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение
законо- мерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на
территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения
качества вод- ных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и
водные ресур- сы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные
типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного
использо- вания. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресур- сы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных
условиях изменения других компонентов природного комплек- са. Биологические ресурсы, их рациональное
использование. Меры по охране растительного и животного мира. Раститель- ный и животный мир своего региона и
своей местности.
Раздел 4. Природно-хозяйственные зоны
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйствен- ные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность
их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и
пус- тынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных
природ- ных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо
охраня- емые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Раздел 5. Хозяйство России
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства
страны, факторы их формирования и развития. Экономико - географическое положение России как фактор развития её
хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала
по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона

Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые
комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная
промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов.
Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и
охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и
статистическим материалам. Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей
трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения
предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры.
Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.
География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана
окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.
География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатыва- ющие комплексы. Лесная промышленность и
охрана окружа- ющей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и
значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные
ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледе- лие и животноводство: география основных
отраслей. Опреде- ление по картам и эколого-климатическим показателям основ- ных районов выращивания зерновых и
технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в
хозяйстве. Фак- торы размещения предприятий. География важнейших отрас- лей: основные районы и центры.
Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприя- тий. География важнейших отраслей: основные районы и цен- тры. Лёгкая
промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав,
место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии
связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Учебно-тематический план
Количество часов
Тема
всего

практические работы

1.

Россия в мире

6

2

2.

Россияне

12

3

3.

Природа России.

19

5

4.

Природно-хозяйственные зоны

7

1

5.

Хозяйство

24

5

Всего:

68

17

Кон
тро
льн
ые
раб
оты
0
1
1
1
2
5

ПОУРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание учебного
предмета

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Тематическое планирование

Тема 1. Россия в мире (6 ч)
Географическое положение России. Границы
России

Россия на карте мира. Особенности географического
положения
России, его
сравнение с географическим положением
других государств. Территория и акватория. Площадь России. Крайние
точки.
Место России среди других государств
мира. Место России в Европе и в Азии.
Государственные границы России. Морские и сухопутные границы

Выявлять особенности географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое
положение России. Сравнивать географическое
положение и размеры государственной территории России с географическим положением
и размерами территорий других государств.
Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам
и наносить их на контурную карту. Сравнивать
морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.
Искать и отбирать информацию, рационально
использовать инструменты и технические средства информационных технологий

Обсуждение проблемного вопроса: есть ли
страны холоднее, чем Россия?

Выявлять влияние географического положения
России на её климат и жизнь россиян. Сравнивать по географическому положению свой
район с более северными и более южными
районами-соседями. Оценивать выгоды геогра-

Россия на карте часовых поясов

Часовые пояса. Местное, поясное, декретное время: роль в хозяйстве и жизни
людей. Линия перемены дат.
Практическая работа. Определение поясного времени для разных городов России

Определять положение России на карте часовых поясов. Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Определять разницу между временем данного часового пояса и московским временем.
Объяснять роль поясного, декретного времени
в хозяйстве и жизни людей

Районирование России.
Современное административно -территориальное устройство страны

Основные природные ориентиры на физической карте России. Районирование.
Принципы и виды районирования России. Анализ разных видов районирования.
Географические, природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. Федеративное
устройство страны. Субъекты Российской
Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практическая работа. Анализ административно-территориального деления России

Ориентироваться по физической карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком. Выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления РФ.
Определять субъекты РФ и их столицы по
политико-административной карте РФ. Определять по карте состав и границы федеральных
округов. Наносить на контурную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры. Обозначать на контурной карте границы
федеральных округов, подписывать их названия
и центры. Сопоставлять информацию из разных источников

История освоения и заселения территории России

Формирование и освоение территории
России. Заселение территории России.
Вклад исследователей, путешественников

Выявлять особенности формирования государственной территории России, её заселения и хозяйственного освоения на разных

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

фического положения России с учётом её северного положения. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Содержание учебного
предмета

в освоение территории России. Русские
землепроходцы и исследователи — Ермак,
И. Москвитин, В. Поярков,
С. Дежнёв,
Е. Хабаров, В. Беринг, А. Чириков, С. Крашенинников. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах

исторических этапах. Выявлять зависимость
между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями её заселения и хозяйственного
освоения. Систематизировать знания об освоении территории России с древнейших времён
до наших дней в таблице. Подготавливать
и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Национальное богатство России. Особенности природных ресурсов России, их
основные виды. Окружающая среда. Всемирное природное и культурное наследие
России

Оценивать национальное богатство страны и её
природно-ресурсный капитал. Наносить на контурную карту объекты природного и культурного наследия России. Подготавливать и обсуждать презентации об объектах природного
и культурного наследия страны (по выбору)

Тема 2. Россияне (12 ч)
Численность населения
России

Численность населения России. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Темпы роста численности населения
России в разные исторические периоды.

Определять место России в мире по численности населения на основе анализа статистических данных. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России
в разных частях страны, в своём регионе по

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Природно-ресурсный
капитал России. Всемирное природное и
культурное наследие

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Тематическое планирование

Особенности воспроизводства населения России

Воспроизводство населения России, его
особенности. Воспроизводство населения
в различные исторические периоды. Типы
воспроизводства: архетип, традиционный
и современный. Особенности воспроизводства населения в различных районах
России

Анализировать график рождаемости и смертности населения России в ХХ в. Сравнивать
особенности традиционного и современного
типов воспроизводства населения. Сравнивать
показатели воспроизводства населения в разных регионах России по статистическим данным. Сравнивать показатели воспроизводства
населения России с показателями воспроизводства населения других стран мира. Устанавливать причинно-следственные связи; строить
логическое рассуждение

Половой и возрастной
состав населения России

Своеобразие половозрастной структуры
населения России и факторы, её определяющие. Демографическая ситуация. Демографическая ситуация в регионах России.

Выявлять факторы, определяющие соотношение
мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой и возрастной состав населения
России по статистическим данным. Строить

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

статистическим данным. Наблюдать динамику
численности населения на основе анализа графика «Темпы роста населения России и демографические кризисы в разные периоды».
Строить и анализировать график изменения
численности населения в своём регионе по статистическим данным.

Содержание учебного
предмета

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Средняя прогнозируемая продолжительность жизни.

логическое рассуждение и устанавливать связи
и обобщения на примере карт и диаграмм. Подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую
продолжительность жизни.

Практическая работа. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения различных регионов
России.

Сравнивать
среднюю
прогнозируемую
продолжительность жизни мужчин и женщин в
России и в других странах мира
по
статистическим данным

Пр.р. Анализ половозрастных пирамид
регионов России

Сравнивать половозрастные пирамиды разных
территорий России, своего региона

Этнос. Этническая территория. Этническая
структура регионов России. Россия —
многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.
Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов,
сопоставление карты народов с картой
политико-административного деления России. Национальный состав. Языковая семья.
Языковая группа. Значение русского языка
для народов России. Использование географических знаний для анализа межна-

Определять по статистическим данным крупнейшие по численности народы России. Определять по карте особенности размещения народов России и сопоставлять географию крупнейших народов с политико-административным
делением РФ. Определять основные языковые
семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская,
уральская) и группы народов России. Определять современный религиозный состав населения России, главные районы распространения
христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России. Наносить
на контурную карту крупнейшие религиозные

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Народы и религии России

Тематическое планирование

центры российского православия, ислама, буддизма. Осознавать свою этническую принадлежность. Формировать осознанное, доброжелательное отношение к традициям, языкам, ценностям народов России

Особенности размещения населения России

Географические особенности размещения
населения России. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения, или главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения

Выявлять факторы, влияющие на размещение
населения России. Выявлять по картам плотности населения, физической и другим тематическим картам закономерности размещения
населения России. Анализировать карту плотности населения, выделять территории с высокой и низкой плотностью населения. Сопоставлять показатели плотности населения своего
региона с показателями плотности населения
других регионов России. Наносить на контурную карту главную полосу расселения и хозяйственного освоения, зону Крайнего Севера.
Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере разных
источников информации

Города и сельские поселения. Урбанизация

Типы поселений. Города и сельские поселения. Городской и сельский образ жизни. Урбанизация. Влияние урбанизации на
окружающую среду. Городские агломерации. Типы городов России. Сельская местность. Функции сельской местности. Сельская местность как зона рекреации

Определять типы поселений России и своего
региона. Характеризовать различия городского
и сельского образа жизни. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по
статистическим данным. Выявлять особенности
урбанизации в Росии (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определять

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

циональных отношений. Особенности географии религий в России

Содержание учебного
предмета

Тематическое планирование

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Миграции населения
России

Миграции: причины, направления и их
типы. Мигранты. Основные направления
миграционных потоков на разных этапах
развития страны. Миграции — один из

Определять типы и причины внутренних
и внешних миграций. Подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

территории России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по
тематической карте. Подготавливать и проводить презентации о влиянии урбанизации на
окружающую среду. Определять типы городов
России по численности населения, функциям,
роли в жизни страны. Определять типы городов
своего региона. Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России. Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов страны. Определять типы сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Организовывать
и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере
разных источников информации. Рационально
использовать инструменты и технические средства информационных технологий

исторического развития России. Определять
основные направления современных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определять территории России
с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим
данным. Выявлять на основе анализа карты
влияние миграций на изменение численности
населения регионов России. Интерпретировать
и обобщать информацию. При работе в паре
или группе обмениваться с партнёром важной
информацией, участвовать в обсуждении

Трудовые ресурсы. Трудоспособный возраст. Экономически активное население.
Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны.
Безработица. География и причины безработицы. Рынок труда. Требования к соискателю на рынке труда. Рынок труда и трудовые ресурсы родного края. Человеческий
капитал — главное богатство страны

Анализировать схему состава трудовых ресурсов
и экономически активного населения России.
Сравнивать по статистическим данным величину трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира.
Выявлять особенности рынка труда своего места
проживания. Уметь применять схемы для объяснения сути процессов и явлений. При работе
в паре или группе обмениваться с партнёром
важной информацией, участвовать в обсуждении

Контрольная работа
Тема 3. Природа России (19 ч)
Геологическое
строение, рельеф и полезные
ископаемые

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая
шкала. Эпохи складчатости. Геологическая
карта

Определять основные этапы формирования
земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице.
Определять по карте возраст наиболее древних

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Трудовые ресурсы и экономически активное население

факторов этнических процессов. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
Практическая работа. Определение на
основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков в России

Содержание учебного
предмета

Тематическое планирование

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Рельеф: тектоническая основа. Влияние
внутренних сил на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Платформы и геосинклинали. Щиты и плиты.
Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории
России. Тектонические структуры. Связь
рельефа с тектоническим строением территории. Описание рельефа по карте

Определять особенности рельефа России по
физической карте. Наносить на контурную
карту основные формы рельефа страны. Определять основные тектонические структуры на
территории страны по тектонической карте
России. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической
и тектонической картам. Составлять описание
рельефа по карте

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание.
Эрозия. Древнее и современное оледенения. Многолетняя мерзлота. Влияние
человеческой деятельности на рельеф и её
последствия. Изучение закономерностей

Выявлять внешние процессы, оказывающие
влияние на формирование рельефа страны.
Определять взаимосвязь внешних и внутренних
процессов, формирующих рельеф. Определять
по карте основные центры оледенений, районы распространения многолетней мерзлоты.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

участков на территории России. Определять по
карте, в какие эпохи складчатости возникли
горы России. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией. Строить логическое рассуждение
и устанавливать связи и обобщения

Объяснять влияние человеческой деятельности
на рельеф. Определять и объяснять особенности рельефа своего региона. Устанавливать
причинно-следственные связи. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы. Использовать инструменты и технические
средства информационных технологий

Полезные ископаемые России. Рудные
и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых
и проблемы их рационального использования. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Стихийные природные явления на
территории России, связанные с земной
корой: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, оползни, просадки
грунта.
Практическая работа. Выявление взаимосвязи между строением земной коры,
рельефом и полезными ископаемыми России

Выявлять зависимость между тектоническим
строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сопоставления
физической карты России и карты строения
земной коры. Наносить на контурную карту
месторождения полезных ископаемых. В паре
с одноклассником формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных
ископаемых. Определять территории распространения стихийных природных явлений по
физической и тематическим картам. Подготавливать и обсуждать презентации о различных
видах стихийных природных явлений в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями. Объяснять взаимозависимости между особенностями
литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России. Уметь планировать
последовательность и способ действий при
работе с картографической и текстовой информацией

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

формирования рельефа и его современного
развития на примере своего региона
и своей местности

Содержание учебного
предмета

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Систематизация информации о полезных
ископаемых России

Анализировать и систематизировать информацию о полезных ископаемых России. Подготавливать доклады (презентации, сообщения, аналитические справки, статьи и т. д.) о полезных
ископаемых России и проблемах их рационального использования. Работать индивидуально
или в группе, обсуждать с одноклассниками
полученные результаты

Солнечная радиация. Суммарная солнечная радиация. Радиационный баланс. Зависимость поступления солнечной радиации
от широты местности. Изменения солнечной радиации по сезонам года. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации по территории
страны

Выявлять факторы, определяющие климат России. Выявлять закономерности распределения
солнечной радиации по территории России.
Определять по карте количество суммарной
солнечной радиации и радиационного баланса
для разных районов и городов России. Анализировать карту «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах». Объяснять изменение
количества солнечной радиации в зависимости
от географической широты и сезонов года

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы
над территорией России, их типы. Западный перенос воздушных масс. Влияние
соседних территорий на климат России.
Атмосферный фронт. Тёплый и холодный
атмосферные фронты. Циклон и антициклон

Выявлять типы воздушных масс, влияющих на
климат России. Наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе и своей местности. Объяснять влияние соседних территорий на
климат России. Объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и анти-

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Климат и климатические ресурсы. Факторы,
определяющие климат
России

Тематическое планирование

Климатические пояса и
типы климатов России

Влияние на климат России её географического положения и морских течений. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Определение по картам
закономерностей распределения средних
температур января и июля, среднегодового
количества осадков. Синоптическая карта

Выявлять факторы, определяющие климат России. Раскрывать влияние географического положения и морских течений на климат России.
Определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние температуры
января и июля, среднегодовое количество осадков) для разных населённых пунктов. Определять по синоптической карте особенности погоды для разных пунктов. Строить логическое
рассуждение и устанавливать связи и
обобщения

Пр.р. Оценка климатических
условий
России на основе анализа различных
источников информации

Анализировать карту климатических поясов
и областей России, климатодиаграммы для разных населённых пунктов России. Выявлять
закономерности распределения климатических
показателей в зависимости от климатических
поясов. Определять по карте районы распространения разных типов климата на территории
страны. Обозначать на контурной карте границы климатических поясов; пункты, в которых
были зафиксированы самая высокая и самая
низкая температуры воздуха, самое большое
и самое маленькое количество осадков. Определять тип климата по описанию. Составлять

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

циклонов. Наблюдать за изменениями погоды
в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов
и антициклонов

Содержание учебного
предмета

Тематическое планирование

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Влияние климата на
жизнь и здоровье человека. Климат и хозяйственная деятельность
людей. Неблагоприятные климатические явления

Комфортность климата. Влияние климатических условий на жизнь и здоровье
человека. Способы адаптации человека
к различным климатическим условиям на
территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Коэффициент
увлажнения. Агроклиматические ресурсы.
Учёт климатических условий в жилищном
строительстве. Неблагоприятные климатические явления. Прогнозирование и изучение климатических явлений.

Оценивать климатические условия отдельных
регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности
населения. Выявлять по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» территории с наиболее и наименее благоприятными
для проживания людей условиями. Подготавливать и обсуждать презентации о воздействии климатических условий на человека (быт,
жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям. Определять особенности климата своего региона и способы
адаптации человека к данным климатическим
условиям. Определять коэффициент увлажнения для различных территорий России.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

характеристику одной из климатических областей по плану. Анализировать график годовых
амплитуд температуры воздуха. Выявлять особенности распределения температуры и осадков
в своём регионе. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией. Строить логическое рассуждение и устанавливать
связи и обобщения

Практическая работа. Оценка климата
одного из регионов России как фактора
развития хозяйства и условий жизни населения

Определять
районы их распространения на
территории страны по тематическим картам.
Систематизировать зна- ния о неблагоприятных
климатических
явлениях
в
таблице.
Подготавливать и обсуждать презен- тации о
роли методов изучения и прогнозиро- вания
климатических явлений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Обсуждать
проблемы изменения климата под влиянием
естественных
и
антропогенных
факторов.
Оценивать агроклиматические ресурсы своего
региона для развития сельского хозяйства.

Моря, омывающие территорию России

Россия — морская держава. Отличие моря
от океана. Принадлежность российских
морей к бассейнам трёх океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого и области внутреннего стока. Особенности российских морей. Ресурсы морей
и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические
проблемы морей. Северный морской путь

Выявлять особенности морей России. Наносить на контурную карту моря, омывающие
берега России, Северный морской путь, крупные порты. Составлять описание моря по плану. Сравнивать моря на основе
физической
карты. Подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России
Северного морского пути

Внутренние воды и водные ресурсы России

Виды вод суши на территории страны.
Водоносность реки. Важнейшие характеристики реки: расход воды, годовой сток,

Определять состав внутренних вод на территории России. Определять типы питания, режим,
годовой сток, принадлежность рек к бассейнам

Содержание учебного
предмета

Тематическое планирование

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
океанов по тематическим картам. Наносить на
контурную карту речные системы и их водоразделы. Подготавливать и обсуждать презентации
об опасных явлениях, связанных с водами, и их
предупреждении. Выявлять зависимость между
режимом, характером течения рек, рельефом
и климатом по тематическим картам.

Практическая работа. Составление сравнительной характеристики рек европейской и азиатской частей России

Состав- лять описание одной из рек
по
типовому пла- ну. Определять падение и уклон
рек
России
(по
выбору).
Использовать
инструменты
и
технические
средства
информационных технологий

Озёра России и закономерности их размещения. Крупнейшие озёра России, их
происхождение. Болота. Распространение
болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианские бассейны. Ледники. Значение ледников. Внутренние воды и водные ресурсы
своего региона

Определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам. Наносить
на контурную карту крупные озёра России.
Определять по физической и тематическим картам и наносить на контурную карту основные районы распространения болот, горного
и покровного оледенений, многолетней мерзлоты. Составлять описание одного из наиболее
крупных озёр по плану. Уметь планировать
последовательность и способ действий
при
работе с картографической и текстовой инфор-

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

падение и уклон. Зависимость падения
и уклона реки от рельефа. Реки России
и их особенности. Типы питания рек.
Режим реки. Выявление зависимости питания и режима рек от климата. Принадлежность рек к бассейнам океанов и области
внутреннего стока. Характеристика крупнейших рек России. Опасные явления,
связанные с водами (сели, наводнения,
паводки), и их предупреждение. Определение падения и уклона реки.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Неравномерность распределения
водных ресурсов

Почва и
ресурсы

почвенные

Значение рек в жизни общества. Использование рек человеком. Охрана речных
вод.
Неравномерность
распределения водных ресурсов. Рост
их потребления и загрязнения. Оценка
обеспеченности
водными
ресурсами
крупных
регионов страны.
Единая
глубоководная
система
европейской
части России. Морские пути и их
значение для развития страны. Крупнейшие морские и речные порты
России.

Подготавливать
и
обсуждать
презентации
о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства России, своего региона. Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её
отдельных территорий, своего региона. Определять особенности использования внутренних
вод своего региона. Определять пути охраны и
рационального использования водных ресур- сов.
Наносить на контурную карту крупнейшие
морские и речные порты России

Преобразование рек человеком. Водохранилища. Строительство ГЭС. Экологические проблемы

Систематизировать информацию о преобразовании рек человеком. Устанавливать причинноследственные связи. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в
паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении

Почва — особое природное тело. Строение почвы. Механический состав и структура почвы. Факторы почвообразования.
Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Зональность почв. Размещение основных типов почв на территории России. Почвы своего края, выявление их свойств и особенностей
хозяй-ственного использования.

Определять механический состав и структуру
почв, их различие. Выделять на типовой схеме
почвенного профиля основные слои почвы,
их особенности. Выявлять основные факторы
почвообразования. Определять по тематической
карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории
страны. Наносить на контурную карту основные типы почв России. Определять почвенные

Практическая
работа.
Составление
характеристики почвенных ресурсов своей
местности

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

мацией. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении

Контрольная работа

Содержание учебного
предмета

Тематическое планирование

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7 ч)
Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического
положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения. Экологические проблемы
Лесные зоны: тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная
держава. Значение леса для человека
и хозяйства страны. Особенности таёжной
зоны и зоны смешанных и широколиственных лесов. Географическое положение. Климат. Растительный и животный
мир. Занятия населения. Особенности.
Охрана лесных ресурсов России

Выявлять особенности географического положения, климата, растительного и животного мира, занятий населения природных зон. Наносить на контурную карту границы природных
зон и высотную поясность, условными знаками
показывать их природные ресурсы. Сравнивать
географическое положение различных природных зон. Подготавливать и обсуждать презентации об особо охраняемых территориях лесных
зон. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в разных природных зонах на
основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов
в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому
плану. Определять особенности распространения

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Характеристика природных зон. Природные
ресурсы зон, их использование и экологические проблемы

ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами
хозяйственной деятельности. Выявлять причинно-следственные связи между географическим
положением и характером высотной поясности
различных горных систем России

Зоны полупустынь и пустынь. Географическое положение. Особенности полупустынной и пустынной зон. Климат. Растительный и животный мир. Занятия жителей
полупустынь. Волго-Ахтубинская пойма —
оазис полупустынной и пустынной зон.
Озеро Баскунчак — уникальное творение
природы
Зона субтропиков. Географическое положение. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах. Анализ
физической карты и карт компонентов
природы для установления взаимосвязей
между ними в разных природных зонах
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

Сравниваем, моделируем и выбираем: природные зоны для жизни и деятельности
человека. Понятие «природно-хозяйственная зона». Сравнение природных зон по
картам и графику. Зональная специализация

Отбирать и анализировать необходимую информацию, делать выводы. Сопоставлять карту природно-хозяйственных зон и график «Смена природных зон с севера на юг». Сравнивать природно-хозяйственные зоны России. Составлять

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Географическое положение. Климат. Растительный и животный
мир. Почвы. Степи и лесостепи — главные сельско-хозяйственные районы страны. Значение АПК степной зоны для страны. Экологические проблемы

Содержание учебного
предмета

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Тематическое планирование

характеристику природно-хозяйственной зоны
по плану. Сопоставлять карты природно-хозяйственных зон и плотности населения, делать
выводы. Анализировать карту «Зональная специализация сельского хозяйства». Описывать
особенности жизни и хозяйственной деятельности людей в сельской местности разных природных зон. Систематизировать знания о природно-хозяйственных зонах в таблице. Использовать средства информационных технологий

Контрольная работа
Тема 5. Хозяйство России (24 ч)
Особенности хозяйства
России.
Природноресурсный,
человеческий и производственный капиталы страны

Понятия «экономика» и «хозяйство». Экономические ресурсы. Природно-ресурсный, человеческий и производственный
капиталы — основа успешного развития
экономики. Понятие «отрасль экономики». Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны,
факторы их формирования и развития.
Секторы экономики. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева».
Практическая работа. Сравнение природно-ресурсного капитала различных
регионов России

Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от отраслевой
и функциональной структуры хозяйства экономически развитых и развивающихся стран
мира. Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт. Выявлять значение человеческого капитала как основного фактора развития общества

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

сельского хозяйства. Особенности хозяйственной деятельности населения в сельской местности разных природных зон.
Практическая
работа.
Составление
сравнительной характеристики природнохозяйственных зон России

Выделять особенности национальной экономики России. Выделять особенности, структуру
и циклы в развитии хозяйства своего региона. Прогнозировать развитие экономики своего
края (региона)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
Состав, место и значение в хозяйстве страны. Особенности топливной промышленности. Изменение роли отдельных видов
топлива. Топливно-энергетический баланс.
Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны

Выявлять состав топливно-энергетического
комплекса с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны,
а основных потребителей — на западе. Высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по её охране.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Топливно-энергетический комплекс

Национальная экономика России, её особенности. Отраслевая структура хозяйства
и качество населения страны — важнейшие показатели уровня её экономического
развития. Исторические этапы развития
хозяйства России. Проблемы и перспективы развития экономики страны

Содержание учебного
предмета

Тематическое планирование

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

страны, их география. Перспективные районы добычи. Значение угольной промышленности в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его
стоимость.
Практическая работа. Составление характеристики угольного бассейна России (по
выбору)

Проводить сопоставительный анализ величины
добычи угля в основных угольных бассейнах
на основе статистических материалов и карт.
Составлять характеристику одного из угольных
бассейнов по картам и статистическим материалам. Наносить на контурную карту основные
районы добычи угля

Нефтяная промышленность. Значение нефти в современном мире. Роль нефти во
внешней торговле. Россия — один из крупнейших производителей нефти. Особенности размещения нефтяной промышленности России. Крупнейшие районы нефтедобычи. Основные месторождения. Перспективные районы нефтедобычи. Система
трубопроводов. Экологические проблемы
отрасли

Наносить на контурную карту основные месторождения нефти. Сопоставлять карту нефтяной
промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов
(месторождений) по картам и статистическим
материалам. Систематизировать знания об экологических проблемах нефтяной промышленности в виде таблицы

Газовая промышленность. Преимущества
и особенности природного газа в сравнении с другими видами топливных ресурсов. Россия — одна из крупнейших газо-

Наносить на контурную карту основные разрабатываемые месторождения газа. Сопоставлять карту газовой промышленности с картой
плотности населения, формулировать выводы.

Составлять характеристику одного из газовых
месторождений по картам и статистическим
материалам. Систематизировать знания об экологических проблемах газовой промышленности в таблице

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности, доля в производстве электроэнергии, воздействие на окружающую среду. Энергосистемы. Размещение электростанций по территории страны. Крупнейшие электростанции. Проблемы и перспективы электроэнергетики

Составлять структурные схемы электроэнергетики и типов электростанций. Составлять
и анализировать таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации (преимущества, недостатки), строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических
ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или об отсутствии зависимости величины потребления электроэнергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость
экономии электроэнергии. Подготавливать и обсуждать презентации о выборе места для строительства электростанции с учётом факторов,
влияющих на размещение (на примере ГЭС).
Уметь применять схемы для объяснения последовательности процессов и явлений. Искать
и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

добывающих стран. Роль газа во внешней
торговле. Особенности размещения газовой промышленности. Крупнейшие разрабатываемые месторождения газа. Основные газопроводы. Перспективы развития
газовой промышленности. Экологические
проблемы отрасли

Содержание учебного
предмета
Металлургия

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Особенности металлургического комплекса. Состав, место и его значение в хозяйстве страны. Типы предприятий. Особенности размещения предприятий чёрной
металлургии. Основные центры чёрной
металлургии. Влияние металлургического
производства на состояние окружающей
среды и здоровье человека

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии.
Формулировать главные факторы размещения
предприятий чёрной металлургии. Приводить
примеры (с использованием карт атласа) различных вариантов размещения предприятий чёрной металлургии. Наносить на контурную карту главные металлургические районы и центры

Особенности цветной металлургии. Руды
цветных металлов. Особенности размещения предприятий цветной металлургии.
Алюминиевая промышленность. Крупнейшие центры производства алюминия

Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявлять главную закономерность в размещении
предприятий цветной металлургии тяжёлых металлов. Сопоставлять карты «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать
главный фактор размещения крупнейших центров алюминиевого производства. Подготавливать и обсуждать презентации об использовании цветных металлов в хозяйстве и о причинах возрастания потребности в них

Машиностроение — ключевая отрасль
экономики. Состав, место и значение
в хозяйстве. Факторы размещения маши-

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Составлять схему связей автомо-

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Машиностроение

Тематическое планирование

бильного завода с другими предприятиями.
Анализировать карту основных центров автомобилестроения. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого
и металлоёмкого машиностроения; районы,
производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы
размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. География
важнейших отраслей: основные районы
и химические комплексы. Основные центры производства минеральных удобрений.
Воздействие химической промышленности
на окружающую среду. Пути решения экологических проблем

Выявлять роль химической промышленности
и её важнейших отраслей в хозяйстве страны.
Приводить примеры изделий химического производства и называть отрасль, её изготовившую. Определять по карте основные районы
и центры химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье.
Анализировать карту основных центров производства минеральных удобрений. Наносить на
контурную карту основные центры химической
промышленности. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Химическая промышленность

ностроительных предприятий. Специализация. Кооперирование. Связи машиностроительных заводов с другими предприятиями. География важнейших отраслей
машиностроения: основные районы и центры. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоёмкого
и металлоёмкого машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения. Машиностроение
и охрана окружающей среды.
Практическая
работа.
Определение
главных районов размещения трудоёмкого
и металлоёмкого машиностроения

Содержание учебного
предмета

Тематическое планирование

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

Лесопромышленный комплекс. Состав,
место и значение в хозяйстве страны.
Главные районы лесозаготовок. География
важнейших отраслей: основные районы
и лесоперерабатывающие комплексы. Механическая обработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность, факторы их размещения. Крупнейшие центры
целлюлозно-бумажной промышленности.
Проблемы лесопромышленного комплекса. Воздействие комплекса на окружающую среду. Охрана лесов

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей.
Определять по картам географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывать мнение о проблемах и задачах развития лесной промышленности. Искать
и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль
экономики. Состав, место и значение
в хозяйстве, отличие от других отраслей.
Земельные ресурсы.
Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Растениеводство. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания зерновых культур. Технические
культуры. Районы возделывания технических культур. Характеристика отрасли растениеводства. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства». Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий
России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов),
комментировать полученные результаты. Формулировать существенные черты отличия сельского
хозяйства от других отраслей экономики. Характеризовать отрасль растениеводства по плану.
Определять по картам и эколого-климатическим
показателям основные районы выращивания
зерновых и технических культур. Выяснять особенности сельского хозяйства своего региона.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Лесная промышленность

Обозначать на контурной карте главные сельскохозяйственные районы страны. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий. Работать в группе

Животноводство. Отраслевой состав животноводства. Особенности животноводства в России. Отрасли специализации
скотоводства. Свиноводство. Овцеводство.
Сравнение сельско-хозяйственного производства России и некоторых стран мира

Определять по картам и эколого-климатическим
показателям основные районы животноводства.
Наносить на контурную карту основные животноводческие районы. Выяснять специализацию
животноводства своего региона и перспективы
его развития. Сравнивать показатели сельскохозяйственного производства России и некоторых стран мира, формулировать выводы. Осуществлять поиск данных в Интернете

Агропромышленный
комплекс: состав,
место и значение в хозяйстве страны. АПК
своего района. Пищевая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве
страны. Связь пищевой промышленности
с другими отраслями. Факторы размещения предприятий. География важнейших
отраслей: основные районы и центры.
Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве страны. История развития лёгкой промышленности. Факторы размещения предприятий лёгкой промышленности. География
важнейших отраслей: основные районы

Планировать последовательность и способ действий. Осуществлять смысловое чтение. Строить логическое рассуждение и устанавливать
связи и обобщения, используя текст, схемы,
карты. Анализировать схему «Структура АПК».
Выявлять и объяснять значение каждого звена АПК, их взаимосвязь. Устанавливать долю
пищевой и лёгкой промышленности в общем
объёме промышленного производства на основе статистических данных. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности
населения отечественной продукцией пищевой
и лёгкой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт
основные районы и центры развития пищевой

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Агропромышленный
комплекс

Практическая работа. Определение по
картам основных районов выращивания
зерновых и технических культур в России

Содержание учебного
предмета

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося

и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды. Проблемы лёгкой
промышленности

и лёгкой промышленности. Приводить примеры
предприятий пищевой и лёгкой промышленности своего района с указанием факторов
их размещения. Выявлять влияние предприятий
пищевой и лёгкой промышленности на окружающую среду. При работе в паре или группе
обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении

Состав, место и значение транспорта
в хозяйстве страны. Специфика транспорта
как отрасли хозяйства. Транспорт — «кровеносная» система страны. Виды транспорта, их особенности и взаимосвязь.
Уровень развития транспорта. Грузооборот
и пассажирооборот. Основные виды сухопутного транспорта. Железнодорожный,
автомобильный, трубопроводный транспорт: его особенности и основные транспортные магистрали

Анализировать схему инфраструктурного комплекса. Сравнивать различные виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия
на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества
и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим
данным долю железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортной работе. Наносить на контурную карту главные железнодорожные магистрали России

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Транспорт

Тематическое планирование

Выявлять преимущества и недостатки речного
и морского транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных речных и морских бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю речного и морского
транспорта в транспортной работе. Определять
по материалам учебника преимущества и недостатки авиационного транспорта. Определять
по статистическим данным долю авиационного
транспорта в транспортной работе. Составлять
характеристику одного из видов транспорта (по
выбору)

Социальная инфраструктура как часть
инфраструктурного
комплекса.
Состав,
место и значение сферы услуг в хозяйстве страны. Виды услуг. Территориальная организация сферы услуг. Особенности организации обслуживания в городах
и сельской местности. Наука — новый вид
ресурса

Устанавливать долю сферы услуг в экономике
России.
Оценивать степень её развития.
Составлять и анализировать таблицу «Состав
сферы услуг». Уметь применять схемы для объяснения последовательности процессов и явлений. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий

Сфера услуг своего района, её особенности. Отрасли, образующие сферу услуг
своего района. Особенности размещения
предприятий сферы услуг

Планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты.
Оценивать степень доступности сферы услуг

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сфера услуг

Водный транспорт, его виды. Речной
и морской транспорт: место и значение
в хозяйстве, недостатки и преимущества.
Главные морские порты: объём и характер
перевозимых грузов. Особенности авиационного транспорта. Основные узлы авиасообщений. Основные проблемы развития
авиационного транспорта. Воздействие на
окружающую среду. Транспортные узлы
и магистрали. Транспорт и экологические
проблемы. Особенности транспорта своего региона.
Практическая
работа.
Составление
характеристики одного из видов транспорта (по выбору)

Содержание учебного
предмета

Тематическое планирование

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
своего
района.
Систематизировать
знания
о сфере услуг своего района в таблицах. Характеризовать особенности размещения и взаимосвязь предприятий сферы услуг своего района. Подготавливать и обсуждать презентации
об особенностях сферы услуг своего района.
Высказывать предложения по улучшению качества обслуживания в своём районе. Искать
и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий

Информация и связь

Информация и связь, их роль и значение в современной экономике. Виды связи. Формирование информационного пространства. Информационная инфраструктура, её состав. Достоверность информации. Информационная безопасность. Качество и структура информационных продуктов и услуг. Территориальная организация общества. Влияние системы связи на
территориальную организацию общества

Обобщающий урок по разделу
«Хозяйство России»
Контрольная работа
Обобщающий урок по курсу географии
8 класса
Итоговая контрольная работа за 8
класс.

Выявлять значение информации и связи в современном мире. Анализировать способы обеспечения информационной безопасности и высказывать мнение об их надёжности. Искать
и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».