изо 1 доп. класс тнр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол от 26.08.2022 №1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №10
От 01.09.2022 №441 –О

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для обучающихся 1 (дополнительного) класса
с тяжёлыми нарушениями речи

г.о. Первоуральск
2022

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа (далее программа) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
по предмету «Изобразительная деятельность» составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской
программы Б.М. Неменского «Изобразительная деятельность», М.: «Просвещение» 2011г.
Целью реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР является создание условий выполнения требований Стандарта через
обеспечение получения качественного НОО слабовидящими обучающимися в пролонгированные сроки, по итоговым достижениям
полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся данной группы.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации ОО АООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению учащимся с ТНР целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями слабовидящего обучающегося младшего школьного возраста, особыми образовательными потребностями и
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
развитие личности обучающегося с ТНР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением
преодоления им трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным
влиянием патогенного фактора, его успешной социальной адаптации и интеграции;
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ТНР;
создание коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих обучающемуся с ТНР максимальное развитие личности,
удовлетворение особых образовательных потребностей, сохранение и поддержание его физического и психического здоровья,
профилактику и при необходимости коррекцию вторичных нарушений, адаптацию к новым социальным условиям;
выявление и развитие способностей обучающихся с ТНР, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и
кружков, организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно исследовательской
деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности;
участие обучающихся с ТНР, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; технологий образования
обучающихся с ТНР, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
предоставление обучающимся с ТНР возможности накопления опыта самостоятельности и активности в реализации освоенных умений
и навыков в урочной и внеурочной деятельности;
включение обучающихся с ТНР в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района,
города).

Изобразительная деятельность в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами,
развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительная деятельность направлена в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности
растущей личности.
Цели курса:





Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и
зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и
способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и
окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне их
роли в жизни человека и общества;
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в
различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование
эстетического вкуса.
Задачи обучения:





Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптураидр.);
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета.

Цель учебного предмета «Изобразительная деятельность» в общеобразовательной школе-формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных
методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного
комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая
последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его
вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие
осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного
образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной
культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа
как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не
ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип пот родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур
разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии
каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных
видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное
искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и
синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных
пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной
школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение,
украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать
их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций:
изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная
деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей,
имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как БратьяМастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в
окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с
искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем
миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительная деятельность» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач
и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты
окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию
искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий уголь, пастель, пластилин,
глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные
техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие
видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования
личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным
языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого
необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е.
умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- ~ же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего
внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности
самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с
искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем
миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением
культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1(доп.) класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной
деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая
первичные основания изобразительного _зыка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных
художественных материалов.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с
присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических
позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного _зыка, — рисовать, украшать и конструировать,
осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Программа «Изобразительная деятельность» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества
учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет
свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие
задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для
дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и
возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме
(с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства
художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм,
композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и
народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания. выразительности, оригинальности активизирует внимание детей,
формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха.
Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
школы.
Место предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1
часу в неделю,1(доп.) класс-33 ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе-духовно-нравственное развитие ребёнка.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок
постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом
формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии
каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием
освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником
развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.Любая тема по
искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме,
в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с
реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт,
выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.
Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его
содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихсяс ТНР, которые они должны
преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительная деятельность»:





чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;



сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и
чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;




овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од
руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Межпредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:











освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное,
обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты
решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
























сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке,
живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и
архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и
мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России; и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на
празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные
техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к
природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и
коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;



умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных
природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей
нашей истории;
•
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни,
красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета «Изобразительная деятельность у обучающихся с ТНР:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном
творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства,
формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру,
художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется
трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного
края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие
культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на
мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей
этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся 1(доп.) класса:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать
эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений
жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять
простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся 1(доп.) класса научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру;
различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно-творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека;
рассматривать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета на основе зрительно-осязательного
восприятия; изображать предметы различной несложной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в
живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 19Дополнительный) класс, 33 ч , Неменская Л.А.
№
Д
ата

1
.-2

3
-4.

5
-6.

Содержание ( тема) урока

К
ол-во
ч.

Планируемые результаты

предметные
метапредметные (ууд)
1 четверть (9 часов)
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
(18 часов)
Работа фломастером. Изображения
2
Находить в окружающей
Использовать знакововсюду вокруг нас. Введение в предмет.
действительности изображения, символические средства,
Особенности художественного
сделанные
художниками; осуществление анализа
творчества: художник и зритель.
рассуждать
о
содержании объектов с выделением
Материалы для уроков изобразительного
рисунков, сделанных детьми; существенных и несущестрассматривать
иллюстрации венных признаков.
искусства. Приёмы работы с
(рисунки)
в
детских
книгах;
графическими материалами. Рисунок
придумывать и изображать то,
солнца.
что каждый хочет, умеет, любит.
З/р: Детские работы периода
начальной школы, разные по сюжету,
жанру, художественному материалу.
Работа фломастерами или
2
Находить, рассматривать
Проводить логические
цветными карандашами, мелками.
красоту в обыкновенных
действия: сравнение, анализ,
Мастер Изображения учит видеть.
явлениях (деталях) природы и
классификацию по
Изображение сказочного леса. Рисунок
рассуждать об увиденном;
родовидовым признакам,
видеть зрительную метафору
обобщение, установление
по представлению. Красота и
(на
что
похоже)
в
выделенных
аналогий, отнесение к
разнообразие природы, выраженные
деталях
природы;
выявлять
известным понятиям.
средствами рисунка. Простые
геометрическую форму
геометрические формы и природные
простого плоского тела (листьформы листьев.
ев); сравнивать различные листья на основе выявления их
З/р: Шедевры выдающихся русских
геометрических форм.
художников.
И. Левитан « Золотая осень» Т.
Маврина «Дубы». И. Бродский
"Опавшие листья", И.С.Остроухов
"Золотая осень".
Использовать пятно как
Прогнозировать реРабота акварелью. Изображать
2
основу
изобразительного
зультат
своей деятельности.
можно
пятном.
(превращение
образа на плоскости;
Принимать и сохранять цели и

личностные

Принятие
и
осваивание социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной деятельности и
формирование
личностного
смысла
учения.

Осознавать
самостоятельность и
личную ответственность за свои
поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости
и свободе.

Принятие
и
осваивание социальной
роли
обучающегося,

7
-8

9
-10

произвольно сделанного краской и
кистью пятна в изображение зверушки).
Рисунок по представлению. Пятно как
основа изобразительного образа на
плоскости.
З/р: Слайды или фотографии
животных; изображение зверей в
творчестве художников – графиков,
иллюстраторов
детской
книги,
работающих «от пятна», -Т.Мавриной, Е.
Чарушина, Ю.Васнецова.
Работа с пластилином.
Изображение в объеме по представлению
(превращение комка пластилина в птицу
или зверушку). Овладение
элементарными навыками лепки
(раскатывание, набор объёма,
вытягивание формы) Объём-основа
языка скульптуры. Способы передачи
объёма в пространстве.
З/р: Скульптуры С. Эрьзи,
С. Коненкова. Красота человека и
животных, выраженная средствами
скульптуры.
Работа чёрным фломастером,
карандашом. Изображение линией.
Многообразие линий и их знаковый
характер. Передача на плоскости с
помощью линий эмоционального
состояния человека. Рисунок по
представлению линией на тему
«Расскажи нам о себе».
З/р: Линейные рисунки
художников, фотографии линейных
мотивов в природе, разнообразные

2

воспринимать и анализировать
(на доступном уровне)
изображения на основе пятна в
иллюстрациях художников к
детским книгам. Владеть
первичными навыками
изображения на плоскости с
помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

задачи учебной деятельности,
вести поиск средств ее осуществления.

развитие
мотивов
учебной деятельности и
формирование
личностного
смысла
учения.

Находить
выразительные, образные
объемы в природе (облака,
камни, коряги, плоды и т.д.);
воспринимать выразительность большой формы в
скульптурных изображениях.
Изображать в объеме птиц,
зверей способами вытягивания
и вдавливания (работа с пластилином).

Различать объекты и
явления реальной жизни и их
образы, выраженные в произведении искусства; объяснять
разницу.

Понимать особую
роль
культуры
и
искусства
в
жизни
общества и каждого
отдельного человека.

Планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять
эффективные способы
достижения результата.

Самостоятельно
описывать свои чувства
и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения
наблюдаемых объектов.

2 четверть
2

Владеть первичными
навыками изображения на
плоскости с помощью линии.
Находить и наблюдать линии
и их ритм в природе;
сочинять и рассказывать с
помощью линейных изображений маленькие сюжеты
из своей жизни.

1
1-12

детские линейные рисунки.
Работа с гуашью. Разноцветные
краски. Изображение красочного много
цветочного коврика. Рисунок по
представлению. Цвет-основа языка
живописи. Практическое овладение
основами цветоведения. Основные и
составные цвета. Тёплые и холодные
цвета.
З/р: Иллюстрации радуги (
детские, художественные, фото)

2

1

Работа гуашью, акварелью.
Изображение настроения с помощью
цвета (радость, грусть, музыка). Рисунок
по представлению. Эмоциональные
возможности цвета.
З/р: Шедевры выдающихся
зарубежны художников.
В.Ван Гог. «Полсолнухи». Масло.

2

1

Урок- выставка «Художники и
зрители». Представления о богатстве и
разнообразии художественной культуры.
Ведущие художественные музеи России:
Государственная Третьяковская галерея,
Русский музей, Эрмитаж, Музей изо
А.С.Пушкина и др.
З/р: М.Врубель «Царевна – лебедь»,
Н.Рерих « Заморские гости», В.Васнецов
« Иван Царевич на Сером волке»,
«Богатыри» .

2

Урок-экскурсия «Художники и

2

3-14

5-16

1

Владеть первичными
навыками работы гуашью.
Соотносить цвет с
вызываемыми им
предметными ассоциациями
(что бывает красным,
желтым и т.д.), приводить
примеры;
экспериментировать, исследовать возможности
краски в процессе создания
различных цветовых пятен,
смешений и наложений
цветовых пятен при создании
красочных ковриков.

Строить речевое высказывание в устной форме,
допускать возможность существования у людей различных
точек зрения и ориентироваться
на позицию партнера в общении
и взаимодействии.

Понимать особую
роль
культуры
и
искусства
в
жизни
общества и каждого
отдельного человека.

Соотносить
восприятие цвета со своими
чувствами и эмоциями;
осознавать, что изображать
можно не только
предметный мир, но и мир
наших чувств (радость или
грусть, удивление, восторг и
т.д.); изображать радость или
грусть (работа гуашью).

Самостоятельно ставить
цель предстоящей работы,
обдумывая замысел и используя
выразительные средства выбранного графического
материала.

Самостоятельно
делать выбор, какое
мнение
принять
в
предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех простые
правила поведения.

Обсуждать и
анализировать работы
одноклассников с позиций
творческих задач данной
темы, с точки зрения
содержания и средств его
выражения; воспринимать и
эмоционально оценивать
выставку творческих работ
одноклассников; участвовать
в обсуждении выставки.

Слушать собеседника,
излагать своё мнение,
осуществлять совместную
практическую деятельность,
анализировать свою
деятельность; принимать и
сохранять цели и задачи
учебной деятельности.

Описывать свои
чувства и ощущения,
возникающие в
результате созерцания,
обсуждения
наблюдаемых объектов.

3 четверть
Находить примеры

Планировать и осу-

Понимать особую

1
9-20

2
021.

декоративных украшений в
ществлять собственную работу
окружающей
в соответствии с образцом;
действительности (в школе,
принимать и сохранять цели и
дома, на улице); создавать
задачи учебной деятельности,
роспись цветов-заготовок,
вести поиск средств ее
вырезанных из цветной
осуществления.
бумаги (работа гуашью);
составлять из готовых цветов
коллективную работу
(поместив цветы в нарисованную на большом
листе корзину или вазу).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (14 часов)
Работа акварелью, гуашью. Цветы.
2
Находить природные
Самостоятельно
планиЭмоциональные возможности цвета.
узоры (сережки на ветке,
ровать,
контролировать
и
Беседа «Мир полон украшений.
кисть ягод, иней и т.д.),
корректировать
свою
Декоративная художественная
выражать в беседе свои
деятельность при изготовлении
впечатления; изображать
изделия; определять наиболее эфдеятельность». Рисунок по
птиц, бабочек, рыб и т. д., пе- фективные способы достижения
представлению. Составление букета из
редавая характер их узоров,
результата.
вырезанных сказочных цветов,
расцветки, форму
созданных детьми (коллективная
украшающих их деталей,
деятельность).
узорчатую красоту фактуры.
Владеть простыми приемами
З/р: Шедевры выдающихся
работы в технике
русских и зарубежных
плоскостной и объемной
художников.К.Купецио « Анютины
аппликации, живописной и
глазки», Гуго ван дер Рус « Натюрморт»,
графической росписи,
А.Пластов "Колокольчики и ромашки",
монотипии и т.д.
"Сенокос", А.Герасимов "Полевой
букет".
Работа гуашью. Красоту нужно
2
Находить
Самостоятельно
плауметь замечать. Узоры на крыльях.
орнаментальные украшения нировать, контролировать и
Рисунок по представлению. Овладение
в предметном окружении
корректировать свою деятельосновами художественной грамотности.
человека, в предметах,
ность при изготовлении изделия;
созданных человеком; расразличать объекты и явления
Виды ритма (спокойный, порывистый).
сматривать орнаменты,
реальной жизни и их образы,
Ритм пятен. Коллективная деятельность
находить
в
них
природные
и
выраженные в произведении
по составлению панно «Бабочки»
геометрические мотивы;
искусства, объяснять разницу.
З/р: Шедевры выдающихся русских
придумывать свой орнамент:
художников.
образно, свободно написать
красками и кистью
зрители». Знакомство с работами
художников в местном краеведческом
музее. Отражение в произведениях
изобразительных (пластических)
искусств человеческих чувств и идей.

7-18

роль
культуры
и
искусства
в
жизни
общества и каждого
отдельного человека.

Самостоятельно
определять и описывать
свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания,
рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов.

Делать выбор,
какое мнение принять.
Понимать особую роль
культуры и искусства в
жизни общества и
каждогоотдельного
человека.

декоративный эскиз на листе
бумаги.

Ф. Толстой « Букет цветов,
бабочка и птичка»
2

Работа гуашью, тушью,
фломастерами. Красивые рыбы.
Монотипия (цветной фактурный
отпечаток, дорисованный графическими
материалами.) Основные приёмы работы.
З/р: Шедевры выдающихся
зарубежных художников.
А. Матисс « Красные рыбы».

2

2

Работа с цветной бумагой.
Объёмная аппликация. Украшения птиц.
Элементарные приёмы работы с бумагой
(сгибание, вырезание)
З/р: Шедевры выдающихся русских
художников. И.Я. Билибин «Жар-птица»
.Народное искусство. С. Буторин. Жарптица. Палех; слайды и книги с
изображениями различных птиц.

2

2

Работа акварелью, гуашью. Узоры,
которые создали люди. Рисунок по
представлению. Орнамент и его
назначение. Создание орнаментального
рисунка на основе полученных

2

223.

4-25

6-27

Находить
орнаментальные украшения
в предметном окружении
человека, в предметах,
созданных человеком; рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы;
придумывать свой орнамент:
образно, свободно написать
красками и кистью
декоративный эскиз на листе
бумаги.
4 четверть
Развитие
наблюдательности.
Опыт
эстетических впечатлений от
красоты
природы.
Знакомство
с
новыми
возможностями
художественных материалов
и
новыми
техниками.
Развитие навыков работы
красками, цветом.
Знакомство с техникой
монотипии
(отпечаток
красочного пятна). Объемная
аппликация, коллаж, простые
приемы бумагопластики.
Изображать
(декоративно) Жар-птицу,
передавая характер её узоров,
расцветки, форму
украшающих их деталей,
узорчатую красоту фактуры.

Распределять роли,
обсуждать план работы в паре;
корректировать свою деятельность и деятельность
партнёра; проводить оценку и
самооценку; слушать
собеседника, излагать своё
мнение.

Осознавать
самостоятельность и
личную ответственность за свои
поступки на основе
представлений о нравственных нормах.

Планировать и осуществлять собственную работу
в соответствии с образцом;
принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности,
вести поиск средств ее
осуществления.

Понимать особую
роль
культуры
и
искусства
в
жизни
общества и каждого
отдельного человека.

Рассматривать
изображения
орнаментальных мотивов в
художественных образцах;
анализировать украшения

Распределять роли,
оценивать свою работу.
Готовность слушать
собеседника, излагать своё
мнение, осуществлять совме-

Самостоятельно
определять и описывать
свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания,

2
8-29

3
0-31

3
2-33

впечатлений.Беседа "Народная вышивка
на современных набивных тканях.
Красота узоров".
З/р: Л. Романова. «Осенний букет».
Текстильный коллаж.
Различные орнаменты.
Работа акварелью, гуашью. Как
украшает себя человек. Изображение
любимых сказочных героев и их
украшений по памяти и воображению.
Сказочные образы в народной культуре.
Передача с помощью цвета характера
персонажа.
З/р: Знакомство с картинами
художника-иллюстратора Ю.Васнецова.
«Коза», «Петушок», «Теремок»,
«Репка»; Е. Чарушин.
Иллюстрации к русской народной
сказке «Заяц и лиса».
Работа с цветной бумагой. Мастер
Украшения помогает сделать праздник.
Работа по образцу. Создание украшений
для новогодней ёлки. З/р: Коллекция
новогодних игрушек и украшений,
созданная самими учащимися.

2

2

как знаки, помогающие узнавать элементы народного
русского орнамента.

стную практическую
деятельность, анализировать
свою деятельность.

рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов.

Рассматривать
изображения сказочных
героев в детских книгах;
анализировать украшения
как знаки, помогающие узнавать героев и
характеризующие их;
изображать сказочных героев, опираясь на изображения
характерных для них
украшений.

Распределять роли,
оценивать свою работу.
Готовность слушать
собеседника, излагать своё
мнение, осуществлять совместную практическую
деятельность, анализировать
свою деятельность.

Самостоятельно
определять и описывать
свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания,
рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов.

Создавать несложные
Принимать и сохранять
новогодние украшения из
цели и задачи учебной
цветной бумаги, выделять и
деятельности, вести поиск
соотносить деятельность по
средств ее осуществления.
изображению и украшению,
определять их роль в
создании новогодних
украшений.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (2 часа)
Сравнивать различные
Урок-выставка детских работ по
2
архитектурные
постройки,
Ставить цель, составлять
теме «Ты украшаешь». Участие в
иллюстрации из детских книг с
и обсуждать план своей
обсуждении выставки, выражение
изображением жилищ,
деятельности, распределять
своего отношения к произведению.
предметов современного
роли; слушать собеседника,
З/р: Детские работы,
дизайна с целью развития
излагать своё мнение,
наблюдательности; изображать
осуществлять совместную
выполненные за четверть.
придуманные дома для себя и
практическую деятельность,
своих друзей или сказочные
анализировать свою деядома героев детских книг и
тельность.
мультфильмов.

Принятие и
осваивание социальной
роли обучающегося,
развитие мотивов
учебной деятельности.

Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств.
Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои
поступки на основе
представлений о нравственных нормах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».