Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами: Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
21.12.2012, Nº 273-Ф3 (в ред. от 30.12.2021 г): «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020)
Учебный курс «Хореография» направлен на формирование общей культуры
детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию
двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
Учебный предмет изучается с учетом системного и последовательного
освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и
показательными выступлениями.
Актуальность данного курса состоит в том, что в процессе учебных
занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается
внимание, память, в результате длительного поддержания статистической
позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На
занятиях хореографией увеличивается объем двигательной активности,
который оказывает значительное влияние на повышение умственной
активности, развитие физических качеств, функциональное состояние
сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной
музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем,
что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма,
способствует становлению и совершенствованию высшей психической и
эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов
и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего
тонуса. Курс внеурочной деятельности «Хореография» предназначен на
работу с детьми 5-8 классов. Он посвящен процессу овладения детьми
ритмическими движениями с музыкальным сопровождением.
Программа построена по концентрическому принципу, особенностью
которого является расчленение сложных танцевальных умений на их
составляющие элементы, постоянное целенаправленное повторение ранее
усвоенных танцевальных умений и навыков и их усложнение.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальнотренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое,
целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных
и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают
чередование различных видов деятельности: музыкально - ритмические
упражнения, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные
элементы и движения, творческие задания и т.д.
Цель: формирование у учащихся основ здорового образа жизни,
развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной
деятельности.
Задачи:
- Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств
и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем
организма;
- Совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и
ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям;
-Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие
координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и
танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
-Формирование общих представлений о культуре движений;
-Формирование культуры общения между собой и окружающими;
-Воспитание организованной, гармонически развитой личности;
-Развитие основы музыкальной культуры;
-Развитие музыкальности, способности становления музыкальноэстетического сознания через воспитание способности чувствовать,
эстетически переживать музыку в движениях;
- Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать
их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами
музыкальной выразительности;
- Формирование красивой осанки, выразительности пластики движений
жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
Формы и методы проведения занятий.
-Формы организации внеурочных занятий: презентации, групповая,
коллективная деятельность.
-В процессе обучения используются следующие методы организации
внеурочной деятельности:
ознакомление - создание общего предварительного представления, об
элементе, которое лежит в основе сознательного освоения любого
двигательного действия. В результате первичных сведений о новом элементе
(форме, амплитуде, направлении приложения усилия, позиции) и
двигательного
навыка,
накопленного
в
памяти
обучающегося,
устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной
программы
предстоящих
двигательных
действий.
Разучивание, закрепление навыка - непосредственное овладение основами
техники выполнения элемента. На данном этапе в результате активной
совместной работы учителя и обучающегося уточняются представления о
динамике движение, осуществляется закрепление двигательного навыка,
осуществляется связь с предыдущими изученными движениями.
совершенствование техники - на данном этапе осуществляется твердое
усвоение двигательного навыка, умение выполнять движения ритмически
верно.
-Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается
на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе занятия
ритмикой. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия
3
для их инициативы. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен
отказаться от роли «носителя информации» и роли арбитра.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с планом работы на год; гигиенические требования к
обуви, одежде; техника безопасности на занятиях хореографии. Начальная
диагностика: выявление уровня, который имеют дети.
Ритмика, музыкальная грамота
Практическое занятие: Правильный подбор музыкального
произведения в соответствии с исполненным движением; художественное и
выразительное исполнение музыки, является главным методическим приёмом
преподавания. Музыкально - ритмическая деятельность включает
ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры.
Беседы по хореографическому искусству
Теория: Выразительный язык танца, его особенности.
Музыкально-хореографический образ.
Исполнительские средства
выразительности. Виды и жанры хореографии.
Хореографическая азбука
Практическое занятие: Постановка корпуса; позиции ног; позиции рук;
поклон, разновидность танцевального шага, положение в паре.
Танец
Теория: Понятие танец, музыкальные размеры.
Повторение изученного материала
Теория: Повторение изученного материала.
Практическое занятие. Повторение изученного материала. Демонстрация
основных изученных комбинаций историко-бытовых танцев.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Для оценки результатов обучения на стартовом уровне проводится
комплексный мониторинг и промежуточная диагностика в конце каждого
полугодия.
Комплексный педагогический мониторинг включает в себя: мониторинг
результатов обучения по программе (теоретическая подготовка,
практическая подготовка); мониторинг уровня проявления ключевых
компетенций; сводную карту педагогического мониторинга.
Образовательно-предметные результаты
Учащиеся будут знать:
-правила техники безопасности;
-основные виды историко-бытовых танцев;
-базовые фигуры историко-бытовых танцев;
-правила
постановки
-основные упражнения на середине зала,
-танцевальные
термины:
выворотность,
упражнений;
корпуса;
координация,
название
4
-танцевальные движения:
танцевальные шаги, галоп, подскоки,
припадания, шаг с притопом;
-навык выворотного положения ног, устойчивости, координации
движений;
-положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
-основные движения танцев.
Учащиеся будут уметь:
-Точно и выразительно исполнять основные движения историкобытового танца;
-Артистично двигаться под музыку;
-Создавать композиции из базовых фигур;
-Правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с
носка;
-Уметь определять характер музыки и передавать его с концом
музыкального произведения;
-Слышать сильную долю такта;
-Иметь навыки актёрской выразительности;
-Исполнять основные движения танцев.
Ключевые компетенции
Учащиеся приобретут ценностно-смысловые компетенции:
- мотивация к получению новых знаний;
-стремление к самообразованию;
-ценностные ориентиры и положительные социальные установки.
Учащиеся приобретут учебно-познавательные компетенции:
-способность к самостоятельному целеполаганию;
-способности к самостоятельному планированию своих действий, работе по
заданному плану;
-способность к самоконтролю и объективной самооценке. способы овладения
новыми знаниями и умениями.
Учащиеся приобретут информационные компетенции:
-способность к самостоятельному поиску и выбору оптимальных источников
информации;
Учащиеся приобретут коммуникативные компетенции:
- способности к согласованию своих интересов и взглядов с мнением
других людей в совместной деятельности;
-способности к продуктивной групповой работе, к коллективной
творческой деятельности;
- бесконфликтное взаимодействие в коллективе.
Учащиеся приобретут компетенции личностного самосовершенствования:
направленное внимание, сосредоточенность;
-зрительное, слуховое, тактильное восприятие;
-мышечная память, точность движений и глазомер;
-инициативность, самостоятельность, целеустремлённость;
-основы волевых проявлений.
Учащиеся приобретут общекультурные компетенции:
5
-воспитывать доброжелательность, стремление помогать другим,
-воспитывать культуру поведения на занятиях, в коллективе, в быту;
-воспитывать позитивное восприятие окружающего мира;
-воспитывать основы культурной самоидентичности.
Тематический план (5-6 класс)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Название темы
Кол-во
часов
по 2
Техника безопасности: инструктаж
технике безопасности.
Начальная диагностика: выявление уровня,
который имеют дети.
Правильный
подбор
музыкального
произведения в соответствии с исполненным
движением.
Ритмические упражнения, построения и
перестроения, музыкальные игры.
Поклон. Постановка корпуса. Позиции ног,
рук в современной хореографии. Приставной шаг
в сторону. Двойной приставной шаг.
Двойной приставной шаг с хлопком.
Комбинация прыжков.
Танцевальные комбинации из приставных
шагов.
Итого часов в I четверти
Контрольный
урок
«Разновидности
приставных шагов, танцевальные комбинации»
«Восьмерка» с правой, левой ноги.
«Змейка» на 2 такта с правой, левой ноги.
Точки плана класса. «Змейка» на 2 такта с
поворотом по точкам плана класса.
История
танца
«Блюз».
Основная
комбинация из танца «Блюз».
Основная комбинация из танца «Блюз» с
поворотом.
Основная комбинация из танца «Блюз» по
кругу.
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
6
15
15
16
19
20
21
22
23
24
25
25
26
27
28
29
Контрольный
урок
«Элементарные
движения. Основная комбинация танца «Блюз»
Итого часов в II четверти
III четверть
Preparation. Roll down, roll up.
Комбинация demis plies, grands plies. Releves.
Комбинация battements tendus.
Комбинация battements tendus jetes.
Упражнения для развития подвижности
позвоночника (flat back – плоская спина).
Adagio. Battements releves lents.
Kick
с правой, левой ноги. Двойной
приставной шаг с kick.
Повторение и закрепление тренажа по
современной хореографии
Контрольный урок «Тренаж по современной
хореографии»
Итого часов в III четверти
«Шассе» в сторону с правой, левой ноги.
Комбинация «шассе» с поворотом. Танец
«Блюз» в парах.
Кросс. Танцевальный шаг.
Изучение танцев, основой которых являются
приставные шаги.
Контрольный урок «Танцевальный репертуар» практика; теория.
Итого часов в IV четверти
Итого часов в год
2
16
2
4
2
2
2
2
2
2
2
20
2
4
2
8
2
18
68
Тематический план 7-8 класс
№
Название темы
Всего
п/п
1
часов
Техника безопасности: инструктаж по технике 2
безопасности.
2
Начальная
диагностика:
выявление
уровня, 2
который имеют дети.
7
3
Правильный подбор музыкального произведения 2
в соответствии с исполненным движением.
4
Ритмические
упражнения,
построения
и 2
перестроения, музыкальные игры.
5
Общеразвивающие движения.
2
6
Движения в различных темпах.
2
7
Упражнения, развивающие скорость движений.
2
Итого часов в I четверти
14
1
Основные техники танца в стиле хип-хоп.
2
2
Концепты рук, шагов.
2
3
Работа с пространством.
2
4
Принципы работы и этапы развития тела.
2
5
Развитие подвижности отдельных частей тела.
2
6
Развитие подвижности отдельных частей тела.
2
7
Хип-хоп элементы, основанные на изоляции.
2
8
«Контрольный
урок
по
современной 2
хореографии(хип-хоп)»
Итого часов в II четверти
1
16
Разминка с более сложными танцевальными 2
элементами и координацией по точкам плана класса.
2
Roll down, roll up. Комбинация demis, grands plies. 2
3
Комбинация battements tendus с prans.
2
4
Комбинация battements tendus jetes.
4
5
Упражнения
для
развития
подвижности 4
позвоночника.
6
Положение ноги на cou – de – pied. Комбинация 4
battements fondues.
7
Battements releves lents, разбитый крест.
2
8
Комбинация grands battements.
2
Итого часов в III четверти
22
8
Поэтапная «точечная» отработка танцевальных 4
1
номеров.
2
Работа над характером танца.
2
3
Отработка движений танца.
2
4
Работа над синхронностью исполнения.
2
5
Работа над артистизмом исполнения.
2
6
Работа над выразительностью исполнения.
2
7
Контрольный урок «Танцевальный репертуар» - 2
практика; теория.
Итого часов в IV четверти
16
Итого часов в год
68
Список используемой литературы
1.
Бурмистрова И., Силаева к. Школа танца для юных. - М: Изд-во
Эксмо, 2003.-240 с.
2.
Звёздочкин В.А. Классический танец: учебное пособие для
студентов и средних учебных заведений искусств и культуры.- 2-е изд., испр.и
перераб. -Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 410 с.
3.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика,
система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
Медиатека
1. Семинар
по
современной
хореографии.
Педагог:
А.
Балаш
(г.Новосибирск).
2. Broadway jazz. Tezoro prodaction.
3. Lyrical jazz. Tezoro prodaction.
4. Jay T Jenkins. Broadway jazz. Мастер-классы в г.Новосибирске. 2006 г.
5. Развитие чувства ритма у детей. Мастер-класс в рамках семинаров по
хореографии в «Танц отеле» (г.Новосибирск).
6. Современный танец для детей. Новосибирск 2006 г.
9
7. Современный танец для детей. Мастер-класс в Новосибирске.
Педагог М.Журавска.
8. Hip-hop. Семинар в Новосибирске. Педагог: В.Клименко.
9. How to break dance. Video lessons.
10