Пояснительная записка
Рабочая программа «Физическая культура» составлена на основе Федерального
Государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17
декабря 2010 г., № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. № 1644);
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015); примерной
образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол от 08.04.15. №
1/5); на основе примерной программы и авторской программы «Комплексная программа
физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение,
2016).
Цель учебного предмета:
- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебная деятельность
направлена на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в
бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических
качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.
На уроках физической культуры в 5 – 7 классе решаются основные задачи,
стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью
урочных занятий в этих классах является углубленное обучение базовым двигательным
действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика,
спортивные игры, элементы единоборств, лыжная подготовка). Углубляются знания о
личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы
организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и
нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся получают
представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового
образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время
изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных
видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и
оказания первой помощи при травмах.
Одной из главных задач уроков является обеспечение дальнейшего всестороннего
развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения
двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование
движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых,
временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростносиловых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание
этих способностей.
Задачи:
Содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков
правильной осанки, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни
и привычки соблюдения личной гигиены;
Обучение основам базовых видов двигательных действий;
Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
Выработку представлений о физической культуре личности и приемов
самоконтроля;
Углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и
инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание
первой помощи при травмах;
Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
избранными видами спорта в свободное время;
Выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира
отделения, капитана команды, судьи;
Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
Воспитание
инициативности,
самостоятельности,
взаимопомощи,
дисциплинированности, чувства ответственности;
Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической
саморегуляции.
Уроки физической культуры - это основная форма организации учебной
деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При
воспитании нравственных и волевых качеств важно учитывать возрастные
особенности личности подростка.
Основные принципы реализации программы совпадают с принципами, обозначенными в
образовательной программе школы:
гуманитаризация процесса образования;
демократизация деятельности;
научность и интегративность в организации обучения;
вариативность, индивидуализация и дифференциация в
образовании;
преемственность и систематичность в содержании программы;
соответствие образовательных потребностям школьников;
информатизация образовательного процесса;
продвигающего мотивированного обучения;
взаимодействия субъектов образования.
В тоже время, ориентируясь на решение задач образования школьников, учебный
предмет «Физическая культура» в своем предметном содержании направлен на
реализацию принципов:
- вариативности (планирование учебного материала в соответствии с
половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью
учебного процесса, региональными климатическими условиями)
- достаточности и сообразности (распределение учебного материала в
конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей
формирования познавательной и предметной активности учащихся);
- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого
к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в
т.ч. и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих на формирование
целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях
физическими упражнениями.
Уроки физической культуры – это основная форма организации учебной
деятельности обучающихся в процессе освоения ими содержания предмета.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою
деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на
физическое и духовное совершенствование личности, формирование у обучающихся
потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями,
воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений,
приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого
применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня
физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных
знаний.
При проведении уроков используются следующие формы и методы организации
учебного процесса и их сочетание:
Типы уроков: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с
образовательно-обучающей направленностью, уроки с образовательно-тренировочной
направленностью.
Виды урока: вводные, уроки ознакомления с новым материалом,
совершенствования с выполнением пройденного материала, комбинированные, учётные,
бинарные, игровые.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, поточная, посменная,
групповая, индивидуальная деятельность.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, стимулирования и
мотивации, контроля и самоконтроля.
Технологии: преемственности, группового и коллективного взаимодействия
(обучение в малых группах, игровые ситуации); личностно – ориентированного обучения
(учёт
индивидуальных
потребностей, гуманно-личностный подход к ребёнку);
проблемное обучение (изучение литературы по вопросам сохранения и укрепления
здоровья, разработка рекомендаций, памяток); создание ситуации успеха (постоянно
поддерживать веру учащихся в успех, в их возможности); компьютерные
(информационные) технологии.
Оценка эффективности педагогической деятельности осуществляется методами:
- входного контроля – для определения уровня физической подготовленности
учащихся, в виде контрольных тестов;
- текущего контроля – для определения уровня развития конкретных физических
качеств и навыков и корректировки используемых методов и средств обучения, в виде
сдачи контрольных нормативов; для определения уровня знаний и умений по разделам
программы: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности», в
виде тестовых заданий, защиты рефератов, проектов, презентаций по заданным темам;
- промежуточного контроля, оценка за четверть и за год выставляется по итогам
сдачи всех нормативов, а так же учитывается уровень теоретических знаний и
практических умений.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5 – 7 классах производится на
общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень
соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками,
умение осуществлять физкультурно-оздоровительную
и спортивную деятельность,
выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков,
следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать
учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна
стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание
улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен
в большей мере ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его
двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию,
углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Оценка физкультурных знаний
Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту,
аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания
применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими
упражнениями в личном опыте.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует
глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из
практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и
незначительные ошибки.
Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая
последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения
использовать знания в своем опыте.
Оценка техники владения двигательными действиями (умениями, навыками)
Оценка «5» – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом),
точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко
и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» – двигательное действие выполнено в основном правильно, но
допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или
напряженному выполнению.
Оценка умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка «5» – обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс
упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или
комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом
обучающийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и
применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и
оценить его.
Оценка «4» – имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении
самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оценка «3» – обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации
упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или
включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает
затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход
и итоги выполнения задания.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы
баллов, полученных обучающимся за все её составляющие. При этом преимущественное
значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную,
физкультурно-оздоровительную деятельность.
Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной
медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов
двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию
здоровья.
Обучающиеся специальной медицинской группы оцениваются по уровню
овладения ими раздела «Основы знаний», умений осуществлять физкультурнооздоровительную деятельность и выполнения доступных для них двигательных действий.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная
(физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с
совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной
деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия
своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой
двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по
трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое
совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы
деятельности (операциональный компонент деятельности).
В рабочей программе для основного общего образования двигательная
деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями:
физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность.
Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания,
физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность»
характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание
представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных
занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного
отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной
деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах
организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются
представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и
оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором
разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются
комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно
содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем
дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры,
адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или
хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной
деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению
оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и
регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность»
соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется
направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и
двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивнооздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и
Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной
тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются
представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации.
Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью»,
приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта,
имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный
интерес у учащихся. Отличительными особенностями этого раздела является то, что по
решению Совета школы, учащимся может быть предложено углубленное освоение одного
из видов спорта с соответствующим увеличением объема часов (до 25%) на его освоение.
При этом предусматривается, что увеличение часов осуществляется за счет уменьшения
их по другим разделам и темам раздела «Спортивно-оздоровительная деятельность». В
третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются
способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении
самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Органической частью предмета «Физическая культура» является Всероссийский
физкультурно-спортивный комплекс ГТО, который предусматривает общую оценку
уровня физической подготовленности школьников на основании результатов выполнения
установленных нормативов с последующим награждением знаками отличия Комплекса.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 7 класс из расчета 3 часа в неделю, 102
часа в год. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был
введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.
Третий час учебного предмета «Физическая культура» использован для увеличения
двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение
современных систем физического воспитания.
Отличительной особенностью по сравнению с примерной программой является
изменение количества часов на изучение отдельных тем и добавление разделов
программы.
Примечание: В связи с погодными условиями занятия по лыжной подготовке
могут заменяться
подвижными и спортивными играми. В связи с большой
загруженностью спортивного зала возможны изменения в последовательности проведения
занятий.
Требования к результатам освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы
основного
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 – 7 классов направлена на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по
физической культуре.
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части
наследия народов России и человечества;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и дорогах.
В области познавательной культуры:
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний,
травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими
упражнениями;
В области нравственной культуры:
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и
взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и
соревнований.
В области трудовой культуры:
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных,
физических нагрузок, отдыха;
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в
процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
Формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво,
непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной,
игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба,
бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся
внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной
функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а
также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты
Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками.
В области познавательной культуры:
Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании
целостной личности человека;
Понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации
человека.
В области нравственной культуры:
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья;
Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и
соперникам;
Ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности
и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной
деятельности.
В области трудовой культуры:
Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий.
В области эстетической культуры:
Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения
жизненно важными двигательными умениями и навыками.
В области коммуникативной культуры:
Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме.
В области физической культуры:
Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их
использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования
результаты изучения предмета «Физическая культура» должны отражать:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных
качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении
индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по
истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение
умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для
самостоятельных
систематических
занятий
с
различной
функциональной
направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и
лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма,
планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики
травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких
травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении
занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и
физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой
развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и
определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством
использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять
индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее
воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями
с разной целевой ориентацией;
5)
формирование
умений
выполнять
комплексы
общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные
способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из
базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений,
ориентированных на развитие основных
физических
качеств,
повышение
функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к
выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к
труду и обороне" (ГТО).
В области познавательной культуры:
Знание по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном
их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами.
В области нравственной культуры:
Способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по
команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности,
соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
Способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания
по технической и физической подготовке.
В области эстетической культуры:
Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических
упражнений по формированию телосложения и правильной осанки.
В области коммуникативной культуры:
Способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело
применяя соответствующие понятия и термины.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в
зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению новых
двигательных действий и развитию основных физических способностей,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
для слепых и слабовидящих обучающихся:
формирование приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе
формирования трудовых действий;
формирование представлений о современных бытовых тифлотехнических
средствах, приборах и их применении в повседневной жизни;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний,
связанных с учебной и производственной деятельностью, с учетом двигательных,
речедвигательных и сенсорных нарушений у обучающихся с нарушением опорнодвигательного аппарата;
владение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей
здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и
физических качеств;
владение доступными физическими упражнениями разной функциональной
направленности, использование их в режиме учебной и производственной
деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой
работоспособности;
владение доступными техническими приёмами и двигательными действиями
базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной
деятельности;
умение ориентироваться с помощью сохранных анализаторов и безопасно
передвигаться в пространстве с использованием при самостоятельном
передвижении ортопедических приспособлений.
Выпускник научится:
-рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять
исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее
организации в современном обществе;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической
подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных
привычек;
- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в
процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками,
излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических
упражнений, развития физических качеств;
-разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими
упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально
планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест
занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и
погодных условий; руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и
ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать
занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для
организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья,
повышения уровня физических кондиций;
-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и
корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом
функциональных
особенностей
и
возможностей
собственного
организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по
укреплению здоровья и развитию физических качеств;
-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,
анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять
их; тестировать показатели физического развития и основных физических качеств,
сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в
процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения
организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной
деятельности;
выполнять
общеразвивающие
упражнения,
целенаправленно
воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и координации движений); выполнять акробатические
комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; выполнять гимнастические
комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
спуски и торможения на лыжах с пологого склона; основные технические действия и
приемы игры в футбол (передача мяча, ведение мяча, игра головой, использование
корпуса, обыгрыш сближающихся противников, финты), волейбол (передача мяча через
сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после), баскетбол( передача мяча, ведение мяча,
броски в кольцо, действия нападающего против нескольких защитников) в условиях
учебной и игровой деятельности; выполнять передвижения на лыжах различными
способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе
прохождения тренировочных дистанций; выполнять тестовые упражнения для оценки
уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в
становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и
ритуалов Олимпийских игр;
-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного
движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой
на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и
основных систем организма;
-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление
планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной 95
функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального
физического развития и физической подготовленности; проводить занятия физической
культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и
туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
-проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и
сеансов оздоровительного массажа;
-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом
имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью
разнообразных способов лазания, прыжков и бега; осуществлять судейство по одному из
осваиваемых видов спорта;
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов,
предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду
и обороне" (ГТО).
-выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта;
-проплывать учебную дистанцию вольным стилем.
Обязательный минимум содержания образования
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,
профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и
спортивная подготовка.
Олимпийские игры древности и современности. Достижения отечественных и
зарубежных спортсменов на олимпийских играх. Основные этапы развития физической
культуры в России.
Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль за
индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой
выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.
Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических
упражнений.
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и
соревновательной деятельности.
Правила соревнований по одному из базовых видов спорта. Командные (игровые)
виды спорта. Правила соревнований по футболу (мини-футболу), баскетболу (минибаскетболу), волейболу.
Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз,
физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.
Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного
аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств,
функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем.
Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического
воспитания, адаптивной физической культуры.
Основы туристской подготовки. Способы закаливания организма, простейшие
приемы самомассажа.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры,
прыжки с поворотами, перевороты).
Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры,
махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса
препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции
ритмической гимнастики, танцевальные движения.
Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные
дистанции, барьерный, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину и высоту с разбега,
метание малого мяча.
Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника
выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.
Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе,
волейболе, футболе, мини-футболе.
Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и
обрядовые игры.
Элементы техники национальных видов спорта.
Специальная подготовка:
футбол - передача мяча, ведение мяча, игра головой, использование корпуса,
обыгрыш сближающихся противников, финты;
баскетбол - передача мяча, ведение мяча, броски в кольцо, действия нападающего
против нескольких защитников;
волейбол - передача мяча через сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после
подачи.
Основное содержание учебного предмета
Основы физической культуры и здорового образа жизни. Физкультурнооздоровительная деятельность
Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности
Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в
его формировании.
Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры.
Туристические походы как одна из форм активного отдыха, основы организации и
проведения пеших туристических походов.
Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания,
направленно воздействующих на формирование культуры тела, культуры движений,
развитие систем организма.
Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью,
требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических
упражнений и физических нагрузок.
Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия
для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий
физическими упражнениями: утренняя зарядка и физкультпаузы (основы содержания,
планирования и дозировки упражнений), закаливание организма способом обливания
(планирование и дозировка), самомассаж, релаксация (общие представления).
Правила ведения дневника самонаблюдения за состоянием здоровья (по
показателям самочувствия), физическим развитием и физической подготовленностью.
Исторические сведения о создании и развитии комплекса ГТО (БГТО).
Правила соревнований по одному из базовых видов спорта. Командные (игровые)
виды спорта. Правила соревнований по футболу (мини-футболу), баскетболу (минибаскетболу), волейболу.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью
Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем
физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и телосложения,
профилактику утомления и сохранения повышенной работоспособности, развитие систем
дыхания и кровообращения. Простейшие композиции ритмической гимнастики и
аэробики.
Комплексы и упражнения адаптивной физической культуры, учитывающие
индивидуальные медицинские показания (на профилактику сколиоза, плоскостопия,
остеохондроза, органов дыхания и зрения, сердечно-сосудистой системы и т.п.).
Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и
оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей
систем дыхания и кровообращения).
Физические упражнения туристической подготовки: преодоление искусственных и
естественных препятствий с использованием разнообразных способов ходьбы, бега,
прыжков, лазания и перелазания, передвижения в висе и упоре, передвижения с грузом на
плечах по ограниченной и наклонной опоре.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности
Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и
телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом
индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической
подготовленности).
Составление и проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями
на развитие основных систем организма.
Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими
упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию).
Комплексы и задания для самостоятельных занятий, направленных на подготовку к
сдаче норм ВФСК ГТО.
Проведение утренней зарядки и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и
бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности
История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах. Общие
представления об истории возникновения Современных Олимпийских игр, роль Пьера де
Кубертена в их становлении и развитии. Олимпийское движение в России, выдающиеся
успехи отечественных спортсменов. Исторические данные о создании и развитии ГТО
(БГТО).
Понятие общей и специальной физической подготовки, спортивнооздоровительной тренировки. Самоподготовка к сдаче норм ВФСК ГТО.
Техника двигательных действий (физических упражнений), ее связь с физической
подготовленностью и двигательным опытом человека. Основы обучения движениям и
контроль за техникой их выполнения.
Физические качества и их связь с физической подготовленностью человека, основы
развития и тестирования.
Правила составления занятий и системы занятий спортивно-оздоровительной
тренировкой (на примере одного из видов спорта), соблюдения режимов физической
нагрузки, профилактики травматизма и оказания до врачебной помощи.
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и
соревновательной деятельности.
Правила спортивных соревнований и их назначение (на примере одного из видов
спорта)
Физическое
совершенствование
со
спортивно-оздоровительной
направленностью
Акробатические упражнения и комбинации - девушки: кувырок вперед (назад) в
группировке, вперед ноги скрестно, с последующим поворотом на 180*; стойка на
лопатках, перекат вперед в упор присев; юноши: кувырок вперед ноги скрестно, с
последующим поворотом на 180*, кувырок назад в упор присев; кувырок вперед с
последующим прыжком вверх и мягким приземлением; кувырок через плечо из стойки на
лопатках в полушпагат; кувырок вперед в стойку на лопатках, перекат вперед в упор
присев; стойка на голове и руках силой из упора присев.
Опорные прыжки – девушки: прыжок через гимнастического козла ноги в стороны;
юноши: прыжок через гимнастического козла, согнув ноги; прыжок боком с поворотом на
90*.
Лазание по канату – юноши: способом в три приема; способом в два приема.
Упражнения и комбинации на спортивных снарядах. Гимнастическое бревно девушки: ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами в правую
и левую стороны; передвижения приставными шагами (левым и правым боком);
танцевальные шаги с махами ног и поворотами на носках; подскоки в полуприсед;
стилизованные прыжки на месте и с продвижениями вперед; равновесие на одной ноге;
упор присев и полушпагат; соскоки (прогнувшись толчком ног из стойки поперек;
прогибаясь с короткого разбега толчком одной и махом другой).
Гимнастическая перекладина (низкая) - юноши: из виса стоя прыжком упор,
перемах левой (правой) вперед, назад, опускание в вис лежа на согнутых руках; из стойки
спиной к перекладине вис стоя сзади согнувшись, толчком ног вис согнувшись; вис
завесом коленом, опускание в упор присев через стойку на руках.
Гимнастическая перекладина (высокая) - юноши: из размахивания подъем
разгибом (из виса, подъем силой), в упоре перемах левой (правой) ногой вперед, назад,
медленное опускание в вис, махом вперед соскок прогнувшись.
Гимнастические брусья (параллельные) - юноши: наскок в упор, хождение на руках
и размахивания в упоре, соскок (махом вперед) углом с опорой о жердь; наскок в упор,
передвижение в упоре прыжками, соскок махом назад с опорой о жердь; махи в упоре на
руках с разведением ног над жердями; прыжком подъем в упор, махом вперед сед ноги
врозь, кувырок вперед в сед ноги врозь, перемах вовнутрь, соскок махом вперед.
Гимнастические брусья (разной высоты) - девушки: наскок в упор на нижнюю
жердь, махом назад соскок с поворотом на 90* с опорой о жердь; махом одной и толчком
другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь; из виса присев на нижней жерди
толчком двумя подъем в упор на верхнюю жердь; из виса стоя на нижней жерди лицом к
верхней махом одной и толчком другой вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о
верхнюю жердь, махом одной и толчком другой переворот в упор на нижнюю жердь,
махом назад соскок с поворотом на 90* (вправо, влево) с опорой о жердь.
Комплексы силовых упражнений для подготовки к сдаче норм ГТО.
Легкоатлетические упражнения. Старты (высокий, с опорой на одну руку; низкий)
с последующим ускорением. Спортивная ходьба. Бег («спринтерский»; «эстафетный»;
«кроссовый»).
Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги» и «прогнувшись»; в высоту с
разбега способом «перешагивание»).
Метания малого мяча: на дальность с разбега, из положения сидя, стоя на колене,
лежа на спине; по неподвижной и подвижной мишени с места и разбега.
Упражнения лыжной подготовки.
Передвижение лыжными ходами (попеременным двухшажным; одновременным
безшажным; одновременным двухшажным).
Повороты на месте (махом через лыжу вперед и через лыжу назад), в движении
(«переступанием»), при спусках («упором», «полуплугом»).
Подъемы («полуелочкой»; «елочкой») и торможение («плугом»; «упором»), спуски
в низкой и основной стойке (по прямой и наискось).
Преодоление небольшого трамплина на отлогом склоне.
Спортивные игры. Баскетбол: специальные упражнения и технические действия
без мяча; ведение мяча на месте и в движении (по прямой, «змейкой», с обеганием
лежащих и стоящих предметов); ловля и передача мяча на месте и в движении; броски
мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные
тактические действия; действия нападающего против нескольких защитников, игра по
правилам;
Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча
(нижняя и верхняя); прием и передача мяча после подачи стоя на месте и в движении
через сетку; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические
действия, игра по правилам.
Мини-футбол (футбол): специальные упражнения и технические действия без мяча;
ведение мяча (по прямой, «змейкой», с обеганием лежащих и стоящих предметов); удары
с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу, после отскока мяча);
остановка катящегося мяча; приземление летящего мяча, игра головой, использование
корпуса, обыгрыш сближающихся противников, финты; передача мяча, групповые и
индивидуальные тактические действия; игра по правилам.
Развитие физических качеств. Физические упражнения и комплексы упражнений,
ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и
ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Специализированные полосы препятствий.
Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и
обрядовые игры, элементы техники национальных видов спорта.
Способы спортивно-оздоровительной деятельности
Составление и выполнение комплексов упражнений общей и специальной
физической подготовки. Составление и проведение самостоятельных занятий по
совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий и развитию
физических качеств (на примере одного из видов спорта).
Наблюдения за режимами физической нагрузки во время занятий спортивнооздоровительной тренировкой. Наблюдения за индивидуальной динамикой физической
подготовленности в системе тренировочных занятий (на примере одного из видов спорта).
Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из видов
спорта в качестве судьи или помощника судьи).
5 КЛАСС
Наименование
разделов и тем
программы
№
п/п
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
1.Легкая атлетика
32
2. Гимнастика с
элементами акробатики
21
3. Спортивные игры
3.1
Баскетбол
9
3.2
Волейбол
18
3.3
Футбол
3
4. Лыжная подготовка
19
Итого
102
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
6 КЛАСС
Наименование
разделов и тем
программы
№
п/п
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
1.Легкая атлетика
32
2. Гимнастика с
элементами акробатики
20
3. Спортивные игры
3.1
Баскетбол
9
3.2
Волейбол
18
3.3
Футбол
3
4. Лыжная подготовка
20
Итого
102
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
7 КЛАСС
Наименование
разделов и тем
программы
№
п/п
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
1.Легкая атлетика
32
2. Гимнастика с
элементами акробатики
20
3. Спортивные игры
3.1
Баскетбол
13
3.2
Волейбол
19
4. Лыжная подготовка
18
Итого
102
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
5 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
10
Вводный инструктаж по технике
безопасности на уроках физической
культуры. Всероссийский физкультурноспортивный комплекс «Готов к труду и
обороне».
Здоровье и здоровый образ жизни.
Инструктаж по технике безопасности на
уроках легкой атлетики.
Входная контрольная работа Стартовый
разгон
Анализ контрольной работы. Высокий
старт. Стартовый разгон
Низкий старт. Бег 30 метров. Подготовка к
сдаче норм ГТО
Бег на короткие дистанции 60 метров на
результат. Эстафеты.
Эстафетный бег. Специально-беговые
упражнения.
Бег на средние дистанции
Кроссовый бег. Подготовка к сдаче норм
ГТО.
Преодоление полосы препятствий
11
Гладкий бег. Бег 1500 м на результат
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольны
е работы
Практически
е работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
12
Прыжок в длину с разбега
1
13
1
14
Прыжок в длину с места.
Метание мяча на дальность
15
Подвижные игры и эстафеты с бегом
1
1
22
Инструктаж по технике безопасности на
занятиях по футболу. Ведение и передача
мяча
Перемещения игроков. Специальные
упражнения футболиста. Учебная игра
Ведение мяча, удары по мячу. Учебная игра
Инструктаж по ТБ на уроках по баскетболу.
Стойки и передвижения, повороты,
остановки
Ловля и передача мяча
Ведение мяча, основные правила и приемы
игры
Бросок мяча. Игра «10 передач»
23
Штрафной бросок. Игра «Мяч капитану»
1
24
Вырывание и выбивание мяча
1
25
Взаимодействие двух игроков
Бросок мяча с отражением от щита.
Учебно-тренировочная игра в баскетбол
Тактика свободного нападения. Учебнотренировочная игра в баскетбол
Инструктаж по технике безопасности на
уроках гимнастики. Строевые упражнения.
Упражнения для правильной осанки.
Кувырок вперед
Акробатические упражнения: кувырок
1
16
17
18
19
20
21
26
27
28
29
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
вперед, кувырок назад.
Упражнения с гимнастическими палками.
Гимнастический «мост», стойка на
лопатках.
Комбинация из акробатических элементов.
Прыжки через гимнастическую скамейку.
Упражнения в висе (на высокой, низкой
перекладине). Акробатические упражнения.
Упражнения в простом висе,
гимнастическая полоса препятствий
Упражнения в упорах; смешанные висы и
упоры
Подтягивания на высокой и низкой
перекладине
Опорный прыжок: наскок в упор присев и
приземление
Опорный прыжок.
Тест на гибкость. Опорный прыжок
Опорный прыжок. Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа
Упражнения в равновесии. Опорный
прыжок
Лазание по канату. Упражнения на
гимнастической скамейке
Лазание по канату в два и в три приема.
Упражнения для коррекции телосложения.
Строевые упражнения, повороты в
движении. Упражнения на пресс
Повороты в движении. Игры и эстафеты с
элементами гимнастики
Ритмическая гимнастика. Первая помощь
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
при травмах.
Упражнения и комбинация со скакалкой
Олимпийские игры древности
Инструктаж по технике безопасности на
уроках лыжной подготовки. Виды лыжных
ходов
Скользящий шаг. Предупреждение
обморожений и травм при передвижении на
лыжах.
Попеременный двухшажный ход. Подъем
«ёлочкой», «лесенкой».
Повороты переступанием. Игра на
лыжах»догони впередиидущего»
Прохождение дистанции до 1,5 км
попеременным двухшажным ходом
Одновременный бесшажный ход, техника
падения на лыжах
Одновременный бесшажный ход, встречные
эстафеты без лыжных палок
Упражнения на лыжах с лыжными палками.
Передвижение на лыжах до 1 км со сменой
ходов.
Одновременный двухшажный ход
Одновременный двухшажный ход.
Круговая эстафета
Прохождение дистанции до 1 км с
закреплением техники лыжных ходов.
Подготовка к сдаче норм ГТО.
Прохождение дистанции 2 км на результат
Подъем ступающим шагом. Спуски в
высокой и основной стойках
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
Торможение «плугом» и спуск в низкой
стойке, подъем «елочкой» и «полуелочкой»
Торможение «упором». Подъем «лесенкой».
Преодоление бугров и впадин. Спуски со
склона
Непрерывное передвижение на лыжах до 2
км.
Подвижные игры и эстафеты на лыжах.
Физическое развитие человека
Инструктаж по технике безопасности на
занятиях волейболом. История волейбола
Стойки и перемещения игрока. Развитие
координационных способностей.
Стойки и перемещения игрока, повороты и
остановки. Игровые упражнения и эстафеты
Передача мяча сверху двумя руками,
упражнения в парах
Передачи мяча сверху над собой и в стену.
Передачи мяча в парах
Передачи мяча сверху двумя руками в парах
через сетку. Игра «мини-волейбол»
Прием и передача мяча снизу. Игра «мяч
среднему»
Передача мяча сверху, прием и передача
мяча снизу
Нижняя прямая подача мяча. Беговые
упражнения
Нижняя подача мяча. Игра «подай и
попади»
Физическая культура человека: режим дня,
утренняя гимнастика, физкультминутки,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
90
закаливание
Инструктаж по технике безопасности на
занятиях волейболом. Основные приемы и
правила игры
Передача мяча сверху и снизу. Специальные
упражнения с мячом и без мяча.
Передачи мяча сверху и снизу через сетку.
Игра «перестрелка»
Нижняя прямая подача. Эстафеты с
элементами волейбола.
Нижняя прямая и боковая подачи. Сгибание
и разгибание рук в упоре лежа.
Подвижные игры и эстафеты с мячом.
Оздоровительные формы занятий
физической культурой.
Инструктаж по технике безопасности на
уроках легкой атлетики. Беговые эстафеты
Развитие скоростно-силовых качеств.
Прыжковые упражнения
Прыжок в высоту «перешагиванием».
Прыжки через скакалку
Прыжок в высоту «перешагиванием».
Легкоатлетические эстафеты
Метание мяча в цель
91
Метание мяча на дальность
1
92
Бег на средние дистанции
1
93
Кроссовая подготовка
Эстафетный бег. Развитие скоростных
способностей.
Подготовка к сдаче норм ГТО. Бег 60
1
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
94
95
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
96
97
98
99
100
101
метров
Преодоление полосы препятствий
Бег на 1000 метров
Итоговая контрольная работа. Бег на 30
метров
Анализ контрольной работы. Прыжок в
длину с места
Подготовка к сдаче норм ГТО. Бег на
дистанцию 1500 м на результат. Развитие
выносливости
Прыжок в длину с разбега
Подвижные игры, эстафеты
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
102
1
1
1
1
1
1
1
102
0
0
6 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вводный инструктаж по технике
безопасности на уроках физической
культуры. Всероссийский
физкультурно-спортивный комплекс
«Готов к труду и обороне».
Возрождение Олимпийских игр и
олимпийского движения
Инструктаж по технике безопасности на
уроках легкой атлетики.
Легкоатлетические упражнения.
Высокий старт. Бег на 30 м, челночный
бег 3х10 м
Низкий старт. Бег на 60 м.
Техника старта с опорой на одну руку.
Бег 300 м.
Метание мяча на дальность, техника
бега на средние дистанции
Тестирование метание мяча на
дальность
Бег на средние дистанции. Передача
эстафетной палочки
Техника прыжка в длину с разбега.
Эстафетный бег
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
Равномерный бег на 1200 метров
1
12
Преодоление легкоатлетической полосы
препятствий
1
13
Тестирование бега на1000 метров
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Прыжок в длину с места. Эстафеты.
Метание мяча на точность. Подъем
туловища из положения лежа за 30 с
Инструктаж по технике безопасности на
занятиях по футболу. Ведение мяча
ногами
Передачи мяча ногами. Специальные
упражнения футболиста. Учебная игра
Техника ударов по катящемуся мячу
ногой. Учебная игра в футбол
Инструктаж по технике безопасности на
уроках по баскетболу. Стойка
баскетболиста и ведение мяча
Броски мяча в корзину двумя руками
снизу после ведения
Вырывание мяча, передача одной рукой
от плеча
Штрафной бросок. Ведение мяча.
Ведение мяча, остановка в два шага,
остановка прыжком
Бросок мяча в корзину двумя руками в
прыжке. Учебная игра в баскетбол
Баскетбольные эстафеты, игра «10
передач»
Тактические действия в баскетболе.
Игра в мини-баскетбол
Вбрасывание мяча. Игра в баскетбол по
правилам
Инструктаж по технике безопасности на
уроках гимнастики. Строевые
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
34
упражнения.
Акробатические упражнения: кувырок
вперед, кувырок назад
Гимнастический «мост», стойка на
лопатках.
Комбинация из акробатических
элементов. Прыжки через
гимнастическую скамейку.
Акробатическая комбинация
Упражнения в висе (на высокой, низкой
перекладине). Акробатические
упражнения.
Подъем переворотом махом одной,
толчком другой. Гимнастическая
эстафета
1
1
1
1
1
1
35
Акробатические комбинации
1
36
Подтягивания на высокой и низкой
перекладине
1
37
Опорный прыжок «согнув ноги»
1
38
Опорный прыжок «ноги врозь»
1
39
Тест на гибкость. Опорный прыжок
1
40
41
42
Опорный прыжок. Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа
Упражнения в равновесии. Опорный
прыжок
Лазание по канату. Упражнения на
гимнастической скамейке
1
1
1
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Лазание по канату в два и в три приема.
Упражнения для коррекции
телосложения.
Строевые упражнения, повороты в
движении. Упражнения на пресс
Повороты в движении. Игры и эстафеты
с элементами гимнастики
Ритмическая гимнастика. Первая
помощь при травмах.
Круговая тренировка
Физическая подготовка, ее связь с
укреплением здоровья, развитием
физических качеств
Инструктаж по технике безопасности на
уроках лыжной подготовки. Виды
лыжных ходов
Попеременный двухшажный ход.
Предупреждение обморожений и травм
при передвижении на лыжах.
Одновременный бесшажный,
попеременный двухшажный ход.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
52
Одновременный одношажный ход
1
53
Чередование различных лыжных ходов
1
54
Повороты переступанием и прыжком на
лыжах
1
55
Торможение и поворот «упором»
1
56
Преодоление небольших трамплинов
1
57
58
59
Подъемы на склон и спуски со склона
Подготовка к сдаче норм ГТО.
Прохождение дистанции 2 км на
результат
Лыжные гонки 1 км с закреплением
техники лыжных ходов.
1
1
1
60
Круговая эстафета на лыжах
1
61
Спуски в высокой, основной и низкой
стойках. Игра на лыжах «накаты»
1
62
Прохождение дистанции 2 км
1
63
64
Преодоление бугров и впадин. Спуски
со склона
Прохождение дистанции 3 км. Развитие
выносливости
1
1
65
Лыжная эстафета. Свободное катание
1
66
Подвижные игры и эстафеты на лыжах.
1
67
68
69
70
Организация и проведение пеших
туристических походов. Требования
техники безопасности и бережного
отношения к природе.
Инструктаж по технике безопасности на
занятиях волейболом. История
волейбола
Стойки и перемещения игрока,
повороты и остановки. Игровые
упражнения и эстафеты
Передача мяча сверху двумя руками,
упражнения в парах. Игра «пионербол»
1
1
1
1
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
Передачи мяча сверху двумя руками в
парах через сетку. Игра «миниволейбол»
Прием и передача мяча снизу. Нижняя
прямая подача
Передача мяча сверху, прием и
передача мяча снизу
Нижняя прямая и боковая подачи мяча.
Беговые упражнения
Прием мяча снизу, нижние подачи
Игровые волейбольные упражнения.
Игра «точная подача»
Передачи и прием мяча после
передвижения
Организация и планирование
самостоятельных занятий по развитию
физических качеств
Инструктаж по технике безопасности на
занятиях волейболом. Основные
приемы и правила игры
Передача мяча сверху и снизу.
Специальные упражнения с мячом и без
мяча.
Тактические действия в волейболе,
учебная игра в волейбол
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
82
Верхняя прямая подача
1
83
Верхняя и нижняя прямая и боковая
подачи. Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа.
1
84
85
86
87
88
Передачи мяча в стену и прием от
стены. Учебная игра волейбол
Контроль и наблюдение за состоянием
здоровья, физическим развитием и
физической подготовленностью.
Инструктаж по технике безопасности на
уроках легкой атлетики. Прыжковые
упражнения.
Техника прыжка в высоту способом
«перешагивание». Прыжки через
скакалку.
Прыжок в высоту способом
«перешагивание».
1
1
1
1
1
89
Легкоатлетические эстафеты
1
90
Полоса препятствий
1
95
Прыжок в длину с места. Подготовка к
сдаче норм ГТО
Подготовка к сдаче норм ГТО:
подтягивания, подъем туловища из
положения лежа
Кроссовая подготовка. Бег на средние
дистанции
Тестирование бега на 30 м и челночного
бега 3х10 м
Бег на короткие дистанции: бег на 60 м
96
Метание мяча на дальность
1
97
Тестирование бега на 300 м
1
98
Бег на 1000 метров
1
99
Эстафетный бег
1
91
92
93
94
1
1
1
1
1
100
101
Подготовка к сдаче норм ГТО: бег на
1500 м
Эстафеты с элементами спортивных игр
Подвижные и спортивные игры
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
102
1
1
1
102
0
0
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
Тема урока
Вводный инструктаж по правилам
Всего
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
техники безопасности на уроках
физической культуры. Организационнометодические требования
Роль физической культуры и спорта в
формировании здорового образа жизни,
профилактике вредных привычек
Инструктаж по технике безопасности на
уроках легкой атлетики. Челночный бег
3х10.
1
4
Стартовый разгон. Бег на 30 метров
1
5
Спринтерский бег. Низкий старт
1
6
Бег на 60 и 300 метров
1
7
Бег на короткие дистанции. Старт с
опорой на одну руку
1
8
Бег на средние дистанции 500 и 800 м
1
2
3
9
10
Бег на 1000 метров. Подготовка к сдаче
нормативов ГТО.
Прыжковые упражнения: прыжок в
длину с места.
1
1
1
11
Прыжок в длину с места.
1
12
Прыжок в длину с места. Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
13
Техника метания мяча на дальность.
1
14
15
Тестирование метания мяча на
дальность
Преодоление легкоатлетической полосы
препятствий
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Инструктаж по технике безопасности
по теме: баскетбол. Стойка
баскетболиста, ведение и броски мяча
Передвижения, повороты, броски мяча
в баскетбольную корзину
Вырывание и выбивание мяча, передача
одной рукой от плеча
Бросок мяча в корзину двумя руками от
груди после ведения
Бросок мяча в корзину двумя руками в
прыжке
Ведение мяча с изменением
направления движения
Техника поворотов на месте без мяча и
с мячом
Штрафной бросок
Техника броска мяча в корзину одной
рукой в прыжке
Технико-тактические действия игроков
обороняющейся команды
Технико-тактические действия игроков
атакующей команды
Игра в баскетбол по правилам
Достижения отечественных и
зарубежных спортсменов на
Олимпийских играх.
Инструктаж по технике безопасности на
уроках гимнастики. Кувырки вперед и
назад
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
Длинный кувырок, кувырок назад в
полушпагат
1
31
Акробатические упражнения
1
32
33
34
35
36
Комплекс с гимнастическими палками.
Акробатические упражнения.
Комбинации из акробатических
элементов. Прыжки через
гимнастическую скамейку.
Упражнения в висе (на высокой, низкой
перекладине). Упражнения в
равновесии
Упражнения в упорах; смешанные висы
и упоры
Подтягивания на высокой и низкой
перекладине
1
1
1
1
1
37
Тест на гибкость.
1
38
Упражнения на пресс
1
39
40
Опорный прыжок способом «согнув
ноги». Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа
Опорный прыжок способом «ноги
врозь». Подготовка к сдаче норм ГТО
1
1
41
Разновидности опорных прыжков.
1
42
Упражнения со скакалкой.
1
43
Лазанье по канату в два приема.
Комплекс утренней и дыхательной
гимнастики
1
44
45
46
47
Лазанье по канату в три приема.
Повороты в движении. Наклон вперед
из положения стоя с прямыми ногами
на полу.
Повороты в движении. Упражнения у
гимнастической стенки
Упражнения и композиции
ритмической и художественной
гимнастики.
1
1
1
1
48
Гимнастическая полоса препятствий.
1
49
Инструктаж по технике безопасности на
уроках лыжной подготовки. Виды
лыжных ходов. Лыжный спорт.
1
50
Попеременный двухшажный ход
1
51
Одновременный двухшажный ход
1
52
Одновременный одношажный ход
1
53
54
55
56
57
58
Попеременный двухшажный ход.
Подвижные игры на лыжах
Прохождение дистанции до 1,5 км с
чередованием лыжных ходов.
Подготовка к сдаче норм ГТО. Зачет –
дистанция 2 км на результат
Повороты переступанием и прыжком на
лыжах
Преодоление естественных препятствий
на лыжах
Спуски со склона в низкой, средней и
1
1
1
1
1
1
59
высокой стойке.
Подъем «ёлочкой», «лесенкой».
Повороты переступанием
1
60
Торможение и поворот «упором»
1
61
Преодоления бугров и впадин. Зачет –
подъем в гору «ёлочкой».
1
62
Прохождение дистанции 2 км
1
63
Подвижные игры и эстафеты на лыжах.
1
64
Прохождение дистанции 3 км.
1
65
Лыжная эстафета
1
66
67
68
69
70
71
Прохождение дистанции до 1 км с
закреплением техники лыжных ходов,
подъемов и спусков
Двигательные действия, физические
качества, физическая нагрузка
Инструктаж по технике безопасности на
занятиях волейболом. Стойки и
передвижения, повороты, остановки.
Передача мяча сверху двумя руками
Передача мяча двумя руками сверху в
прыжке
Передача мяча сверху над головой,
прием мяча снизу
1
1
1
1
1
1
72
Нижняя прямая и боковая подачи
1
73
Прием мяча снизу, нижние подачи
1
74
Прямой нападающий удар
1
75
Нижние подачи и удары мяча.
1
76
Волейбольные упражнения. Игра в
волейбол
1
77
Тактические действия в волейболе.
1
78
Игра в волейбол по правилам
1
79
Основные приемы и правила игры в
волейбол
1
80
Нижняя боковая подача.
1
81
82
83
84
85
86
87
Прием и передачи мяча двумя руками
через сетку.
Верхняя прямая подача. Упражнения
для коррекции фигуры
Технико-тактические действия при
подаче и передачи мяча через сетку
Подача мяча в различные зоны
площадки.
Игра в волейбол по правилам.
Инструктаж по технике безопасности на
уроках легкой атлетики.
Комплексы физкультпауз и
физкультминуток
1
1
1
1
1
1
1
88
Эстафетный бег.
1
89
Передача эстафетной палочки.
1
91
Полоса препятствий. Правила
поведения и техника безопасности при
выполнении физических упражнений
Прыжок в длину с места.
92
Специально-беговые упражнения
1
93
Подъем туловища из положения лежа за
30 с
1
94
Кроссовая подготовка.
1
90
95
96
97
98
99
Бег на средние дистанции. Подвижные
игры
Тестирование бега на 30 м и челночного
бега 3х10
Бег на 60 метров, эстафеты с
элементами подвижных игр
Тестирование бега на 1000 метров
Метание мяча на дальность. Гимнастика
для глаз
1
1
1
1
1
1
1
100
Тестирование бега на 2000 метров
1
101
Подвижные игры и эстафеты.
1
Влияние физических упражнений на
основные системы организма
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
102
1
102
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основные источники:
Виера Б.Л. Волейбол. Шаги к успеху: Практическое руководство – М, Издательство
«Астрель», 2009г., 161 с.
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. Физическая культура:
Учебник для учащихся 5 – 7 классов – М: Просвещение, 2020г.
Кузнецова З.И. Физическая культура в школе: Учебник – М, 2009г., 156стр.
Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения: Учебное пособие – М,
Изд. центр «Академия», 2008г. – 336с.
Дополнительные источники:
Вайбум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие – М,
Изд.Центр «Академия», 2010г. – 240с.
Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: Научно-педагогический аспект. Книга для
педагога – Ростов, н/д: «Феникс», 2004г. -624 с.
Электронные книги по баскетболу: «Методика точности бросков», «Подготовительные
упражнения баскетболиста
Электронные ресурсы: школа цифрового века 1 сентября - https://ds.1sept.ru/
Физическая культура – 5-7 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
https://www.gto.ru
Дидактический материал (таблицы и др.)
методическое пособие: «Методика обучения технике игры в баскетбол»;
информационный материал: «Круговая тренировка и ее значение в развитии
физических качеств школьника»;
комплексы круговой тренировки на занятиях спортивными играми;
комплексы физических упражнений различной направленности;
информационный материал на электронных носителях: презентации по темам:
«Здоровый образ жизни», «Двигательная активность», «Спортивные игры»,
«Олимпийские игры» и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://resh.edu.ru/
https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Методические рекомендации | ВФСК ГТО (gto.ru)
https://www.gto.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htmФизическая культура
- Российская электронная школа (resh.edu.ru)
https://www.gto.ru
ВФСК ГТО (gto.ru)