МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление Образования ГО Первоуральск МАОУ СОШ № 10 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ШМО учителей приказом директора МАОУ СОШ №10 физической культуры Приказ №286-О от «31» августа 2024 г. Протокол №1 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( ID 3400220) учебный предмет «Физическая культура» для обучающихся с ТНР 2 класса г. Первоуральск 2024 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по Физической культуре (Адаптивной физической культуре) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – рабочая программа) включает рабочую программу по адаптивной физической культуре для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на уровне начального общего образования. Программа разработана с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Программа построена по модульному принципу. Содержание образования по предмету распределено по тематическим модулям, которые входят в раздел «Физическое совершенствование». Содержание программы состоит из базовой части (инвариантные модули) и вариативного модуля. Инвариантные модули: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), подвижные и спортивные игры, плавание (при наличии материально-технических возможностей для обучения плаванию). Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Содержание вариативного модуля определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, региональных климатических и этнокультурных особенностей, с учетом выбора видов спорта, обладающих наибольшим реабилитационным потенциалом для обучающихся с ТНР. Содержание образования по предмету распределено по тематическим модулям. Распределение программного материала по годам и периодам обучения, последовательность тем в рамках модулей определяются педагогами образовательных организаций при составлении авторских рабочих программ по адаптивной физической культуре самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающихся конкретной образовательной организации. В основу разработки программы по физической культуре (адаптивной физической культуре) обучающихся с ТНР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать свой индивидуальный потенциал с учетом особых образовательных потребностей. Программа носит компилятивный характер, виды деятельности и планируемые результаты определяются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, материально–технического обеспечения и др. Предусмотрены различные виды деятельности для реализации особых образовательных потребностей. Специальные виды деятельности обеспечивают вариативность подходов к организации уроков. Программа по АФК для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи имеют коррекционную направленность и должны разрабатываться с учетом особенностей их развития. Данная программа содействуют всестороннему развитию личности обучающегося, формированию осознанного отношения к своему здоровью, развитию общих физических способностей, компенсации нарушенных функций организма. В результате обучения на занятиях физической культуры (адаптивной физической культурой) обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи научатся понимать значение физических упражнений и подвижных игр для своего здоровья, получат содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, физической подготовленности и будущей трудовой деятельности. У них будут формироваться первоначальные умения саморегуляции средствами адаптивной физической культуры. Они овладеют основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и др.). Занятия АФК обеспечивают развитие общих физических способностей (силовые, скоростные, координационные способности, выносливость, гибкость), а также функций равновесия, способствуют формированию потребности в занятиях физической культурой и спортом. Воспитывающее значение рабочей программы заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе осмысления и понимания роли физической культуры и спорта в жизни человека, понимания значения мирового и отечественного олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. К практическим результатам данного направления можно отнести формирование навыков взаимодействии со сверстниками и взрослыми, воспитание воли и способности к преодолению трудностей у обучающихся с ТНР. Цель реализации программы по предмету физическая культура (Адаптивная физическая культура) – обеспечение овладения обучающимися с ТНР необходимым уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование двигательной деятельности обучающихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма, необходимых для полноценной социальной адаптации обучающихся. Достижение поставленной цели предусматривает решение как общих, так и специфических (коррекционных, компенсаторных, профилактических) задач. Основными задачами программы по физической культуре для обучающихся с ТНР являются: коррекция и профилактика нарушений двигательной функции и опорно -двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопие, нарушение осанки); развитие координационных способностей; коррекция и компенсация нарушений психомоторики; коррекция и компенсация нарушений общей и мелкой моторики; коррекция и развитие способности к дифференцированию временных, силовых, пространственных параметров движения; формирование зрительно-моторной координации в процессе выполнения физических упражнений; совершенствование функции дыхания и темпоритмической организации речи в процессе выполнения физических упражнений; развитие коммуникативной функции и связной речи при выполнении физических упражнений и в процессе игры; формирование двигательных навыков под воздействием регулирующей функции речи; расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной спортивной терминологии. К особым образовательным потребностям обучающихся с ТНР относятся: - максимально раннее начало коррекционно-развивающей работы и комплексной абилитации/реабилитации, в том числе с использованием методов физической культуры и спорта; - щадящий, здоровьесберегающий режим обучения и физических нагрузок, предполагающий строгую регламентацию деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями, индивидуализацию темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с тяжелыми нарушениями речи; - специальная коррекционная работа по преодолению отклонений в психомоторной сфере, нарушений общей и тонкой моторики у отдельных категорий детей с ТНР; - интеграция сенсорно-перцептивного и моторного развития детей (особенно в младшем школьном возрасте); - формирование и развитие умений регулировать свое психоэмоциональное состояние, развитие эмоционально-волевой сферы средствами физической культуры и спорта; - специальная работа по развитию речи (понимания и говорения) и коммуникации в процессе занятий физической культурой и посредством движения; - обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации; использование специального оборудования, ассистивных устройств и технологий для коммуникации (при необходимости). Специальные условия проведения уроков адаптивной физической культуры: стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание «рабочего» диалога, информирование о возникающих проблемах и т.п.); адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио/видео формате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся, создание условий, облегчающих работу с теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение); обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию). нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога); использование наглядных методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца. Образовательно-коррекционный процесс на уроках АФК базируется на общедидактических и специальных принципах, обусловленных особенностями психофизического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Реализация Программы предполагает следующие принципы и подходы: - программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы; - необходимость использования специальных методов, приёмов и средств обучения; - информационная компетентность участников образовательного процесса в образовательной организации; - вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации поставленных задач; - комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса; - включение в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса. Рабочая программа учебного предмета физическая культура (Адаптивная физическая культура) разработана для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с ТНР (далее - Программа). Программа разработана в соответствии с: - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598); - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). На уровне начального общего образования учебная дисциплина физическая культура (Адаптивная физическая культура) относится к предметной области «Физическая культура». Наряду с речевыми нарушениями для обучающихся с ТНР характерны недостатки в двигательной сфере, выражающиеся в плохой координации сложных движений, неуверенности и неточности движений, снижении скорости и ловкости, нарушении темпа и ритма их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесным многозадачным инструкциям. Обучающиеся отстают от нормативно развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, плохо выполняют его составные части. Трудности вызывают такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Недостаточный самоконтроль при выполнении физических упражнений приводит к существенным нарушениям техники выполнения движений. Физические качества обучающихся с ТНР по сравнению с физическими качествами обучающихся с нормальным речевым развитием отличаются недостаточной ловкостью и быстротой. По силе, гибкости и выносливости существенных различий не отмечается. Специфика содержания и методов обучения, обучающихся с ТНР является особенно существенной в младших классах (на уровне начального общего образования), когда формируются предпосылки для успешного обучения на следующих уровнях образования, в значительной мере обеспечивается коррекция нарушений речевого и психофизического развития. Планируемые результаты освоения программы представлены на уровень образования. Распределение указанных результатов по годам обучения определяется Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ТНР, разработанной образовательной организацией. Личностные результаты Освоение социальной роли ученика проявляется в: соблюдении школьных правил (выполнять на уроке команды учителя); старательности, стремлении быть успешным в физических упражнениях; подчинении дисциплинарным требованиям на уроках АФК; адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя; бережном отношении к школьному имуществу, используемому на уроках АФК. Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире проявляется в: умении одеваться в соответствии с погодными условиями (например, при проведении уроков на улице); вовлеченности в спортивные события (в масштабах школы). Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни) проявляется в: попытках содержать в порядке спортивную форму (аккуратно складывать, просить взрослых выстирать); стремлении к доступному физическому совершенствованию (позитивное отношение к урокам АФК, занятиям спортом, физическим упражнениям); ориентации на здоровый образ жизни: знания о причинах болезней и их профилактике, вербальном и поведенческом негативном отношении к вредным привычкам; различении потенциально опасных ситуаций и прогнозировании их последствий (залезать на спортивные снаряды без достаточной подготовки и пр.). Сформированность самосознания, в т. ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: осознании результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности); осознании своего состояния (заболел бок от бега, закружилась голова и пр.); осознании испытываемых затруднений (не получается определенное упражнение); разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога; способности осознавать факторы и ситуации, ухудшающие физические и психологические возможности; возможности анализировать причины успехов и неудач. Сформированность речевых умений проявляется в: умении транслировать правила подвижной игры, давать команды при работе в подгруппах и пр. Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре и в малой группе (например, в эстафете); возможности контролировать импульсивные желания; умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения. Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: умении не употреблять обидные слова по отношению к другим людям; умении проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения Программы в начальной школе включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР метапредметные результаты могут быть сформулированы следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в: понимании групповой инструкции к задаче, поставленной учителем; попытках сравнения и обобщения (например, эти упражнения на ловкость, а эти - на скорость); умениивербализовать наглядно наблюдаемую причинно-следственную связь Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в: способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению; способности соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в: овладении умением обратиться к сверстнику с предложением, просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением; овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в преодолении затруднения; овладении умением работать в паре (помогать партнеру); овладении умением работать в подгруппе (понимать, что победа в спорте зависит от согласованных действий и взаимопомощи); овладении умением адекватно воспринимать критику. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 КЛАСС Знания о физической культуре Из истории возникновения физических упражнений и первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр древности. Способы самостоятельной деятельности Физическое развитие и его измерение. Физические качества человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация и способы их измерения. Составление дневника наблюдений по физической культуре. Физическое совершенствование Оздоровительная физическая культура Закаливание организма обтиранием. Составление комплекса утренней зарядки и физкультминутки для занятий в домашних условиях. Спортивно-оздоровительная физическая культура Гимнастика с основами акробатики Правила поведения на занятиях гимнастикой и акробатикой. Строевые команды в построении и перестроении в одну шеренгу и колонну по одному; при поворотах направо и налево, стоя на месте и в движении. Передвижение в колонне по одному с равномерной и изменяющейся скоростью движения. Упражнения разминки перед выполнением гимнастических упражнений. Прыжки со скакалкой на двух ногах и поочерёдно на правой и левой ноге на месте. Упражнения с гимнастическим мячом: подбрасывание, перекаты и наклоны с мячом в руках. Танцевальный хороводный шаг, танец галоп. Лыжная подготовка Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой. Упражнения на лыжах: передвижение двухшажным попеременным ходом, спуск с небольшого склона в основной стойке, торможение лыжными палками на учебной трассе и падением на бок во время спуска. Лёгкая атлетика Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой. Броски малого мяча в неподвижную мишень разными способами из положения стоя, сидя и лёжа. Разнообразные сложно-координированные прыжки толчком одной ногой и двумя ногами с места, в движении в разных направлениях, с разной амплитудой и траекторией полёта. Прыжок в высоту с прямого разбега. Ходьба по гимнастической скамейке с изменением скорости и направления движения. Беговые сложно-координационные упражнения: ускорения из разных исходных положений, змейкой, по кругу, обеганием предметов, с преодолением небольших препятствий. Подвижные игры Подвижные игры с техническими приёмами спортивных игр (баскетбол, футбол). Прикладно-ориентированная физическая культура Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Развитие основных физических качеств средствами подвижных и спортивных игр. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека; формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий; проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах; уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности; стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни; проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательныеуниверсальныеучебныедействия: находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных; устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта; сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки; выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия: воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения; высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья; управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других обучающихся и учителя; обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия: выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки; выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств; проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности. К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательныеуниверсальныеучебныедействия: характеризовать понятие «физические качества», называть физические качества и определять их отличительные признаки; понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением здоровья; выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их выполнение; обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять индивидуальные комплексы упражнений физкультминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки; вести наблюдения за изменениями показателей физического развития и физических качеств, проводить процедуры их измерения. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия: объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить соответствующие примеры её положительного влияния на организм обучающихся (в пределах изученного); исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно высказывать суждения о своих действиях и принятых решениях; делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и спортивных соревнований, планированию режима дня, способам измерения показателей физического развития и физической подготовленности. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия: соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с учётом их учебного содержания, находить в них различия (легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки, занятия лыжной и плавательной подготовкой); выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и развитию физических качеств в соответствии с указаниями и замечаниями учителя; взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к другим обучающимся; контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при возникновении ошибок. К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательныеуниверсальныеучебныедействия: понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми действиями, приводить примеры упражнений древних людей в современных спортивных соревнованиях; объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её регулирования на занятиях физической культурой; понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение развития утомления при выполнении физических и умственных нагрузок; обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила поведения на уроках физической культуры, проводить закаливающие процедуры, занятия по предупреждению нарушения осанки; вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и физических качеств в течение учебного года, определять их приросты по учебным четвертям (триместрам). Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия: организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие с соблюдением правил и норм этического поведения; правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов деятельности во время совместного выполнения учебных заданий; активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта; делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий, организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия: контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами; взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий правилам подвижных игр; оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное коллективное решение. К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательныеуниверсальныеучебныедействия: сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные особенности; выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению; объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия: взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога; использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и обучающимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям, развитии физических качеств; оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия: выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий; самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов; оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре: демонстрировать примеры основных физических качеств и высказывать своё суждение об их связи с укреплением здоровья и физическим развитием; измерять показатели длины и массы тела, физических качеств с помощью специальных тестовых упражнений, вести наблюдения за их изменениями; выполнять броски малого (теннисного) мяча в мишень из разных исходных положений и разными способами, демонстрировать упражнения в подбрасывании гимнастического мяча правой и левой рукой, перебрасывании его с руки на руку, перекатыванию; демонстрировать танцевальный хороводный шаг в совместном передвижении; выполнять прыжки по разметкам на разное расстояние и с разной амплитудой, в высоту с прямого разбега; передвигаться на лыжах двухшажным переменным ходом, спускаться с пологого склона и тормозить падением; организовывать и играть в подвижные игры на развитие основных физических качеств, с использованием технических приёмов из спортивных игр; выполнять упражнения на развитие физических качеств. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/ п Количествочасов Наименованиеразделов и темпрограммы Всего Раздел 1.Знания о физической культуре 1.1 Знания о физической культуре Итого по разделу 3 3 Раздел 2.Способы самостоятельной деятельности 2.1 Физическое развитие и его измерение Итого по разделу 9 9 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1.Оздоровительная физическая культура 1.1 Занятия по укреплению здоровья 1 1.2 Индивидуальные комплексы утренней зарядки 2 Итого по разделу 3 Раздел 2.Спортивно-оздоровительная физическая культура 2.1 Гимнастика с основами акробатики 14 2.2 Лыжная подготовка 12 2.3 Легкая атлетика 14 2.4 Подвижные игры 19 Итого по разделу 59 Раздел 3.Прикладно-ориентированная физическая культура Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательныересур сы 3.1 Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 28 28 102 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока 1. 1 История подвижных игр и соревнований у древних народов Всего 1 Контрольные работы Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы http://schoolcollection. edu. ru/ 2. 2 Зарождение Олимпийских игр 1 https://resh.edu.ru 3. 3 Современные Олимпийские игры 1 https://resh.edu.ru 4. 4 Физическое развитие 1 5. 6 Сила как физическое качество 1 https://resh.edu.ru 6. 7 Быстрота как физическое качество 1 https://resh.edu.ru 7. 8 Выносливость как физическое качество 1 8. 9 Гибкость как физическое качество 1 9. 1 0 12. 1 4 13. 1 5 https://resh.edu.ru http://schoolcollection. edu. ru/ 1 http://schoolcollection. edu. ru/ Закаливание организма 1 https://resh.edu.ru Утренняя зарядка 1 https://resh.edu.ru Составление комплекса утренней зарядки 1 https://www.gto.ru/ 1 https://www.gto.ru/ 1 https://resh.edu.ru 2 культуре 3 https://resh.edu.ru 1 Развитие координации движений 10. 1 Дневник наблюдений по физической 11. 1 https://resh.edu.ru 14. 1 Правила поведения на уроках гимнастики и 6 акробатики 15. 1 Строевые упражнения и команды 7 16. 1 9 17. 2 1 18. 2 2 19. 2 4 20. 2 6 21. 2 8 1 http://schoolcollection. edu.ru/ Гимнастическая разминка 1 http://schoolcollection. edu.ru/ Ходьба на гимнастической скамейке 1 Упражнения с гимнастической скакалкой 1 Упражнения с гимнастическим мячом 1 Танцевальные гимнастические движения 1 Прыжковые упражнения 22. 3 Правила поведения на занятиях лыжной 0 подготовкой 23. 3 Передвижение на лыжах двухшажным 1 попеременным ходом 24. 3 2 25. 3 4 26. 3 6 27. 3 8 28. 4 1 1 1 Спуск с горы в основной стойке 1 Подъем лесенкой 1 Спуски и подъёмы на лыжах 1 Торможение лыжными палками 1 Торможение падением на бок 1 https://resh.edu.ru https://www.gto.ru/ https://resh.edu.ru https://www.gto.ru/ 29. 4 Правила поведения на занятиях лёгкой 2 атлетикой 30. 4 4 Броски мяча в неподвижную мишень 31. 4 Сложнокоординированные прыжковые 6 упражнения 32. 4 8 Прыжок в высоту с прямого разбега 33. 4 Сложно координированные передвижения 9 ходьбой по гимнастической скамейке 34. 5 Сложно координированные передвижения 0 ходьбой по гимнастической скамейке Передвижение равномерной ходьбой с наклонами туловища вперёд и стороны, 1 разведением и сведением рук 35. 5 36. 5 3 Бег с поворотами и изменением направлений 37. 5 Сложнокоординированные беговые 4 упражнения 38. 5 Подвижные игры с приемами спортивных 6 игр 39. 5 8 Игры с приемами баскетбола 40. 5 Приемы баскетбола: мяч среднему и мяч 9 соседу 41. 6 1 Бросок мяча в колонне и неудобный бросок 42. 6 Прием «волна» в баскетболе 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 43. 6 6 44. 6 8 45. 7 3 Игры с приемами футбола: метко в цель 1 Гонка мячей и слалом с мячом 1 Подвижные игры на развитие равновесия 1 46. 7 Правила выполнения спортивных 5 нормативов 2 ступени 47. 7 Правила техники безопасности на уроках. 6 Укрепление здоровья через ВФСК ГТО 1 1 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. 8 Эстафеты 1 Освоение правил и техники выполнения 49. 8 норматива комплекса ГТО. Смешанное 2 передвижение по пересеченной местности. Подвижные игры 1 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах 1 4 км. Эстафеты 1 48. 7 50. 8 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из 51. 8 виса на высокой перекладине – мальчики. 5 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты 52. 8 Освоение правил и техники выполнения 6 норматива комплекса ГТО. Подтягивание из 1 1 виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты Освоение правил и техники выполнения 53. 8 норматива комплекса ГТО. Подтягивание из 7 виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты 1 Освоение правил и техники выполнения 54. 8 норматива комплекса ГТО. Подтягивание из 8 виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты 1 Освоение правил и техники выполнения 55. 8 норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из 9 положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 Освоение правил и техники выполнения 56. 9 норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из 0 положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину 1 с места толчком двумя ногами. Эстафеты 1 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину 2 с места толчком двумя ногами. Эстафеты 1 57. 9 58. 9 Освоение правил и техники выполнения 59. 9 норматива комплекса ГТО. Поднимание 3 туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 1 Освоение правил и техники выполнения 60. 9 норматива комплекса ГТО. Поднимание 4 туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 1 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание 5 теннисного мяча в цель. Подвижные игры 1 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание 6 теннисного мяча в цель. Подвижные игры 1 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 7 3*10м. Эстафеты 1 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 8 3*10м. Эстафеты 1 61. 9 62. 9 63. 9 64. 9 65. 9 Освоение правил и техники выполнения 9 норматива комплекса ГТО. Подвижные игры 1 66. 1 Освоение правил и техники выполнения 0 норматива комплекса ГТО.. Подвижные игры 0 1 «Праздник ГТО». Соревнования со сдачей норм ГТО, с соблюдением правил и техники 0 выполнения испытаний (тестов) 2 ступени 1 ГТО 1 67. 1 68. 1 «Праздник ГТО». Соревнования со сдачей 0 норм ГТО, с соблюдением правил и техники 2 выполнения испытаний (тестов) 2 ступени 1 ГТО ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Физическая культура, 1-4 классы/ Лях В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Физическая культура - 1 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://www.gto.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://resh.edu.ru/ https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm Методические рекомендации | ВФСК ГТО (gto.ru) https://www.gto.ru ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://uchi.ru https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htmФизическая культура - Российская электронная школа (resh.edu.ru) https://www.gto.ru ВФСК ГТО (gto.ru)