МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление Образования ГО Первоуральск МАОУ СОШ № 10 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ШМО учителей начальных классов приказом директора МАОУ СОШ №10 Протокол №1 от «31» августа 2024 г. Приказ №286-О от «31» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА (ID 6170018) «Чтение. Работа с текстом» для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи 2 - 4 классов Первоуральск 2024 Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе пособия «Чтение. Работа с текстом» О.Н. Крыловой. I. Пояснительная записка Представленная программа курса направлена на развитие осознанного чтения у детей с ТНР. Как читатель ребенок, у которого тяжелое нарушение речи должен понимать и переживать не только содержание произведения, но и осознавать, какие мысли и чувства возникают у него при чтении. Анализ произведения, не пережитый и не прочувствованный самим ребенком, не пропущенный через его личный опыт, не дает возможности формировать навыки осознанного чтения, не пробуждает критическое мышление. Осознанное чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если ребенок с ТНРне понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам с ТНР правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. В тоже время ее оказывается недостаточно. Изучение курса направлено на достижение следующей цели: создание условий для становления младших школьников с ТНР как сознательных читателей, проявляющих интерес к чтению, умеющих работать с текстом произведений, определять главную мысль произведения, причинно-следственные связи. Задачи программы: 1. Формировать интерес к чтению как источнику познания нового. 2. Учить выделять главную мысль произведений. 3. Формировать полноценный навык чтения. 4. Формировать умение применять в процессе самостоятельного чтения знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения. 5. Способствовать формированию основ читательской культуры. 6. Развитие связной речи учащихся. Содержание и задачи в программе курса, выстроены в соответствии с основными задачами предметов: - «Литературное чтение» (ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника); - «Русский язык» (умение составлять предложения на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи; различать омонимы, синонимы, антонимы;систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами; формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение) - «Окружающий мир» (способствует принятию следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»). Формы занятий Основной формой образовательного процесса являются практико-ориентированные учебные занятия. 2 На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); - парная (работа в паре). Основные виды деятельностиучащихся: выполнение тренировочных заданий и упражнений; работа с иллюстрациями, таблицами; Основные виды деятельностиучащихся: - выполнение тренировочных заданий и упражнений; - работа с иллюстрациями, таблицами; - составление плана; - самопроверка; - взаимопроверка; - самостоятельная работа; - работа в парах, в группа Работа обучающихся в рамках указанной программы будет способствовать более глубокому изучению предмета «Литературное чтение» и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. III. Описание места курсав учебном плане Объём внеурочной деятельности, отводимой на курс со 2-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа в год для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 102 часа. IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса Курс «Чтение. Работа с текстом» имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На занятиях факультативного курса учащиеся с ТНР знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Чтение как вид искусства в целом знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках занятий, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. 3 V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоениякурса Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 4 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. VI. Содержание курса Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, 5 осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя(доступных по объёму и жанру произведений).Определениевида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Работа с текстом художественного произведения Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя(доступных по объёму и жанру произведений).Определениевида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно6 следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему. VII. Тематическое планирование 2 класс 34 часа № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Деятельность обучающихся Работа над текстом Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа иллюстрацией. И. Соколова–Микитова «В лесу». Работа над текстом В. Вести диалог. Определять Осеевой«Плохо». последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы. Работа над текстом Л. Толстого«Два Определять главную мысль.Делить слова для товарища». переноса. Подбирать синонимы.Работать с пословицами.Определятьпоследовательность событий. Работа над текстом В. Устанавливатьпоследовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные Бурлакова «На рассвете». предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями. Работа над текстом Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией. А. Тихонова «Где вода, там жизнь». Работа над текстом С. Михалкова Выделять главную мысль текста. Участвовать «Аисты илягушки». в диалоге. Находить вопросительные предложения. Работа над текстом Подбирать заголовок к тексту. Подбирать И.Пузанова «Нарыбалке». антонимы. Работать с кроссвордом, с иллюстрацией. Итоговая работа Оценивать свои результаты и достижения. за 1 четверть потексту: «Медведко»Д. Н. МаминаСибиряка. Работа над ошибками. Анализировать ошибки. Подбирать синонимы, заголовок к тексту. Работа над текстом В. Восстанавливать последовательность Бехревского «Мишка под 7 Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 деревом» Работа над текстом И. Соколова Микитова «На лесной дороге» Работа с текстом Л. Яхнина «Силачи». Работа над текстом А. Тихонова «Сороки». Работа с текстом из Детской энциклопедии. Работа над текстом К. Ушинского «Играющие собаки». Итоговая работа за 2 четверть по 15 тексту: «Четыре желания» К. Ушинский. Работа над ошибками. 16 Работа с текстом И. Соколова –Микитова «Утром в лесу». Работа над 17 текстомЕ.Пермяка«Перваярыбалка». 14 18 19 20 21 22 23 24 25 Работа с текстом И. Соколова –Микитова «Белка» Работа надтекстом С.Михалкова «Не стоит благодарности». Работа надтекстом Г.Цыферова«Жил на свете слоненок». Работа стекстом В.Кологрива«Жизнькузнечика». Работа стекстом С.Аксакова«Щенок». Работа стекстом Ш.Перро«Золушка». Итоговая работа за 3 четверть. Работа надошибками. Работа стекстомН.Юрцевича«Красавица русских лесов». событий. Восстанавливать деформированные предложения. Определять лексическое значение слова. Давать характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту. Ставить ударение в словах.Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова. Работать со схемой, силлюстрацией. Расставлятьзнаки препинания. Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного предложения. Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с кроссвордом. 1 1 1 1 1 Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результату своих 1 Анализировать ошибки. Применять прием сравнения. Восстанавливать предложения. 1 Различать стиль речи.Определять главную мысльтекста, последовательность пунктов плана. Работать силлюстрацией. Определять тип текста.Списывать текст. 1 1 Ставить ударение в словах.Составлять диалог. Работатьс кроссвордом. Подбирать существительному. Выполнять фонетическийразбор. Перечислять качествагероя. Работать с таблицей. Ставить ударение в словах. Определять стиль текста, лексическое значение слова.Находить абзац. Работать с иллюстрацией.Работать с кроссвордом. Обобщение и систематизацияполученных знаний. Оценитьрезультаты своих достижений. Определять стиль текста,лексическое значение слова.Находить абзац. 8 1 1 1 1 1 1 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Работа над текстом С. Юцзунь «Светлячок и Муравей». Работа над текстом В. Танасийчук «Лосось». Работать с пословицами. Составлять диалог. Работа с текстом В. Коржикова «Прогулка по лесу». Работа над арабской народной сказкой «Хлеб и золото». Работа с текстом К. Ушинского «Гадюка». Работа с текстом М. Садовского «Зима на колесах». Работа над текстом В. Осеевой «Кто хозяин?» Итоговая работа за год по тексту И.Соколова – Микитова «Лоси». Работа над текстом басни И. Крылова «Кукушка и Петух». Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить границы предложения. Восстанавливать предложения. Работать с иллюстрацией. Называть героев сказки, определять жанр Произведения, лексическое значение слова. Определять жанр произведения, подбор синонимов. Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, Восстанавливать предложения. Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, Восстанавливать предложения. 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс 34 часа № Тема 1 Вводное занятие. 2 Вводная диагностическаяработа текстом. Деятельность обучающихся Кол-во часов Ориентироваться в учебнике. Применять 1 систему условных обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание текста. Пользоваться словарём. Составлятьсвязное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Правильно, осознанно читать текст, понимать 1 с глубину содержания, отвечать на вопросы. 9 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Работа с текстом «Синица» по Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их Г. Скребицкому. интонационные связи в тексте.Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Работа с иллюстративным материалом. Работа с научным текстом Читать выразительно и осознанно текст «Фламинго» По Э.Бауэру. художественного произведения и выделять главное в прочитанном пересказывать делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Подбирать проверочные слова. Восстанавливать порядок пунктов плана. Выписывать из текста побудительные предложения. Подбирать к словам антонимы. Работа с научным текстом Определять главную мысль произведения, «Грызуны» по материалам логику повествования, смысловые и их энциклопедии «Хочу всё интонационные связи в тексте.Определение различных средств выразительности знать». Комплексный анализ Извлечение необходимой информации из текста (продолжение). прочитанного текста. Осмысление Работа с научным текстом Определение стиля текста. прочитанного. «Бактерии» по материалам содержания над содержанием энциклопедии «Хочу всё Умениеразмышлять произведений. Делать выписки из знать». прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы. Работа с текстом «Жизнь Определение стиля текста. Осмысление содержания прочитанного. Умение деревьев». Мысль текста. размышлять над содержанием произведений,делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы. Работа с художественным Понимать текст, опираясь не только на текстом С. Михалкова содержащуюся в нём информацию, но и на «Ответ». жанр, структуру, выразительные средства текста. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа с текстом «Ответ». Делить тексты на смысловые части, план текста. Осмысление Чтение, деление текста на составлять содержания прочитанного. части. Работа с текстом Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска «Диковинное дерево». нужной информации. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём Работа с текстом «Божья Чтение по готовому плану.Понимать текст, 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 коровка». 13 Работа с научным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать». 14 Работа с художественным текстом А. Старостина «На Ямале». 15 Работа с научным текстом «Змеи» по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой». 16 Работа с художественным текстом Э. Шима «Живые цветы». 17 Работа с научным текстом «Цирк» по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой». 18 Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «И так бывает». 19 Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой». 20 Работа с художественным опираясь не только насодержащуюся в нём информацию, но и наструктуру. Осознанное и произвольное построение речевоговысказывания. Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, поиск и выделение необходимой информации. Учиться работать попредложенному учителем плану, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса, умение слушать других, формировать свои мысли вслух. Определение характеристик героев с опорой на текст, иллюстрации.Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Определение стиля текста. Понимать текст, опираясь не только насодержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Умение размышлять над содержанием произведений. Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. Нахождение логического отрывка.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом. Работа со словарём. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Составление предложений по схеме. Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Нахождение в тексте ответа на заданный 11 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 извлечение необходимой текстом А. Тихонова «Скоро вопрос, зима». Смысл текста. Виды информации. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три текстов. существенных признака. Работа с художественным Нахождение предложения, с помощью текстом И. Соколова - которого можно дать ответ на вопрос Микитова «В сосновых Понимать информацию, представленную в борах». неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение) Работа с текстом из Нахождение предложения, с помощью энциклопедии о животных которого можно дать ответ на вопрос. Понимать информацию, представленную в (Красная книга). неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение). Работа с научным текстом «О Нахождение и чтение в тексте слов, близких дельфинах...» по материалам по значению данным. энциклопедии «Что такое. Кто Описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой такой». два объекта, выделяя два-три существенных признака. Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с художественным Определение последовательности рисунков текстом Л. Киселёвой согласно содержанию текста Вычленять содержащиеся в тексте основные «Башмачки». события и сопоставлять их иллюстративным материалом. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа со словарём. Работа с научным текстом Осмысление замысла и главной мысли Произведения. Понимать текст, опираясь не «Собаки» по Э. Бауэру. только насодержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Работа с художественным Понимать текст, опираясь не только на текстом С. Михалкова «Осёл содержащуюся в нём информацию, но и на и бобр». жанр, структуру, выразительные средства текста. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа с художественным Определение заголовка к тексту несложные выводы, текстом «Оленёнок» по Формулировать основываясь на тексте; находить аргументы, записям В. Васильева. подтверждающие вывод. Работа с художественным Группировать, систематизировать объекты, текстом В. Осеевой «На выделяя один-два признака катке». Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера 12 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 31 32 33 34 Поисковое чтение. По результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п. 1 Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение. Комплексный анализ Извлечение необходимой информации изпрочитанного текста. текста (продолжение). Диагностическая работа с Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.Определять тему и главную текстом. мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Оценка — выделение и осознание Итоговое занятие. обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. 1 Работа с научным текстом «Растения» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать». Комплексный анализ текста (продолжение). Работа с художественным текстом «Калина» по И. Соколову -Микитову. 1 1 1 1 4 класс 34 часа № Тема 1 Работа над текстом Николаевой «Ливень». 2 Текст-описание Г. Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета». 3 Работа над Ушинского. 4 Стартовая комплексная работа №1. Публицистический текст Хочу всё знать. Сахар. 5 6 Деятельность обучающихся текстом Повествовательныйтекст Г. К. Кол-во часов Выразительно читать текст. Составлять 1 простой план текста. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Умение находить в тексте конкретные 1 сведения, факты, заданные в явном виде. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. С помощью учителя определять тему и 1 главную мысль текста, делить текст на смысловые части. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Проверять себя и самостоятельно оценивать 1 свои достижения Отвечать на вопросы учителя по тексту. 1 Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. 1 Сравнивать между собой объекты, описанные в 13 А.Бострома «Кошка и еж». 7 Текст-описание С. Аксаков «Осень». 8 9 Тренировочная комплексная работа №2. Работа с текстом И.Соколова-Микитова «Клены». 10 Работа с текстом Р. Киплинга «Слоненок». 11 12 Тренировочная комплексная работа №3. Работа с текстомописанием А. Тихонова «Колибри». 13 Публицистический текст. Хочу все знать. Экология. 14 Работа с текстом«Осень» по И.Соколову- Микитову. 15 Тренировочная комплексная работа №4. Публицистический текст. Хочу все знать. Планеты. Работа с текстомрассуждением «Жираф» (по Э. Бауэру). Работа с текстомС.Михалкова «Жадный Заяц». 16 17 18 19 Текст-описание. И.СоколовМикитов «Рябина». 20 Повествовательный текст И. Дудникова «Весенняя вода». 21 Тренировочная комплексная работа №5. тексте, выделяя два-три существенных признака. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Отвечать на вопросы учителя по тексту. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя). Составлять план рассказа и рассказывать по плану. Ориентироваться в учебной литературе (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Составлять план рассказа и рассказывать по плану. Выделять главное в текстах Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц. Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя) Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 К. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Работа с текстом Е. Пермяка Составлять план рассказа и рассказывать «Как Маша стала большой». по плану. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Работать с фразеологизмами. Создавать текст собственного сочинения Работа с текстом сказки авторскому замыслу с С. Михалкова согласно использованием выразительных средств; «Просчитался». подбирать заголовок к такому тексту. Проверять себя и самостоятельно оценивать Тренировочная свои достижения. комплексная работа №6. Работа с текстомВ.Осеевой Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц. «Злая мать и добрая тетя». Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Работать с пословицами. Комплексный анализ текста Извлечение необходимой информации из (продолжение). прочитанного текста. Работа с текстом «Однажды Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, в лесу» по Г. Скребицкому. составление плана. Комплексный анализ текста Извлечение необходимой информации из (продолжение). прочитанного текста. Работа с текстом Выделять главное в тексте учебника (в П. Молчанова «Рыбалка». соответствии с заданиями). Определять тип текста, придумывать заголовок. Озаглавливать текст. Комплексный анализ текста Извлечение необходимой информации из (продолжение). прочитанного текста. Итоговая комплексная Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. работа №7. Работа с Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных текстомГ.Скребицкого признака. Формулировать несложные выводы, «Художник-Осень». основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя). Работать с синонимами. Чему научились на Создавать текст собственного сочинения, курсе«Чтение. Работа с согласно авторскому замыслу, с использованием выразительных средств; текстом». подбирать заголовок к такому тексту. Работа с текстом Ушинского «Утренние лучи» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 VIII. Требования к уровню подготовленности учащихся В результате обучения школьники на уровне начального общего образования приобретут навыки осознанного чтения, которые соответствуют возрасту литературных, учебных текстов и комплекса заданий и упражнений. Чтение Выпускник научится: 15 использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; осознавать смысл текста при чтении вслух и про себя. Выпускник получит возможность научиться: осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; высказывать собственное суждение о прочитанном тексте, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 23 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. Выпускник получит возможность научиться: использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 16 Выпускник получит возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. IX. Критерии и нормы оценки В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Чтение.Работа с текстом» направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоенияпрограммы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебныедействия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определятьнаиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметныйрезультат достигается посредством системы заданий, направленных на осознаниеребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешноговыполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различныесправочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитиеспособности к самооценке и к самоконтролю. Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в видеиндивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможныи небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя илисобытия), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может бытьпроведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета в зачетно/незачетнойформе. Итоговый контроль относятся и комплексные работы. Данные работы позволяют быстро проверитьусвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результатыработы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся.На выполнение работы отводится весь урок. Комплексные работы оцениваются по уровням: повышенный (100%), высокий (99-75%), средний уровень (74-50%), низкий (ниже 49%) X. Перечень учебно-методического обеспечения Учебно – наглядные пособия: 1. Набор предметных картинок 2. Словари по русскому языку. Компьютерные и информационно - коммуникативные средства: 1. 2. 3. 4. Персональный компьютер Мультимедийный проектор Аудиопроигрыватель Экспозиционный экран Книгопечатная продукция: 17 1. Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О.Н. Крылова. – 42-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2021 г. 2. Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О.Н. Крылова. – 42-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2021 г. 3. Чтение. Работа с текстом: 4 класс/ О.Н. Крылова. – 42-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Экзамен» 18