ВК Функциональная грамотность-8-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Свердловской
области
Управление Образования ГО Первоуральск
МАОУ СОШ №10
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей физической культуры
протокол № 1
от «28» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №10
Приказ № 286 – О
От «31» августа 2023г.

Рабочая программа
вариативного курса
Функциональная грамотность
для учащихся 8-9 класса

Г. Первоуральск, 2023

Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо:
появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и
позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов
концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой
сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком
смысле:
включать
компьютерную
грамотность,
политическую,
экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в
первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования,
призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего
возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и
умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений?»1, - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment).
И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения,
необходимые для полноценного функционирования человека в современном
обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности:
читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в
России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7
мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024
году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку
функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения
результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для
развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего
поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность

проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках
2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что
результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся
являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории
молодых людей и их благосостояния4. Любой школьник хочет быть
социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень
благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность
развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты
образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и
социальных
достижениях
обучающихся,
чему
способствует
их
функциональная грамотность.
Цель программы:
развитие функциональной грамотности учащихся 8-9 классов как
индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий,
процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему
гражданину
(математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой;
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки
и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию
при
рассмотрении
проблем,
связанных
с
естествознанием
(естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни.

Программа опирается на следующие определения отдельных видов
грамотностей:
Читательская грамотность: способности человека понимать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт
Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html 30
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 го-да:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI
3Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в
котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти
объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Например,
результаты одних и тех же школьников, но в последовательном переходе их из класса в класс.
4 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании
PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357

Математическая
грамотность:
способности
человека
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям
понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать
и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов
в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные
особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и
технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать
эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

Метапредметные и предметные
Грамотность

8 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в рамках
предметного содержания

9 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в рамках
метапредметного
содержания

Читательская

Математическая

Естестве

оценивает форму и
содержание текста в рамках
предметного содержания

интерпретирует и оценивает
математические данные в
контексте лично значимой
ситуации

интерпре
оценивае
местные,
глобальн
естествен
проблемы
контекст
предметн

оценивает форму и
содержание текста в рамках
метапредметного
содержания

интерпретирует и оценивает
математические результаты в
контексте национальной или
глобальной ситуации

интерпре
оценивае
строит пр
местных,
глобальн
естествен
проблема
контекст
метапред
содержан

Личностные результаты
Грамотность

8-9 классы

Читательская

Математическая

Естестве

оценивает содержание
прочитанного с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей; формулирует
собственную позицию по
отношению к прочитанному

объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
математических знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей

объясняе
позицию
ситуация
жизни на
естествен
с позици
общечело
ценносте

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

8-й класс
Читательская грамотность: Определение
основной темы и
идеи в
драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые
ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста
в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная
аттестация).
Математическая
грамотность:
Работа
с
информацией,
представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения,
аналитические и не аналитические методы решения. Алгебраические связи
между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между
сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между переменными в различных
процессах.
Интерпретация трёхмерных
изображений,
построение
фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или
иного события. Решение
типичных математических задач, требующих
прохождения этапа моделирования.
Естественнонаучная грамотность: Занимательное электричество.
Магнетизм
и
электромагнетизм.
Строительство
плотин.
Гидроэлектростанции.
Экологические
риски
при
строительстве
гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность. Системы жизнедеятельности человека.
Финансовая грамотность: Потребление или инвестиции? Активы в
трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор.
Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и
идеи.
Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции
и риски, связанные с ними.
9-й класс
Читательская грамотность: Формирование читательских умений с
опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник
информации. Сопоставление содержания
текстов
научного
стиля.
Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически
оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы
текстов:
текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста. Типы
задач на
грамотность.
Аналитические(конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация).
Математическая грамотность: Представление данных в виде таблиц.

№
п/п

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА Ч
Название раздела и тема урока
Кол-во
часов

Простые и сложные вопросы. Представление данных
в
виде
диаграмм.
Простые
и
сложные
вопросы.
Построение
мультипликативной модели с тремя составляющими.
Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему
линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом
числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение
стереометрических задач. Вероятностные, статистические
явления
и
зависимости.
Естественнонаучная грамотность: На сцену выходит уран.
Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Изменения состояния
веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие
химических реакций от физических явлений. Размножение организмов.
Индивидуальное
развитие
организмов.
Биогенетический
закон.
Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая
характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды
обитания.
Происхождение
видов.
Закономерности
изменчивости:
модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы
селекции растений, животных и микроорганизмов. Потоки вещества и
энергии
в
экосистеме.
Саморазвитие
экосистемы.
Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в
биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.
Финансовая грамотность: Ценные
бумаги.
Векселя
и
облигации: российская специфика. Риски акций
и
управление ими.
Гибридные инструменты. Биржа
и
брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное
профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его
пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка.
Страхование для физических лиц. Государственное и
негосударственное
пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с
финансовым посредником.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24

8 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
1
Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник информации.
1
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля.
Деловые ситуации в текстах.
1
Работа с текстом: как применять информацию из текста в
изменённой ситуации?
1
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы)
1
Поиск ошибок в предложенном тексте.
1
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
1
Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная
аттестация).
1
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
1
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм
столбчатой или круговой схем.
1
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни.
1
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы
решения.
1
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема
Пифагора, соотношения между сторонами треугольника),
относительное расположение, равенство.
1
Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах.
1
Интерпретация
трёхмерных
изображений, построение фигур.
1
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления
того или иного события.
1
Решение типичных математических задач, требующих
прохождения этапа моделирования.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества (электрические явления)
1
Занимательное электричество.
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
1
Магнетизм и электромагнетизм.
1
Строительство плотин. Гидроэлектростанции.
Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.
1
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
1
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.
1
Системы жизнедеятельности человека.

№
п/п
25
26
1
27
28
2
29
30
3
31
32
4
33
5
34
6

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА Ч
Название раздела и тема урока
Кол-во
часов
1
Проведение рубежной аттестации.

9 класс
Модуль «Основы финансовой
грамотности»
Модуль
«Основы
читательской грамотности»
1
Потребление или инвестиции?
Активы
в трех измерениях.
1
Формирование
читательских
Как сберечь личный
капитал?умений с опорой на текст и вне
1
текстовые
знания.
Электронный текст как источник информации.
Модель трех
капиталов.
1
Сопоставление
содержания
текстов научного стиля.
Бизнес и его формы.
Риски предпринимательства.
Образовательные
в текстах.
1
Бизнес-инкубатор.ситуации
Бизнес-план.
1
Работа
с текстом:
как критически
оценивать степень достоверности
Государство
и малый
бизнес.
содержащейся
в тексте информации?
1
Бизнес
подростков
и идеи. Молодые предприниматели.
1
Типы
текстов:
текст-аргументация
Кредит и депозит.
Расчетно-кассовые
операции и (комментарий,
риски связанные с
научное
ними. обоснование).
1
Проведение
Составлениерубежной
плана на аттестации.
основе исходного текста.
Выполнение
работы
1
Типы задачдиагностической
на грамотность.
Аналитические (конструирующие)

7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17

18

19

20
21

22

23

24
25
26
27

задачи.
1
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная
аттестация).
1
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
1
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.
1
Представление данных в виде диаграмм. Простые и
сложные вопросы.
1
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.
1
Задачи с лишними данными.
1
Решение типичных задач через систему линейных уравнений.
1
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа,
различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
1
Решение стереометрических задач.
1
Вероятностные, статистические явления и зависимости.
1
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества
1
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная
радиоактивность.
Химические изменения состояния вещества
1
Изменения состояния веществ. Физические явления и химические
превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.
Наследственность биологических объектов
1
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков.
1
Вид и популяции. Общая характеристика популяции.
Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение
видов.
1
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная
изменчивости. Основные методы селекции растений, животных
и микроорганизмов.
Экологическая система
1
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы.
Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот
веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
1
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
природопользования.
1
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская
специфика.
1
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты.

28
29
30
31
32
33
34

Биржа и
брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.
Государственное
и
негосударственное пенсионное
страхование.
Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым
посредником.
Проведение рубежной аттестации.
Выполнение диагностической работы

1
1
1
1
1
1
1

№

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА Ч
Название раздела и тема урока
Кол-во

п\п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17

18

19

20
21

22

часов

9 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
1
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне
текстовые знания. Электронный текст как источник информации.
1
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах.
1
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности
содержащейся в тексте информации?
1
Типы
текстов:
текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование).
1

Составление плана на основе исходного текста.
1
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)
задачи.
1
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная
аттестация).
1
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
1
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.
1
Представление данных в виде диаграмм. Простые и
сложные вопросы.
1
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.
1
Задачи с лишними данными.
1
Решение типичных задач через систему линейных уравнений.
1
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа,
различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
1
Решение стереометрических задач.
1
Вероятностные, статистические явления и зависимости.
1
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества
1
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная
радиоактивность.
Химические изменения состояния вещества
1
Изменения состояния веществ.Физические явления и химические
превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.
Наследственность биологических объектов
1
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков.
1
Вид и популяции. Общая характеристика популяции.
Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение
видов.
1
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

изменчивости. Основные методы селекции растений, животных
и микроорганизмов.
Экологическая система
1
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы.
Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот
веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
1
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
природопользования.
1
Проведение рубежной аттестации.
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
1
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская
специфика.
1
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты.
Биржа и
брокеры. Фондовые индексы.
1
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
1
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
1
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.
1
Государственное
и
негосударственное пенсионное
страхование.
1
Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым
посредником.
1
Проведение рубежной аттестации.
1
Выполнение диагностической работы
Используемые учебные пособия
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А. Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021
2. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Математическая грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021
3. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Естественнонаучная грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021
4. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021
5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021
Используемые интернет ресурсы

1. РЭШ Электронный банк заданий для оценки функциональной
грамотности. Диагностические работы Министерства Просвещения РФ
https://fg.rech.edu.ru/
2. Банк заданий ИСРО РАО https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».