МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управления Образования ГО Первоуральск МАОУ СОШ № 10 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ШМО учителей начальных классов приказом директора МАОУ СОШ №10 Протокол №1 от «31» августа 2024 г. Приказ №286-О от ««31»» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2959143) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся с ТНР 2-4 классов г. Первоуральск 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по окружающему миру отражают специфику обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, наличием тяжелой речевой патологии, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности. В структуре дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушения речи отрицательно влияют прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие и др., особенно более высокие эволюционные уровни гнозиса - обобщенное, абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее. Изучение окружающего мира связано с формированием словесной речи учащихся. Поэтому на уроках окружающего мира нужно развивать устную и письменную речь учащихся. От учащихся необходимо требовать (по возможности) правильного произношения терминов, правильной грамматической структуры предложений. Весь речевой материал учащиеся должны понимать и по возможности проговаривать. Программа обучения школьников с ТНР предусматривает максимальное включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности школьника. Это обусловлено тем, что речь является средством интеллектуальной деятельности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования для детей с ТНР. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с ТНР навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет - 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 КЛАСС Человек и общество Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); различатьсимволы РФ; различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); различатьпрошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице; используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: 1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация). 2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; 3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.); 4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); 5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); 6. описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность способствует формированию умений: строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: 1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельностьспособствует формированию умений: участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися с ТНР личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся с ТНР руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотическоговоспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственноговоспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическоговоспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовоговоспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическоговоспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценностинаучногопознания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовыелогическиедействия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовыеисследовательскиедействия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместнаядеятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдатьосновыпрофилактикизаболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационнотелекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Наименованиеразделов и темпрограммы Количествочасов Всего Контрольныеработы Практическиеработы Электронные (цифровые) образовательныересурсы Раздел 1.Человек и общество Библиотека ЦОК 1.1 Нашародина - Россия 12 1.2 Семья. Семейные ценности и традиции 2 1.3 Правила культурного поведения в общественных местах 2 Итогопоразделу https://m.edsoo.ru/7f411f36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 16 Раздел 2.Человек и природа 2.1 Методы познания природы. Земля и другие планеты, звезды и созвездия. Библиотека ЦОК 7 2.2 Многообразиерастений 8 2.3 Многообразиеживотных 11 2.4 Красная книга России. Заповедники и природные парки 8 https://m.edsoo.ru/7f411f36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 Итогопоразделу 34 Раздел 3.Правилабезопаснойжизнедеятельности 3.1 Здоровыйобразжизнишкольника 3.2 Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети Интернет Библиотека ЦОК 4 https://m.edsoo.ru/7f411f36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411f36 8 Итогопоразделу 12 Резервноевремя 6 3 68 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 3 КЛАСС № п/п Наименованиеразделов и темпрограммы Количествочасов Всего Контрольныеработы Практическиеработы Электронные (цифровые) образовательныересурсы Раздел 1.Человек и общество 1.1 Нашародина РоссийскаяФедерация 14 1.2 Семья - коллектив близких. Родных людей. 2 1.3 Страны и народымира. 4 Итогопоразделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 20 Раздел 2.Человек и природа 2.1 Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. 11 2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие 2 2.3 Разнообразиерастений 7 2.4 Разнообразиеживотных 7 2.5 Природныесообщества 3 2.6 Человек - частьприроды 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итогопоразделу 35 Раздел 3.Правилабезопаснойжизнедеятельности 3.1 Здоровыйобразжизни 2 3.2 Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итогопоразделу 7 Резервноевремя 6 4 68 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 4 КЛАСС № п/п Наименованиеразделов и темпрограммы Количествочасов Всего Контрольныеработы Практическиеработы Электронные (цифровые) образовательныересурсы Раздел 1.Человек и общество 1.1 Нашародина РоссийскаяФедерация 10 1.2 История Отечества. «Лента времени» и историческая карта 17 1.3 Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие 6 Итогопоразделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 33 Раздел 2.Человек и природа 2.1 Методы познания окружающей природы. Солнечная система 5 2.2 Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие 9 2.3 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны 5 2.4 Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологическиепроблемы 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Итогопоразделу 24 Раздел 3.Правилабезопаснойжизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек 1 3.2 Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Итогопоразделу 5 Резервноевремя 6 4 68 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 2-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.) 2 КЛАСС № п/ п Количествочасов Темаурока Всег о Контрольныераб оты Практическиераб оты Электронныецифровыеобразовательныер есурсы 1 Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация 1 2 НародыРоссии. Роднаястрана 1 3 Родной край, его природные достопримечательности. Город и село 1 4 Значимые события истории родного края. Исторические памятники, старинные постройки. Природа и предметы, созданные человеком 1 5 Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охранаприроды 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 6 ЗаповедникиРоссии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 7 ЗаповедникиРоссии. Охранаприроды 1 8 Народы Поволжья и других территорий РФ: традиции, обычаи, праздники. Роднойкрай, город (село) 1 9 Резервный урок. Тематическая проверочная работа по разделу "Где мы живём?" 1 10 Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Неживая и живаяприрода. Явленияприроды 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 11 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных осенью и зимой. Явленияприроды 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 12 Зачем человек трудится? Ценность труда и трудолюбия. Профессии. Всепрофессииважны 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 1 13 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений осенью и зимой. Невидимыенитиприрод ы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 14 Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 15 Звёздное небо: звёзды и созвездия. Солнечная система: планеты (название, расположение от Солнца, краткая характеристика) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 16 Как человек познаёт окружающую природу? Особенности разных методов познания окружающего мира 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 17 Земля - живая планета Солнечной системы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 18 Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные 1 богатства Земли 19 Деревья, кустарники, травы родного края (узнавание, называние, краткое описание). Какие бывают растения 1 20 Деревья лиственные и хвойные. Сравнение лиственных и хвойных деревьев: общее и различия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 21 Многообразие животных родного края и разных территорий России. Какиебываютживотные 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 22 Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 23 Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 24 Зависимость жизни 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 растений от состояния неживой природы. Жизнь растений весной и летом. Невидимыенити. Впередилето 25 Растения дикорастущие и культурные: общее и различия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 26 Мир животных: земноводные и пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 27 Многообразие растений по месту обитания, внешнему виду. Сравнение растений разных климатических условий. Комнатныерастения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 28 Многообразие животных. Дикие и домашние животные 1 29 Мир животных: звери (млекопитающие). 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 30 Отдельные представители растений Красной книги России (включая представителей растительного мира региона): узнавание, называние и описание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 31 Отдельные представители животных Красной книги России (включая представителей животного мира региона): узнавание, называние и описание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 32 Красная книга России. Её значение в сохранении и охране редких растений и животных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 33 Резервный урок. Тематическая проверочная работа по разделу "Человек и 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 природа" 34 Заповедники: значение для охраны природы 1 35 Какие задачи решают сотрудники заповедника. Правила поведения на территории заповедника 1 36 Мир профессий жителей нашего региона 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 37 Резервный урок. Из чего что сделано 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 38 Наш регион, какой он? Культура родного края. Родной край, его культурные достопримечательности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 39 Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности. Еслихочешьбытьздоров 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 40 Рациональное питание: количество приёмов пищи и рацион питания. Витамины и здоровьеребёнка 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 41 Правила безопасности в школе: маршрут до школы, поведение на занятиях, переменах, при приеме пищи; на пришкольной территории 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 42 Правила безопасного поведения в быту. Безопасное пользование электроприборами, газовой плитой. Безопасность при разогреве пищи. Номера телефонов экстренной помощи. Домашние опасности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 43 Физическая культура, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 44 Безопасное поведение на прогулках: правила поведения на игровых площадках; езда на велосипедах (санках, самокатах) и качелях. Наводе и в лесу. Опасныенезнакомцы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 45 Правила культурного поведения в общественных местах. Чтотакоеэтикет 1 46 Подробнее о лесныхопасностях 1 47 Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. Нашадружнаясемья 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 48 Главные правила взаимоотношений членов общества: доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 49 Безопасное пользование Интернетом. Ты и твои друзья 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 50 Правила поведения при пользовании компьютером: посадка, время отдыха, обязательность отдыха и другие 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 51 Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Мы — пассажиры 52 Знаки безопасности на общественном транспорте 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 53 Правила безопасного поведения пассажира метро. Знакибезопасности в метро 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 54 Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующиепокол ения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 55 Модели Земли - глобус, карта, план. Практическаяработа 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 56 Карта мира. Материки и океаны. Практическаяработа 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 57 Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса. Практическаяработа 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 58 Резервный урок. Формы земной поверхности 1 59 Животные и их потомство. Размножение животных. Стадииразвитиянасеком ого, земноводных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 60 Москва ‒ столица России. Герб Москвы 1 https://m.edsoo.ru/7f412850 61 Достопримечательности Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В. Образцова. ПутешествиепоМоскве 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 62 Строительство Московского Кремля. Московский Кремль и Красная площадь 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 63 Санкт-Петербург ‒ северная столица. Достопримечательности города 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 64 Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 65 Травы нашего края: многообразие. Внешний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 вид, условия жизни (называние, краткое описание) 66 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных весной и летом. Явленияприроды. В гости к весне. Впередилето 1 67 Резервный урок. Древние кремлёвские города: Нижний Новгород, Псков, Смоленск. ГородаРоссии 1 68 Резервный урок. Тематическая проверочная работа по итогам 2 класса 1 1 68 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 4 3 КЛАСС № п/ п Количествочасов Темаурока Все го Контрольныера боты Практическиера боты Электронныецифровыеобразовательн ыересурсы 1 Безопаснаяинформационнаяср еда 1 2 Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, частисвета: картиныприроды 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 3 Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc 4 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ff74 5 Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород 1 6 Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения 1 7 Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e народов и своего народа 8 Чтотакоеобщество? 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa 9 Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственнымсимволамРос сии 1 10 Родной край – малая родина. Российская Федерация 1 11 Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией 1 12 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры 1 13 Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7ca 14 Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 15 Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охранавоздуха 1 16 Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы 1 17 Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговоротводы в природе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 18 Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a 19 Почва, её состав. Значение для живой природы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840da26 20 Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840df26 21 Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0de 22 Растениекакживойорганизм 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282 23 Какрастенияразмножаются? 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c 24 Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 25 Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e 26 Жизнь животных в разные времена года. Разнообразиеживотных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 27 Особенности питания животных. Цепи питания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 28 Размножение и развитие рыб, птиц, зверей 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 29 Роль животных в природе и жизни людей 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 30 Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a 31 Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 32 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных" 1 33 Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 34 Общее представление о 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba 1 строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека 35 Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f78 36 Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 37 Пищеварительная система и её роль в жизни человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 38 Дыхательная система и её роль в жизни человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 39 Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 40 Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a 41 Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 42 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек часть природы. Строениетелачеловека" 1 43 Знаки безопасности во дворе жилого дома.Безопасность в 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 доме 44 Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знакибезопасности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 45 Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c 46 Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знакибезопасностиводворежил огодома 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 47 Нужны ли обществу правила поведения? Правилаповедения в социуме 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 48 Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254e 49 Горная порода как соединение разных минералов. Примерыминералов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706 50 Полезные ископаемые – богатство земных недр 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 51 Полезные ископаемые родного 1 края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона 52 Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности 1 53 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве 1 54 Резервный урок. Семья: традиции, праздники. Государственныйбюджет 1 55 Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи 1 56 Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 57 Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c 58 Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 59 Памятники природы и культуры стран Европы (по 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c выбору) 60 Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) 1 61 Памятники природы и культуры Китая (по выбору) 1 62 Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) 1 63 Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль 1 64 Уникальные памятники культуры России: исторический центр СанктПетербурга 1 65 Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода 1 66 Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона 1 67 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Наша Родина Российская Федерация" 1 1 68 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 3 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e классе ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 4 2 4 КЛАСС № п/ п Количествочасов Темаурока Все го Контрольныера боты Практическиера боты Электронныецифровыеобразовательн ыересурсы 1 Как человек изучает окружающую природу? 1 2 Солнце - звезда 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 3 Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca 4 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) 1 1 5 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общаяхарактеристикавремёнг ода 1 1 6 Историческое время. Что такое «лента времени»? 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 7 Экологические проблемы взаимодействия человека и природы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 8 Всемирноекультурноенаследи еРоссии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a 9 Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России 1 10 Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом 1 11 Знакомство с Международной Красной книгой 1 12 Всемирноекультурноенаследи е 1 13 Охранаисторикокультурногонаследия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 14 О вредных для здоровья привычках 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 15 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 16 Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры населённого пункта 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 17 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be 18 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожныезнаки 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 19 Равнины России: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 20 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 21 Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примерыводоёмов в России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc 22 Рекакакводныйпоток 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae 23 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте 1 24 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природнойзоне 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 25 Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природнойзоне 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e 26 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природнойзоне 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 27 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природнойзоне 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce 28 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природнойзоне 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac 29 Формы земной поверхности (на примере родного края) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 30 Водоёмы и реки родного края 1 31 Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охранарек и водоёмов 1 32 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) 1 33 Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) 1 34 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы" 1 1 35 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Природные зоны" 1 1 36 Человек творецкультурныхценностей 1 37 Труд и быт людей в разные исторические времена 1 38 Резервныйурок. Новоевремя 1 39 Резервный урок. Новейшее время: история продолжается сегодня 1 40 Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни 1 41 Города России. Древние города России. Страницыистории 1 42 Государство Русь. Человек защитник своего Отечества 1 43 Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве 1 44 Образование и культура в Московском государстве 1 45 Страницы истории Российской империи. Пётр I 1 46 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту 1 47 Образование в 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa Российскойимперии 48 Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) 1 49 «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века 1 50 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей 1 51 Страницы истории России ХХ века 1 52 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось… 1 53 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 54 Всё для фронта – всё для победы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 55 ВзятиеБерлина. ПарадПобеды 1 56 Мы живём в Российской Федерации 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 57 Государственное устройство 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России 58 Родной край. Знаменитые люди родного края 1 59 Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea 60 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Праваребёнка 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 61 ГосударственныепраздникиРо ссии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 62 Праздник в жизни общества и человека 1 63 Праздники и памятные даты своего региона 1 64 Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края 1 65 Наша малая Родина: главный город 1 66 Города России. Города-герои. Страницы истории 1 67 Резервный урок. Проверочная работа по теме "История Отечества" 1 1 68 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе 1 1 68 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс /Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А.А.Плешакова («Школа России») ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://infourok.ru/urok-prezentaciya-bezopasnost-v-seti-internet2658768.htmlhttps://infourok.ru/urok-bezopasnost-v-seti-internet-4-klass4362575.html http://school-collection.edu.ru/catalog/