Политика и право. 11 кл. 24-25 уг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИКА И
ПРАВО
Рабочая программа по праву составлена в соответствии с обновленным
ФГОС СОО, ФООП и примерной образовательной программой среднего
общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК и
учебников по праву (базовый и углублённый уровни) 10 – 11 класс
А.Ф.Никитина, Т.И. Никитиной. Рабочая программа предназначена для
изучения предмета в 10 – 11 классах на базовом уровне.
Это определяет последовательность изложения и объем времени на
изучение и усвоение материала. Отбор содержания и логика изложения
материала приближены к структуре классического курса «Право».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИКА И ПРАВО
Право, как и государство, относят к категории тех ценностей, без которых
существование современного общества было бы невозможным. Регулируя
общественные отношения, право воплощает человеческие представления о
порядке и справедливости. В свою очередь, государство является
уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с
помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах
всего общества, всех его членов.
Главная цель изучения права в современной школе — образование,
воспитание и развитие школьника, способного осознать свой гражданскоправовой статус, включающий конституционные права, свободы и
обязанности; уважающего закон и правопорядок, права других людей;
готового руководствоваться нормами права в своей повседневной
деятельности.
Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой
являются:
— формирование представлений о правовой сфере как целостной системе,
понимания социальной ценности права, его связи с другими сторонами
общественной жизни;
— развитие правосознания и правовой культуры учащихся;
— формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о
человеке как субъекте правоотношений;

— выработка умений получать правовую информацию из различных, в том
числе неадаптированных источников; преобразовывать её и использовать
для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных
ситуаций;
расширение
палитры
способов
познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и государства;
— обогащение опыта старшеклассников по применению полученных
знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской
и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений,
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
в семейно-бытовой сфере;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИКА И ПРАВО В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа: по 1 часу в неделю в 10 и в 11 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИКА И ПРАВО
Теория государства и права
Признаки государства. Формы государства: формы правления, формы
государственного устройства, политический режим. Внутренние и внешние
функции государства. Законность и правопорядок. Признаки права.
Функции права. Система права. Понятие, структура и виды правовых норм.
Предмет и метод правового регулирования. Право в системе социального
регулирования. Источники права. Нормативно-правовой акт. Реализация
права и ее формы. Толкование права: понятие, виды и способы.
Правоотношения: понятие, структура. Юридические факты. Объекты
правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Правомерное поведение. Правонарушение: понятие и виды. Юридический
состав правонарушения. Юридическая ответственность: понятие, виды,
основания. Правовые системы современности. Правовая система России.
Правовые семьи.
Конституционное право
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники
конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения
гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Избирательное право. Принципы избирательного права в демократическом
государстве. Типы избирательных систем. Избирательный процесс.
Федеративное устройство. Система органов государственной власти РФ.
Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Законодательный процесс в РФ. Правительство Российской
Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации.
Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и функции
правоохранительных органов Российской Федерации. Система органов
местного самоуправления.
Права человека
Правовой статус человека и гражданина. Гражданство в Российской
Федерации. Классификация прав человека: гражданские, политические,
экономические, социальные, культурные. Право на благоприятную
окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Защита прав
человека в

мирное время. Международные договоры о защите прав человека.
Международная защита прав человека в условиях военного
времени. Основные принципы международного гуманитарного
права.
Основные отрасли российского права
Гражданское право. Гражданско-правовые отношения: понятие и виды.
Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица.
Источники гражданского права. Гражданская право- и дееспособность.
Деликтоспособность.
Организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности.
Право
собственности.
Интеллектуальная собственность. Обязательственное право. Понятие
обязательства. Сделки. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения
договора: оферта и акцепт. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.
Права и обязанности налогоплательщика. Виды налогов. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Налогообложение физических и юридических лиц. Семейное право.
Источники семейного права. Семья и брак. Условия вступления в брак.
Порядок регистрации брака. Процедура расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Брачный договор. Права и обязанности
членов семьи. Усыновление, опека (попечительство). Ответственность
родителей по воспитанию детей. Трудовое право. Источники трудового
права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель.
Порядок приема на работу. Трудовой договор. Заработная плата. Охрана
труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних. Административное
право.
Источники
административного
права.
Административное
правонарушение и административная ответственность. Административные
наказания. Уголовное право. источники уголовного права. Уголовный
кодекс и его структура. Действие уголовного закона. Признаки и виды
преступлений. Состав преступления. Уголовная ответственность. Принципы
уголовной ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность
деяния. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Виды
наказаний в уголовном праве.
Основы российского судопроизводства
Гражданское
процессуальное
право.
Принципы
гражданского
судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского
процесса. Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного
судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного

процесса. Меры
заседателей.

процессуального

принуждения.

Суд

присяжных

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;

11) основы экологического мышления, осознание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды; приобретение
опыта экологонаправленной деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных
ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций,
распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;
— использование различных модельно-схематических средств для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений
другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как
руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— классификация государства по их признакам, функциям иформам;
— выявление элементов системы права и дифференциация источников
права;
— характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства;
— различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей
правовых норм как вида социальных норм;
— различение субъектов и объектов правоотношений;
— дифференциация правоспособности и дееспособности;
— оценка возможных последствий правомерного и неправомерного
поведения человека, умение делать соответствующие выводы;
— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие
правопорядка и законности в Российской Федерации;
— характеристика Конституции Российской Федерации как основного
закона
государства,
определяющего
государственное
устройство
Российской Федерации;
— осознанное содействие соблюдению Конституции Российской
Федерации, уважение прав и свобод другого человека, демократических
ценностей и правопорядка;
— способность указывать особенности гражданства как устойчивой
правовой связи между государством и человеком;

— умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями
гражданина Российской Федерации;
— знание элементов системы органов государственной власти в Российской
Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального
Собрания Российской Федерации;
—
выявление
особенностей
судебной
системы
и
системы
правоохранительных органов в Российской Федерации;
— описание законодательного процесса как целостного государственного
механизма;
— характеристика избирательного процесса в Российской Федерации;
— способность объяснять на конкретном примере структуру и функции
органов местного самоуправления в Российской Федерации;
— умение характеризовать и классифицировать права человека;—
объяснение основных идей международных документов, направленных на
защиту прав человека;
— характеристика гражданского, семейного, трудового, административного,
уголовного, налогового права как ведущих отраслей российского права;
— умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений,
различать
организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности;
— способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о
защите прав потребителя;
— возможность иллюстрировать примерами особенности реализации права
собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать
особенности гражданско-правового договора;
— умение иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой
ответственности;
— характеристика прав и обязанностей членов семьи;
— способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения
брака;— характеристика трудовых правоотношений и дифференциация
участников этих правоотношений;
— умение раскрывать содержание трудового договора;
— разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
— способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых
споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
— умение различать виды административных правонарушений и описывать
порядок привлечения к административной ответственности;

— дифференциация видов административных наказаний;
— дифференциация видов преступлений и наказания за них;
— выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;
— способность различать права и обязанности налогоплательщика;
— умение анализировать практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения;
— способность различать гражданское, арбитражное, уголовное
судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения
конфликтов правовыми способами;
— умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на
внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
— способность различать виды юридических профессий;
— различение предмета и методов правового регулирования;
— выявление общественной опасности коррупции для гражданина,
общества и государства;
— различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией
Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
— выявление особенностей референдума;
— различение основных принципов международного гуманитарного
права;— характеристика основных категорий обязательственного права;
— способность целостно описывать порядок заключения гражданскоправового договора;
— умение выявлять способы защиты гражданских прав;
— определение ответственности родителей по воспитанию своих детей;
— различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать
трудовые споры правовыми способами;
— способность описывать порядок освобождения от уголовной
ответственности;
— соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их
совершение;
— применение правовых знаний для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

1

Введение

1

2

Теория государства и права

9

3

Конституционное право

13

4

Права человека

7

0.5

5

Избирательное право

2

0.5

6

Итоговое повторение

2

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0.5
1

1.5

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

1

Гражданское право

7

2

Налоговое право

5

3

Семейное право

5

0.5

4

Трудовое право

4

0.5

5

Административное право

3

0.5

6

Уголовное право

5

7

Основы судопроизводства

2

8

Правовая культура и правосознание

3

1

34

1.5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0.5

0.5

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

1

Введение в предмет

Всего

4
5

Понятие права. Система права

1

6

Источники права

1

3

7
8
9
10
11
12

Правоотношение: понятие, субъекты,
объекты
Понятие и признаки правового
государства
Верховенство закона. Законность и
правопорядок. Разделение
властей
Обобщение по теме «Теория
государства и права»
Понятие конституции, ее виды.
Конституционализм
История принятия и общая
характеристика Конституции

Практические
работы

1

Теории происхождения государства и
права
Понятие государства, его признаки и
функции
Формы государства

2

Контрольные
работы

1
1
1

1
1
1
1
1
1

0.5

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

13

Российской Федерации
Основы конституционного строя

1

15

Содержание Конституции Российской
Федерации
Гражданство в Российской Федерации

16

Федеративное устройство

1

17

Президент Российской Федерации

1

14

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Федеральное собрание. Совет
Федерации. Государственная Дума
Законодательный процесс в Российской
Федерации
Правительство Российской Федерации
Судебная власть в Российской
Федерации. Прокуратура
Местное самоуправление
Обобщение по теме «Конституционное
право»
Права и свободы человека и гражданина
Гражданские и политические права
человека и гражданина
Экономические, социальные,
культурные права человека и
гражданина
Право на благоприятную окружающую
среду
Нарушения прав человека

1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

0.5

29
30

Защита прав человека в мирное и
военное время
Конвенция о правах ребенка

1
1

32

Избирательное право. Избирательные
системы
Избирательный процесс

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Право в нашей жизни

1

31

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1

34

0.5
1

2

1.5

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

4.

Понятие и источники гражданского
права.
Гражданская правоспособность и
дееспособность. Гражданские права
несовершеннолетних.
Предпринимательство.
Юридические лица. Формы
предприятий.
Право собственности.

5.

Наследование. Страхование

1

6.

Обязательственное право

1

1.
2.

3.

7.
8.
9.
10.
11.
12.

Решение задач по гражданскому
праву.
Понятие налогового права.
Налоговые органы.
Виды налогов.
Налогообложение физических и
юридических лиц.
Ответственность за уклонение от
уплаты налогов.
Решение задач по налоговому праву.

Контрольные
работы

Практические
работы

1
1

1
1

1

0.5

1
1
1
1
1

0.5

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Понятие и источники семейного
права.
Брак, условия заключения. Права и
обязанности супругов.
Права и обязанности родителей и
детей.
Ответственность за неисполнение
семейных обязанностей.
Решение задач по семейному праву.
Понятие и источники трудового
права.
Трудовой договор. Рабочее время и
время отдыха.
Трудовые споры. Ответственность
по трудовому праву.
Решение задач по трудовому праву.
Понятие и источники
административного права.
Административное правонарушение.
Административные наказания.
Составление протокола об
административном правонарушении.
Понятие и источники уголовного
права.
Понятие преступления. Виды
преступлений.
Уголовная ответственность.
Наказание.
Уголовная ответственность
несовершеннолетних.

1
1
1
1
1

0.5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0.5

29.

Решение задач по уголовному праву.

33.

Гражданское процессуальное право
(гражданский процесс)
Особенности уголовного
судопроизводства (уголовный
процесс).
Правовая культура и правосознание.
Правовая деятельность.
Итоговая контрольная работа

34.

Актуальные вопросы права.

30.
31.
32.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0.5

1
1
1
1

1

1
0

1.5

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛВ
1. Право. Рабочая программа. 10—11 классы : учебно-методическое
пособие / Е. К. Калуцкая. — М. : Дрофа, 2017. — 124 с.
2. Право. Базовый и углубленный уровни. 10—11 кл. : методическое
пособие к учебнику А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной /
Е. К. Калуцкая. — М. : Дрофа, 2019. — 271, [1] с. — (Российский
учебник).
3. Право. 10-11 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровень А.Ф.
Никитин,
Т.И.
Никитина
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
▪ Верховный Суд РФ (официальный сайт) — http://www.supcourt.ru
▪ Все о праве. Компас в мире юриспруденции — http://www.allpravo.ru
▪ Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
(официальный сайт) — http://www.duma.gov.ru
▪
Информационно-аналитический
http://www.nasledie.ru

портал

«Наследие»

—

▪
Информационно-правовые
ресурсы
для
детей
http://cdbmurmansk.ru/informatsionno-pravovyie-resursyi-dlyadetey

—

▪ Конституционный Суд РФ — http://www.ksrf.ru
▪ Конституция РФ с комментариями — http://constrf.ru
▪ Международная Школа Прав Человека и Гражданских Действий —
http://inthrschool.org
▪
Московская
олимпиада
http://moslaw.olimpiada.ru

школьников

по

праву

—

▪ Московская Открытая Школа Прав Человека при Сахаровском Центре —
http://www.sakharov-center.ru/projects/240.html
▪
Научная
электронная
http://elibrary.ru/defaultx.asp

библиотека

elibrary.ru

—

▪ Организация Объединенных Наций в Российской Федерации —
http://www.unrussia.ru
▪ Организация Объединенных
http://www.un.org/ru/index.html

Наций:

официальный

сайт

—

▪ Открытая правовая школа при факультете права НИУ ВШЭ —
http://open-school.hse.ru/school
▪ Официальная Россия: сервер органов
Российской Федерации — http://www.gov.ru

государственной

власти

▪ Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная
система правовой информации — http://pravo.gov.ru
▪ Правительство Российской Федерации — http://government.ru
▪ Право.Ру — http://pravo.ru
▪ Президент Российской
http://www.kremlin.ru

Федерации

(официальный

сайт)

—

▪ РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации) —
http://rapsinews.ru
▪ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
(официальный сайт) — http://www.council.gov.ru
▪ Соционет: информационное пространство по общественным наукам —
http://window.edu.ru/resource/305/6305
▪ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
(официальный сайт) — http://ombudsmanrf.org
▪ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам
ребенка (официальный сайт) — http://www.rfdeti.ru
▪ Юридическая Россия (правовой портал) — http://www.law.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».