ВД МЕДИАЦИЯ 8-10

1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа курса «Медиация» направлена на подготовку учащихся подросткового
возраста к деятельности в школьной службе медиации,
относится к
общеобразовательным общеразвивающим программам социально-психологической
направленности и способствует повышению социальной адаптации и готовности
подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития
коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, и расширению
«социальной практики» в решении конфликтных ситуаций.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Медиация» разработана на основе:
1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от
29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577).
3. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №
10.
4. Программы внеурочной деятельности основного общего образования МАОУ СОШ №
10.
5. Плана внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 10.
6. Авторской программы педагога – психолога МАОУ СОШ № 10 Мартыновой Елены
Ильиничны
2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система работы
по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений среди
несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между участниками учебновоспитательного процесса. На этом фоне нарастает взаимное недоверие школьной
администрации, преподавательского корпуса, учащихся и их родителей. Растет недоверие
к общественным институтам. Все чаще в образовательных учреждениях встречаются
проявления агрессии и насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и
результатах учебно-воспитательного процесса в целом, но, в первую очередь, на качестве
жизни его участников.
1 июня 2012 года вышел Указ президента Российской Федерации В.В. Путина о
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в «целях
формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской
Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка». В данном документе среди
«мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия», есть и такие, как
«развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в
образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков,
улучшение отношений в образовательном учреждении».
Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в
образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с
помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать

активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они
также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими,
чувствовать чужую боль. В связи с этим возникает необходимость в подготовке
участников службы школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода
среди учащихся и педагогов образовательной организации. Настоящая дополнительная
общеобразовательная
программа
имеет
высокую
степень
педагогической
целесообразности.
Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников позволяют
каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и
продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим. Но для этого
необходимо целенаправленно обучить учащихся проведению восстановительных
программ, таких как медиация и Круги сообществ.
Таким
образом,
цель
программы
заключается
в
следующем:
практикоориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников
(медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками
образовательного процесса по средствам восстановительной медиации.
Новизна данной программы заключается в том, что мы непросто готовим ведущих
для восстановительных программ, мы готовим команду, способную работать совместно и
эффективно. Особое внимание уделяется формированию мотивации к работе в Школьной
службе медиации, принятию ценностного аспекта восстановительных технологий,
формированию активной жизненной позиции. Одной из новых методов работы в
программе является использование медиатехнологий - психологической работы с
видеоматериалами.
3. Цели и задачи программы
Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка
команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста (медиаторы –
ровесники) и педагогов (медиаторы-педагоги) образовательной организации.
На пути достижения указанной цели реализуются следующие задачи:
1. Сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе
разрешения конфликтов;
2. Создать условия для освоения учащимися позиции медиатора;
3. Сформировать команду школьных медиаторов из числа учащихся и педагогов
школы;
4. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода
в разрешении конфликтов;
5. Развить у медиаторов – ровесников и медиаторов-педагогов навыки
коммуникативной компетентности, рефлективных навыков ведения переговоров;
необходимых для работы медиатора;
6. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями,
отработать роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон
конфликта;
7. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных
встреч со сторонами конфликта;
8. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды школьных
медиаторов.
4. Отличительные особенности программы
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, «Примерными
программами дополнительного образования», «Планируемыми результатами начального

общего образования» и в соответствии с ОП ООО школы занятия в рамках программы
«Медиация» проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и
ролевые игры участники овладевают навыками эффективного и бесконфликтного
общения, развивают навыки эффективного слушания, формируют активную позитивную
жизненную позицию, отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и
принципами восстановительного подхода в медиации. На занятиях у участников есть
возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а
также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Данная программа, прежде всего, обусловлена возрастными особенностями
подростков: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью,
инициативностью и призвана помочь адаптироваться в школьном мире, проявить свою
индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру,
способностям без конфликтного общения.

5. Целевая аудитория, на которую направленна данная программа
Участниками программы являются учащиеся 8-10 классов и педагоги школы
(представители младшего, основного и старшего звена школы), заинтересованные в
обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации
конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.
Группа открытая: участвуют дети из разных классов, прошедшие специальный
отбор на основе наблюдения, анкетирования, личного интервью. Программа
ориентирована на детей и взрослых, стремящихся к познанию способов решения
конфликтов в школе и в семье.
6. Сроки реализации программы
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность
программы 34 недели –34ч. Реализация программы «Медиация» осуществляется в
несколько этапов.
Первый этап - подготовительный:
- формирование списка школьных медиаторов;
- проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их
родителями.
Второй этап – организационно-практический:
- проведение занятий по формированию навыков коммуникативной
компетентности и освоению принципов и ценностей восстановительного подхода в
разрешении конфликтов;
- практическая отработка навыков медиатора и способов работы с конфликтными
ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных встречах.
Третий этап - аналитический:
- анализ и оценка реализации программы;
- сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами,
- анализ и описание новых форм работы с подростками и педагогами, применяемых
технологий и полученных результатов.
7. Форма и режим занятий
Для реализации программы «Медиация» при проведении занятий по темам
используются разнообразные методы, формы и приемы работы, направленные на развитие

у учащихся навыков посредничества в разрешении разногласий между людьми, а также
социальной мобильности, гибкости и уверенности в себе:
Занятия содержат интерактивные методы:
- творческие задания;
- игровые элементы;
- мозговой штурм;
- интерактивные лекции (использование видеоматериала).
А также:
- ролевые игры;
- проектирование;
- психогимнастические упражнения;
- групповую дискуссию.
Информационно-практические методы:
 Уроки-лекции;
 Уроки-беседы;
 Дискуссии;
 Семинары-практикумы;
 Практические и тренинговые занятия, ролевые игры;
 Обучение через опыт и сотрудничество;
 Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;
 Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;
 Анализ статей научно-популярной литературы;
 Систематическое повторение ранее изученного материала;
 Проверка и самопроверка знаний.
В процессе обучения используются различные дидактические материалы:
презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.
Принципы проведения занятий:
добровольность;
активность;
партнерское взаимодействие;
конфиденциальность.
Занятия состоят из трёх этапов, и проходят в форме дискуссии, мини-лекции,
тренинговых упражнений, игр-активаторов:
1 этап - ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками медиации;
2 этап - создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме
ролевых игр;
3 этап - игры для сплочения коллектива.
Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся и педагогов форме
знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий
эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.
8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В ходе подготовки по программе «Медиация» участники смогут:
- сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики
конфликтов;
- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- самореализоваться в социально-значимой деятельности;
- освоить навыки работы в команде;
- научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать
конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную

деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов
восстановительной медиации;
- принять ценности восстановительного подхода;
- повысить коммуникативную культуру.
Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и
задач, которое может быть оценено:
1.
на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;
2.
на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки
школьных медиаторов;
3.
на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных
материалов.
Для оценки эффективности проведения программы используется методика К.
Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность
личности к конфликтному поведению.
Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень
конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет содействовать
устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит
школьную среду.
Результаты освоения общеобразовательной программы
«Медиация»
Личностные
Предметные
Метапредметные
- ориентация в системе
К концу обучения курса
Регулятивные УУД:
моральных норм;
учащиеся получат
- овладевать навыками
- доброжелательное
возможность знать:
самоконтроля в общении со
отношение к окружающим,
- основные понятия и
сверстниками и взрослыми;
нетерпимость к любым
принципы восстановительного - учиться осознавать свои
насилия;
подхода в медиации;
трудности и стремиться к их
- позитивная моральная
- алгоритм проведения
преодолению;
самооценка;
восстановительной медиации;
- строить речевое
- умение вести диалог на
- виды и специфику
высказывание в устной форме;
основе равноправных
конфликтов;
- учиться прогнозировать
отношений и взаимного
- способы эффективного
последствия своих поступков;
уважения и принятия;
общения;
- осознавать свои телесные
- потребность в
- основные понятия в
ощущения, связанные с
самовыражении и
конфликтологии;
напряжением и расслаблением;
самореализации, социальном
- способы конструктивного
- учиться делать осознанный
признании.
решения конфликтов;
выбор в сложных ситуациях;
- основные способы
- осознавать свою долю
психологического
ответственности за всё, что с
взаимодействия между
ним происходит;
людьми;
- реалистично строить свои
- приемы повышения
взаимоотношения друг с
собственной самооценки;
другом и взрослыми;
- приемы активного слушания. -планировать цели и пути
самоизменения с помощью
взрослого;
- соотносить результат с целью
и оценивать его.
Обучающийся получит
К концу обучения курса
Познавательные УУД:
учащиеся получат
- уметь распознавать и
возможность для
формирования:
возможность уметь:
описывать свои чувства и
- умения конструктивно
- работать в группе, в
чувства других людей с
разрешать конфликты.
коллективе.
помощью педагога;

- адекватной позитивной
самооценки и Я - концепции;
- эмпатии как осознанного
понимания и сопереживания
чувствам других,
выражающейся в поступках,
направленных на помощь и
обеспечение благополучия.

- дифференцировать случаи,
подходящие для медиации;
- анализировать конфликтные
ситуации;
- устанавливать стили
разрешения конфликтов;
- проводить программы
примирения;
- моделировать и
рефлексировать собственную
деятельность в качестве
медиатора, опираясь на
соблюдение принципов и
стандартов восстановительной
медиации;
- оформлять документы по
состоявшему сеансу медиации.

К концу обучения курса
учащиеся получат
возможность применять:
- полученные знания для
адекватного осознания причин
возникающих проблем и путей
их решения;
- полученный опыт для
самореализации и
самовыражения в разных видах
деятельности;
- через игровые роли и
сказочные образы и осознавать
собственные трудности, их
причины и находить пути их
преодоления.

- учиться исследовать свои
качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить
логические умозаключения с
помощью педагога;
- учиться наблюдать,
моделировать ситуацию с
помощью педагога;
- делать выводы в результате
совместной работы в группе;
- моделировать различные
жизненные и учебные
ситуации;
- усваивать разные способы
запоминания информации;
- планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей;
- учиться наблюдать и
осознавать происходящие в
самом себе изменения;
- оценивать правильность
выполнения действий и
корректировать при
необходимости;
- учиться моделировать новый
образ на основе личного
жизненного опыта;
- адекватно воспринимать
оценку педагога.
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и
открыто говорить о своих
чувствах;
- учиться работать в паре и в
группе;
- выполнять различные роли;
- слушать и понимать речь
других ребят;
- осознавать особенности
позиции ученика и учиться
вести себя в соответствии с
этой позицией.
- учиться позитивно, проявлять
себя в общении;
- учиться договариваться и
приходить к общему решению;
- учиться понимать эмоции и
поступки других людей;
- овладевать способами
конструктивного разрешения
конфликтов;
- ориентироваться на позицию
партнёра в общении и
взаимодействии;
- учиться контролировать свою
речь и поступки;
- учиться толерантному

отношению к другому мнению;
- учиться самостоятельно
решать проблемы в общении;
- осознавать необходимость
признания и уважения прав
других людей;
- формулировать своё
собственное мнение и
позицию;
- учиться грамотно, задавать
вопросы и участвовать в
диалоге.

9. Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов по результатам программы «Медиация» будет осуществляться в
форме анализа анкет и письменных работ участников (особенности личности,
мотивационная сфера, межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера).
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание программы «Медиация»
Занятие 1. Вводное занятие. Наши занятия: что и как?
Занятие 2. Круг ценностей
Занятие 3. Что такое медиация? Медиация конфликтов: как это делается?
Занятие 4. Что такое эффективная коммуникация?
Занятие 5. Как правильно слушать собеседника?
Занятие 6. Что такое бесконфликтный стиль общения?
В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»?
Занятие 7. Как организовать подготовительный этап медиации?
Занятие 8. Как провести основной этап медиации?
Занятие 9. Как закончить медиацию?
Занятие 10. Возникли проблемы: что делать?
Занятие 11. Каким должен быть «настоящий медиатор»?
Занятие 12. Зачем люди становятся медиаторами?
Занятие 13. Откуда медиатору взять столько сил и терпения?
Занятие 14. Чему мы научились?
Занятие 15. Какие мы медиаторы? Самомедиация.
Занятие 16. Понятие конфликта
Занятие 17. Виды конфликта
Занятие 18. Неуверенный – уверенный - самоуверенный
Занятие 19. Лидер и его качества
Занятие 20. Эффективное разрешение конфликта
Занятие 21. Терпимость в общении
Занятие 22. Я и другой (принятие своего мнения и мнения других)
Занятие 23. Неведомые миры
Занятие 24. Самопознание и саморазвитие
Занятие 25. Суд присяжных
Занятие 26. Две стороны человека
Занятие 27. Кто виноват?
Занятие 28. Разные, но равные
Занятие 29. Компромисс

Занятие 30. Пузовязельские переговоры
Занятие 31. «Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс»
Занятие 32. Мы - команда службы примирения!«Позиция медиатора»
Занятие 33. «Коммуникативные навыки медиатора»
Занятие 34. Специальные навыки медиатора.Взгляд в будущее.
3. Организационный раздел
3.1 Учебно-тематический план внеурочной деятельности по программе
«Медиация»
№

Название темы

Количество
часов

1

Вводное занятие. «Наши занятия: что и как?»

1

2

«Круг ценностей»

1

3

Что такое медиация?
Медиация конфликтов: как это делается?

1

4

Что такое эффективная коммуникация?

1

5

Как правильно слушать собеседника?

1

6

Что такое бесконфликтный стиль общения?
В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»?

1

7

Как организовать подготовительный этап медиации?

1

8

Как провести основной этап медиации?

1

9

Как закончить медиацию?

1

10

Возникли проблемы: что делать?

1

11

Каким должен быть «настоящий медиатор»?

1

12

Зачем люди становятся медиаторами?

1

13

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

1

14

Чему мы научились?

1

15

Какие мы медиаторы? Самомедиация.

1

16 Понятие конфликта

1

17 Виды конфликта

1

18 Неуверенный – уверенный - самоуверенный

1

19 Лидер и его качества

1

20 Эффективное разрешение конфликта

1

21 Терпимость в общении

1

22 Я и другой (принятие своего мнения и мнения других)

1

23 Неведомые миры

1

24 Самопознание и саморазвитие

1

25 Суд присяжных

1

26 Две стороны человека

1

27 Кто виноват?

1

28 Разные, но равные

1

29 Компромисс

1

30 Пузовязельские переговоры

1

31 «Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс»

1

32 «Мы - команда службы примирения!»
«Позиция медиатора»
33 «Коммуникативные навыки медиатора»

1

34 Специальные навыки медиатора
Взгляд в будущее

1

Всего

1

34

3.2 Методическое обеспечение внеурочной деятельности по программе «Медиация»
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.
М., 2001
2. Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Издательский дом Московия,
Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009
3. Библиотека
общественного
центра
«Судебно-правовая
реформа»
http://www.sprc.ru/library.html.
4. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. /
под ред. Л.М. Карнозовой. – М., 2001.
5. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение.
М.: Просвещение, 2011
6. Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория,
исследования,
методики. /Под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. – М.: Благотворительный
фонд «Просвещение», 2011. – 168 с.
7. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2009
8. Карманная книжка ведущего восстановительных программ. - М., 2004.
9. Конвенция о правах ребенка.
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
10. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: практическое руководство для
специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и
уголовно-наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. М.:
Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011.
11. Организация и проведение программ восстановительного правосудия. / под ред.
Л.М. Карнозовой, Р.Р. Максудова. - М., 2006.
12. Поленова Т.П. Школа эффективного общения: коммуникативные техники,
которые всегда работают. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
13. Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены
Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. М.: МОО Центр
«Судебно-правовая реформа», 2009.

14. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности
дошкольников и младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2002
15. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии. М.: Издательство Московского
психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006
16. Хромова С.А. Игровые уроки общения.М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО
Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007
17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
практическое пособие. М., «Генезис», 20000. Т. 1
18. Указ президента Российской Федерации В.В. Путина о Национальной стратегии
действий
в
интересах
детей
на
2012
–
2017
годы.
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
3.3 Кадровое обеспечение
Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами
медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации
конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного
слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического
пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для
осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с
ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп,
моделирует эффективное выполнение заданий.
3.4 Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий требуется помещение, в котором достаточно места для
того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Помещение
для занятий должно быть достаточно просторным для проведения подвижных техник,
стулья в помещении должны быть легко перемещаемыми, помещение не должно быть
проходным и просматриваемым для посторонних. Оптимальным является вариант, если в
помещении есть возможность сидеть и работать на полу. В помещении должна быть
возможность крепить ватман к стенам или доске, а также возможность использовать
аудио-, видео- и мультимедийное оборудование. Для большинства занятий необходимы
такие материалы, как цветные карандаши, ручки, бумага, скотч, ножницы. Помещение
должно быть оборудовано доской.
3.5. Форма представления результатов:




аналитические справки,
диагностические заключения;
презентации (таблицы, графики, диаграммы), групповые, индивидуальные.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».