МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление Образования ГО Первоуральск МАОУ СОШ №10 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей физической культуры протокол № 1 от «28» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ №10 Приказ № 286 – О От «31» августа 2023г. Рабочая программа вариативного курса Функциональная грамотность для учащихся 8-9 класса Г. Первоуральск, 2023 Пояснительная записка Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния4. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 8-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; - понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей: Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html 30 2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 го-да: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI 3Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Например, результаты одних и тех же школьников, но в последовательном переходе их из класса в класс. 4 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357 Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения. Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества. Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА Метапредметные и предметные Грамотность 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания 9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания Читательская Математическая Естестве оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации интерпре оценивае местные, глобальн естествен проблемы контекст предметн оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпре оценивае строит пр местных, глобальн естествен проблема контекст метапред содержан Личностные результаты Грамотность 8-9 классы Читательская Математическая Естестве оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей объясняе позицию ситуация жизни на естествен с позици общечело ценносте 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 8-й класс Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). Математическая грамотность: Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и не аналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Естественнонаучная грамотность: Занимательное электричество. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. Финансовая грамотность: Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними. 9-й класс Читательская грамотность: Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические(конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). Математическая грамотность: Представление данных в виде таблиц. № п/п 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА Ч Название раздела и тема урока Кол-во часов Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. Естественнонаучная грамотность: На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Финансовая грамотность: Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 8 класс Модуль «Основы читательской грамотности» 1 Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. 1 Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. 1 Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? 1 Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) 1 Поиск ошибок в предложенном тексте. 1 Типы задач на грамотность. Информационные задачи. 1 Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). 1 Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы математической грамотности» 1 Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой схем. 1 Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. 1 Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. 1 Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. 1 Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. 1 Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. 1 Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. 1 Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Структура и свойства вещества (электрические явления) 1 Занимательное электричество. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии 1 Магнетизм и электромагнетизм. 1 Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. 1 Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Биология человека (здоровье, гигиена, питание) 1 Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. 1 Системы жизнедеятельности человека. № п/п 25 26 1 27 28 2 29 30 3 31 32 4 33 5 34 6 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА Ч Название раздела и тема урока Кол-во часов 1 Проведение рубежной аттестации. 9 класс Модуль «Основы финансовой грамотности» Модуль «Основы читательской грамотности» 1 Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. 1 Формирование читательских Как сберечь личный капитал?умений с опорой на текст и вне 1 текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Модель трех капиталов. 1 Сопоставление содержания текстов научного стиля. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Образовательные в текстах. 1 Бизнес-инкубатор.ситуации Бизнес-план. 1 Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности Государство и малый бизнес. содержащейся в тексте информации? 1 Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. 1 Типы текстов: текст-аргументация Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и (комментарий, риски связанные с научное ними. обоснование). 1 Проведение Составлениерубежной плана на аттестации. основе исходного текста. Выполнение работы 1 Типы задачдиагностической на грамотность. Аналитические (конструирующие) 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 задачи. 1 Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). 1 Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы математической грамотности» 1 Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. 1 Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. 1 Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. 1 Задачи с лишними данными. 1 Решение типичных задач через систему линейных уравнений. 1 Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. 1 Решение стереометрических задач. 1 Вероятностные, статистические явления и зависимости. 1 Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Структура и свойства вещества 1 На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества 1 Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов 1 Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. 1 Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. 1 Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Экологическая система 1 Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. 1 Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. 1 Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы финансовой грамотности» 1 Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. 1 Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. 28 29 30 31 32 33 34 Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. Проведение рубежной аттестации. Выполнение диагностической работы 1 1 1 1 1 1 1 № 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА Ч Название раздела и тема урока Кол-во п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 часов 9 класс Модуль «Основы читательской грамотности» 1 Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. 1 Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. 1 Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? 1 Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). 1 Составление плана на основе исходного текста. 1 Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. 1 Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). 1 Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы математической грамотности» 1 Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. 1 Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. 1 Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. 1 Задачи с лишними данными. 1 Решение типичных задач через систему линейных уравнений. 1 Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. 1 Решение стереометрических задач. 1 Вероятностные, статистические явления и зависимости. 1 Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Структура и свойства вещества 1 На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества 1 Изменения состояния веществ.Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов 1 Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. 1 Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. 1 Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Экологическая система 1 Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. 1 Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. 1 Проведение рубежной аттестации. Модуль: «Основы финансовой грамотности» 1 Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. 1 Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. 1 Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. 1 Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. 1 Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. 1 Государственное и негосударственное пенсионное страхование. 1 Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. 1 Проведение рубежной аттестации. 1 Выполнение диагностической работы Используемые учебные пособия 1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021 2. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021 3. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021 4. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021 5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021 Используемые интернет ресурсы 1. РЭШ Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства Просвещения РФ https://fg.rech.edu.ru/ 2. Банк заданий ИСРО РАО https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/