ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Элективный курс «Политический вектор развития современного общества» разработан в целях обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей обучающихся и ориентирован на углубление знаний в сфере политики, формирование активной гражданской позиции обучающихся, перспективу профессионального обучения и развитие демократического мировоззрения школьников, а также на расширение, углубление, дополнение изучения предметной области «Обществознание».Учебный курс является вариативным.Программа учебного курса «Политический вектор развития современного общества» для 10-11 классов составлена в соответствии с обновленным ФГОС СОО, ФООП и примерной образовательной программой среднего общего образования; программой учебного (элективного) курса «Политический вектор развития современного общества» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования : 10–11 классы / И.Л. Каменчук, С.А. Геращенко, И.М. Власова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 24 с. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Основная цель изучения учебного курса «Политический вектор развития современного общества» – выявление способностей, склонностей и интересов обучающихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики и политического процесса, событиях мировой политики и международных отношений. Основные задачи: способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания; создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности; активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность; формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина страны; систематизация начальных знаний по политологии, связь данного учебного курса с предметной областью «Обществознание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На уровне среднего общего образования учебный курс «Политический вектор развития современного общества» является вариативным для углубленного изучения в классах профильного обучения, представляя собой одну из составляющих предметной области «Общественно-научные предметы».Программа учебного (элективного) курса «Политический вектор развития современного общества» рассчитана на 68 учебных часов, на изучение курса в каждом классе предполагается выделить 34 ч. (1 час в неделю из расчета 34 учебных недель). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА [[НАЗВАНИЕ]] Теория и история политики Основы изучения политической науки. Политическая наука в России. Возникновение политической мысли на Западе и Востоке. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политические теории Нового времени. Политическая мысль XIX века. Политические учения ХХ века. Особенности развития политической мысли в России (XI–XVI веков). Основные направления развития российской политической мысли (XVII– XIX веков). Природа и социальное назначение политики: теоретические подходы. Структура политики и ее функции. Связь политики и морали. Власть и ее реализация Власть как категория политической науки. Природа власти. Ресурсы власти: понятие, типология. Политические элиты. Система отбора в элиту (рекрутирование элит). Политическая элита в России. Политическое лидерство: типы и стили лидерства. Современные теории лидерства. Функции лидеров. Политическое лидерство в России. Политическая система общества Теории политической системы общества. Механизм функционирования политической системы. Структура и функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России. Политический режим. Недемократические политические режимы. Демократические политические режимы. Политический режим в России. Политическое развитие и политический процесс Политическое развитие и его кризисы. Политический процесс: содержание и типология. Стили политики. Государство и общество Государство как институт политической системы. Функции государства. Устройство (форма) государства. Типы государств. Государство в России: от советского типа государства к правовому. Политико-правовое устройство современного российского государства. Гражданское общество и власть. Структура гражданского общества. Конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества Партийная система Политические партии. Типы политических партий. Функции партий. Партии в структуре власти. Партийные системы и их разновидности. Российская модель партийной системы: история и современность. Избирательные системы и технологии Избирательные системы. Преимущества и недостатки избирательных систем. Политический маркетинг. Маркетинг избирательной кампании. Политическая реклама. Личный имидж кандидата. Создание модели выборов. Личность и мир политики Политическая социализация личности. Типы политической социализации. Особенности политической социализации в России. Политическая культура общества. Политическая культура личности. Особенности политической культуры России. Политические идеологии: функции и типы. Политический конфликт как форма политической коммуникации Мировая политика и международные отношения Мировая политика. Типология международных отношений. Особенности современного этапа международных отношений. Россия в системе современных международных отношений. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые личностные результаты Личностные результаты включают: 1. 2. 3. 4. отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные политические ценности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития политической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 6) навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 7) развитие политического сознания и упорядочение политического поведения на основе усвоения политических ценностей; 8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику социально-политических отношений. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из источников разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. умение определять назначение и функции различных политических институтов; 6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 7. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. описывать и оценивать важнейшие политические феномены современного общества; 2. аргументировать свою позицию по основным теоретическим проблемам политологии; 3. самостоятельно работать с различными источниками информации политической тематики, свободно излагать их содержание; 4. выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия; 5. различать политическую власть и другие виды власти; устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; 7. высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; – раскрывать роль и функции политической системы; 8. характеризовать государство как центральный институт политической системы; 9. различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; 10. обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; 11. характеризовать демократическую избирательную систему; 12. различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; 13. устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; 14. определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; – конкретизировать примерами роль политической идеологии; 15. раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; 16. формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; 17. оценивать роль СМИ в современной политической жизни; 18. иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; 19. различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы 1 Теория и история политики 12 2 Власть и ее реализация 9 3 Политическая система общества 9 0.5 4 Политическое развитие и политический процесс 3 0.5 5 Итоговое повторение 1 1 34 1.5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0.5 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 11 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Государство и общество 9 2 Партийная система 6 3 Избирательные системы и технологии 6 0.5 4 Личность и мир политики 8 0.5 5 Мировая политика и международные отношения 4 0.5 6 Итоговое повторение 1 1 34 1.5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0.5 0.5 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1. Основы изучения политической науки 1 2. Политическая наука в России 1 3. Возникновение политической мысли на Западе и Востоке. 1 4. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения 1 5. Политические теории Нового времени 1 6. Политическая мысль XIX века 1 7. Политические учения ХХ века 1 8. Особенности развития политической мысли в России (XI–XVI веков) 1 9. 10. Основные направления развития российской политической мысли (XVII–XIX веков) Природа и социальное назначение 1 1 Контрольные работы Практические работы 0.5 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы политики: теоретические подходы 11. Структура политики и ее функции. 1 12. Связь политики и морали. 1 13. Власть как категория политической науки. Природа власти. 1 14. Ресурсы власти: понятие, типология 1 15. Политические элиты 1 16. Система отбора в элиту (рекрутирование элит). 1 17. Политическая элита в России 1 18. Политическое лидерство: типы и стили лидерства 1 19. Современные теории лидерства 1 20. Функции лидеров 1 21. Политическое лидерство в России 1 22. Теории политической системы общества 1 23. Механизм функционирования политической системы 1 0.5 0.5 24. Структура и функции политической системы 1 25. Типы политических систем 1 26. Политическая система в России 1 27. Политический режим 1 28. Недемократические политические режимы 1 29. Демократические политические режимы 1 30. Политический режим в России 1 31. Политическое развитие и его кризисы 1 32. Политический процесс: содержание и типология 1 33. Стили политики 1 34. Учебно-исследовательское проектировнаие 1 1 34 1.5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0.5 0.5 2 11 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Государство как институт политической 1. системы 1 2. Функции государства 1 3. Устройство (форма) государства 1 4. Типы государств 1 Государство в России: от советского типа 5. государства к правовому 1 Политико-правовое устройство 6. современного российского государства 1 7. Гражданское общество и власть 1 8. Структура гражданского общества 1 Конституционализм как режим 9. взаимоотношений государства и гражданского общества 1 10. Политические партии 1 0.5 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 11. Типы политических партий 1 12. Функции партий 1 13. Партии в структуре власти 1 14. Партийные системы и их разновидности 1 15. Российская модель партийной системы: история и современность 16. Избирательные системы 1 0.5 1 Преимущества и недостатки 17. избирательных систем 1 18. Политический маркетинг 1 19. Маркетинг Избирательной компании 1 20. Политическая реклама 1 21. Личный имидж кандидата 1 22. Политическая социализация личности 1 23. Типы политической социализации 1 Особенности политической социализации 24. в России 1 25. Политическая культура общества 1 0.5 26. Политическая культура личности 1 0.5 Особенности политической культуры 27. России 1 28. Политические идеологии: функции и типы 1 Политический конфликт как форма 29. политической коммуникации 1 30. Мировая политика 1 31. 32. 33. 34. Типология международных отношений Особенности современного этапа международных отношений Россия в системе современных международных отношений Учебно-исследовательское проектирование ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 0.5 1 1 1 34 1.5 2