ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы, человеческих возможностей, поощрение творческих способностей, в конечном счете, создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути. Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда. Основная педагогическая цель реализации - профессиональное самоопределение молодежи в условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям и развитие конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда. Программа «Твоя профессиональная карьера» рассчитана для 10-11 классов призвана обеспечить для учащейся молодежи жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственноэкономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения. Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей то каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни. Основная цель данной программы: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку и в частности предпринимательству. Задачи программы по подготовке учащихся определяются теми общими требованиями, которые предъявляет современное общество к молодым людям, вступающим на трудовой путь, и вытекают из поставленной цели: - создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества, - подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда; - развитие таких качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, стремление к разумному риску, честность и порядочность; - формирование профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью; - включение учащихся в реальные производственно-экономические отношения, познание ими основ менеджмента, маркетинга, предпринимательства; - воспитание культуры личности во все ее проявлениях, связанных с трудовой деятельности; - создание условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления. Данная программа модифицированная, разработана на основе программ: Технология. Трудовое обучение. 1-4 кл., 5-11 кл. /Под. ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко; Твоя профессиональная карьера 8-9 классы /Под ред. С.Н. Чистяковой. Программа курса «Твоя профессиональная карьера» предназначена для учащихся 10—11 классов включает изучение следующих разделов: «Профессиональное самоопределение» и «Основы предпринимательства». Продолжительность освоения программы 2 учебных года при одночасовой нагрузке в неделю. На первом году обучения изучаются разделы: «Профессиональное самоопределение» - 18 часов; «Основы предпринимательства» - 16 часов (34 часа учебных). На втором году обучения изучается раздел «Профессиональное самоопределение» 34 часа (6 часов из которых – творческий проект по курсу). Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая работа учащихся на занятии. Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения: - развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетноролевых и деловых игр), профессиональные пробы; - традиционные методы: беседа, лекция; - информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы; - наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок; - практическая, самостоятельная работа учащихся; - профконсультации. Практической, самостоятельной работе учащихся в процессе обучения уделяется 60-70 % всего учебного времени. В процессе обучения используются сведения из следующих дисциплин: экономика, география, черчение, технология 5-8 классы, математика, обществознание, ОБЖ, биология, психология. Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет. В 10-11 классах уровень проявления интереса к профессии выражается в обостренном внимании к профессиографическим и социально-экономическим проблемам труда, чтении специальной и научно-популярной литературы, выявлении квалификационных и творческих аспектов деятельности, здоровья, способностей и образования для получения избираемых профессий. Сформированность высшего уровня профессионального интереса дает основание говорить о наличии потребностей в конкретной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательного учреждения. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала. Эти подходы взяты за основу в содержании учебного раздела «Профессиональное самоопределение». В ходе преподавания школьники усваивают новые базовые понятия (образ «Я», алгоритм анализа профессий, характеристику профессиональной деятельности и др.), активно работают с методиками по самопознанию. Все это способствует тому, чтобы к моменту окончания школы большинство выпускников имели сформированные личные профессиональные планы. Также обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, адаптация к новым социально-экономическим условиям. Во всех сферах деятельности присутствуют элементы предпринимательства. В настоящее время все больше молодых людей хотят связать свою судьбу с предпринимательством как основной сферой деятельности, являющейся основой основ экономических систем большинства стран мира и нашей страны. Необходимость и возможность изучения основ предпринимательской деятельности в рамках образовательной области «Технология» подтверждается тем, что во многих странах первичные знания и умения учащихся о бизнесе формируются именно в рамках их трудовой и технологической подготовки. Раздел программы «Основы предпринимательства» дает представление об основных принципах рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и навыки их применения при реализации собственной продукции и услуг; знакомит с различными формами предприятий по производству товаров и услуг, с деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций; с порядком регистрации созданных предприятий, организаций, фирм. Таким образом, интегрированная программа призвана оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, подготовке их к трудовой деятельности, устройстве своей будущей карьеры. Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения. Тематический план программы включает в себя теоретическую и практическую части. Следовательно, учитель может применять контроль теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль может быть промежуточным и итоговым. Теоретические знания контролируются в форме письменной контрольной, устного опроса, итогового тестирования по пройденному материалу. Практические умения и навыки контролируются выполнением творческого проекта. Результативность Учащиеся полной средней школы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами получают общетехнологическую подготовку, овладевают общими способами организации практической деятельности. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования. По окончании изучения программы учащиеся защищают творческие проекты, являющиеся итоговой работой в конце каждого года обучения. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ - наглядные пособия (схемы, таблицы) по разделам тематического плана программы; - карточки индивидуальных заданий; - карточки контроля; - карточки – тесты; - образцы выполненных эскизов, дизайн рисунков, изделий; - образцы технологической документации; - образцы бизнес-планов; - плакаты, газеты, журналы; - дидактические материалы к разделу «Профессиональное самоопределение»; - банк проектов и коллекции изделий, предлагаемых для творческих проектов. 10 КЛАСС Задачи на учебный год: - ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; - ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации; - раскрыть сущность предпринимательства, его цели и задачи; - показать роль предпринимательства в экономической жизни общества; - сформировать знания и первоначальные умения, необходимые для предпринимательской деятельности; развить качества личности, способствующие осуществлению предпринимательской деятельности; - освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию; - сформировать экономическую культуру, экономическое мышление; - воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности; - ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности; - повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании; - воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность. Одна из важных задач –осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги. По окончании учебного года учащиеся должны Знать: - понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности; - понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; - цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования; - порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы, - чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск, - условия прибыльного производства; - роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей - кто может быть участником предпринимательской деятельности, - какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Уметь: - соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; - осуществлять самоанализ развития своей личности; - анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; - иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества; - выдвигать деловые идеи; - характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности; - изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС (34 ЧАСА) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Разделы, темы Профессиональное самоопределение – 18 часов Вводное занятие Профессиональная деятельность в жизни человека Внутренний мир человека, система представлений о себе и проблема выбора профессии «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») Социальные проблемы труда («надо») Человек в новых социально-экономических условиях Современный рынок труда и его требования к профессионалу Основы предпринимательства – 16 часов Предпринимательство в экономической структуре общества: сущность, цели, задачи Социально-психологический портрет профессионала Предприниматели – творцы бизнеса Участники предпринимательской деятельности Деловая игра «Прибыльное производство» Технология предпринимательства Предпринимательская идея Проектирование продукции Разработка технологического процесса Производственный план Себестоимость производства товаров и услуг Маркетинг в деятельности предпринимателя Менеджмент в деятельности предпринимателя Оценка предпринимательского риска Финансовая деятельность предпринимателя Самоокупаемость предприятия Стартовый капитал. Источники финансирования предпринимательства Проект «Мое собственное дело» Экскурсия на предприятие (завод) Итого Всего, включая выполнение проекта Всего часов Теория 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 34 1 1 16 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс (34 часа) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Содержание разделов, тем Вводное занятие Профессиональная деятельность в жизни человека Внутренний мир человека, система представлений о себе и проблема выбора профессии «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») Форма Форма проведе конт ния занятия роля Лекция, Инструктаж практика 1 Лекция, практика Устный опрос 1 1 Лекция, практика Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») Социальные проблемы труда («надо») 1 1 1 1 1 1 1 1 Лекция, практика Лекция, практика Лекция, практика Лекция, практика Человек в новых социально-экономических условиях Современный рынок труда и его требования к профессионалу 1 1 1 1 Предпринимательство в экономической структуре общества: сущность, цели, задачи Социально-психологический портрет профессионала Предприниматели – творцы бизнеса Участники предпринимательской деятельности 1 Лекция 1 Лекция, Устный, письменный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос, сочинение Устный, опрос Устный, письменный опрос Письменны й опрос Устный опрос, сочинение Устный опрос,письм енная практическа я Практическ ая работа Деловая игра «Прибыльное производство» 14 Технология предпринимательства Бизнес-план: назначение и структура Предпринимательская идея Проектирование продукции 16 Да та 1 13 15 Всего часов Тео Прак рия тика 1 Разработка технологического процесса Производственный план Лекция, практика Лекция, практика 1 Лекция, практика 1 Практика Лекция 1 Лекция, практика 1 1 Лекция, практика Устный опрос Практическ ая работа Инструктаж , практи ческая работа 17 Себестоимость производства товаров и услуг 1 Лекция, 18 Маркетинг в деятельности предпринимателя. Целевой маркетинг Маркетинг: разработка товара Цены товаров и услуг Сбыт и реклама товара 1 Лекция, 0,5 Лекция, 0,5 Лекция, 19 20 21 Менеджмент в деятельности предпринимателя 1 Лекция, 22 Оценка предпринимательского риска 1 Лекция, 23 0,5 Лекция, 24 Финансовая деятельность предпринимателя. Предприниматель и налоги Финансовый план: план доходов и расходов 0,5 Лекция, 25 Самоокупаемость предприятия 26 Стартовый капитал. Источники финансирования предпринимательства Проект «Мое собственное дело» Обоснование проекта 27 28 1 Итого Всего, включая выполнение проекта 18 34 Устный опрос Устный, письменный опрос Устный опрос Устный опрос Практическ ая работа Лекция, 1 Экскурсия на предприятие бытового обслуживания Лекция, практика Устный опрос, 1 Практика 1 Практика 16 Практическ ая работа над проектом Отчет об экскурсии ПРОГРАММА (10 класс) 1. Вводное занятие – 1 час. Вводный инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий. Профессиональная деятельность в жизни человека – 1 час. Сущность туда как вида человеческой деятельности. Элементы труда. Цель трудовой деятельности. Главная функция труда. Трудовой процесс. Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессий. 2. Внутренний мир человека, система представлений о себе и проблема выбора профессии – 2 часа. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности. Сущность концепции «Я». «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности. Диагностические процедуры. Методика «Кто я?». Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика определения уровня самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»»). 3. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 2 часа. «Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Правила выбора профессий. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план. Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий). Заполнение анкеты оптанта 4. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении – 2 часа. Потребности и мотивы как условия активности личности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Виды мотивов. Выявление ведущих мотивов деятельности. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере. Диагностические процедуры. Анкета мотивов выбора профессии; опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности; методика исследования ценностных ориентаций. 5. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 2 часа. Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Интересы: познавательные и профессиональные. Профессиональные намерения. Индивидуальные интересы. Диагностические процедуры. Карта интересов; Карта склонностей; Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), организаторских склонностей (КОС). Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы. 6. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 2 часа. Понятие профпригодности. Степени профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Специальные способности. Выявление и оценка уровня интеллектуального развития. Диагностические процедуры. Краткий отборочный тест (КОТ); тест Холланда. 7. Социальные проблемы труда («надо») — 2 часа. Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Цели труда и его результат. Характер труда. Культура труда. Процесс и условия труда. Предметы и средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?». Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. 8. Человек в новых социально-экономических условиях – 2 часа. Экономика: наука и хозяйство. Экономика как наука об ограниченных ресурсах и проблеме выбора. Структурная перестройка экономики. Экономическая среда. Рыночная и смешанная экономика. Экономические ресурсы: природные, производственные, трудовые. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции. Отрасли общественного производства и роль в экономике общества. Краткая характеристика ведущих отраслей производства. Перспективы изменения производства в связи с НТП и внедрением информационных технологий. Представление о внедрении рыночных отношений в различные отрасли народного хозяйства. Характеристика предприятий местного производства. Проблема охраны окружающей среды и пути ее решения с учетом местной производственной, социально-экономической ситуации. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция». 9. Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 2 часа. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок труда, его функции, структура. Механизм функционирования рынка труда. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Биржа труда и безработица. Социальные пособия. Понятие о трудовом контракте. Разнообразие и динамичность мира профессий. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП. Развивающие процедуры. Деловая игра «Рынок труда, или наем работника». Практическая работа. Письменная работа «Какой нам нужен рынок?», составление собственного резюме. 10. Предпринимательство в экономической структуре общества: сущность, цели, задачи – 1 час. Основные факторы экономического развития. Предпринимательство как один из факторов экономического развития. Предпринимательство как стиль деятельности. Предпринимательство как вид деятельности. Место и роль предпринимательства в рыночной экономике. История предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности. Производственное предпринимательство – основа стабильности и благосостояния государства. Основные сферы предпринимательской деятельности: производство товаров и услуг, торговля, финансы. 11. Социально-психологический портрет профессионала. Предприниматели – творцы бизнеса – 1 час. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социальнопрофессиональная мобильность. Психология принятия решений. Предприниматели – творцы бизнеса, организаторы и производители товаров и услуг. Основные черты предпринимательской личности. Экономический интерес предпринимателя и его роль в оптимальном использовании ограниченных ресурсов. Этический кодекс предпринимателя. Почему выгодно быть честным? Понятие об этике и принципах делового общения. Нравственные и деловые качества предпринимателя. Профиль предпринимателя. Стратегия предпринимательства. Диагностические процедуры: тесты «Способность идти на риск», «Можете ли вы быть предпринимателем? ». Практическая работа. Сочинение на тему: «Хочу ли я стать предпринимателем?»; заполнение таблиц «Мои рискованные дела», «Профиль предпринимателя ». Написание эссе (5—7с.) на тему «Портрет современного российского предпринимателя». 12. Участники предпринимательской деятельности – 1 час. Гражданский кодекс РФ — основной закон, регулирующий хозяйственную деятельность. Понятия «физическое» и «юридическое» лицо. Основные атрибуты юридического лица. Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации. Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив (артель). Физические и юридические лица. Основные атрибуты юридического лица. Основные документы деятельности предпринимателя. Понятие об уставе и учредительном договоре. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних. Практическая работа. Устав и учредительный договор, их разработка. Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое школьное предприятие». 13. Деловая игра «Прибыльное производство» - 1час. Практическая работа. Знакомство учащихся посредством организации предпринимательской деятельности с процессом производства и обмена продукции в условиях рыночной экономики. 14. Технология предпринимательства. Бизнес-план: назначение и структура – 1час. Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги. Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, опытно-конструкторские разработки, изготовление пробной партии, пробный выход на рынок, коммерческое освоение продукции. Бизнес-план, его ценность и назначение. Примерная структура бизнес-плана. Основные источники информации для составления бизнес-плана. Современные источники информации. Назначение титульного листа и требования к его оформлению. Практическая работа. Написать титульный лист для своего бизнес-плана 15. Предпринимательская идея. Проектирование продукции – 1 час. Важность и ценность хорошей идеи в предпринимательстве Методы выработки и источники новых идей. Соответствие идеи целям, возможностям, знаниям и умениям. Первоначальная оценка идеи. Основные характеристики любого изделия: назначение, функциональные свойства и качества, удобство пользования, внешний вид. Понятие о дизайне. Поиск путей и способов усовершенствования конструкции изделия с учетом требований потенциального потребителя. Основные правила выполнения эскизов и технического рисунка. Практическая работа. Первоначальная оценка идеи с помощью сетки принятия решений. Разработка конструкции изделия, выполнение его эскиза и технического рисунка. Составление спецификации. Подбор необходимых материалов для изготовления продукции. 16. Разработка технологического процесса. Производственный план – 1 час. Понятие о технологическом планировании. Типы производства. Основные правила, требования и последовательность составления технологической карты. Понятие о Единой системе технологической документации (ЕСГД). Производственный план. Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии производства. Разработка конструкторской и технологической документации. Производительность труда и пути ее повышения. Практическая работа. Разработка технологического плана и технологической карты на изготовление отдельных деталей и сборку изделия. Текущий инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Составление производственного плана для своего предприятия. 17. Себестоимость производства товаров и услуг – 1 час. Себестоимость продукции — важнейший показатель работы предприятия. Структура и методика расчета себестоимости производимой продукции. Основные пути снижения себестоимости производимой продукции Практическая работа. Расчеты по определению себестоимости продукции. Изготовление изделия. 18. Маркетинг в деятельности предпринимателя. Целевой маркетинг – 1 час. Понятие маркетинга. Этапы развития маркетинга. Целевой маркетинг. Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов рынка. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. Целевой маркетинг. Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов Практическая работа. Произвести сегментирование рынка применительно к своей продукции. Изготовление изделия. 19. Маркетинг: разработка товара. Цены товаров и услуг – 1час. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении (качество, свойства, упаковка, внешнее оформление), товар с подкреплением (продажа в кредит, гарантия, послепродажное обслуживание, установка и монтаж). Цена товара. Факторы, влияющие на выбор цены: себестоимость, цены конкурентов, качество, редкость, сезонность и др. Цены у производителей и у продавца. Соотношение цены и стоимости. Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен. Практическая работа. Разработать товар в трех уровнях. Назначить и обосновать цену своей продукции. Изготовление изделия. Развивающие процедуры. Деловая игра «Рыночная цена». 20. Сбыт и реклама товара – 1час. Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные каналы сбыта. Выбор оптимальных каналов сбыта. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Реклама. Основные цели рекламы. Каналы и способы распространения рекламы. Создание благоприятного образа предприятия. Имидж и фирменный стиль, элементы фирменного стиля. Практическая работа. Нарисовать схему продвижения товара от производителя до потребителя. Расчет бюджета на рекламу. Изготовление рекламы. 21. Менеджмент в деятельности предпринимателя – 1 час. Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Функции. Ресурсы предприятия. Внутренняя и внешняя среда. Коммуникации. Отличие менеджера от предпринимателя. Организационная структура предприятия и должностные инструкции. Трудовой коллектив, условия найма работников. Понятие о контракте. Основные правила работы с персоналом. Рабочий день и его использование. Понятие о производительности труда. Пути повышения индивидуальной и коллективной производительности труда. Понятие об оплате труда. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, договорная. Диагностические процедуры: тесты на предрасположенность к деятельности менеджера. Практическая работа. Разработать организационную структуру предприятия. Определить должностные оклады для управленческого персонала. Изготовление изделия. 22. Оценка предпринимательского риска – 1 час. Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них. Практическая работа. Выявить наиболее серьезные факторы, предприятию. Продумать мероприятия по устранению угроз. 23. Финансовая деятельность предпринимателя. Предприниматель и налоги – 1 час. угрожающие Понятие о финансовой деятельности. Прибыль как источник расширения производства, оплаты труда и риска предпринимателя. Кредит и его цена. Отношения с банками. Понятие о налогах. Их значение в развитии государства. Виды налогов. Льготы по налогообложению. Ответственность налогоплательщика. Декларация о доходах граждан. Налоговые льготы. 24. Финансовый план: план доходов и расходов – 1 час. Финансовый план: назначение и основные разделы. План доходов и расходов и методичка его составления. Выручка от продаж. Расходы предприятия: прямые и косвенные, постоянные и переменные. Практическая работа. Составление плана доходов и расходов. 25. Самоокупаемость предприятия – 1 час. Понятие о самоокупаемости. Точка самоокупаемости (формула и графическое изображение). Постоянные и переменные издержки. Практическая работа. Определение точки самоокупаемости и построение графика. 26. Стартовый капитал. Источники финансирования предпринимательства – 1час. Стартовый капитал: назначение и его составляющие. Внутренние и внешние источники финансирования предпринимательства. Конкуренция и роль государства в поддержке малого бизнеса. Практическая работа. Определение примерного размера стартового капитала для своего бизнеса. Указать основные источники получения финансовых средств, необходимых на начальном этапе. Письменная итоговая контрольная работа. 27. Проект «Мое собственное дело» Обоснование проекта – 1 час. Обоснование проблемы. Выявление конкретной потребности. Цели, задачи проекта. «Звездочка обдумывания» - исследование творческого процесса. 28. Презентация законченного творческого проекта – 1час. Каждая фирма осуществляет презентацию своего проекта: демонстрирует готовую продукцию, технико-технологическую документацию, бизнес-план, рекламные материалы. 34. Экскурсия на предприятие (завод «Искра») – 1 час. Отчет об экскурсии. 11 КЛАСС Задачи на учебный год: - ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; - повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании; - сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; - обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб. По окончании учебного года учащиеся должны Знать: - уровень развития своих профессиональных качеств; - понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности; - правила выбора профессии, карьеры; - значение правильного самоопределения для личности и общества; - требования к составлению личного профессионального плана; - понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; - понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; - значение творческого потенциала человека, карьеры; - возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств. Уметь: - соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; - составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; - осуществлять самоанализ развития своей личности; - пользовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; - проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями; - анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; - пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАСС (34 ЧАСА) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Разделы, темы Профессиональное самоопределение – 34 часа Вводное занятие Многообразие мира профессий Анализ профессий Здоровье и выбор профессии Свойства нервной системы в профессиональной деятельности Темперамент в профессиональном становлении личности Ведущие отношения личности и типы профессий Эмоциональные состояния личности Волевые качества личности Человек среди людей Профессиональные пробы Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда Неисчерпаемость человеческих ресурсов Пути получения профессии Моя профессиональная карьера Оценка способности школьника к выбору профессии Профконсультационные услуги Экскурсия. Участие в конференции «Сделай свой выбор» Проект «Моя профессиональная карьера» Итого Всего, включая выполнение проекта Всего часов Теория 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 4 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 4 14 34 Практика 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 4 20 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс № п/п Содержание разделов, тем Всего часов Тео Прак рия тика Да та Форма прове дения занятия Лекция практика Вводное занятие Многообразие мира профессий 1 2 Анализ профессий 1 3 Здоровье и выбор профессии 1 Лекция 4 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности 1 Лекция 5 Темперамент в профессиональном становлении личности 6 Ведущие отношения личности и типы профессий 7 Эмоциональные состояния личности 8 Волевые качества личности 9 1 1 1 1 Лекция практика Лекция практика Беседа 1 1 Лекция практика 1 1 Лекция практика Человек среди людей 1 1 Лекция практика 10 Профессиональные пробы Вводный, подготовительный этапы. 1 1 Лекция 11 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – человек» Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда Способность к запоминанию, способность быть внимательным Способность устанавливать связи между 16 17 0,5 0,5 0,5 0,5 Прак тика Лекция практика Лекция Форма конт роля Инструктаж Устный опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Устный опрос,инстр уктаж Практическ ая работа Устный опрос, практическа я работа Устный 18 понятиями. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности Способность оперировать пространственными представлениями практика Практи ка Практи ка опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Письменная работа Практическ ая работа Практи ческая письменная работа Устный опрос, практическа я работа Устный опрос, практическа я работа Практическ ая работа Отчет о конфе ренции Практическ ая работа Практическ ая работа Практи ка Практи ка Практическ ая работа Практичес кая работа Прак тика Готовый творческий проект, выставка 0,5 0,5 Лекция практика 0,5 0,5 Лекция практика 1 1 Лекция практика Лекция практика Лекция практика Лекция практика 20 Индивидуальные стили кодирования информации Индивидуальные стили переработки информации Неисчерпаемость человеческих ресурсов 21 Пути получения профессии 1 1 22 Моя профессиональная карьера 1 1 23 Личный профессиональный план 1 1 24 Оценка способности к выбору профессии 1 1 Лекция практика 25 Профконсультационные услуги 1 1 Лекция консульта ция 26 Профконсультационная игра «Карьера» 1 27 Экскурсия. Участие в конференции «Сделай свой выбор» 2 Практи ка Практи ка 28 Проект «Моя профессиональная карьера» Обоснование выбора темы проекта Профконсультация психолога в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей. Обоснование выбора специальности 1 Готовность к профессиональному самоопределению. Окончательное оформление проекта Оценка проекта Защита творческого проекта 1 19 29 30 33 34 Итого Всего, включая выполнение проекта 1 1 16 34 18 ПРОГРАММА (11класс) 1. Вводное занятие – 1 час. Вводный инструктаж по технике безопасности. Многообразие мира профессии – 1 час. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Практическая работа. Составление словаря профессий. 2. Анализ профессий – 2 часа. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Формула профессии. Способы классификации профессий. Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, условиям труда. Профессии типов «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек - знаковая система», «человек – художественный образ». Профессиограмма и психограмма. Профессиограммы наиболее распространенных профессий. Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию». Составление формул профессий. 3. Здоровье и выбор профессии – 1 час. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о неблагоприятных производственных факторах. Работоспособность. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Диагностические процедуры. Тест «Состояние здоровья и самочувствие» Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. 4. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 1 час. Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Лачинса. 5. Темперамент в профессиональном становлении личности — 1 час. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях. 6. Ведущие отношения личности и типы профессий — 1 час. Направленность личности. Качества личности, отражающие отношения человека к различным сторонам личности. Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Диагностические процедуры. «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности», «Люди или дело», тест «Какой у вас характер». 7. Эмоциональные состояния личности — 1час. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения». Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции. Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения. 8. Волевые качества личности — 1 час. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?», методика исследования волевой организации личности. Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли. 9. Человек среди людей — 2 часа. Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций. Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия», «Познай себя», тест Томаса. Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях); разрешение проблемных ситуаций, связанных с вопросами нравственности. Составление деловых запросов и ответов, подготовка выступления на заданную тему, организация переговоров и презентаций и др. 10. Профессиональные пробы. Вводный, подготовительный этапы – 1 час. Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Вводный, подготовительный этапы: заполнение ознакомительной анкеты, вступительная беседа. Диагностические процедуры. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ), ознакомительная анкета, контрольная анкета. Текущий инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. 11. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – человек» - 1 час. Практическая работа. Профориентационная игра «Контакт». 12. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Способность к запоминанию, способность быть внимательным – 1 час. 1. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти). Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино». 2. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба». 13. Способность устанавливать связи между понятиями; Способность изменять способы интеллектуальной деятельности – 1час. 1. Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей. Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации» («Аналогии»). Развивающие процедуры. Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета». 2. Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности. Диагностические процедуры. Методика «Числовые ряды», работа с текстом, имеющим противоречие. Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей». 14. Способность оперировать пространственными представлениями – 1 час. Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач. Диагностические процедуры. Методика «Сложение фигур», тест интеллектуального потенциала. Развивающие процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики» 15. Индивидуальные стили кодирования информации; Индивидуальные стили переработки информации – 1 час. 1. Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности. Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Метафоры», «Живые скульптуры», «На что похоже?», «Немой художник», «Перевоплощение». 2. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего. Диагностические процедуры. Методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры». 16. Неисчерпаемость человеческих ресурсов — 2 часа. Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания. Диагностические процедуры. Методика мотивации к успеху, «Шкала оценки потребности в достижении». Практическая работа. Составление индивидуальной программы самовоспитания. 17. Пути получения профессии — 2 часа. Профессиональная подготовка, ее уровни. Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях. Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста. Развивающие процедуры Анализ газетных объявлений, справочников. Получение информации из компьютерных сетей. Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию». 18. Моя профессиональная карьера — 1 час. Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная деятельность и карьера. Факторы, влияющие на профкарьеру. Профессиональное мастерство и творчество. Критерии профессиональной компетентности. Профессиональные намерения. Профессиональный гороскоп. Диагностические процедуры. Методика Худика «Изучение профессиональных намерений старшеклассников». Развивающие процедуры. Деловая игра «Биржа труда – рынок профессий» (1 этап). 19. Личный профессиональный план – 1час. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. Развивающие процедуры. Деловая игра «Биржа труда – рынок профессий» (2 этап). Практическая работа. Анализ личного профессионального плана. 20. Оценка способности школьников к выбору профессии — 2часа. Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося. Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии. 21. Профконсультационные услуги — 2 часа. Виды профконсультаций. Типы профконсультаций: психолого-педагогическая, медицинская, справочно-информационная. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации. Этапы профконсультации: первичная и углубленная. Консультационная работа: заполнение и анализ «Карты первичной профконсультации»; составление плана профконсультации. 22. Профконсультационная игра «Карьера» - 1 час. Практическая работа. Моделирование этапов начала профессиональной судьбы человека: поступление в профессиональное учебное заведение, обучение в нем и выпускные экзамены («Учеба»), деятельность по приобретенной специальности («Работа»). 23. Экскурсия. Участие в конференции «Сделай свой выбор» - 2 часа. Посещение выставки-презентации учебных заведений города. 24. Проект «Моя профессиональная карьера». Обоснование выбора темы проекта – 1 час. Значение выбора профессии в жизни человека и общества; актуальность темы; цель проекта; задачи проекта. План подготовки к профессиональной карьере. 25. Профконсультация психолога в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей – 1 час. Квалифицированная консультация в профессиональном самоопределении. 26. Готовность к профессиональному самоопределению. Окончательное оформление проекта – 1 час. Карта самоконтроля готовности к выбору профессии. 27. Оценка проекта. Защита творческого проекта – 1 час. Заключение по проекту «Моя профессиональная карьера». Защита проекта перед аудиторией. Основная литература I. Программы 1. Технология. Трудовое обучение. 1-4 кл., 5-11 кл. /Под. ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко - М.: Просвещение, 2002. 2. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы /Под ред. С.Н. Чистяковой – М.: Просвещение, 2003 II. Литература для учителя 1. Арефьев И.П.Методические разработки занятий по разделу «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение» // Школа и производство 1998, №1 с. 94. 2. Бударина А.В. и др. Основы предпринимательской деятельности: Кн. для учителя / А.В. Бударина, И.Б. Соловьева, А.Ф. Степина. – М.: Просвещение, 1998. 3. Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. Трудовое обучение. – М.: Педагогическое Общество России, 2002. 4. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. 5. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2002 6. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. Для учителя / С.Н. Чистякова, И.А. Умовская и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997. 7. Мир профессий: в 6 т. – М.: Молодая гвардия, 1985 – 1989. 8. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: БГПИ, НМЦ «Технология», 2000 9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии /Под ред.В.М. Казакевич. – М.: Дрофа, 2000 10. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии /Под ред.В.М. Казакевич. – М.: Дрофа, 2002. 11. Преображенская Е.В. Основы предпринимательства. Домашняя экономика. Методические рекомендации к проведению практических занятий. – Саратов: Лицей, 2002. 12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: «Питер», 2000. 13. Сборник нормативно-методических материалов по технологии /Авт.-сост. Марченко А.В., Сасова И.А. и др. – М.: Вентана – Граф, 2002 14. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии (Материалы для специалиста образовательного учреждения). - СПб.: КАРО, 2003 15. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации. Книга для учителя. / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток и др. - М.: Просвещение,1986. 16. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. – Киев, 1992. Дополнительная литература 1. Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» //Школа и производство. 2001 №2 с. 76, №3 с. 77. 2. Коломенский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение,1996. 3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Вита-Пресс, 1994. 4. Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Основы экономики: Учебное пособие по курсу «Введение в обществознание» для 10 —11 классов. - М.: Просвещение,1994. 5. Махаева О.А. , Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива»,2002. 6. Мунтян А.В. Основы экономики и бизнеса. Программа курса. – Ижевск: ВКУиП, 1993. 7. Назимов И. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим // Школа и производство. 1997. № 1. С.89. 8. Организация содержания трудовой и профессиональной подготовки старшеклассников на современном этапе. – М.: АПО, 1996. 9. Основы производства. Выбор профессии. В2 ч. Ч. 2. Выбор профессии / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. – М.: Просвещение,1987 10. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко и др.; Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. 11. Райзберг Б.А. Экономика (начальный курс): региональный учебник для школ, лицеев и гимназий. – М.: АЗЪ, 1994 12. Ретивых М.В. Творческий проект «Моя профессиональная карьера» //Школа и производство 1999 №6 с. 28, 2003 №3 с. 24. 13. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. – М.: АПО, 1996. 14. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры. Учебник для учащихся 10-11 кл. – М.: Вентана-Граф,2000 15. Трегубова И.В. Помогаем выпускникам открыть свое дело. //Школа и производство. 1997. №1.С. 85. 16. Целевая программа «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сочинской школы на 2001-2002 гг.» /Сост. А.Ф. Мазник, Г.Н. Горобцова. – Сочи, 2002. 17. Чистякова С.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения //Школа и производство 2002г. №2 с. 75. 18. Эксперимент: Новое содержание общего образования: Примерные программы основного общего образования: Технология /Сост. А.А. Карачаев, В.М. Казакевич и др. – М.: Просвещение, 2003. Литература для учащихся. 1. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.: Просвещение, 1991. 2. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. - М.: Дрофа, 2000 3. Мир профессий: в 6 т. – М.: Молодая гвардия, 1985 – 1989. 4. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старших классов средней школы. – М.: Просвещение,1991. 5. Преображенская Е.В. Основы предпринимательства: Тетрадь с печатной основой. Саратов: Лицей, 2002. 6. Симоненко В.Д. Технология – 9. Учебник для 9 кл. – М.: Вентана – Граф, 2002 7. Симоненко В.Д. Технология – 10. Учебник для 10 кл. – М.: Вентана – Граф, 2002 8. Симоненко В.Д. Технология – 11. Учебник для 11 кл. – М.: Вентана – Граф, 2002 9. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11кл. ОУ / М.С. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Черняковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003.