Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования, авторской программы Т.В. Петровой, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянской, С.С. Петрова и методическое пособие/ П.А. Киселев, С.Б. Киселев, Е.П. Киселева. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательный, коммуникативных, регулятивных и личностных. Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений. На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, где есть требования к минимальному объему содержания образования по предмету курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. Настоящая рабочая программа учитывает особенности обучающихся класса. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне развития и возможностей. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недель), что соответствует Учебному плану МАОУ СОШ № 10 Для детей с ОВЗ и освобожденных от занятий по медицинским показаниям предусмотрены настольные игры и/или выполнение упражнений меньшей интенсивности в соответствии с темой урока. Задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются: укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; улучшение показателей физического развития; освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма; повышение физической и умственной работоспособности; закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма; формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни; овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом его заболевания; обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога; соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания Организационно- методическое руководство физическим воспитанием учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья. Необходимым условием для гармоничного развития учащегося является правильная организация физического воспитания, т.е. урока физкультуры. От правильности его проведения во многом зависит решение задач физического воспитания. Особого внимания требует организация физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ. А эта проблема во многих школах до настоящего времени не решена. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры. Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми детьми и предъявляют директорам школ, педагогам и медицинским работникам большие требования. Это дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Комплектование СМГ проводится врачом (фельдшером) с обязательным участием преподавателя физкультуры. Медицинский работник после медосмотра передает пофамильно списки учащихся с диагнозами и указанием медицинской группы руководителю учреждения в конце мая, чтобы у руководителя было время до 1 сентября на оформление приказа по организации занятий с детьми, отнесенными к СМГ. Расписание занятий утверждается приказом. Занятия должны проводиться по специальному расписанию 1 раза в неделю по 45 минут. Занятие проводит учитель физкультуры, имеющий специальную подготовку. Комплектование СМГ перед новым учебным годом осуществляется с учетом возраста, диагноза, показателей физической подготовленности, функционального состояния и выраженности патологического процесса. Учащиеся объединяются в группы по характеру заболевания: с заболеваниями внутренних органов, сердечнососудистой системы, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем; с нарушением органов зрения и функциональными расстройствами нервной системы; с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, последствиями травм и повреждений, заболеваний суставов, врожденными дефектами опорно-двигательного аппарата, органическими заболеваниями нервной системы. Наполняемость группы ___ человек. Если у школьных врачей возникает сомнения по определению медицинской группы, то назначается консультация врачей врачебно-физкультурного диспансера. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» У обучающегося будут сформированы понятия о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек; элементарные основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; некоторые способы закаливания организма и основные приемы самомассажа; У обучающегося будет возможность для формирования самостоятельного составления и выполнения простейших комплексов упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма; выполнение легкоатлетических упражнений ,гимнастических (комбинаций), технических действий спортивных игр; выполнения комплексов общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья; осуществление наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки; соблюдение безопасности при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; включения занятий физической культурой в активный отдых и досуг. Аттестация этих обучающихся проводиться по бальной системе, где применяется «Индивидуальная накопительная ведомость обучающихся в СМГ». Оценивание таких детей проводится в первую очередь по их успехам в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. При выставлении оценки (сумма баллов) необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать такой подход в оценивании, чтобы стимулировать его к дальнейшим занятиям физической культурой. Итоговая оценка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики индивидуальной физической подготовленности, прилежания и посещения занятий. Основной акцент должен быть направлен на динамику физических возможностей и стойкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены педагогом и сообщены родителям, выставляется положительная оценка. Положительная оценка должна быть выставлена и тем занимающимся, которые не показали положительной динамики в физическом развитии, но регулярно посещали занятия по физической культуре, старательно выполняли задания педагога, овладев доступными для него навыками, необходимыми знаниями в области физической культуры. В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускники общеобразовательных школ могут участвовать в итоговой аттестации по физической культуре, проводимой как экзамен по выбору. Экзамен целесообразно проводить по билетам. Особенности построения урока в СМГе: 1. Подготовительная часть до 20 минут – в начале урока производится подсчет пульса, затем используются упражнения дыхательного и общеразвивающего характера, которые в начале занятия выполняются в медленном темпе, затем в среднем. Нагрузка медленно повышается, применяются упражнения, обеспечивающие подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Не рекомендуется использовать большое количество новых упражнений и интенсивных нагрузок. Каждое упражнение повторяется сначала 4-5 раз, затем 6-8 раз (упражнения для крупных мышц рук, ног и туловища). Имея индивидуальные карточки по заболеваниям, учащиеся самостоятельно выполняют упражнения. 2. Основная часть урока до 15 минут - отводится для обучения и тренировки. В ней осваиваются новые физические упражнения и двигательные навыки в пределах возможностей ребенка, основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости. Большое внимание уделяется улучшению координации, умению красиво двигаться. Для решения этого можно использовать: бег (отрезки по 20-30 метров), чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, упражнения на равновесие, на снарядах, Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты...... 3. Заключительная часть - 3-5 минут- используются упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Основная задача - способствовать восстановлению сдвигов функционального состояния организма, вызванных физической нагрузкой в основной части урока (простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения). Ведущим принципом в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, что предполагает: дозирование нагрузки на уроке за счет усложнений или упрощения упражнений; учет противопоказаний к занятиям отдельными видами упражнений; подсчет пульса на каждом уроке. Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформлен, чтобы дети забыли о своих недугах и смогли бы реализовать свои физические возможности. Учащиеся СМГ - от сдачи любых нормативов освобождаются. Основные требования к уроку СМГе: 1. Необходимо учитывать следующее: Для СМГ "А" занятия должны проводиться при частоте пульса 120130 уд./мин. в начале четверти, а к концу первой четверти довести интенсивность физических нагрузок в основной части урока до 140-150 уд./мин. Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд./мин. самые оптимальные для кардио-респираторной системы и дают хороший тренирующий эффект. При планировании физической нагрузки, учителя должны учитывать, что при одних и тех же упражнениях, у девочек пульс на 5-10 уд./мин выше, чему мальчиков. Такое существенное влияние на частоту пульса оказывает и эмоциональное напряжение " учащихся. Игровая форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15-20 уд/мин. После окончания занятий пульс у основной части занимающихся за 5-10 мин. должен вернуться к исходным данным, а после 11,5 месяцев систематических занятий и ускорению восстановления (в норме 3-5 минут). Особое внимание на занятии должны занимать Общеразвивающие и специальные дыхательные упражнения. Дети, отнесенные к спецмедгруппе, как правило, страдают гипоксией, поэтому необходимо, в первую очередь, обучение правильному дыханию - это очень важная и трудная задача. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физкультуры. Обучение рациональному дыханию способствует: быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной системы; улучшению окислительно - восстановительных процессов в организме; повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам; общему оздоровлению и гармоничному развитию детского организма. При небольшой нагрузке вдох следует проводить через нос, выдох через рот. Начинать обучение правильному дыханию надо с первых уроков, при самых простых упражнениях в заданиях, вдох через нос и выдох через рот: вдох и выдох через нос; дыхание при различных движениях рук: дыхание при приседании, наклонов туловища, дыхание во время ходьбы в различных темпах с различными сочетаниями количества шагов, вдохавыдоха, например: на 3 шага - вдох, на 3 – выдох, на 4 шага - вдох, на 4 выдох. Обращать внимание на то, что чем активнее выдох, тем глубже вдох. Дыхательные упражнения можно использовать как средство, снижающее нагрузку. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений может быть: 1:1; 1:2; 1:3; 1:4. При выполнении физических упражнений не следует задерживать дыхание. Необходимо научить учеников дышать через нос, глубоко, ровно, сочетая вдох и выдох с движением. Особое внимание уделяется выдоху, надо научить делать выдох наиболее полно и по возможности до конца. После относительно трудного упражнения обязательно делается пауза, во время которой следует медленно ходить, стараясь дышать глубоко, ритмично. Необходимо обучить детей грудному, диафрагмальному и смешанному типу дыханий. Приступая к занятиям, учитель должен помнить, что уроки необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, а при возможности - на открытом воздухе. В процессе урока необходимо делать 2-3 паузы по 1-2 минуте для отдыха, лучше отдыхать лежа или сидя. Следует научить детей полному расслаблению мышц. Все движения выполняются спокойно, плавно, без лишнего напряжения. Переходить из одного исходного положения в другое, учащиеся должны не спеша, избегая резких движений. Воспитание правильной осанки, является одной из основных задач программы физвоспитания. Необходимо приучить детей правильно ходить, стоять, сидеть. Уроки должны включать не менее 10-12 упражнений для мышц плечевого пояса, спины и живота, способствующих формированию крепкого "мышечного корсета", применяя принцип "рассеянности" нагрузки на различные группы мышц. Учитель должен обращать внимание на положение головы, работу рук, туловища, ног, поощряя правильную позу и помогая исправлять ошибки. Правильная осанка обеспечивает правильную работу опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. Индивидуальный подход к занимающимся на основе учета состояния здоровья, реакции организма на занятия в целом и на отдельные упражнения, психических особенностей нервной деятельности. В СМГ могут быть учащиеся различного возраста с разными отклонениями в состоянии здоровья и различным уровнем физической подготовки. Очень трудно в этом случае подобрать упражнения, которые одновременно подходили бы для всех учащихся. Эту задачу педагог должен решать за счет наиболее правильного построения занимающихся, дифференцированного подбора исходных положений, амплитуды движения, дозировки, усложнения или упрощения упражнений и т.д. Например, построение на таких уроках проводится не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге - более подготовленные дети, на левом - менее. Это позволяет дать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей (например, учащиеся на правом фланге продолжают приседания, а на левом - отдыхают). Перед каждым уроком определяют пульс, учащиеся с пульсом выше 90 уд/мин., ставят на левый фланг. При проведении эстафет, более подготовленные стоят в начале шеренги (они начинают и заканчивают эстафету). Результат занятий во многом зависит от такта, наблюдательности преподавателя, его умения определить нагрузку и ход развертывания кривой нагрузки урока. Влияние физической нагрузки каждого урока на организм определяется по данным пульса, наличию субъективных данных, иногда артериального давления. Осторожное и постепенное увеличение физической нагрузки, как на каждом занятии, так и на протяжении всего периода лечения. Постепенность достигается переходом от простого к сложному, и от знакомого к незнакомому. Дозирование нагрузок проводится: по выбору исходного положения количеству повторов активности выполнения темпу амплитуде движения сложности выполнения наличие эмоционального фактора количеству дыхательных упражнений использование предметов, тренажеров Большое значение при занятиях со СМГ имеет систематическая информация об улучшении состояния здоровья занимающихся по данным медосмотров, а также проведение тестов физической подготовленности в определенных упражнениях, когда на конкретных примерах заметен рост результатов. Это побуждает к дальнейшим активным занятиям. Доступность физических упражнений имеет большое значение для воспитания уверенности в своих силах. Преодоление трудностей должно стимулировать беспрерывное повышение функциональных способностей и физической подготовки. При обучении в специальной группе с первых занятий по физвоспитанию следует добиваться правильного усвоения основных упражнений и особенно правильного сочетания движений с дыханием. Поэтому темп урока в первые занятия медленный. Успешность обучения зависит от частоты повторений (не менее 3-4 раз) и качества выполнения того или иного упражнения. Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформленным. Необходимо, чтобы эти дети забыли о своих недугах, уроки в СМГ были уроками бодрости, мышечной радости, эстетического наслаждения. Можно в уроки включать подвижные игры, элементы танцев, аэробики. Желательно уроки проводить под музыкальное сопровождение. Специально подобранная музыка положительно стимулирует физиологические процессы в центральной нервной системе и создает положительный эмоциональный настрой. Эффективность физического воспитания в специальных медицинских группах зависит от систематических занятий (1 раз в неделю), адекватности нагрузок, сочетания физических нагрузок с закаливанием, диетой и другими методами. В течение всего урока педагог контролирует общее состояние учащихся: по внешнему виду, пульсу, дыханию. Главным признаком утомления являются понижение работоспособности в результате физических упражнений. Внешне это проявляется в ослаблении внимания, рассеянности, заметных нарушений правильного выполнения упражнений. Движения становятся менее точными, вялыми, неуверенными, ухудшается двигательная координация, появляются жалобы на общее недомогание, головную боль, бледность кожных покровов и слизистых оболочек. Педагогу надо помнить, что внешние признаки утомления выявляются уже тогда, когда они значительно выражены, т.е. субъективные жалобы обычно запаздывают из-за эмоционального подъема и возбуждения. Небольшие признаки утомления вполне допустимы на уроках СМГ (это легкое покраснение кожи, незначительная потливость, лицо спокойное, дыхание учащается незначительно, оно ровное, координация движений четкая, бодрое выполнение команд). А если учитель заметил признаки утомления средней степени или выявил жалобы на плохое самочувствие, он должен направить ученика к врачу. Годовой учебный план- график Наименования разделов программы Количество часов 10 6 14 Легкая атлетика Теоретические сведения Гимнастика : комплексы упражнений на диске здоровье, индивидуальная работа по карточкам- по заболеваниям. Художественная гимнастика для девочек, атлетическая гимнастика для мальчиков. Баскетбол Волейбол / пионербол Бадминтон Подвижные, малоподвижные игры Всего часов 6 12 10 6 4 68 Календарно- тематическое планирование 34 недели в год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименования разделов и тем Плановые сроки прохождения Легкая атлетика /10 часов/ Инструктаж по ТБ. Бег с высоким подниманием колен, с захлестыванием голени. Сочетание ходьбы и бега. Оздоровительная ходьба. Сочетание ходьбы и бега Метание малого мяча на дальность. Бег приставными шагами. Прыжок в длину с места. Оздоровительная ходьба. Метание малого мяча в цель, дартс. Оздоровительный бег. Теоретические сведения /6 часа/ Здоровый образ жизни. Физкультура и спорт – средства Скорректированные сроки прохождения 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 всестороннего развития личности. Физкультура и спорт – средства всестороннего развития личности. Инструктаж по ТБ. Правила подвижных игр в спортивном зале Правила спортивных игр в спортивном зале. Гимнастика /14 часов/ Строевые упражнения на месте. Инструктаж по ТБ. Строевые упражнения. Индивидуальная работа по карточкам- заболеваниям. Индивидуальные задания по карточкам. Лазание, подлезание под предметами. Общеразвивающие упражнения. Лазание по гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами. Комплексы упражнений на диске здоровье. Соскок с высоты 20 см. Ходьба по гимнастической скамейке. Равновесия на гимнастической скамейке. Дыхательная гимнастика. Корригирующая гимнастика. Художественная гимнастика /6 часов/ Инструктаж по ТБ. Упражнения с лентой/составление комбинации. Упражнения с лентой. Составление комбинации. Базовые передвижения. Упражнения с мячом. Составление комбинации. Упражнения с мячом. Составление комбинации. Упражнения со скакалкой. Составление комбинации. 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Баскетбол /12 часов/ Инструктаж по ТБ. Стойка игрока. Основная стойка и повороты. Броски по кольцу. Ведение мяча правой и левой рукой. Сочетание приемов, взаимодействие игроков. Сочетание способов перемещений/ бег, остановки, повороты. Защитные действия. Бросок вверх и ловля мяча. Броски в кольцо правой и левой рукой. Ловля и передача мяча в парах. Выполнение передач в движении. Сочетание ловли и передачи и ведения мяча. Штрафные броски. Учебная игра в парах. Учебные игры 3х3. Пионербол, волейбол /10 часов/ Инструктаж по ТБ. Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами лицом вперед, правым, левом боком.. Перемещение в стойке приставными шагами лицом вперед, правым, левом боком.. Сочетание способов перемещений( бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Передачи мяча в опорном положении. Передачи и ловля мяча двумя руками. Прием мяча снизу двумя руками. Подачи мяча. Подачи мяча нижняя прямая. Игра по упрощенным правилам. 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Бадминтон /6 часа/ Инструктаж по ТБ. Стойка игрока, хват ракетки. Подача волана. Передвижение. Игра через сетку. Передача волана в движении. Передача волана. Одиночная, парная игра. Смешанная игра. Игра через сетку. Подвижные игры и малоподвижные игры /4 часов/ Инструктаж по ТБ. «Вышибалы». Инструктаж по ТБ. «Эстафеты». Инструктаж по ТБ. «Полоса препятствий». Инструктаж по ТБ.«Снайпер». ИТОГО: 68 часов Учебно-методическое обеспечение. 1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1– 11-х классов /В.И. Лях., Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2014г. 3.Авторская программа по физической культуре Т.В.Петровой, Ю.А.Копылова, Н.В.Полянской, С.С.Петрова под редакцией (Москва «Вентана-Граф», 2014г.) 4.Учебник физическая культура 1-4 классы Т.В.Петровой, Ю.А.Копылова, Н.В.Полянской, С.С.Петрова под редакцией (Москва «Вентана-Граф», 2014г.) 5.Учебник физическая культура 5-7 классы Т.В.Петровой, Ю.А.Копылова, Н.В.Полянской, С.С.Петрова под редакцией (Москва «Вентана-Граф», 2014г.) 6. Учебник физическая культура 8-9 классы Т.В.Петровой, Ю.А.Копылова, Н.В.Полянской, С.С.Петрова под редакцией (Москва «Вентана-Граф», 2018г.) 7.Методическое пособие подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время П.А. Киселев, С.Б. Кивелева, Е.П. Киселева. под редакцией (Москва «Планета», 2015г.)