Политический вектор развития. 24-25 уг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Элективный курс «Политический вектор развития современного общества»
разработан в целях обеспечения принципа вариативности и учета
индивидуальных потребностей обучающихся и ориентирован на углубление
знаний в сфере политики, формирование активной гражданской позиции
обучающихся, перспективу профессионального обучения и развитие
демократического мировоззрения школьников, а также на расширение,
углубление,
дополнение
изучения
предметной
области
«Обществознание».Учебный курс является вариативным.Программа
учебного курса «Политический вектор развития современного общества»
для 10-11 классов составлена в соответствии с обновленным ФГОС СОО,
ФООП и примерной образовательной программой среднего общего
образования; программой учебного (элективного) курса «Политический
вектор развития современного общества» для образовательных организаций,
реализующих программы среднего общего образования : 10–11 классы /
И.Л. Каменчук, С.А. Геращенко, И.М. Власова. – Саратов : ГАУ ДПО
«СОИРО», 2018. – 24 с.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР
РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Основная цель изучения учебного курса «Политический вектор развития
современного общества» – выявление способностей, склонностей и
интересов обучающихся на основе расширения и углубления знаний в сфере
политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в
сложностях современной политики и политического процесса, событиях
мировой политики и международных отношений.
Основные задачи:
 способствовать
самоопределению
ученика
или
выбору
профессиональной деятельности через интерес к данной области
знания;
 создавать положительную мотивацию обучения на планируемом
профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами
деятельности;
 активизировать познавательную деятельность школьника, повышать
информационную и коммуникативную компетентность;





формировать познавательные интересы на основе активной
жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного
гражданина страны;
систематизация начальных знаний по политологии, связь данного
учебного курса с предметной областью «Обществознание».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне среднего общего образования учебный курс «Политический
вектор развития современного общества» является вариативным для
углубленного изучения в классах профильного обучения, представляя собой
одну из составляющих предметной области «Общественно-научные
предметы».Программа учебного (элективного) курса «Политический вектор
развития современного общества» рассчитана на 68 учебных часов, на
изучение курса в каждом классе предполагается выделить 34 ч. (1 час в
неделю из расчета 34 учебных недель).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА [[НАЗВАНИЕ]]
Теория и история политики
Основы изучения политической науки. Политическая наука в России.
Возникновение политической мысли на Западе и Востоке. Политическая
мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политические теории Нового
времени. Политическая мысль XIX века. Политические учения ХХ века.
Особенности развития политической мысли в России (XI–XVI веков).
Основные направления развития российской политической мысли (XVII–
XIX веков). Природа и социальное назначение политики: теоретические
подходы. Структура политики и ее функции. Связь политики и морали.
Власть и ее реализация
Власть как категория политической науки. Природа власти. Ресурсы власти:
понятие, типология. Политические элиты. Система отбора в элиту
(рекрутирование элит). Политическая элита в России. Политическое
лидерство: типы и стили лидерства. Современные теории лидерства.
Функции лидеров. Политическое лидерство в России.
Политическая система общества
Теории политической системы общества. Механизм функционирования
политической системы. Структура и функции политической системы. Типы
политических систем. Политическая система в России. Политический
режим. Недемократические политические режимы. Демократические
политические режимы. Политический режим в России.
Политическое развитие и политический процесс
Политическое развитие и его кризисы. Политический процесс: содержание и
типология. Стили политики.
Государство и общество
Государство как институт политической системы. Функции государства.
Устройство (форма) государства. Типы государств. Государство в России:
от советского типа государства к правовому. Политико-правовое устройство
современного российского государства. Гражданское общество и власть.
Структура гражданского общества. Конституционализм как режим
взаимоотношений государства и гражданского общества
Партийная система
Политические партии. Типы политических партий. Функции партий. Партии
в структуре власти. Партийные системы и их разновидности. Российская
модель партийной системы: история и современность.

Избирательные системы и технологии
Избирательные системы. Преимущества и недостатки избирательных
систем. Политический маркетинг. Маркетинг избирательной кампании.
Политическая реклама. Личный имидж кандидата. Создание модели
выборов.
Личность и мир политики
Политическая социализация личности. Типы политической социализации.
Особенности политической социализации в России. Политическая культура
общества. Политическая культура личности. Особенности политической
культуры России. Политические идеологии: функции и типы. Политический
конфликт как форма политической коммуникации
Мировая политика и международные отношения
Мировая
политика.
Типология
международных
отношений.
Особенности современного этапа международных отношений. Россия в
системе современных международных отношений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые личностные результаты Личностные результаты включают:
1.
2.

3.

4.

отражение российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
отражение гражданской позиции как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные политические ценности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития политической науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность
к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 5)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать
в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; 6) навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 7)
развитие политического сознания и упорядочение политического
поведения на основе усвоения политических ценностей; 8)
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; 9) эстетическое
отношение к миру, включая эстетику социально-политических
отношений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать

и корректировать деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из источников разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5. умение определять назначение и функции различных политических
институтов;
6. умение
самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
7. владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. описывать и оценивать важнейшие политические феномены
современного общества;
2. аргументировать свою позицию по основным теоретическим
проблемам политологии;
3. самостоятельно работать с различными источниками информации
политической тематики, свободно излагать их содержание;
4. выделять
субъекты политической деятельности и объекты
политического воздействия;
5. различать политическую власть и другие виды власти;

устанавливать связи между социальными интересами, целями и
методами политической деятельности;
7. высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и
целей в политике; – раскрывать роль и функции политической
системы;
8. характеризовать
государство
как
центральный
институт
политической системы;
9. различать типы политических режимов, давать оценку роли
политических режимов различных типов в общественном развитии;
10. обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
11. характеризовать демократическую избирательную систему;
12. различать
мажоритарную,
пропорциональную,
смешанную
избирательные системы;
13. устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
14. определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе; – конкретизировать примерами роль
политической идеологии;
15. раскрывать на примерах функционирование различных партийных
систем;
16. формулировать
суждение о значении многопартийности и
идеологического плюрализма в современном обществе;
17. оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
18. иллюстрировать
примерами основные этапы политического
процесса;
19. различать
и
приводить
примеры
непосредственного
и
опосредованного политического участия, высказывать обоснованное
суждение о значении участия граждан в политике.
6.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

1

Теория и история политики

12

2

Власть и ее реализация

9

3

Политическая система общества

9

0.5

4

Политическое развитие и политический
процесс

3

0.5

5

Итоговое повторение

1

1

34

1.5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
0.5

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Государство и общество

9

2

Партийная система

6

3

Избирательные системы и технологии

6

0.5

4

Личность и мир политики

8

0.5

5

Мировая политика и международные
отношения

4

0.5

6

Итоговое повторение

1

1

34

1.5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0.5
0.5

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1.

Основы изучения политической науки

1

2.

Политическая наука в России

1

3.

Возникновение политической мысли
на Западе и Востоке.

1

4.

Политическая мысль Средневековья и
эпохи Возрождения

1

5.

Политические теории Нового времени

1

6.

Политическая мысль XIX века

1

7.

Политические учения ХХ века

1

8.

Особенности развития политической
мысли в России (XI–XVI веков)

1

9.

10.

Основные направления развития
российской политической мысли
(XVII–XIX веков)
Природа и социальное назначение

1

1

Контрольные
работы

Практические
работы

0.5

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

политики: теоретические подходы
11.

Структура политики и ее функции.

1

12.

Связь политики и морали.

1

13.

Власть как категория политической
науки. Природа власти.

1

14.

Ресурсы власти: понятие, типология

1

15.

Политические элиты

1

16.

Система отбора в элиту
(рекрутирование элит).

1

17.

Политическая элита в России

1

18.

Политическое лидерство: типы и
стили лидерства

1

19.

Современные теории лидерства

1

20.

Функции лидеров

1

21.

Политическое лидерство в России

1

22.

Теории политической системы
общества

1

23.

Механизм функционирования
политической системы

1

0.5

0.5

24.

Структура и функции политической
системы

1

25.

Типы политических систем

1

26.

Политическая система в России

1

27.

Политический режим

1

28.

Недемократические политические
режимы

1

29.

Демократические политические
режимы

1

30.

Политический режим в России

1

31.

Политическое развитие и его кризисы

1

32.

Политический процесс: содержание и
типология

1

33.

Стили политики

1

34.

Учебно-исследовательское
проектировнаие

1

1

34

1.5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0.5

0.5

2

11 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Государство как институт политической
1. системы

1

2. Функции государства

1

3. Устройство (форма) государства

1

4. Типы государств

1

Государство в России: от советского типа
5. государства к правовому

1

Политико-правовое устройство
6. современного российского государства

1

7. Гражданское общество и власть

1

8. Структура гражданского общества

1

Конституционализм как режим
9. взаимоотношений государства и
гражданского общества

1

10. Политические партии

1

0.5

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

11. Типы политических партий

1

12. Функции партий

1

13. Партии в структуре власти

1

14. Партийные системы и их разновидности

1

15.

Российская модель партийной системы:
история и современность

16. Избирательные системы

1

0.5

1

Преимущества и недостатки
17. избирательных систем

1

18. Политический маркетинг

1

19. Маркетинг Избирательной компании

1

20. Политическая реклама

1

21. Личный имидж кандидата

1

22. Политическая социализация личности

1

23. Типы политической социализации

1

Особенности политической социализации
24. в России

1

25. Политическая культура общества

1

0.5

26. Политическая культура личности

1

0.5

Особенности политической культуры
27. России

1

28. Политические идеологии: функции и типы

1

Политический конфликт как форма
29. политической коммуникации

1

30. Мировая политика

1

31.
32.
33.
34.

Типология международных отношений
Особенности современного этапа
международных отношений
Россия в системе современных
международных отношений
Учебно-исследовательское
проектирование

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1

0.5

1
1

1

34

1.5

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».