ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности “Волейбол» реализует спортивнооздоровительное направление. Предназначена для физкультурно-спортивной и
оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и
спорту, в 9-11 классах. Данная программа составлена на основе знаний о физическом
развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей
детей 15-17 лет. В программе представлены доступные для учащихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию
физических способностей.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических
занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни,
приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка
компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают
чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при
изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического
воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более
плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут
участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая
культура».
По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее
комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально
подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах,
подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития,
прежде всего координационных способностей.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых
качеств.
Цель программы - формировать установки на ведение здорового образа жизни и
коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность
за принятые решения;
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание
воли,
смелости,
настойчивости,
дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по
волейболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
Срок реализации программы – 1 год.
Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.
Особенности набора детей – свободный набор
Режим занятий: 132 часов, 2 раза в неделю – по 2 академическому часу.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы
учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и
умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в
режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и
отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил
игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более
успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач
рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные
представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные
повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и
физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры
здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение
следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование
следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала;
учиться
совместно
с
учителем
и
другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение
донести
свою
позицию
до
других:
оформлять
свою
мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки
форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить
пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Программой предусматриваются следующие формы проведения занятий:
– беседа;
– лекция с демонстрацией на экране видеолекций по изучаемому материалу;
– практическая работа с совместным выполнением проблемных видеоупражнений
для проверки усвоения учащимися изучаемого материала;
– практическая, самостоятельная работа по выполнению упражнений;
– соревнования.
Виды внеурочной деятельности:
-игровая;
-познавательная;
-досугово-развлекательная;
-спортивно-соревновательная.
Календарно-тематическое планирование
п/п
Тема занятия
Кол-во
Дата
часов
проведения
план
История развития волейбола.
В процессе занятий
Гигиена спортсмена и закаливание.
Места занятий, их оборудование и подготовка.
Техника безопасности во время занятий волейболом.
Ознакомление с правилами соревнований.
1-2
Техника безопасности во время занятий волейболом.
2ч.
Техника перемещения
3-4
История развития волейбола.
2ч.
Разучивание стойки игрока (исходные положения)
5-6
Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым 2ч.
боком, лицом вперёд
7-8
Места занятий, их оборудование и подготовка. Техника
2ч.
верхней и нижней передачи мяча
9-10
Разучивание сочетания способов перемещений (бег,
2ч.
остановки, повороты, прыжки вверх)
11-12
Техника верхней и нижней передачи мяча
2ч.
13-14
Техника упражнений на выносливость.
2ч.
Техника верхней передачи мяча
15-16
Техника упражнений на выносливость.
2ч.
Техника нижней передачи мяча
17-18
Техника упражнений на выносливость.
факт
2ч.
Эстафеты с различными способами перемещений
19-20
Первая передача мяча сверху двумя руками.
2ч.
Комбинация из перемещения в стойку
21-22
Первая передача мяча сверху двумя руками.
2ч.
Совершенствование верхней передачи мяча над собой
23-24
Верхняя передача мяча над собой.
2ч.
Игровое занятие.
25-26
Разучивание верхней и нижней передачи мяча у стены
2ч.
27-28
Тактическая подготовка.
2ч.
Техника владения мячом в движении
29-30
Техника владения мячом в движении
2ч.
31-32-
Групповое и одиночное блокирование
4ч.
33-34
Верхняя и нижняя передача мяча в парах
35-36
Групповое и одиночное блокирование
2ч.
37-38
Верхняя и нижняя передача мяча в парах
2ч.
39-40
Верхняя и нижняя передача мяча через сетку
2ч.
41-42
Техника владения мячом.
2ч.
43-44
Совершенствование верхней и нижней передачи
2ч.
45-46
Разучивание верхней прямой подачи с середины площадки.
2ч.
47-48
Совершенствование техники нижней прямой подачи
2ч.
49-50-
Совершенствование техники нижней прямой и боковой
4ч.
51-52
подачи. Совершенствование техники перемещения
53-54
Совершенствование техники перемещения волейболиста.
-55-56
Одиночное и групповое блокирование
57-58
Ознакомление с правилами игры в волейбол. Тактическая
4ч.
2ч.
подготовка
59-60
Совершенствование верхней прямой подачи с середины
2ч.
площадки
61-62
Тактическая подготовка
2ч.
63-64
Развитие выносливости. Гигиена спортсмена и закаливание
2ч.
65-66
Развитие выносливости.
2ч.
Командные действия в нападении и защите
67-68
Развитие выносливости
2ч.
69-70
Короткая и длинная передача двумя руками
4ч.
71-72
Учебно-тренировочные игры
73-74
Командные действия в нападении и защите
2ч.
75-76
Подача и приём мяча через сетку в парах с середины
2ч.
площадки.
77-78
Короткая и длинная передача двумя руками
2ч.
Учебно-тренировочные игры
79-80
Совершенствование техники нижней прямой и верхней
2ч.
подачи мяча
81-82
Развитие физических качеств необходимых для приёма и
2ч.
передачи мяча
83-84
Групповое и одиночное блокирование
2ч.
Верхняя и нижняя передача мяча в парах
85-86
Групповое и одиночное блокирование
2ч.
87-88
Совершенствование техники нападающего удара
4ч.
89-90
Командные действия в нападении и защите
91-92
Совершенствование верхней прямой подачи
4ч.
95-96
Чередование способов передач и приема
2ч.
97-98
Техника безопасности во время занятий волейболом.
2ч.
93-94
Практическая подготовка
99-100
Имитация нападающего удара обманное движение
2ч.
101-
Прием мяча снизу от сетки
2ч.
Практическая подготовка. Тактика игры
2ч.
Практическая подготовка. Командные игры
2ч.
107-
Интегральная подготовка
2ч.
108
Учебно-тренировочные игры
109-
Практическая подготовка.
110
Учебно-тренировочные игры
111-
Интегральная подготовка
112
Учебно-тренировочные игры
113-
Интегральная подготовка
102
103104
105106
2ч.
2ч.
2ч.
114
Подача мяча в различные зоны
115-
Ознакомление с правилами соревнований, разминка
116
Игра в волейбол 2х2
117-
Учебно-тренировочные игры.
118
Совершенствование техники игры в волейбол
119-
Игра в волейбол 3х3
120
Практическая подготовка.
121-
Учебно-тренировочные игры
122
Практическая подготовка.
123-
Подача и приём мяча в парах.
124
Взаимодействие игроков передней и задней линии
125-
Учебно-тренировочные игры
126
Практическая подготовка.
127-
ОФП. Взаимодействие игроков задней линии
2ч.
129-
Учебно-тренировочные игры
2ч.
130
Взаимодействие игроков передней и задней линии
131-
Чередование способов подач мяча
132
Игра в волейбол
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
128
2ч.