2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа данного вариативного курса «Экологическая грамотность» для обучающихся 8-х классов МАОУ «СОШ №10» разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки от 17.12.2010 № 18947 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 10. Программа вариативного курса «Экологическая грамотность» относится к предметной области «Естественно-научные предметы» и предназначена для организации образовательной деятельности обучающихся в 8-х классах. Сквозной целевой установкой программы является формирование нравственных, гуманистических идеалов обучающихся, как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. Программа направлена на развитие экологического сознания и навыков экологически грамотного поведения: «знаю — понимаю — умею — действую», ориентирована на осознание обучающимися экологических проблем в системе: Мир — Россия — Мой регион. Актуальность программы обусловлена её направленностью на осознание обучающимися концепции устойчивого развития как модели развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, что приводит к пониманию ответственности за будущее планеты и своей Родины. Содержание программы предполагает моделирование реальных жизненных ситуаций анализ и разрешение которых направлено на формирование грамотности нового типа — функциональной грамотности обучающихся. Способствует формированию экологически грамотного поведения. Программа отвечает принципам: гуманистической направленности — нацелена на выработку у обучающихся системы знаний-убеждений, дающих чёткую ориентацию в системе отношений «человек – природа», как основы экологического образования и воспитания обучающихся; 3 системности — задаёт ориентировочные основы формирования системногомышления при рассмотрении учебных проблем; экологизации — направлена на воспитание осознанной жизненной позиции обучающихся, способных стать активными защитниками окружающей среды; функциональной грамотности — предполагает решение учебных проблем, моделирующих реальные практические ситуации; регионализации — практико-ориентированные задания разработаны на основе фактического материала о состоянии окружающей среды регионов России; системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности. Более 60 % учебного материала носит практико-ориентированный характер и предполагает самостоятельную работу обучающихся; вариативности — содержание каждого модуля может варьироваться в соответствии с особенностями региона и образовательной среды образовательной организации. Содержание вариативного курса «Экологическая грамотность» направлено на осознание и осмысление обучающимися: идей единства и многообразия, системности и целостности природы; идеи взаимозависимости природы и человека; идеи гармонизации системы «природа-человек». Цель курса: формирование и развитие у школьников экологического сознания в контексте идей устойчивого развития природы и общества, системы естественно-научных знаний, позволяющих принимать экологически грамотные решения как одного из видов функциональной грамотности обучающихся. Задачи курса: • Формирование готовности школьников к социальному взаимодействию по вопросам улучшения качества окружающей среды, воспитание и пропаганда активной гражданской позиции в отношении защиты и сохранения природы. • Развитие интереса к экологии как научной дисциплине. • Формирование экологических знаний, умений и культуры школьников в ходе теоретической подготовки и проектно-исследовательской деятельности. • Профессиональная ориентация школьников. 4 Место вариативного курса в учебном плане На изучение вариативного курса «Экологическая грамотность» в 8-х классах учебным планом МБОУ СОШ № 10 выделено 1 час в неделю, 34 часа в год. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВАРИАТИВНОГО КУРСА Личностные результаты Обучающиеся осознают: ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, глобальная роль человека на Земле; высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека; на основе способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата; необходимость активной жизненной позиции и приобретают мотивацию стать активными защитниками окружающей среды. Метапредметные результаты Обучающиеся осваивают: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план действий; умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинно-следственных связей); умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; окружающих умение явлений, применять естественно-научные сохранения здоровья, знания для обеспечения объяснения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе; умение с достаточной чёткостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы; осуществлять презентацию результатов и публичные выступления. Предметные результаты Обучающиеся осмысляют: существование всеобщих связей в природе; природа — единая развивающаяся система; солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе; единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни; биогеохимические превращения в природе; 6 различные способы постижения человеком природы; сложность путей научного познания; логику научного познания; применение научных знаний в практической деятельности человека; принципы экологически грамотного поведения; деятельность человека, нарушающая законы природы, приводит к нарушению её целостности. 7 СОДЕРЖАНИЕ ВАРИАТИВНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» № п/п 1. Название раздела Модуль1. Сохраняем биоразнообразие 2 Модуль 2. Сохраняем почву 3. Модуль 3. Сберегаем энергию 4. Модуль 4. Сберегаем воду 5. Модуль 5. Сберегаем атмосферу 6. Модуль 6. Мыслим глобально — действуемлокально Содержание учебного раздела Сохранение биоразнообразия — сохранение устойчивости экосистемы. Особо охраняемые природные территории. Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья. Почва — поверхностный слой земной коры. Экологические проблемы сохранения почвы. Кислотность почвы. Значение плодородия почвы. Механический состав почвы и содержание гумуса в почве. Влияние вытаптывания почвы на растительность Экологические проблемы использования энергии. Выясняем мощность, потребляемую электробытовыми приборами, и учимся экономить электроэнергию. Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить Самое распространённое на Земле вещество. Проблема сохранения водных ресурсов. Сохранение воды. Способы очистки воды в лаборатории. Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования воды» Проблема загрязнения атмосферы. Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования транспорта». Биоиндикация загрязнения воздуха. Изучение потока автомобилей на улице. Исследуем влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе. Оценка состояния зелёных насаждений. Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски. Концепция устойчивого развития. Моя страна: мечтай, узнавай, действуй! 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» № п/п 1. Название раздела (темы) Количество часов для изучения 4 Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие 2. Модуль 2. Сохраняем почву 6 3. Модуль 3. Сберегаем энергию 5 4. Модуль 4. Сберегаем воду 6 5. Модуль 5. Сберегаем атмосферу 7 6. Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально 6 ИТОГО: 34 9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» №п/п № урока в модуле 1. 1. 2. 3. 2. 3. 4. 4. 5. 6. 1. 2. 7. 8. 3. 4. 9. 5. 10. 6. 11. 1. 12. 2. 13. 3. 14. 4. 15. 5. 16. 1. 17. 18. 19. 20. 2. 3. 4. 5. 21. 6. Тема урока Дата проведения план факт Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие – 4 часа Сохранение биоразнообразия – сохранение устойчивости биосферы Особо охраняемые природные территории Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья Сохранение биоразнообразия планеты Модуль 2. Сохраняем почву – 6 часов Почва – поверхностный слой земной коры Экологические проблемы сохранения почвы Кислотность почвы Значение плодородия почвы, механический состав почвы и содержание гумуса в почве Влияние вытаптывания почвы на растительность Основные причины деградации почв. Защита почв Модуль 3. Сберегаем энергию – 4 часа Экологические проблемы использования энергии Выясняем мощность, потребляемую электробытовыми приборами и учимся экономить электроэнергию Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить Экологическое просвещение по проблеме энергосбережения Итоговое обобщение. Сберегаем энергию всвоём доме Модуль 4. Сберегаем воду – 6 часов Самое распространённое на Земле вещество Проблема сохранения водных ресурсов Сохранение воды Способы очистки воды в лаборатории Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования воды» Значение воды. Охрана воды. Вода — стратегический запас. 1 0 22. 23. 24. 1. 2. 3. 25. 4. 26. 27. 28. 5. 6. 7. 29. 30. 31. 32. 1. 2. 3. 4. 33. 34. 5. 6. Модуль 5. Сберегаем атмосферу – 7 часов Проблема загрязнения атмосферы Биоиндикация загрязнения воздуха Лишайники как биоиндикаторы загрязнения воздуха Исследуем влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе Оценка состояния зелёных насаждений Экологические проблемы атмосферы Охрана атмосферы Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально – 6 часов Глобальные проблемы современного мира Глобальные экологические риски Концепция устойчивого развития Экологический рейтинг регионов России. Путь к устойчивому развитию Экологические угрозы Моя страна: мечтай, узнавай, действуй! 1 1