1.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Программа курса «Медиация» направлена на подготовку учащихся подросткового возраста к деятельности в школьной службе медиации, относится к общеобразовательным общеразвивающим программам социально-психологической направленности и способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций. Рабочая программа внеурочной деятельности «Медиация» разработана на основе: 1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577). 3. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 10. 4. Программы внеурочной деятельности основного общего образования МАОУ СОШ № 10. 5. Плана внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 10. 6. Авторской программы педагога – психолога МАОУ СОШ № 10 Мартыновой Елены Ильиничны 2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система работы по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений среди несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между участниками учебновоспитательного процесса. На этом фоне нарастает взаимное недоверие школьной администрации, преподавательского корпуса, учащихся и их родителей. Растет недоверие к общественным институтам. Все чаще в образовательных учреждениях встречаются проявления агрессии и насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и результатах учебно-воспитательного процесса в целом, но, в первую очередь, на качестве жизни его участников. 1 июня 2012 года вышел Указ президента Российской Федерации В.В. Путина о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в «целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка». В данном документе среди «мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия», есть и такие, как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении». Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль. В связи с этим возникает необходимость в подготовке участников службы школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода среди учащихся и педагогов образовательной организации. Настоящая дополнительная общеобразовательная программа имеет высокую степень педагогической целесообразности. Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим. Но для этого необходимо целенаправленно обучить учащихся проведению восстановительных программ, таких как медиация и Круги сообществ. Таким образом, цель программы заключается в следующем: практикоориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса по средствам восстановительной медиации. Новизна данной программы заключается в том, что мы непросто готовим ведущих для восстановительных программ, мы готовим команду, способную работать совместно и эффективно. Особое внимание уделяется формированию мотивации к работе в Школьной службе медиации, принятию ценностного аспекта восстановительных технологий, формированию активной жизненной позиции. Одной из новых методов работы в программе является использование медиатехнологий - психологической работы с видеоматериалами. 3. Цели и задачи программы Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста (медиаторы – ровесники) и педагогов (медиаторы-педагоги) образовательной организации. На пути достижения указанной цели реализуются следующие задачи: 1. Сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов; 2. Создать условия для освоения учащимися позиции медиатора; 3. Сформировать команду школьных медиаторов из числа учащихся и педагогов школы; 4. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов; 5. Развить у медиаторов – ровесников и медиаторов-педагогов навыки коммуникативной компетентности, рефлективных навыков ведения переговоров; необходимых для работы медиатора; 6. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями, отработать роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон конфликта; 7. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных встреч со сторонами конфликта; 8. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды школьных медиаторов. 4. Отличительные особенности программы В соответствии с федеральным базисным учебным планом, «Примерными программами дополнительного образования», «Планируемыми результатами начального общего образования» и в соответствии с ОП ООО школы занятия в рамках программы «Медиация» проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного и бесконфликтного общения, развивают навыки эффективного слушания, формируют активную позитивную жизненную позицию, отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и принципами восстановительного подхода в медиации. На занятиях у участников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Данная программа, прежде всего, обусловлена возрастными особенностями подростков: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью и призвана помочь адаптироваться в школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям без конфликтного общения. 5. Целевая аудитория, на которую направленна данная программа Участниками программы являются учащиеся 8-10 классов и педагоги школы (представители младшего, основного и старшего звена школы), заинтересованные в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах. Группа открытая: участвуют дети из разных классов, прошедшие специальный отбор на основе наблюдения, анкетирования, личного интервью. Программа ориентирована на детей и взрослых, стремящихся к познанию способов решения конфликтов в школе и в семье. 6. Сроки реализации программы Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность программы 34 недели –34ч. Реализация программы «Медиация» осуществляется в несколько этапов. Первый этап - подготовительный: - формирование списка школьных медиаторов; - проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями. Второй этап – организационно-практический: - проведение занятий по формированию навыков коммуникативной компетентности и освоению принципов и ценностей восстановительного подхода в разрешении конфликтов; - практическая отработка навыков медиатора и способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных встречах. Третий этап - аналитический: - анализ и оценка реализации программы; - сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами, - анализ и описание новых форм работы с подростками и педагогами, применяемых технологий и полученных результатов. 7. Форма и режим занятий Для реализации программы «Медиация» при проведении занятий по темам используются разнообразные методы, формы и приемы работы, направленные на развитие у учащихся навыков посредничества в разрешении разногласий между людьми, а также социальной мобильности, гибкости и уверенности в себе: Занятия содержат интерактивные методы: - творческие задания; - игровые элементы; - мозговой штурм; - интерактивные лекции (использование видеоматериала). А также: - ролевые игры; - проектирование; - психогимнастические упражнения; - групповую дискуссию. Информационно-практические методы: Уроки-лекции; Уроки-беседы; Дискуссии; Семинары-практикумы; Практические и тренинговые занятия, ролевые игры; Обучение через опыт и сотрудничество; Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания; Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций; Анализ статей научно-популярной литературы; Систематическое повторение ранее изученного материала; Проверка и самопроверка знаний. В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п. Принципы проведения занятий: добровольность; активность; партнерское взаимодействие; конфиденциальность. Занятия состоят из трёх этапов, и проходят в форме дискуссии, мини-лекции, тренинговых упражнений, игр-активаторов: 1 этап - ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками медиации; 2 этап - создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр; 3 этап - игры для сплочения коллектива. Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся и педагогов форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. 8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности В ходе подготовки по программе «Медиация» участники смогут: - сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов; - конструктивно разрешать конфликтные ситуации; - самореализоваться в социально-значимой деятельности; - освоить навыки работы в команде; - научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации; - принять ценности восстановительного подхода; - повысить коммуникативную культуру. Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено: 1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы; 2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных медиаторов; 3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов. Для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению. Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду. Результаты освоения общеобразовательной программы «Медиация» Личностные Предметные Метапредметные - ориентация в системе К концу обучения курса Регулятивные УУД: моральных норм; учащиеся получат - овладевать навыками - доброжелательное возможность знать: самоконтроля в общении со отношение к окружающим, - основные понятия и сверстниками и взрослыми; нетерпимость к любым принципы восстановительного - учиться осознавать свои насилия; подхода в медиации; трудности и стремиться к их - позитивная моральная - алгоритм проведения преодолению; самооценка; восстановительной медиации; - строить речевое - умение вести диалог на - виды и специфику высказывание в устной форме; основе равноправных конфликтов; - учиться прогнозировать отношений и взаимного - способы эффективного последствия своих поступков; уважения и принятия; общения; - осознавать свои телесные - потребность в - основные понятия в ощущения, связанные с самовыражении и конфликтологии; напряжением и расслаблением; самореализации, социальном - способы конструктивного - учиться делать осознанный признании. решения конфликтов; выбор в сложных ситуациях; - основные способы - осознавать свою долю психологического ответственности за всё, что с взаимодействия между ним происходит; людьми; - реалистично строить свои - приемы повышения взаимоотношения друг с собственной самооценки; другом и взрослыми; - приемы активного слушания. -планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; - соотносить результат с целью и оценивать его. Обучающийся получит К концу обучения курса Познавательные УУД: учащиеся получат - уметь распознавать и возможность для формирования: возможность уметь: описывать свои чувства и - умения конструктивно - работать в группе, в чувства других людей с разрешать конфликты. коллективе. помощью педагога; - адекватной позитивной самооценки и Я - концепции; - эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. - дифференцировать случаи, подходящие для медиации; - анализировать конфликтные ситуации; - устанавливать стили разрешения конфликтов; - проводить программы примирения; - моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации; - оформлять документы по состоявшему сеансу медиации. К концу обучения курса учащиеся получат возможность применять: - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. - учиться исследовать свои качества и свои особенности; - учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога; - учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога; - делать выводы в результате совместной работы в группе; - моделировать различные жизненные и учебные ситуации; - усваивать разные способы запоминания информации; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения; - оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости; - учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта; - адекватно воспринимать оценку педагога. Коммуникативные УУД: - учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах; - учиться работать в паре и в группе; - выполнять различные роли; - слушать и понимать речь других ребят; - осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. - учиться позитивно, проявлять себя в общении; - учиться договариваться и приходить к общему решению; - учиться понимать эмоции и поступки других людей; - овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов; - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учиться контролировать свою речь и поступки; - учиться толерантному отношению к другому мнению; - учиться самостоятельно решать проблемы в общении; - осознавать необходимость признания и уважения прав других людей; - формулировать своё собственное мнение и позицию; - учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге. 9. Формы подведения итогов реализации программы Подведение итогов по результатам программы «Медиация» будет осуществляться в форме анализа анкет и письменных работ участников (особенности личности, мотивационная сфера, межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера). 2. Содержательный раздел 2.1 Содержание программы «Медиация» Занятие 1. Вводное занятие. Наши занятия: что и как? Занятие 2. Круг ценностей Занятие 3. Что такое медиация? Медиация конфликтов: как это делается? Занятие 4. Что такое эффективная коммуникация? Занятие 5. Как правильно слушать собеседника? Занятие 6. Что такое бесконфликтный стиль общения? В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»? Занятие 7. Как организовать подготовительный этап медиации? Занятие 8. Как провести основной этап медиации? Занятие 9. Как закончить медиацию? Занятие 10. Возникли проблемы: что делать? Занятие 11. Каким должен быть «настоящий медиатор»? Занятие 12. Зачем люди становятся медиаторами? Занятие 13. Откуда медиатору взять столько сил и терпения? Занятие 14. Чему мы научились? Занятие 15. Какие мы медиаторы? Самомедиация. Занятие 16. Понятие конфликта Занятие 17. Виды конфликта Занятие 18. Неуверенный – уверенный - самоуверенный Занятие 19. Лидер и его качества Занятие 20. Эффективное разрешение конфликта Занятие 21. Терпимость в общении Занятие 22. Я и другой (принятие своего мнения и мнения других) Занятие 23. Неведомые миры Занятие 24. Самопознание и саморазвитие Занятие 25. Суд присяжных Занятие 26. Две стороны человека Занятие 27. Кто виноват? Занятие 28. Разные, но равные Занятие 29. Компромисс Занятие 30. Пузовязельские переговоры Занятие 31. «Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс» Занятие 32. Мы - команда службы примирения!«Позиция медиатора» Занятие 33. «Коммуникативные навыки медиатора» Занятие 34. Специальные навыки медиатора.Взгляд в будущее. 3. Организационный раздел 3.1 Учебно-тематический план внеурочной деятельности по программе «Медиация» № Название темы Количество часов 1 Вводное занятие. «Наши занятия: что и как?» 1 2 «Круг ценностей» 1 3 Что такое медиация? Медиация конфликтов: как это делается? 1 4 Что такое эффективная коммуникация? 1 5 Как правильно слушать собеседника? 1 6 Что такое бесконфликтный стиль общения? В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»? 1 7 Как организовать подготовительный этап медиации? 1 8 Как провести основной этап медиации? 1 9 Как закончить медиацию? 1 10 Возникли проблемы: что делать? 1 11 Каким должен быть «настоящий медиатор»? 1 12 Зачем люди становятся медиаторами? 1 13 Откуда медиатору взять столько сил и терпения? 1 14 Чему мы научились? 1 15 Какие мы медиаторы? Самомедиация. 1 16 Понятие конфликта 1 17 Виды конфликта 1 18 Неуверенный – уверенный - самоуверенный 1 19 Лидер и его качества 1 20 Эффективное разрешение конфликта 1 21 Терпимость в общении 1 22 Я и другой (принятие своего мнения и мнения других) 1 23 Неведомые миры 1 24 Самопознание и саморазвитие 1 25 Суд присяжных 1 26 Две стороны человека 1 27 Кто виноват? 1 28 Разные, но равные 1 29 Компромисс 1 30 Пузовязельские переговоры 1 31 «Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс» 1 32 «Мы - команда службы примирения!» «Позиция медиатора» 33 «Коммуникативные навыки медиатора» 1 34 Специальные навыки медиатора Взгляд в будущее 1 Всего 1 34 3.2 Методическое обеспечение внеурочной деятельности по программе «Медиация» 1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001 2. Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Издательский дом Московия, Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009 3. Библиотека общественного центра «Судебно-правовая реформа» http://www.sprc.ru/library.html. 4. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. / под ред. Л.М. Карнозовой. – М., 2001. 5. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. М.: Просвещение, 2011 6. Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. – М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. – 168 с. 7. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 8. Карманная книжка ведущего восстановительных программ. - М., 2004. 9. Конвенция о правах ребенка. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml 10. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно-наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. 11. Организация и проведение программ восстановительного правосудия. / под ред. Л.М. Карнозовой, Р.Р. Максудова. - М., 2006. 12. Поленова Т.П. Школа эффективного общения: коммуникативные техники, которые всегда работают. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 13. Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. 14. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2002 15. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006 16. Хромова С.А. Игровые уроки общения.М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007 17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. М., «Генезис», 20000. Т. 1 18. Указ президента Российской Федерации В.В. Путина о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml 3.3 Кадровое обеспечение Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий. 3.4 Материально-техническое обеспечение Для проведения занятий требуется помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным для проведения подвижных техник, стулья в помещении должны быть легко перемещаемыми, помещение не должно быть проходным и просматриваемым для посторонних. Оптимальным является вариант, если в помещении есть возможность сидеть и работать на полу. В помещении должна быть возможность крепить ватман к стенам или доске, а также возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование. Для большинства занятий необходимы такие материалы, как цветные карандаши, ручки, бумага, скотч, ножницы. Помещение должно быть оборудовано доской. 3.5. Форма представления результатов: аналитические справки, диагностические заключения; презентации (таблицы, графики, диаграммы), групповые, индивидуальные.