ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности “Волейбол» реализует спортивнооздоровительное направление. Предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 9-11 классах. Данная программа составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей 15-17 лет. В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей. Место программы в образовательном процессе В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба. Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура». По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей. Цели и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы - формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; Основными задачами программы являются: укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приемами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков; повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу; подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу; Срок реализации программы – 1 год. Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях. Особенности набора детей – свободный набор Режим занятий: 132 часов, 2 раза в неделю – по 2 академическому часу. Методы и формы обучения Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Результаты освоения курса внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; проговаривать последовательность действий; уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Программой предусматриваются следующие формы проведения занятий: – беседа; – лекция с демонстрацией на экране видеолекций по изучаемому материалу; – практическая работа с совместным выполнением проблемных видеоупражнений для проверки усвоения учащимися изучаемого материала; – практическая, самостоятельная работа по выполнению упражнений; – соревнования. Виды внеурочной деятельности: -игровая; -познавательная; -досугово-развлекательная; -спортивно-соревновательная. Календарно-тематическое планирование п/п Тема занятия Кол-во Дата часов проведения план История развития волейбола. В процессе занятий Гигиена спортсмена и закаливание. Места занятий, их оборудование и подготовка. Техника безопасности во время занятий волейболом. Ознакомление с правилами соревнований. 1-2 Техника безопасности во время занятий волейболом. 2ч. Техника перемещения 3-4 История развития волейбола. 2ч. Разучивание стойки игрока (исходные положения) 5-6 Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым 2ч. боком, лицом вперёд 7-8 Места занятий, их оборудование и подготовка. Техника 2ч. верхней и нижней передачи мяча 9-10 Разучивание сочетания способов перемещений (бег, 2ч. остановки, повороты, прыжки вверх) 11-12 Техника верхней и нижней передачи мяча 2ч. 13-14 Техника упражнений на выносливость. 2ч. Техника верхней передачи мяча 15-16 Техника упражнений на выносливость. 2ч. Техника нижней передачи мяча 17-18 Техника упражнений на выносливость. факт 2ч. Эстафеты с различными способами перемещений 19-20 Первая передача мяча сверху двумя руками. 2ч. Комбинация из перемещения в стойку 21-22 Первая передача мяча сверху двумя руками. 2ч. Совершенствование верхней передачи мяча над собой 23-24 Верхняя передача мяча над собой. 2ч. Игровое занятие. 25-26 Разучивание верхней и нижней передачи мяча у стены 2ч. 27-28 Тактическая подготовка. 2ч. Техника владения мячом в движении 29-30 Техника владения мячом в движении 2ч. 31-32- Групповое и одиночное блокирование 4ч. 33-34 Верхняя и нижняя передача мяча в парах 35-36 Групповое и одиночное блокирование 2ч. 37-38 Верхняя и нижняя передача мяча в парах 2ч. 39-40 Верхняя и нижняя передача мяча через сетку 2ч. 41-42 Техника владения мячом. 2ч. 43-44 Совершенствование верхней и нижней передачи 2ч. 45-46 Разучивание верхней прямой подачи с середины площадки. 2ч. 47-48 Совершенствование техники нижней прямой подачи 2ч. 49-50- Совершенствование техники нижней прямой и боковой 4ч. 51-52 подачи. Совершенствование техники перемещения 53-54 Совершенствование техники перемещения волейболиста. -55-56 Одиночное и групповое блокирование 57-58 Ознакомление с правилами игры в волейбол. Тактическая 4ч. 2ч. подготовка 59-60 Совершенствование верхней прямой подачи с середины 2ч. площадки 61-62 Тактическая подготовка 2ч. 63-64 Развитие выносливости. Гигиена спортсмена и закаливание 2ч. 65-66 Развитие выносливости. 2ч. Командные действия в нападении и защите 67-68 Развитие выносливости 2ч. 69-70 Короткая и длинная передача двумя руками 4ч. 71-72 Учебно-тренировочные игры 73-74 Командные действия в нападении и защите 2ч. 75-76 Подача и приём мяча через сетку в парах с середины 2ч. площадки. 77-78 Короткая и длинная передача двумя руками 2ч. Учебно-тренировочные игры 79-80 Совершенствование техники нижней прямой и верхней 2ч. подачи мяча 81-82 Развитие физических качеств необходимых для приёма и 2ч. передачи мяча 83-84 Групповое и одиночное блокирование 2ч. Верхняя и нижняя передача мяча в парах 85-86 Групповое и одиночное блокирование 2ч. 87-88 Совершенствование техники нападающего удара 4ч. 89-90 Командные действия в нападении и защите 91-92 Совершенствование верхней прямой подачи 4ч. 95-96 Чередование способов передач и приема 2ч. 97-98 Техника безопасности во время занятий волейболом. 2ч. 93-94 Практическая подготовка 99-100 Имитация нападающего удара обманное движение 2ч. 101- Прием мяча снизу от сетки 2ч. Практическая подготовка. Тактика игры 2ч. Практическая подготовка. Командные игры 2ч. 107- Интегральная подготовка 2ч. 108 Учебно-тренировочные игры 109- Практическая подготовка. 110 Учебно-тренировочные игры 111- Интегральная подготовка 112 Учебно-тренировочные игры 113- Интегральная подготовка 102 103104 105106 2ч. 2ч. 2ч. 114 Подача мяча в различные зоны 115- Ознакомление с правилами соревнований, разминка 116 Игра в волейбол 2х2 117- Учебно-тренировочные игры. 118 Совершенствование техники игры в волейбол 119- Игра в волейбол 3х3 120 Практическая подготовка. 121- Учебно-тренировочные игры 122 Практическая подготовка. 123- Подача и приём мяча в парах. 124 Взаимодействие игроков передней и задней линии 125- Учебно-тренировочные игры 126 Практическая подготовка. 127- ОФП. Взаимодействие игроков задней линии 2ч. 129- Учебно-тренировочные игры 2ч. 130 Взаимодействие игроков передней и задней линии 131- Чередование способов подач мяча 132 Игра в волейбол 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 128 2ч.