ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Элективный курс «Политический вектор развития современного общества»
разработан в целях обеспечения принципа вариативности и учета
индивидуальных потребностей обучающихся и ориентирован на углубление
знаний в сфере политики, формирование активной гражданской позиции
обучающихся, перспективу профессионального обучения и развитие
демократического мировоззрения школьников, а также на расширение,
углубление,
дополнение
изучения
предметной
области
«Обществознание».Учебный курс является вариативным.Программа
учебного курса «Политический вектор развития современного общества»
для 10-11 классов составлена в соответствии с обновленным ФГОС СОО,
ФООП и примерной образовательной программой среднего общего
образования; программой учебного (элективного) курса «Политический
вектор развития современного общества» для образовательных организаций,
реализующих программы среднего общего образования : 10–11 классы /
И.Л. Каменчук, С.А. Геращенко, И.М. Власова. – Саратов : ГАУ ДПО
«СОИРО», 2018. – 24 с.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР
РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Основная цель изучения учебного курса «Политический вектор развития
современного общества» – выявление способностей, склонностей и
интересов обучающихся на основе расширения и углубления знаний в сфере
политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в
сложностях современной политики и политического процесса, событиях
мировой политики и международных отношений.
Основные задачи:
способствовать
самоопределению
ученика
или
выбору
профессиональной деятельности через интерес к данной области
знания;
создавать положительную мотивацию обучения на планируемом
профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами
деятельности;
активизировать познавательную деятельность школьника, повышать
информационную и коммуникативную компетентность;
формировать познавательные интересы на основе активной
жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного
гражданина страны;
систематизация начальных знаний по политологии, связь данного
учебного курса с предметной областью «Обществознание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне среднего общего образования учебный курс «Политический
вектор развития современного общества» является вариативным для
углубленного изучения в классах профильного обучения, представляя собой
одну из составляющих предметной области «Общественно-научные
предметы».Программа учебного (элективного) курса «Политический вектор
развития современного общества» рассчитана на 68 учебных часов, на
изучение курса в каждом классе предполагается выделить 34 ч. (1 час в
неделю из расчета 34 учебных недель).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА [[НАЗВАНИЕ]]
Теория и история политики
Основы изучения политической науки. Политическая наука в России.
Возникновение политической мысли на Западе и Востоке. Политическая
мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политические теории Нового
времени. Политическая мысль XIX века. Политические учения ХХ века.
Особенности развития политической мысли в России (XI–XVI веков).
Основные направления развития российской политической мысли (XVII–
XIX веков). Природа и социальное назначение политики: теоретические
подходы. Структура политики и ее функции. Связь политики и морали.
Власть и ее реализация
Власть как категория политической науки. Природа власти. Ресурсы власти:
понятие, типология. Политические элиты. Система отбора в элиту
(рекрутирование элит). Политическая элита в России. Политическое
лидерство: типы и стили лидерства. Современные теории лидерства.
Функции лидеров. Политическое лидерство в России.
Политическая система общества
Теории политической системы общества. Механизм функционирования
политической системы. Структура и функции политической системы. Типы
политических систем. Политическая система в России. Политический
режим. Недемократические политические режимы. Демократические
политические режимы. Политический режим в России.
Политическое развитие и политический процесс
Политическое развитие и его кризисы. Политический процесс: содержание и
типология. Стили политики.
Государство и общество
Государство как институт политической системы. Функции государства.
Устройство (форма) государства. Типы государств. Государство в России:
от советского типа государства к правовому. Политико-правовое устройство
современного российского государства. Гражданское общество и власть.
Структура гражданского общества. Конституционализм как режим
взаимоотношений государства и гражданского общества
Партийная система
Политические партии. Типы политических партий. Функции партий. Партии
в структуре власти. Партийные системы и их разновидности. Российская
модель партийной системы: история и современность.
Избирательные системы и технологии
Избирательные системы. Преимущества и недостатки избирательных
систем. Политический маркетинг. Маркетинг избирательной кампании.
Политическая реклама. Личный имидж кандидата. Создание модели
выборов.
Личность и мир политики
Политическая социализация личности. Типы политической социализации.
Особенности политической социализации в России. Политическая культура
общества. Политическая культура личности. Особенности политической
культуры России. Политические идеологии: функции и типы. Политический
конфликт как форма политической коммуникации
Мировая политика и международные отношения
Мировая
политика.
Типология
международных
отношений.
Особенности современного этапа международных отношений. Россия в
системе современных международных отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые личностные результаты Личностные результаты включают:
1.
2.
3.
4.
отражение российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
отражение гражданской позиции как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные политические ценности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития политической науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность
к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 5)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать
в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; 6) навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 7)
развитие политического сознания и упорядочение политического
поведения на основе усвоения политических ценностей; 8)
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; 9) эстетическое
отношение к миру, включая эстетику социально-политических
отношений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из источников разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5. умение определять назначение и функции различных политических
институтов;
6. умение
самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
7. владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. описывать и оценивать важнейшие политические феномены
современного общества;
2. аргументировать свою позицию по основным теоретическим
проблемам политологии;
3. самостоятельно работать с различными источниками информации
политической тематики, свободно излагать их содержание;
4. выделять
субъекты политической деятельности и объекты
политического воздействия;
5. различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и
методами политической деятельности;
7. высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и
целей в политике; – раскрывать роль и функции политической
системы;
8. характеризовать
государство
как
центральный
институт
политической системы;
9. различать типы политических режимов, давать оценку роли
политических режимов различных типов в общественном развитии;
10. обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
11. характеризовать демократическую избирательную систему;
12. различать
мажоритарную,
пропорциональную,
смешанную
избирательные системы;
13. устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
14. определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе; – конкретизировать примерами роль
политической идеологии;
15. раскрывать на примерах функционирование различных партийных
систем;
16. формулировать
суждение о значении многопартийности и
идеологического плюрализма в современном обществе;
17. оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
18. иллюстрировать
примерами основные этапы политического
процесса;
19. различать
и
приводить
примеры
непосредственного
и
опосредованного политического участия, высказывать обоснованное
суждение о значении участия граждан в политике.
6.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
1
Теория и история политики
12
2
Власть и ее реализация
9
3
Политическая система общества
9
0.5
4
Политическое развитие и политический
процесс
3
0.5
5
Итоговое повторение
1
1
34
1.5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
0.5
2
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Государство и общество
9
2
Партийная система
6
3
Избирательные системы и технологии
6
0.5
4
Личность и мир политики
8
0.5
5
Мировая политика и международные
отношения
4
0.5
6
Итоговое повторение
1
1
34
1.5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0.5
0.5
2
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1.
Основы изучения политической науки
1
2.
Политическая наука в России
1
3.
Возникновение политической мысли
на Западе и Востоке.
1
4.
Политическая мысль Средневековья и
эпохи Возрождения
1
5.
Политические теории Нового времени
1
6.
Политическая мысль XIX века
1
7.
Политические учения ХХ века
1
8.
Особенности развития политической
мысли в России (XI–XVI веков)
1
9.
10.
Основные направления развития
российской политической мысли
(XVII–XIX веков)
Природа и социальное назначение
1
1
Контрольные
работы
Практические
работы
0.5
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
политики: теоретические подходы
11.
Структура политики и ее функции.
1
12.
Связь политики и морали.
1
13.
Власть как категория политической
науки. Природа власти.
1
14.
Ресурсы власти: понятие, типология
1
15.
Политические элиты
1
16.
Система отбора в элиту
(рекрутирование элит).
1
17.
Политическая элита в России
1
18.
Политическое лидерство: типы и
стили лидерства
1
19.
Современные теории лидерства
1
20.
Функции лидеров
1
21.
Политическое лидерство в России
1
22.
Теории политической системы
общества
1
23.
Механизм функционирования
политической системы
1
0.5
0.5
24.
Структура и функции политической
системы
1
25.
Типы политических систем
1
26.
Политическая система в России
1
27.
Политический режим
1
28.
Недемократические политические
режимы
1
29.
Демократические политические
режимы
1
30.
Политический режим в России
1
31.
Политическое развитие и его кризисы
1
32.
Политический процесс: содержание и
типология
1
33.
Стили политики
1
34.
Учебно-исследовательское
проектировнаие
1
1
34
1.5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0.5
0.5
2
11 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Государство как институт политической
1. системы
1
2. Функции государства
1
3. Устройство (форма) государства
1
4. Типы государств
1
Государство в России: от советского типа
5. государства к правовому
1
Политико-правовое устройство
6. современного российского государства
1
7. Гражданское общество и власть
1
8. Структура гражданского общества
1
Конституционализм как режим
9. взаимоотношений государства и
гражданского общества
1
10. Политические партии
1
0.5
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
11. Типы политических партий
1
12. Функции партий
1
13. Партии в структуре власти
1
14. Партийные системы и их разновидности
1
15.
Российская модель партийной системы:
история и современность
16. Избирательные системы
1
0.5
1
Преимущества и недостатки
17. избирательных систем
1
18. Политический маркетинг
1
19. Маркетинг Избирательной компании
1
20. Политическая реклама
1
21. Личный имидж кандидата
1
22. Политическая социализация личности
1
23. Типы политической социализации
1
Особенности политической социализации
24. в России
1
25. Политическая культура общества
1
0.5
26. Политическая культура личности
1
0.5
Особенности политической культуры
27. России
1
28. Политические идеологии: функции и типы
1
Политический конфликт как форма
29. политической коммуникации
1
30. Мировая политика
1
31.
32.
33.
34.
Типология международных отношений
Особенности современного этапа
международных отношений
Россия в системе современных
международных отношений
Учебно-исследовательское
проектирование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
0.5
1
1
1
34
1.5
2