ВД Декаративно-прикладное искусство 5-6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры,
преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате
потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится
осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь
внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей.
Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей
привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня
выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному
искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение
к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное
на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно
влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно –
прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить
их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких
и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро
людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная
дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративноприкладного искусства.
Образовательный курс внеурочной деятельности детей актуален тем, что он широко и
многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного
изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе
собственной художественно-творческой активности.
Данный курс вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить
в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности.
Цель курса – формирование у учащихся художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности,
овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи курса
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения,
декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества.

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с
помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства,
технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,
дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Организация деятельности курса.
Данный курс «Декоративно - прикладное искусство» рассчитан на 2 года Курс
комплектуется из учащихся 5-6 классов. Количество детей в группе для освоения
программы 10- 15 человек.
Режим работы курса – 2 занятие в неделю по 40 минут.

Структура курса
Программа курса «Декоративно- прикладное искусство» основана на принципах
природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и
тесной связи с жизнью.
Курс предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть
периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и
технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Курс предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом,
а также их самостоятельной творческой деятельности.
В курс включены следующие разделы:
 Работа с бумагой










Ниточная страна
Остров ненужных вещей
Роспись по дереву
Лепка из солёного теста
Макетирование
Работа с природным материалом.
Творческий проект
Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей.
Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как
перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед
учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий
дети приучаются работать по плану:
Эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Курс ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных
решений, в выборе способов приготовления поделок.
Курсом предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а
также в нее включены участие в конкурсах –выставках районного, городского, областного,
всероссийского и международного уровня.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина,
аукцион, чаепитие;
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Условия реализации программы
Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете технологии (между сменами).

Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном
стенде.
Есть специальные подборки методического
художественные изобразительные материалы.

и

иллюстративного

материала,

Дидактический материал:
Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумаги и
природного материала. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения по данному курсу учащиеся должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при
обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства(лепка, роспись, резьба и.т.п.);
- о исконно русских народных промыслах;
- о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений
народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
- об особенностях лепных игрушек;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание
аппликации с вышивкой;
- о плетении из бумажных трубочек;
- о проектной деятельности.
В результате обучения прохождения данного курса уч-ся должны получитьумения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью
элементы растительного орнамента;
- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки,
применять разные формы лепки;
- работать в программе PowerPoint.
- Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих
путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не
нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то
должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться
окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на
каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им
почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным
способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей участие в районных и всероссийских конкурсах творчества, а также организация и
проведение конкурсов- выставок

Учебно-тематический план курса декоративно-прикладного искусства
1 год.
№ п\п
1.
2.
3.
4.

Перечень разделов,
тем
Введение. Вводный
инструктаж
«Сказочная страна»
Изготовление открыток
ко Дню Учителя
Изготовление коробочек
для карандашей

5.

Роспись по дереву
«Краски осени»

6.

«Новогодняя сказка»

7.

«Бумажный город»

Вид занятия,
исп. материал
Теория

Кол-во
часов темы
1

сентябрь

Практическое занятие
Природный материал
Практическое занятие
Картон, цв. бумага
Практическое занятие
(коробочки из под чая,
техника папье-маше)
Практическое занятие
Разделочная доска,
кисти, краски
Изготовление ёлочных
игрушек
Практическое занятие
-Плоскостные
композиции из бумаги

2

сентябрь

2

Сентябрь
октябрь
октябрь

2

Месяц

4

Октябрь
ноябрь

4

декабрь

4

Декабрь
Январь

- Узоры из бумажных
лент (квиллинг)

8.

«Ниточная страна»

9.

«Остров ненужных
вещей»

- Айрис-фолдинг
Игрушки-моталки
Аппликация из ниточной
крошки
Практическое занятие
- Картон-конструктор
- Изготовление макетов
самолётов и подводных
лодок;

2

4

февраль
март

10.

«Лебединое озеро»

11.

Лепка (пластилин)

12.

Творческий проект
«Подарок другу»
Итого: 34 часа.

Практическое занятие
Изготовление поделок из
яичной скорлупы
Дымковская игрушка,
филимоновская игрушка
Этапы проекта,
требования к проекту

2

апрель

3

апрель

4

май

Литература
1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение»,
Москва, 1996 г.
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение»,
Москва, 2005
6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков
7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва
8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО»
Москва, 2005
10. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.»ЭКСМО» Москва,2005
11. Пластелиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006
12.Журнал «Школа и производство»
13. Газета «Делаем сами»
14. Газета «Мастак»
15. Узоры из бумажных лент./ Пер.санг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.:
ил.
16. Роспись по дереву. – М.: Издательский Дом мсп, 2007. – 96 С.
17. Необычные сувениры и игрушки.Самоделки из природных материвлов. –М.6 Изд-во
ЭКСМО, 2005. – 64 С., ил.

Учебно-тематический план курса декоративно-прикладного искусства 2 год.
№ п\п

Перечень разделов, тем

Вид занятия

Кол-во
часов
темы

Месяц

1.
2.

3.
4.

Введение. Вводный
инструктаж
Модульное оригами
Изготовление открыток
ко Дню Учителя
Солёное тесто

5.

Роспись по дереву
«Краски осени»

6.

«Фабрика Деда Мороза»

7.

«Бумажные фантазии»

Теория

1

сентябрь

Практическое занятие
Изготовление поделок из
бумажных модулей
Практическое занятие
Картон, цв. бумага
Практическое занятие
Изготовление панно,
игрушек, муляжей
Практическое занятие
Разделочная доска,
кисти, краски
Изготовление
новогодних украшений
Практическое занятие
-Плоскостные
композиции из бумаги

2

сентябрь

2

Сентябрь
октябрь
октябрь

2

4

Октябрь
ноябрь

2

декабрь

6

декабрь

- Узоры из бумажных
лент (квиллинг)

8.

«Ниточная страна»

9.

«Остров ненужных
вещей»

10.

«Лебединое озеро»

11.

Лепка (пластилин)

12.

Творческий проект
«Подарок другу»

- Айрис-фолдинг
Аппликация из ниточной
крошки
Практическое занятие
- Изготовление
подставок под горячее из
бросового материала
- Изготовление макетов
самолётов и подводных
лодок;
Практическое занятие
Изготовление поделок из
яичной скорлупы
Дымковская игрушка,
филимоновская игрушка
Анализ допущенных
отклонений.
Демонстрация
проектного изделия.
Защита проекта

Итого:34 часа.

2

январь

4

февраль

2

март

2

апрель

3

май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».