Окружающий мир, 1 кл ТНР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №10
№286 –О от 31.08.2023

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов.
Протокол №1 от 30.08.2023

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для обучающихся 1 класса
с тяжёлыми нарушениями речи

г.о. Первоуральск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР.
Цель курса: поэтапное формирование речевой деятельности во всех аспектах (использование языковых средств в процессе общения, учебной
деятельности), используя материал курса «Окружающий мир»; формирование целостной картины мира, осознание места в нем человека; осмысление
ребенком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
— развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, давать характеристику объектам окружающего мира, рассуждать, решать творческие
задачи;
— освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры,
патриотических чувств;
— формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
— формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре,
истории и современной жизни.
В процессе изучения данного курса в классе для детей с ТНР необходимо ставить и специальные коррекционные задачи:
— развитие и обогащение словарного запаса на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и
обобщения знаний о них;
— формирование умения планировать связное высказывание; анализировать ситуации; выявлять причинно-следственные, пространственные,
временные и другие семантические отношения;
— развитие совершенствование грамматического оформления речи.

Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
— идея многообразия мира;

— идея целостности мира;
— идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и
культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека,
удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных
связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого
природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение
для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в
программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в
нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, рукотворному миру, культурному достоянию народов России и всего
человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового
знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с
применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и
общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны
экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие
формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и
на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности
обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой»,
поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный
курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в

той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в
повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные
задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиеся знакомятся на отдельных уроках, через проектную деятельность.
Это способствует формированию представлений о природе родного края, воспитывает любовь к малой родине, формирует уважительное отношение к
истории и культуре родного края, других народов.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится — 66 часов (33 учебные недели).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.
Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелеты птиц,
смена, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей).
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние
человека на природные сообщества.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими
людьми.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной
помощи взрослым.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им
в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях
сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие
граждан.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры,
спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:
— понимание важности нового социального статуса «ученик»;
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем
возрасту);
— осознание роли речи в общении людей.
У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:
— адекватная самооценка;
— устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, интереса к изучению курса «Окружающий мир», к речевой деятельности;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
— осознание себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну и свой язык.
Предметные
Обучающиеся научатся на минимальном уровне:
— уважительно относиться к природе нашей страны;
— понимать целостность окружающего мира;
— выполнять элементарные правила нравственного поведения в мире природы, нормы поведения в природной среде;
— изучать природу доступными способами;
— устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
— уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре.
Обучающиеся научатся на достаточном уровне:
— соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
— самостоятельно сделать необходимые выводы;
— составлять устные рассказы (3—5 предложений);
— самостоятельно формулировать вопросы;
— устно сообщать (с помощью учителя) о простых случаях из собственной жизни, о событиях в школе и дома, о сведениях, полученных из
календаря погоды, на экскурсии; высказываться по сюжету, предложенному учителем.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся на минимальном уровне:

— удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
— вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам проверки;
— сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем, адекватно воспринимать оценку учителя;
— осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
— вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
— находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания).
Обучающиеся научатся на достаточном уровне:
— планировать собственную познавательную деятельность с учетом поставленной цели (под руководством учителя);
— проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или
предложенный алгоритм);
— в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
— оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся на минимальном уровне:
— ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
— осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
— понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
— работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
— преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Обучающиеся научатся на достаточном уровне:
— использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
— выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
— устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
— проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
— составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

— подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления
природы, школьные принадлежности и др.).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся на минимальном уровне:
— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
— договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
— участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
— строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под
руководством учителя);
— задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Обучающиеся научатся на достаточном уровне:
— выражать свои мысли в соответствии возрасту полнотой и точностью;
— быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
— учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение;
— формулировать свои собственные затруднения, свою собственную позицию;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
— договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
— признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение.
Содержание коррекционной работы
Развитие сенсорно-перцептивных функций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации,
умозаключения. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания
и употребления сложных логико-грамматических конструкций.
Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Развитие понимания
взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического
мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью.

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, 66 ч., Плешаков А.А.
№

1-2.

Дата

Содержание (тема) урока
Презентация проекта «Моя семья».
Представление результатов проектной
деятельности. Формирование адекватной
оценки своих достижений.

Колво
2

Планируемые результаты
предметные
Выполнять тестовые задания
учебника; выступать с
подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными
материалами; обсуждать
выступления учащихся.

метапредметные (ууд)
Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.

личностные
Желание открывать
новое знание,
новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения.

ГДЕ И КОГДА? ( 11 ч.)

3-4.

Знакомство с целями и задачами раздела.
Когда учиться интересно. Условия
интересной и успешной учёбы. Школьник и
его жизнь в школе. Классный, школьный
коллектив. Правила поведения в школе, на
уроке. Обращение к учителю.

2

Анализировать иллюстрации
учебника, обсуждать условия
интересной и успешной учёбы;
сравнивать фотографии в
учебнике, рассказывать о случаях
взаимопомощи в классе;

Формулировать
выводы из
коллективного
обсуждения;
оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.

Положительное
отношение к
процессу учения, к
приобретению
знаний и умений;
готовность
оценивать свой
учебный труд,
принимать оценки
одноклассников,
учителя.

5-7.

Проект «Мой класс и моя школа»
Подготовка к выполнению проекта:
знакомство с материалами учебника,
распределение заданий, обсуждение
способов и сроков работы.

3

Фотографировать наиболее
интересные события в классе,
здание школы, классную комнату
и т.д.; коллективно составлять
рассказ о школе и классе;
презентовать итоги
коллективного проекта,
сопровождая рассказ
фотографиями (слайдами).

Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход
к выполнению
заданий, умение
анализировать свои
действия и
управлять ими.

8-9.

Когда придёт суббота. Представление о

2

Анализировать иллюстрации

Адекватно использовать
речевые средства для
решения задач общения
(приветствие,
прощание, игра,
диалог); осваивать
различные способы
взаимной помощи
партнёрам по общению;
проявлять
доброжелательное
отношение к партнёрам.
Целенаправленно

Умение выделять

времени (настоящее, будущее, прошлое).
Дни недели, их запоминание,
последовательность.

учебника, различать прошлое,
настоящее и будущее; отображать с
помощью карточек
последовательность дней недели,
называть дни недели в правильной
последовательности, проводить
взаимоконтроль; называть
любимый день недели и объяснять,
почему именно он является
любимым.

1011.

Когда наступит лето. Последовательность
смены времён года и месяцев в нём.
Название осенних, зимних, весенних и
летних месяцев. Календарь. Зависимость
природных явлений от смен времён года.

2

Анализировать схему смены
времён года и месяцев; называть
времена года в правильной
последовательности, соотносить
времена года и месяцы;
характеризовать природные
явления в разные времена года;
находить несоответствия в
природных явлениях на рисунках
учебника; наблюдать сезонные
изменения в природе и
фиксировать их в тетради.

1213.

Где живут белые медведи. Холодные
районы Земли: Северный Ледовитый океан
и Антарктида. О жизни в этих районах.
Животный мир холодных районов. Связи
между неживой и живой природой.
Пр.р. № 13.Работа с глобусом и картой.
Определение Северного и Южного полюсов,
составление характеристики данных мест.

2

Находить на глобусе Северный
Ледовитый океан и Антарктиду,
характеризовать их;
рассматривать и сравнивать
иллюстрации учебника, извлекать
из них информацию о животном
мире холодных районов;
приводить примеры животных
холодных районов; устанавливать
связь между строением, образом
жизни животных и природными
условиями.

наблюдать объекты
окружающего мира и
описывать их
отличительные
признаки; использовать
готовые модели для
изучения строения
природных объектов;
пользоваться простыми
условными
обозначениями.
Осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради, из
собственных
наблюдений объектов
природы и культуры,
личного опыта
общения с людьми;
применять для
решения логические
действия анализа,
сравнения, обобщения,
классификации.
Адекватно
использовать речевые
средства для решения
задач общения
(приветствие,
прощание, игра,
диалог); вступать в
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками,
осуществлять
совместную

нравственный аспект
поведения,
соотносить поступки
с принятыми в
обществе моральноэтическими
принципами.

Положительное
отношение к
процессу учения, к
приобретению
знаний и умений;
готовность
оценивать свой
учебный труд,
принимать оценки
одноклассников,
учителя, родителей.

Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход
к выполнению
заданий, умение
анализировать свои
действия и
управлять ими.

1415.

Где живут слоны. Жаркие районы Земли
(тропические леса, саванны). Разнообразие
жизни в этих районах.Связи между неживой
и живой природой.
Пр.р. № 14. Работа с глобусом и картой.
Экватор и жаркие районы Земли,
составление характеристики данных мест.

2

Практическая работа в паре:
находить на глобусе экватор и
жаркие районы Земли,
характеризовать их; приводить
примеры животных жарких
районов; устанавливать связь
между строением, образом жизни
животных и природными
условиями.

1617.

Где зимуют птицы. Зимующие и перелётные
птицы. Маршрут перелёта, места зимовок
перелётных птиц. Исследование учёными
маршрутов перелёта птиц.
Причины, заставляющие птиц улетать на
зиму.
Связи между неживой и живой природой.

2

Различать зимующих и
перелётных птиц; группировать
(классифицировать) птиц;
выдвигать предположения о
местах зимовок птиц и
доказывать их; объяснять
причины отлёта птиц в тёплые
края; приводить примеры
зимующих и перелётных птиц.

1819.

Когда появилась одежда. История
появления одежды и развития моды.
Зависимость типа одежды от погодных
условий, национальных традиций и её
назначения(деловая, спортивная, рабочая,
домашняя, праздничная, военная)

2

Прослеживать с помощью
иллюстраций учебника историю
появления одежды и развития
моды; описывать одежду людей
по рисунку; отличать
национальную одежду своего
народа от одежды других
народов; различать типы одежды
в зависимости от её назначения,
подбирать одежду для разных
случаев.

деятельность в паре,
осваивая различные
способы взаимной
помощи партнёрам по
общению.
Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.

Целенаправленно
наблюдать объекты
окружающего мира и
описывать их
отличительные
признаки; использовать
готовые модели для
изучения строения
природных объектов;
пользоваться простыми
условными
обозначениями.
Осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника;
применять для
решения логические
действия анализа,
сравнения, обобщения,
классификации,
построения
рассуждений и
выводов.

Желание открывать
новое знание,
новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения,
умение
сотрудничать.
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности.

Положительное
отношение к
процессу учения, к
приобретению
знаний и умений;
готовность
оценивать свой
учебный труд,
принимать оценки
одноклассников,
учителя, родителей.

2021.

Когда изобрели велосипед. История
появления и усовершенствования
велосипеда. Устройство велосипеда,
разнообразие современных моделей
(прогулочный, гоночный, тандем, детский
трёхколесный) .Правила безопасности при
езде на велосипеде.

2

Сравнивать старинные и
современные велосипеды;
извлекать из учебника
информацию об устройстве
велосипеда, осуществлять
самопроверку; обсуждать роль
велосипеда в нашей жизни;
называть правила безопасной
езды на велосипеде.

2223.

Когда мы станем взрослыми. Отличие
жизни взрослого человека от жизни ребёнка.
Необходимость выбора профессии, целевых
установок на будущее. Знакомые школьнику
профессии на примере своего населённого
пункта.Ответственность человека за
состояние окружающего мира.

2

Сравнивать жизнь взрослого и
ребёнка; определять по
фотографиям в учебнике
профессии людей, рассказывать о
профессиях родителей и старших
членов семьи, обсуждать, какие
профессии будут востребованы в
будущем; сравнивать рисунки
учебника; рассуждать о том, что в
окружающем мире зависит от
наших поступков.

2425.

Проверим себя и оценим свои возможности
по разделу «Где и когда?» Проверка знаний
и умений. Презентация проекта
«Мой класс и моя школа». Представление
результатов проектной деятельности.
Формирование адекватной оценки своих
достижений.

2

Выполнять тестовые задания
учебника; выступать с
подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными
материалами.

Адекватно
использовать речевые
средства для решения
задач общения;
вступать в учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками,
осуществлять
совместную
деятельность в паре,
осваивая различные
способы взаимной
помощи партнёрам по
общению.
Целенаправленно
наблюдать объекты
окружающего мира и
описывать их
отличительные
признаки; использовать
готовые модели для
изучения строения
природных объектов;
пользоваться простыми
условными
обозначениями.

Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход
к выполнению
заданий, умение
анализировать свои
действия и
управлять ими.

Обсуждать выступления
учащихся; оценивать
свои достижения и
достижения других
учащихся.

Желание открывать
новое знание,
новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения.

Целенаправленно
наблюдать объекты
окружающего мира и

Желание открывать
новое знание,
новые способы

Умение выделять
нравственный
аспект поведения,
соотносить
поступки с
принятыми в
обществе моральноэтическими
принципами.

ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? ( 20 Ч.)

2627.

Знакомство с целями и задачами раздела.
Земля- планета, общее представление о
форме и размерах, её движения в

2

Сопоставлять видимые и
реальные размеры звёзд, в том
числе и Солнца; моделировать

пространстве. Солнце - ближайшая к земле
звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры
звёзд. Созвездие Льва.

форму, цвет, сравнительные
размеры некоторых звёзд;
использовать атлас-определитель
для получения нужной
информации; наблюдать картину
звёздного неба, находить на нём
созвездие Льва.

2829.

Почему Луна бывает разной. Луна естественный спутник Земли. Способы
изучения Луны. Луноходы. Изменение
внешнего вида Луны и его причины.

2

Анализировать схемы движения
Луны вокруг Земли и освещения
её поверхности Солнцем;
формулировать выводы о
причинах изменения внешнего
вида Луны; моделировать из
пластилина форму Луны;
рассказывать с помощью
рисунков в учебнике об изучении
Луны учёными, наблюдать за
изменениями внешнего вида
Луны, фиксировать результаты
наблюдений в рабочей тетради.

3031.

Почему идёт дождь и дует ветер.Причины
возникновения. дождя и ветра. Их значение
в жизни человека, растений, животных.

2

Наблюдать за дождями и ветром;
рассказывать по рисунку
учебника о видах дождя (ливень,
косохлёст, ситничек); отбирать из
списка слов те, которые подходят
для описания ветра; объяснять
причины возникновения дождя и
ветра.

описывать их
отличительные
признаки; использовать
готовые модели для
изучения строения
природных объектов;
пользоваться простыми
условными
обозначениями.
Осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради, из
собственных
наблюдений объектов
природы и культуры,
личного опыта
общения с людьми;
применять для
решения логические
действия анализа,
сравнения, обобщения,
классификации,
построения
рассуждений и
выводов.
Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.

действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения,
умение
сотрудничать.
Положительное
отношение к
процессу учения, к
приобретению
знаний и умений;
готовность
оценивать свой
учебный труд,
принимать оценки
одноклассников,
учителя, родителей.

Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности.

3233.

Почему звенит звонок. Разнообразие звуков
в окружающем мире, причина их
возникновения и способ распространения.
Как мы слышим, как беречь слух. Что такое
эхо.
Пр.р. № 15. Исследование возникновения и
распространения звуков.

2

Анализировать рисунок учебника
и передавать голосом звуки
окружающего мира; исследовать
возникновение и распространение
звуков; обсуждать, почему и как
следует беречь уши; высказывать
предположения о причине
возникновения эха.

Целенаправленно
наблюдать объекты
окружающего мира и
описывать их
отличительные
признаки; использовать
готовые модели для
изучения строения
природных объектов;
пользоваться простыми
условными
обозначениями.

Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход
к выполнению
заданий.

Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.

Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности.
Желание открывать
новое знание,
новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения,
умение
сотрудничать.

4 четверть (16 ч )
3435.

Почему радуга разноцветная. Радугаукрашение окружающего мира. Цвета
радуги, их последовательность, Причины
возникновения радуги.

2

3637.

Почему мы любим кошек и собак. Правила
ухода за кошкой и собакой. Роль животных
в жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Ветеринария.
Правила обращения с домашними
питомцами. Знакомство с проектом
«Мои домашние животные»
Пр.р. № 16. Знакомство с предметами ухода
за кошкой и собакой, назначение данных
предметов.

2

3839.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить
бабочек. Разнообразие цветов и бабочек,
взаимосвязь между ними. Правила

2

Называть цвета радуги по своим
наблюдениям и рисунку
учебника; отображать
последовательность цветов
радуги с помощью цветных полосок.
Знание последовательности
цветов радуги.
Описывать по плану своего
домашнего питомца (кошку,
собаку); обсуждать свое
отношение к домашним
питомцам; рассказывать по
рисункам учебника об уходе за
кошкой и собакой; познакомиться
с предметами ухода за кошкой и
собакой, их назначением.

Определять цветы и бабочек с
помощью атласа-определителя;
рассматривать и сравнивать

Адекватно
использовать речевые
средства для решения
задач общения
(приветствие,
прощание, игра,
диалог); вступать в
учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками;
проявлять
доброжелательное
отношение к
партнёрам.
Оценивать своё
знание и незнание (с
помощью учителя,

Положительное
отношение к
процессу учения, к

поведения на лугу. Оценка своего и чужого
поведения (на конкретных примерах)

рисунки учебника, оценивать
поступки других людей и свои
собственные по отношению к
природе, формулировать правила
поведения в природе; устанавливать
взаимосвязь цветов и бабочек на
основе информации учебника.

4041.

Экологическое правило-соблюдение
тишины в лесу.
Звуки леса, их разнообразие и красота.
Весенние изменения в живой и неживой
природе.
Правила поведения в лесу.

2

4243.

Зачем мы спим ночью. Значение сна в
жизни человека. Как готовиться ко сну. Кто
ночью не спит.Режим дня школьника,
чередование труда и отдыха в режиме дня

2

Определять лесных обитателей по
звукам, которые они издают;
объяснять, почему в лесу нужно
соблюдать тишину; оценивать
своё поведение в лесу и
поведение других людей на
основании чтения рассказов из
книги «Великан на поляне»;
формулировать правила
поведения в природе.
Сравнивать рисунки учебника,
делать выводы о значении сна в
жизни человека; оценивать
правильность своей подготовки ко
сну; рассказывать (на основе
наблюдений) о сне животных;
обсуждать информацию о
животных, которые ночью не спят,
содержащуюся в книге «Зелёные
страницы»; определять по рисункам
профессии людей и рассказывать об
их работе.

4445.

Почему нужно есть много овощей и
фруктов. Овощи и фрукты, их разнообразие

2

Различать овощи и фрукты,
группировать (классифицировать)

самооценка);
предлагать
собственные способы
решения;
осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради.
Работать в паре;
устанавливать
причинноследственные связи;
осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради.

приобретению
знаний и умений;
готовность
оценивать свой
учебный труд,
принимать оценки
одноклассников,
учителя, родителей.
Желание открывать
новое знание,
новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения,
умение
сотрудничать.
Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход
к выполнению
заданий, умение
анализировать свои
действия и
управлять ими.

Осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради, из
собственных
наблюдений объектов
природы и культуры,
личного опыта
общения с людьми;
применять для
решения логические
действия анализа,
сравнения, обобщения,
классификации,
построения
рассуждений и
выводов.
Оценивать своё знание Желание открывать
и незнание (с
новое знание,

и значение в питании человека. Витамины.
Правила гигиены при употребления овощей
и фруктов.

их; находить в учебнике
информацию о витаминах в
соответствии с заданием;
сравнивать роль витаминов А, В и
С в жизнедеятельности
организма.
Знание правил гигиены при
употреблении овощей и фруктов.

4947.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Важнейшие правила личной гигиены,
необходимость их соблюдения.
Освоение приёмов чистки зубов и мытья
рук.
Пр.р. № 17. Освоение приёмов чистки зубов
и мытья рук.

2

Обосновывать необходимость
чистки зубов и мытья рук,
отбирать из предложенных
нужные предметы гигиены,
объяснять их назначение;
рассказывать по рисункам, в
каких случаях следует мыть руки;
запомнить, что зубная щётка и
полотенце у каждого человека
должны быть личные;
формулировать основные правила
гигиены.

4849.

Зачем нам телефон и телевизор. Средства
связи -почта, телеграф, телефон. Средства
массовой информации –радио, телевидение,
пресса. Интернет. Возможности интернета.

2

Различать средства связи и
средства массовой информации;
рассказывать (с опорой на
фотографии в учебнике) о видах
телефонов; объяснять назначение
радиоприёмника, телевизора,
газет и журналов; обсуждать
назначение Интернета;
моделировать ситуации вызова
экстренной помощи по телефону.

50-

Экскурсия № 4 «Родное село». Знакомство с

3

сопоставлятькартины села на

помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения;
осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради.
Адекватно
использовать речевые
средства для решения
задач общения;
вступать в учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками,
осуществлять
совместную
деятельность в паре;
проявлять
доброжелательное
отношение к
партнёрам.
Осуществлять поиск
учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради;
применять для
решения логические
действия анализа,
сравнения, обобщения,
классификации,
построения
рассуждений и
выводов.
Осуществлять поиск

новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения,
умение
сотрудничать.
Положительное
отношение к
процессу учения, к
приобретению
знаний и умений;
готовность
оценивать свой
учебный труд,
принимать оценки
одноклассников,
учителя, родителей.

Желание открывать
новое знание,
новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения,
умение
сотрудничать.

Желание открывать

52.

административными и служебными
зданиями посёлка, наблюдение за природой
родного края.

фото с наблюдениями, которые
были сделаны во время
экскурсии;
прослеживатьвзаимосвязьявлений
в живой природе с явлениями в
неживой природе; дополнять
сведения учебника и экскурсии
своими наблюдениями о
инфраструктуре посёлка, природе
родного края;
Классифицировать автомобили и
объяснять их назначение;
работать в паре: по рисунку-схеме
знакомиться с устройством
автомобиля, проводить
взаимопроверку; сочинять и
рассказывать сказочную историю
по рисунку.

5354.

Зачем нужны автомобили. Автомобилиназемный транспорт. Назначение,
устройство, разнообразие автомобилей.
Электромобиль-автомобиль будущего.
Правила безопасности при езде в
автомобиле.

2

5556.

Зачем нам нужны поезда. Поезда - наземный
и подземный транспорт. Назначение и
устройство поездов и железных дорог.
Представление о развитии
железнодорожного транспорта. Эстакада.
Локомотив. Правила безопасности при
передвижении на поезде.

2

Классифицировать поезда в
зависимости от их назначения;
работать в паре: рассказывать об
устройстве железной дороги,
осуществлять самоконтроль;
использовать информацию
учебника для выполнения
задания.

5758.

Зачем строят корабли. Корабли (суда)водный транспорт. Виды кораблей в
зависимости от назначения (пассажирские,
грузовые, военные, спортивные), их
устройство. Спасательные средства.
Правила безопасности при передвижении на

2

Классифицировать корабли в
зависимости от их назначения;
рассказывать о своих
впечатлениях от плавания на
корабле; работать в паре: по
рисунку-схеме знакомиться с

учебной информации
из рассказа учителя;
применять для
решения логические
действия анализа,
сравнения, обобщения,
классификации,
построения
рассуждений и
выводов.
Использовать
представленную в
учебнике информацию
для выполнения
задания; оценивать
своё знание и незнание
(с помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.
Целенаправленно
наблюдать объекты
окружающего мира и
описывать их
отличительные
признаки;
использовать готовые
модели для изучения
строения природных
объектов; пользоваться
простыми условными
обозначениями.
Проводить
самопроверку и
взаимопроверку,
оценивать свои
достижения на уроке;
осуществлять поиск

новое знание,
новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения,
умение
сотрудничать.
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося.
Осознание
собственных
мотивов учебной
деятельности.

Желание открывать
новое знание,
новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения,
умение
сотрудничать.
Положительное
отношение к
процессу учения, к
приобретению
знаний и умений;
принимать оценки

водном транспорте.

устройством корабля.

5960.

Зачем строят самолёты. Самолёты воздушный транспорт. Назначение
самолётов (пассажирские, грузовые,
военные, спортивные), устройство
самолётов. Спасательные средства. Правила
безопасности при передвижении на
воздушном транспорте.

2

Классифицировать самолёты в
зависимости от их назначения;
рассказывать о своих
впечатлениях от полёта на
самолёте; работать в паре: по
рисунку-схеме знакомиться с
устройством самолёта.

6162.

Зачем люди осваивают космос.
Систематизация сведений о космосе,
полученных в течение года. Освоение
человеком космоса: цели полётов в космос.
Искусственные спутники Земли, их
назначение. Космические научные станции.
Ю.А. Гагарин -первый космонавт Земли.

2

Рассказывать об освоении
человеком космоса, опираясь на
иллюстрации учебника;
высказывать предположения по
вопросам учебника, моделировать
экипировку космонавта;
участвовать в ролевой игре
«Полёт в космос».

6364.

Почему мы часто слышим слово «экология»
Экология – наука о бережном отношении к
окружающему миру. Её роль в жизни
людей. День земли. Р.К. Экологические
проблемы Тульской области.

2

Находить в тексте учебника
ответы на вопросы; приводить
примеры взаимосвязей между
человеком и природой;

6566.

Проверим себя и оценим свои достижения
по разделу
«Почему и зачем?». Проверка знаний и
умений. Презентация проекта «Мои
домашние животные». Формирование
адекватной оценки своих достижений.

2

Выполнять тестовые задания
учебника; выступать с
подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными
материалами; обсуждать
выступления учащихся.

учебной информации
из рассказа учителя, из
материалов учебника,
в рабочей тетради.
Понимать учебную
задачу урока и
стремиться её
выполнить; оценивать
своё знание и незнание
(с помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.
Понимать учебную
задачу урока и
стремиться её
выполнить; работать в
группе; осуществлять
самопроверку;
отвечать на итоговые
вопросы и оценивать
свои достижения на
уроке; осуществлять
поиск учебной
информации.
Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы
решения.
Оценивать своё знание
и незнание (с
помощью учителя,
самооценка);
предлагать
собственные способы

одноклассников,
учителя, родителей.
Желание открывать
новое знание,
новые способы
действия,
готовность
преодолевать
учебные
затруднения,
умение
сотрудничать.
Заинтересованность
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
творческий подход
к выполнению
заданий, умение
анализировать свои
действия и
управлять ими.
Умение оценивать
свои поступки по
отношению к
природе и
рассказывать о них.
Умение оценивать
свои достижения и
достижения других
учащихся.

решения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».