Окружающий мир 1 доп. кл ТНР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол от 26.08.2022 №1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №10
От 01.09.2022 №441 –О

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для обучающихся 1(дополнительного) класса
с тяжёлыми нарушениями речи

г.о. Первоуральск
2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 1 дополнительного класса составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР.
Цель курса: поэтапное формирование речевой деятельности во всех аспектах (использование языковых средств в процессе общения, учебной
деятельности), используя материал курса «Окружающий мир»; формирование целостной картины мира, осознание места в нем человека;
осмысление ребенком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
— развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, давать характеристику объектам окружающего мира, рассуждать, решать
творческие задачи;
— освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной
культуры, патриотических чувств;
— формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
— формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и
культуре, истории и современной жизни.
В процессе изучения данного курса в классе для детей с ТНР необходимо ставить и специальные коррекционные задачи:
— развитие и обогащение словарного запаса на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
углубления и обобщения знаний о них;
— формирование умения планировать связное высказывание; анализировать ситуации; выявлять причинно-следственные,
пространственные, временные и другие семантические отношения;
— развитие совершенствование грамматического оформления речи.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
— идея многообразия мира;
— идея целостности мира;
— идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и
культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека,
удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие
разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается
значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти
компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей
взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые
присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на
включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, рукотворному миру, культурному достоянию народов
России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми
нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы
обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения
явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для
успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной
практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим
миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с
тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.
Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на
уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы
родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это
могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиесязнакомятся на отдельных уроках, через проектную
деятельность. Это способствует формированию представлений о природе родного края, воспитывает любовь к малой родине, формирует
уважительное отношение к истории и культуре родного края, других народов.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 (дополнительном) классе отводится — 66 часов (33 учебные недели).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелеты птиц, смена, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб,
птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные
родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности
труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее
члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими людьми.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры,
отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации
в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи,
театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:
— понимание важности нового социального статуса «ученик»;
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;
— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем
возрасту);
— осознание роли речи в общении людей.
У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:
— адекватная самооценка;
— устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, интереса к изучению курса «Окружающий мир», к речевой деятельности;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
— осознание себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну и свой
язык.
Предметные
Обучающиеся научатся на минимальном уровне:
— уважительно относиться к природе нашей страны;
— понимать целостность окружающего мира;
— выполнять элементарные правила нравственного поведения в мире природы, нормы поведения в природной среде;
— изучать природу доступными способами;
— устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
— уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре.
Обучающиеся научатся на достаточном уровне:
— соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
— самостоятельно сделать необходимые выводы;
— составлять устные рассказы (3—5 предложений);
— самостоятельно формулировать вопросы;

— устно сообщать (с помощью учителя) о простых случаях из собственной жизни, о событиях в школе и дома, о сведениях, полученных из
календаря погоды, на экскурсии; высказываться по сюжету, предложенному учителем.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся на минимальном уровне:
— удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
— вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам проверки;
— сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем, адекватно воспринимать оценку учителя;
— осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
— вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
— находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания).
Обучающиеся научатся на достаточном уровне:
— планировать собственную познавательную деятельность с учетом поставленной цели (под руководством учителя);
— проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
памятку или предложенный алгоритм);
— в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного
листа».
— оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся на минимальном уровне:
— ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях
учебника);
— осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
— понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к
учебнику);
— работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
— преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Обучающиеся научатся на достаточном уровне:
— использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
— выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
— устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

— проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
— составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
— подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие
явления природы, школьные принадлежности и др.).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся на минимальном уровне:
— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
— договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
— участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
— строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под
руководством учителя);
— задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Обучающиеся научатся на достаточном уровне:
— выражать свои мысли в соответствии возрасту полнотой и точностью;
— быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
— учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение;
— формулировать свои собственные затруднения, свою собственную позицию;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
— договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
— признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение.
Содержание коррекционной работы
Развитие сенсорно-перцептивных функций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации,
сериации, умозаключения. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов
символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.
Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Развитие
понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения,
систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью.

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, 66 ч., Плешаков А.А.
№

Дата

Содержание ( тема) урока

Колво

Планируемые результаты

предметные
1 четверть
ВВЕДЕНИЕ ( 3 Ч. )
Сравнивать учебник и рабочую
1
тетрадь. Осуществлять поиск
необходимой информации
(задавать вопросы о круге
интересов и отвечать на них),
анализировать, отбирать,
обобщать полученную
информацию.

1.

Вводный урок. «Задавайте вопросы!».
Знакомство с учебным предметом,
учебником и учебными пособиями, рабочей
тетрадью; знакомство с постоянными
персонажами учебника.

2.

Экскурсия № 1 «Наша школа». Знакомство
со школой, школьным помещением,
работниками школы, освоение правил
поведения в школе. Правила
взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками, культура поведения в школе.

1

3.

Экскурсия № 2 « Дорога от дома до
школы» с целью ознакомления с
ближайшим природным окружением
Правила безопасного поведения на дороге.
Безопасный маршрут от школы до дома.

1

Метапредметные (ууд)

Определять и
формулировать с
помощью учителя
цель деятельности на
уроке; выделять в
явлениях
существенные и
несущественные,
необходимые и
достаточные признаки.
Пониматьучебную задачу
Определять и
экскурсии и стремиться её
формулировать с
выполнить;
помощью учителя
задаватьвопросы; вступатьв
цель деятельности на
учебный диалог; знакомиться с уроке; выделять в
персоналом школы, учебными
явлениях
помещениями,
существенные и
со школьным уставом.
несущественные,
необходимые и
достаточные признаки.
Пониматьучебную задачу
Понимать учебную
экскурсии и стремиться её
задачу урока и
выполнить;
стремиться её
задавать вопросы;
выполнить; делать
вступатьв учебный диалог;
предварительный
знакомиться сближайшим
отбор источников
окружением школы и правилами информации,
дорожного движения
ориентироваться в
учебнике; оценивать
своё знание и незнание

личностные
Определение под
руководством
педагога самых
простых правил
поведения при
сотрудничестве.
Понимание причин
успеха и неудач в
собственной учебе.
Определение под
руководством
педагога самых
простых правил
поведения при
сотрудничестве.
Понимание причин
успеха и неудач в
собственной учебе.
В предложенных
педагогом
ситуациях общения
и сотрудничества
делать выбор, как
поступить.
Оценивать свои
достижения на
уроке.

(с помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.
4.-5.

Раздел «Что и кто?» (40 часов)
Что такое Родина. Знакомство с целями и
Работать с картинной картой
2.
задачами раздела. Родина –это наша страна
России, актуализировать
Россия и наша малая родина. Народы,
имеющиеся знания о природе и
населяющие Россию. Первоначальные
городах страны, занятиях
сведения столице России, о своей малой
жителей.
родине. Родной регион и его
Сравнивать, различать и
местонахождение на карте.
описывать герб и флаг России;
рассказывать о «малой родине»
и Москве как столице
государства; отвечать на
итоговые вопросы.

6.-7.

Что мы знаем о народах России.
Многонациональный характер населения
России. Представление об этническом типе
лица и национальном костюме. Некоторые
обычаи и характерные особенности быта
народов. Основные традиционные религии.
Единство народов России. Уважительное
отношение к своему и другим народам.

2.

Рассматривать иллюстрации
учебника, сравнивать лица и
национальные костюмы разных
народов; рассказывать (по
фотографиям) о национальных
праздниках; обсуждать, чем
различаются народы России и что
связывает их в единую семью.

8.-9.

Что мы знаем о Москве. Москва-столица
России. Расположение Москвы на карте
России. Некоторые достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, собор
Василия Блаженного, метро, зоопарк. Жизнь
москвичей- наших сверстников.

2.

Рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них
нужную информацию о Москве;
узнавать
достопримечательности
столицы;

Понимать учебную
задачу урока и
стремиться её
выполнить; делать
предварительный
отбор источников
информации,
ориентироваться в
учебнике; оценивать
своё знание и незнание
(с помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.
Совместно с учителем
и другими учениками
давать эмоциональную
оценку деятельности
класса на уроке.
Понимать учебную
задачу урока и
стремиться её
выполнить, работать в
группе.
Слушать ипонимать
речь других.
Совместно
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и

В предложенных
педагогом
ситуациях общения
и сотрудничества
делать выбор, как
поступить.
Оценивать свои
достижения на
уроке.

Принимать новый
статус «ученик»,
внутреннюю
позицию
школьника на
уровне
положительного
отношения к
школе.
Принимать и
осваивать
социальную роль
обучающегося.
Осознавать
собственные

10.11.

Проект « Моя малая родина». Подготовка к
выполнению проекта: знакомство с
материалами учебника, распределение
заданий, обсуждение способов и сроков
работы, беседа о главных
достопримечательностях посёлка с целью
отображения сведений в проекте.

2.

12.13.

Что у нас над головой Неживая и живая
природа. Дневное и ночное небо. Солнце –
ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Звёзды и
созвездие. Полярная звезда. Большая
медведица.

2.

14.15.

Что у нас под ногами. Камни как природные
объекты. Разнообразие их признаков
(форма, размер, цвет) и красота. Гранит,
кремень, известняк, их распознавание.
Представление о значении камней в жизни
людей.
Пр.р. № 1. Знакомство с гранитом,
известняком, кремнием. Описание внешнего
вида, свойства, применение.

2.

С помощью взрослых
фотографировать наиболее
значимые
достопримечательности своей
малой родины; находить в
семейном фотоархиве
соответствующий материал;
интервьюировать членов своей
семьи об истории своей малой
родины.
Наблюдать и сравнивать дневное
и ночное небо, рассказывать о
нём; моделировать форму
Солнца; находить на ночном
небе ковш Большой Медведицы;
проводить наблюдения за
созвездиями, Луной, погодой (по
заданиям рабочей тетради).
Группировать объекты неживой
природы (камешки) по разным
признакам; определять образцы
камней по фотографиям,
рисункам атласа-определителя;
различать гранит, кремень,
известняк; отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.

следовать им.
Понимать учебную
задачу урока и
стремиться её выполнить.
Слушать и понимать
речь других.
Составлять устный
рассказ по заданной
теме. Оценивать
результаты
собственного труда и
труда товарищей.

мотивы учебной
деятельности и
личностного
смысла учения.

Организовывать свою
деятельность, готовить
рабочее место для
выполнения разных
видов работ
(наблюдений,
практической работы с
гербарием, коллекцией
и др.).
Добывать новые
знания:
находитьответы на
вопросы, используя
учебник, свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную на уроке.
Работать в паре:
использовать
представленную
информацию для
получения новых

Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности.

Положительное
отношение к
процессу учения, к
приобретению
знаний и умений;
принимать оценки
одноклассников,
учителя, родителей.

Сопоставлять
собственную
оценку своей
деятельности с
оценкой
товарищей,
учителя. Желание
открывать новое
знание, новые
способы действия,
готовность
преодолевать
учебные

16.17

Что общего у разных растений. Части
растения
( корень, стебель, листья, цветок, плод,
семя). Представления о соцветиях.
Пр. р.№ 2.Нахождение у растений их
частей, показ и называние.

2.

18.19.

Что растёт на подоконнике. Комнатные и
декоративные растения, их разнообразие.
Родина декоративных комнатных растений.
Представления о соцветиях. Роль растений в
природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям.
Пр. р.№ 3.Распознавание комнатных
растений, наблюдение за их движением к
свету, называние частей растений.
Определение комнатных растений с
помощью атласа-определителя.

2.

20.21.

Что растёт на клумбе. Одомашненные
растения, их разнообразие, уход человека за
ними.Знакомство с наиболее
распространёнными растениями цветника,
распознавание их в натуральном виде и на
рисунках в атласе-определителе.

2.

Рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них
нужную информацию; находить
у растений их части, показывать
и называть; различать цветки и
соцветия, осуществлять
самопроверку; отвечать на
итоговые вопросы и оценивать
свои достижения на уроке.

2 четверть
Наблюдать комнатные растения
в школе и узнавать их по
рисункам; различать изученные
растения; использовать
представленную информацию
для получения новых знаний о
родине комнатных растений,
приводить примеры комнатных
растений.

Наблюдать растения клумбы и
дачного участка и узнавать их
по рисункам; узнавать по
фотографиям растения
цветника, рассказывать о
любимом цветке.

знаний, осуществлять
самопроверку.
Контролировать свою
деятельность:
обнаруживать и
устранять ошибки
логического
характера. Понимать
учебную задачу урока
и стараться её
выполнить; работать в
паре: использовать
представленную
информацию для
получения новых
знаний.

затруднения.

Добывать новые
знания:
находитьответы на
вопросы, используя
учебник, свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную на уроке.
Строить простые
речевые высказывания
с использованием
изученных
природоведческих
терминов.
Организовывать свою
деятельность, готовить
рабочее место для
выполнения разных
видов работ
(наблюдений,

Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности и
личностного
смысла учения.

Принятие нового
статуса «ученик»,
внутренней
позиции школьника
на уровне
положительного
отношения к
школе.

Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход

22.23

Пр. р. № 4.Распознавание растений
цветника, называние частей растений.
Определение комнатных растений с
помощью атласа-определителя.
Что это за листья. Листья деревьев,
разнообразие их формы и осенней окраски,
Значение листьев. Деревья возле школы.
Пр. р. № 5. Работа с гербарием.
Распознавание листьев различных пород
деревьев, рассматривание структуры листа.

практической работы с к выполнению
гербарием, коллекцией заданий.
и др.).
2.

Наблюдать осенние изменения
окраски листьев на деревьях;
узнавать листья в осеннем
букете, в гербарии, на рисунках
и фотографиях; сравнивать и
группировать листья по
различным признакам;
описывать внешний вид листьев
какого-либо дерева.

Слушать речь других,
строить простые
речевые высказывания
с использованием
изученных
природоведческих
терминов. Понимать
учебную задачу урока
и стараться её
выполнить.

Принятие нового
статуса «ученик»,
внутренней
позиции школьника
на уровне
положительного
отношения к
школе.

24.25.

Что такое хвоинки. Ель и сосна- хвойные
деревья. Хвоинки- видоизменённые листья.
Сравнительная характеристика хвоинок ели
и сосны. Распознавание хвойных деревьев.
Роль растений в очищении воздуха и
обеспечении пищей животных.

2.

Различать лиственные и
хвойные деревья; определять
деревья с помощью атласаопределителя; сравнивать ель и
сосну; описывать дерево по
плану.

Работать в группах:
составлять план
работы, распределять
виды работ между
членами группы и в
целом, оценивать
результат работы.

2627.

Кто такие насекомые. Насекомые как группа
животных. Существенные признаки
насекомых, легко выделяемые во внешнем
строении. Главный признак насекомых шесть ног. Разнообразие насекомых. Среда
обитания и защитная окраска насекомых.

2

Рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них
информацию о строении
насекомых, сравнивать части
тела различных насекомых;
приводить примеры насекомых;
сочинять и рассказывать
сказочные истории по рисункам.

Контролировать и
оценивать свою
работу, её результат,
делать выводы на
будущее. Понимать
учебную задачу урока
и стремиться её
выполнить.

Принятие нового
статуса «ученик»,
внутренней
позиции школьника
на уровне
положительного
отношения к
школе.
Принятие нового
статуса «ученик»,
внутренней
позиции школьника
на уровне
положительного
отношения к
школе.

28.29.

Кто такие рыбы. Рыбы – водные животные.
Существенные признаки рыб, легко
выделяемые во внешнем строении. Среда
обитания и защитная окраска рыб. Виды
рыб (морские и речные)

2

Рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них
нужную информацию;
моделировать строение чешуи
рыбы с помощью монет или

Соотносить результат
проведённого
самоконтроля с
целями,
поставленными при

Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,

кружочков из фольги; узнавать
рыб на рисунке, описывать рыбу
по плану; приводить примеры
речных и морских рыб с
помощью атласа-определителя.

30.31

Кто такие птицы. Птицы- как одна из групп
животных. Перья –главный признак птиц.
Первоначальное знакомство со строением
пера птицы. Среда обитания и защитная
окраска птиц. Виды птиц.
Пр.р. № 6. Исследование строения пера
птицы: размер, форма, строение, назначение
в жизни.

2

Узнавать птиц на рисунке,
определять птиц с помощью
атласа-определителя, проводить
самопроверку; описывать птицу
по плану; сочинять и
рассказывать сказочную
историю по рисунку.

32.33.

Звери. Внешнее строение и разнообразие
зверей. Основные признаки зверей: шерсть,
выкармливание детёнышей молоком. Среда
обитания и защитная окраска зверей. Виды
зверей. Связь строения тела зверя с его
образом жизни.

2

Рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них
нужную информацию;
исследовать строение шерсти
зверей; узнавать зверей на
рисунке, определять зверей с
помощью атласа-определителя.

34.35

Что окружает нас дома. Разнообразие и
назначение предметов домашнего обихода,
систематизация представлений детей о них.

2

3 четверть
Характеризовать назначение
бытовых предметов; находить
на рисунке предметы

изучении темы,
оценивать их и делать
выводы. Осуществлять
самопроверку;
работать в паре,
извлекать
необходимую
информацию из
различных
источников.
Работать по
предложенному
учителем плану,
отличать верно
выполненное задание
от неверно
выполненного.
Понимать учебную
задачу урока и
стремиться её
выполнить.
Перерабатывать
полученную
информацию;
организовывать свою
деятельность, готовить
рабочее место для
выполнения разных
видов работ
(наблюдений,
практической работы с
гербарием, коллекцией
и др.).

творческий подход
к выполнению
заданий.

Понимать учебную
задачу урока и
стремиться её

Принятие и
освоение
социальной роли

Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности и
личностного
смысла учения.
Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход
к выполнению
заданий.

Группировка предметов по их назначению.

36.37

Что умеет компьютер. Знакомство с
компьютером, его назначение, составные
части. Роль компьютеров в жизни.
Простейшие приёмы работы на компьютере.
Правила безопасного обращения с ним.

2

38.39

Что вокруг нас может быть опасным.
Первоначальное знакомство с потенциально
опасными окружающими предметами и
транспортом. Телефоны экстренной
помощи.
Правила уличного движения- гарантия
безопасности на улицах города и посёлка.

2.

40.41.

На что похожа наша планета.
Первоначальные сведения о форме Земли и
её движении вокруг Солнца и своей оси.
Смена дня и ночи на земле. Глобус как
модель Земли.

2

определённых групп;
группировать предметы
домашнего обихода; приводить
примеры предметов разных
групп.
Определять составные части
компьютера; характеризовать
назначение частей компьютера;
сравнивать стационарный
компьютер и ноутбук;
соблюдать правила безопасного
обращения с компьютером.
Выявлять потенциально
опасные предметы домашнего
обихода; характеризовать
опасность бытовых предметов;
формулировать правила
перехода улицы; моделировать
устройство светофора;
оценивать своё обращение с
предметами домашнего обихода
и поведение на дороге; сочинять
и рассказывать сказку по
рисунку учебника.
Использовать глобус для
знакомства с формой нашей
планеты; рассматривать
рисунки-схемы и объяснять
особенности движения Земли;
моделировать форму Земли.

выполнить; работать в
паре; оценивать свои
достижения на уроке;
организовывать свою
деятельность.
Сравнивать,
анализировать
результаты сравнения,
обобщать и
классифицировать на
уровне, доступном для
первоклассника;
осуществлять поиск
учебной информации.
Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения;
осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради.
Выдвигать
предположения и
доказывать их;
работать в паре;
оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.

обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности.
Принятие нового
статуса «ученик»,
внутренней
позиции школьника
на уровне
положительного
отношения к
школе.
Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход
к выполнению
заданий, умение
анализировать свои
действия и
управлять ими.
Умение выделять
нравственный
аспект поведения,
соотносить
поступки с
принятыми в
обществе
моральноэтическими
принципами.

42.43.

44.45.

46.47

Проверим себя и оценим свои достижения
по разделу « Кто и что?» Презентация
проекта « Моя малая родина».
Представление результатов проектной
деятельности. Формирование адекватной
оценки своих достижений.

2

Выполнять тестовые задания
учебника; выступать с
сообщениями, иллюстрировать
их наглядными материалами;
обсуждать выступления
учащихся.

Раздел «Как, откуда и куда?» (22 часов)
Знакомство с целями и задачами раздела.
Рассказывать о жизни семьи по
2
Семья – самое близкое окружение человека.
рисункам учебника; называть по
Что объединяет членов семьи. Имена,
именам (отчествам, фамилиям)
отчества и фамилии членов семьи. Жизнь
членов своей семьи;
семьи. Проект « Моя семья». Обсуждение
рассказывать об интересных
видов деятельности, сроков работы.
событиях в жизни своей семьи;
оценивать значение семьи для
человека и общества; отбирать
из семейного архива
фотографии членов семьи во
время значимых для семьи
событий.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она
уходит. Значение воды для человека. Путь
питьевой воды от природных источников до
жилища людей. Значение очистных
сооружений для предотвращения
загрязнения природных вод. Опасность
использования загрязнённой воды.
Пр.р. № 7 . Опыты по загрязнению воды.
Очистка загрязнённой воды.

2

Прослеживать по рисунку-схеме
путь воды; обсуждать
необходимость экономии воды;
выяснять опасность
употребления загрязнённой
воды; отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.

4 четверть

Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.

Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности.

Осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника, в
рабочей тетради, из
собственных
наблюдений объектов
природы и культуры,
личного опыта
общения с людьми;
применять для решения
логические действия
анализа, сравнения,
обобщения,
классификации.
Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения;
осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради.

Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход к
выполнению
заданий, умение
анализировать свои
действия и
управлять ими.

Положительное
отношение к
процессу учения, к
приобретению
знаний и умений;
готовность
оценивать свой
учебный труд,
принимать оценки
одноклассников,
учителя, родителей.

4950.

Откуда в наш дом приходит электричество.
Значение электроприборов в жизни
современного человека. Разнообразие
бытовых приборов. Способы выработки
электричества и доставки её потребителям.
Современные энергосберегающие бытовые
приборы. Основные правила обращения с
электричеством.
Пр.р. № 8. Распознавание предметов,
работающих от розеток. Сбор простейшей
электрической цепи.

2

Отличать электроприборы от
других бытовых предметов, не
использующих электричество;
анализировать схему выработки
электричества и способы его
доставки потребителям;
обсуждать необходимость
экономии электроэнергии.
Знание правил безопасности при
обращении с электричеством и
электроприборами.

5152

Как путешествует письмо. Средство связи почта. Разнообразие почтовых отправлений
(письмо, открытка, бандероль, посылка) и
средств доставки корреспонденции. Путь
письма. Значение почтовой связи для
общества. История марки, конверта.
Домашний адрес. Современные средства
коммуникации.

2

Наблюдать за работой почты и
рассказывать о ней; строить из
разрезных деталей схему
доставки почтовых отправлений,
рассказывать по схеме о
путешествии письма; различать
почтовые отправления: письма,
бандероли, посылки, открытки.

53.54

Куда текут реки. Расширение и уточнение
представления детей о реках и морях, о
движении воды от истока реки до моря, о
пресной и морской воде. Водоёмы родного
края (название, краткая характеристика)

2

Прослеживать по рисунку-схеме
путь воды из реки в море;
сравнивать реку и море;
различать пресную и морскую
воду; сочинять и рассказывать
сказочную историю по рисунку.

Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения;
осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради.
Работать в группе:
высказывать
предположения о
содержании
иллюстраций и
осуществлять
самопроверку;
осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради.
Адекватно
использовать речевые
средства для решения
задач общения;
вступать в учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками,
осуществлять
совместную
деятельность в паре,
осваивая различные
способы взаимной

Желание открывать
новое знание,
новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения,
умение
сотрудничать.
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности.

Умение выделять
нравственный
аспект поведения,
соотносить
поступки с
принятыми в
обществе моральноэтическими
принципами.

55.56

Откуда берётся снег и лед. Исследование
свойств снега и льда. Состояние воды в
окружающем мире: твердое, жидкое,
газообразное.
Пр.р № 9. Изучение свойств снега и льда.

2

57.58

Как живут растения. Растения как живой
организм. Представление о жизненном
цикле растения. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода,
минеральные вещества почвы). Части
растений.
Пр.р. № 10. Отработка приёмов ухода за
комнатными растениями.
Как живут животные. Животные как живые
организмы. Представление о жизненном
цикле животных. Роль животных в жизни
людей, бережное отношение человека к
животным.Условия, необходимые для
жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища). Уход за животными живого уголка.

2

Как зимой помочь птицам. Птицы,
зимующие в наших краях, их питание
зимой. Важность заботы о зимующих
птицах. Природные столовые. Устройство
кормушек и виды корма. Правила
подкормки птиц.
Пр.р. № 11.Изготовление простейшей
кормушки, подбор подходящего корма для
птиц.

2

59.60

61.62

2

Проводить опыты по
исследованию снега и льда в
соответствии с инструкциями;
формулировать выводы из
опытов; наблюдать форму
снежинок и отображать её в
рисунках.

помощи партнёрам по
общению.
Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.

Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности.
Наблюдать за ростом и
Осуществлять поиск
Заинтересованность
развитием растений, рассказывать учебной информации
в приобретении и
о своих наблюдениях;
из рассказа учителя, из расширении знаний
прослеживать по рисунку-схеме
материалов учебника, и способов
этапы жизни растения;
в рабочей тетради.
действий,
формулировать выводы об
творческий подход
условиях, необходимых для
к выполнению
жизни растений.
заданий.
Наблюдать за жизнью
Работать в группе:
Желание открывать
животных, рассказывать о своих выполнять задания,
новое знание,
наблюдениях; ухаживать за
формулировать
новые способы
животными живого уголка.
выводы, осуществлять действия,
самопроверку;
готовность
оценивать свои
преодолевать
достижения на уроке.
учебные
затруднения.
Наблюдать зимующих птиц,
Осуществлять поиск
Положительное
различать зимующих птиц по
учебной информации
отношение к
рисункам и в природе;
из рассказа учителя, из процессу учения, к
обсуждать формы кормушек и
материалов учебника, приобретению
виды корма для птиц;
в рабочей тетради;
знаний и умений;
изготавливать простейшие
применять для
готовность
кормушки и подбирать
решения логические
оценивать свой
подходящий для птиц корм;
действия анализа,
учебный труд,
перечислять правила подкормки сравнения, обобщения, принимать оценки
птиц.
классификации,
одноклассников,
построения
учителя, родителей.

63.64

Откуда берётся и куда девается мусор.
Источники мусора в быту. Классификация
мусора, борьба с ним. Зависимость жизни
человека от природы и ее
состояния.Положительное влияние человека
на природу. Правила поведения в парке, в
лесу, на реке или озере.

2

65.66.

Откуда в снежках грязь. Источники
загрязнения нашей планеты и способы
защиты её от загрязнений. Распространение
загрязнений в окружающей среде.
Пр.р. № 12. Исследование снежков и
снеговой воды на наличие загрязнений.

2

рассуждений и
выводов.
Определять с помощью рисунков Адекватно
учебника источники
использовать речевые
возникновения мусора и способы средства для решения
его утилизации; обсуждать
задач общения
важность соблюдения чистоты в (приветствие,
быту, в городе и в природном
прощание, игра,
окружении; необходимость
диалог); вступать в
раздельного сбора мусора;
учебное
сочинять и рассказывать
сотрудничество с
сказочную историю по рисунку.
учителем и
одноклассниками,
осуществлять
совместную
деятельность в паре.
Исследовать снежки и снеговую
воду на наличие загрязнений;
обсуждать источники появления
загрязнений в снеге;
формулировать предложения по
защите окружающей среды от
загрязнений; сочинять и
рассказывать сказку на
предложенную тему.

Целенаправленно
наблюдать объекты
окружающего мира и
описывать их
отличительные
признаки; использовать
готовые модели для
изучения строения
природных объектов;
пользоваться простыми
условными
обозначениями.

Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход
к выполнению
заданий, умение
анализировать свои
действия и
управлять ими.

Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».