Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №10
с углублённым изучением отдельных предметов»
ГО Первоуральск
Пояснительная записка.
Учебный план МАОУ СОШ №10 является нормативным документом,
определяющим структуру и содержание педагогического процесса
образовательного учреждения, отвечает всем требованиям, предъявляемым к
содержанию образования, соблюдает преемственность в распределении часов
на изучение предметов по уровням образования, регулирует обязательную
минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально
допустимого недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план является разделом Основной образовательной программы
и разработан с учетом требований нормативно – правовых документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ);
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 №1023 «Об утверждении адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22.03.2021 №115 (с изменениями Приказ
Минпросвещения России от 05.12.2022 №1063);
5.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №8 (далее – СанПиН 2.4.3648-20);
6.
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 №858.
7.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
8.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
для занятий физической культурой».
2
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.01.2018
№08-96
«О
методических
рекомендациях»
(по
совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса
"Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области
"Основы духовно-нравственной культуры народов России").
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об
образовании в Свердловской области" (с изменениями от 22 ноября 2022
года).
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении
Федерального
образовательного
стандарта
общего
образования»;
Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 N
270-ПП «Порядок регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и
родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации
обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской
области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской
области» (с изменениями от 29.01.2016 № 57-ПП, от 27 октября 2016 г.
N 757-ПП, от 12.01.2023 №15-ПП, от 30.03.2023 №224-ПП ).
Методические рекомендации по совершенствованию процесса
реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур
и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной
культуры
народов
России»,
подготовленные
Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо от
19.01.2018 № 08-96).
Программа развития МАОУ СОШ №10;
Образовательная программа МАОУ СОШ №10;
Устав МАОУ СОШ №10
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №8 (далее – СанПиН 2.4.3648-20), СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» от 10.07.2015 № 26.
3
Учебный план МАОУ СОШ №10 составлен в целях реализации
государственной образовательной политики, исходя из СанПиН 2.4.3648-20,
СанПиН 2.4.2.3286-15 конкретных условий; создания условий для
повышения качества результата образования и достижений обучающихся.
Для организации дифференцированного подхода к учащимся, решения
задач личностно ориентированного обучения школа использует различные
формы внеурочной работы.
Реализация образовательных программ организуется с использованием
учебников, из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального образования;
использованием учебных пособий, выпущенных организациями, входящими
в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального образования.
Вариативные учебные предметы, использующиеся в образовательном
процессе, имеют программу (рекомендованную к использованию или
авторскую) и обеспечены учебниками из числа входящих в федеральный
перечень или учебными пособиями, выпущенными организациями,
входящими в перечень (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699).
Структура и перечень учебных предметов федерального базисного
учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации в
Учебном плане МАОУ СОШ №10 сохранены.
Режим функционирования.
В МАОУ СОШ №10 реализует обучение по адаптированной
образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Вариант 5.2, I отделение предполагает, что обучающиеся с ТНР получает
образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием
сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, находясь в среде
сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными
потребностями (в отдельном классе).
Реализация содержания АООП НОО с ТНР вариант 5.2. осуществляется
в пролонгированные сроки: за счет введения 1 дополнительного класса - 5
лет. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи
реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В учебном плане учтены организационно-педагогические условия в
соответствии с Календарным учебным графиком.
Учебный год в школе начинается 1 сентября. В первом
(дополнительном) и первом классах продолжительность учебного года
составляет 33 недели, во 2-4х классах – 34 недели. Учебный год разбит на 4
четверти. В течение года предусмотрены осенние, зимние, весенние и летние
каникулы. Для обучающихся в первом (дополнительном) и первом классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Режим занятий для обучающихся устанавливается следующий:
- начало занятий - 8.00;
4
- продолжительность урока – 40 минут;
- продолжительность перемены - 10 минут для отдыха обучающихся и
20 минут - для питания.
Учебные занятия для обучающихся с ТНР организуются в первую смену
по 5-ти дневной учебной неделе.
Для предупреждения переутомления и удовлетворения биологической
потребности в движении для обучающихся с ТНР и ежедневно организуется
динамическая пауза на воздухе, на которой большая часть времени отводится
на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на
спортплощадке.
Библиотечный фонд образовательного учреждения при реализации
основной образовательной программы начального общего образования
укомплектован
печатными
и
электронными
информационнообразовательными ресурсами по всем предметам учебного плана:
учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями
(частично), являющимися их составной частью, учебно-методической
литературой и материалами, дополнительной литературой.
Освоение образовательных программ начального общего образования
сопровождается проведением текущей и промежуточной аттестации.
Текущая и промежуточная аттестации, определяемые Учебным планом
МАОУ СОШ №10, реализуются в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся с ТНР.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету
с учетом его специфики в следующих формах:
- письменная проверка – контрольные, практические, лабораторные,
творческие работы, диктанты, сочинения, изложения, тестовые работы и
иные
формы,
предусмотренные
образовательными
программами
соответствующих уровней;
- устная проверка - собеседование, защита реферата, проектной
деятельности и иные формы, предусмотренные образовательными
программами соответствующих уровней;
- комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм
проверок.
Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного
оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Особенности учебного плана
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
В обязательной части учебного плана определен состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые реализуются в
начальной школе, реализующей основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение
по классам обучения.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации
содержания предметных областей.
5
Предметные
Основные задачи реализации содержания
области
Русский язык и Формирование первоначальных представлений о единстве
литературное
и многообразии языкового и культурного пространства
чтение
России, о языке как основе национального самопознания.
Развитие диалогической и монологической устной и
письменной
речи,
коммуникативных
умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Математика
Развитие
математической
речи,
логического
и
и информатика
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных
представлений
о
компьютерной
грамотности.
Обществознание Формирование уважительного отношения к семье,
и
населённому пункту, региону, России, истории, культуре,
естествознание природе нашей страны, её современной жизни. Осознания
(Окружающий
ценности, целостности и многообразия окружающего
мир)
мира, своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции
для
обеспечения
эффективного
и
безопасного
взаимодействия в социуме.
Основы
Воспитание способности к духовному развитию,
религиозных
нравственному
совершенствованию.
Формирование
культур
и первоначальных представлений о светской этике, об
светской этики
отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России.
Искусство
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению
в творческих работах своего отношения к окружающему
миру.
Технология
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического
решения
прикладных
задач
с
использованием знаний, полученных при изучении других
учебных предметов, формирование первоначального
опыта практической преобразовательной деятельности.
Физическая
Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
культура
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
6
В учебный план 4 класса включен учебный предмет «Основы
религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) час в неделю (всего
34 часа).
Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у
обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений. Учебный предмет является светским. Сведения об истоках
традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и
результатов научных исследований.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования
Свердловской области и сохранения жизни и здоровья детей предмет
«Культура безопасности жизнедеятельности» реализуется через классные
часы, отдельные темы курса интегрированы в предмет «Окружающий мир».
Специфика образовательной деятельности предполагает: коррекцию и
компенсацию различных проявлений речевого дефекта (нарушения
звукопроизношения,
несформированности
фонематического
слуха,
аграмматизма, нарушений чтения и письма и др.), сопутствующих
нарушений,
двигательных
функций
(нарушения
познавательной
деятельности, внимания, памяти, словесно-логического мышления, неумение
ориентироваться в ситуации общения, трудности речевой коммуникации,
нарушения мелкой моторики); формирование у обучающихся с ТНР навыков
фонетически правильной разговорной речи, расширения лексического запаса,
развития устной разговорной и письменной литературной речи.
Содержание программы определяется реализуемой образовательной
системой "Школа России", использованием УМК "Школа России".
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, использована на увеличение количества часов в неделю на
изучение учебного предмета «Обучение грамоте» - 9 часов в неделю (4 часаобучение чтению и 5 часов – обучение письму) и «Русский язык» (1 класс)- 5
часов в неделю.
Целевой установкой курса «Обучение грамоте» является формирование
первоначальных навыков чтения и письма, а также обеспечение базовой
подготовки к овладению основными принципами русской орфографии и их
реализации в процессе самостоятельной письменной речи. На начальном
этапе обучения грамоте урок может быть смешанным (чтение и письмо). По
мере усвоения обучающимися букв проводятся отдельно уроки чтения и
уроки письма.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, отводится на реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся и представлена следующими дисциплинами: «Подвижные
игры», « Иностранный язык», «Информатика».
7
Курс «Подвижные игры» направлен на формирование, сохранение и
укрепления здоровья младших школьников, является одним из важных
средств всестороннего воспитания детей с ТНР.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на
достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на
все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется
физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые
ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в
организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре
неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать
приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются
наиболее благоприятные условия для развития физических качеств
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для
обучающихся с ТНР обязательной частью учебного плана не
предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный
язык» в рамках предметной области «Иностранный язык». В тоже время
изучение иностранного языка обеспечивает подготовку обучающихся для
продолжения образования на следующем уровне образования, развитие
учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной
осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в
основных видах речевой деятельности. Поэтому часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, по запросу
родителей (законных представителей) обучающихся, речевые и психические
возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета
использована на изучение со второго класса учебного предмета «Иностраный
язык» (английский) - 2 часа в неделю
Курс «Информатика» призван познакомить школьников с основными
свойствами информации, научить приемам организации информации и
планирования деятельности, в частности учебной, при решении
поставленных задач; дать первоначальное представление о компьютере и
современных информационных и коммуникационных технологиях; дать
представления о современном информационном обществе, информационной
безопасности личности и государства. Курс направлен на развитие
логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечения
первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Для класса детей с ТНР вариативная часть учебного плана формируется
участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на
внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую область.
Коррекционно-развивающая область включает часы следующих
коррекционных курсов: «Произношение», «Логопедическая ритмика» и
«Развитие речи».
Основными задачами коррекционного курса «Произношение»
являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной
речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,
8
речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма,
слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К.
Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех
звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского
языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта
(параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма,
паузации, интонации, логического ударения).
Логопедическая ритмика представляет активную технологию,
реализующуюся в структуре коррекционно-логопедического воздействия по
устранению нарушений речи. Логопедическая ритмика играет существенную
роль как в коррекции нарушений речи, так и в развитии естественных
движений обучающихся с ТНР. Содержательной основой логопедической
ритмики является взаимосвязь речи, движения и музыки.
Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика - преодоление
нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений
координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового
анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными
предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное
формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На
уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах
общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются
наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой
действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и
монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного
запаса и практическое овладение основными закономерностями
грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена
на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой
деятельности,
формирование
языковых
обобщений,
правильное
использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
Главной целью работы по развитию речи является формирование и
систематическое совершенствование полноценных языковых средств
общения и мышления у обучающихся с ТНР.
В структуру коррекционно-развивающей области включаются
индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции
речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и
творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические
занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота
посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в
неделю.
Подгрупповые логопедические занятия с 2-4 обучающимися составляют
20-25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не
менее 2 раз в неделю. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую
9
область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в
объеме не менее 5 часов), и являются обязательными.
Логопедические занятия проводится вне сетки уроков. Их цель преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на
уроках федерального компонента. Эти занятия проводятся с одним учащимся
в течение 15 минут, группой (2-4 учащихся) в течение 20-25 минут.
Недельный учебный план начального общего образования обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)
(I отделение)
Предмет
ные
области
Учебные предметы Количество часов в неделю по
классам
Всего
I Допол
нитель
ный
I
II
III IV
Буква После
рный буквар
период
ный
период
Обязательная часть
Русский язык
-
-
5*
4
4
4
16
9*
9*
-
-
-
-
14
-
-
4
4
4
4
16
Математика Математика
и
информатик
а
4
4
4
4
4
4
24
Обществозна Окружающий мир
ние
и
естествознан
ие
2
2
2
2
2
2
12
Основы
Основы религиозных
религиозных культур и светской
культур
и этики.
светской
этики
-
-
-
-
-
1
1
Изобразительная
деятельность
1
1
1
1
1
1
6
Музыка
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
Филология
Обучение грамоте
Литературное чтение
Искусство
Технология Технология
10
Физическая Физическая культура
культура
2
2
2
2
2
2
12
Итого
20
20
20
19
19
20
113
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений
1
1
1
4
4
3
19
Подвижные игры
1
1
1
1
1
Иностранный язык
2
2
2
6
Информатика
1
1
1
3
23
23
23 111
Максимально
допустимая
недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекцион Коррекционные
нокурсы
развивающ
ая область
21
21
5
Количество часов в неделю по
классам
I
допол
нитель
ный
I
II
III
IV
Всего
Произношение
2
1
-
-
-
3
Развитие речи
2
2
2
2
2
10
Логопедическая
ритмика
1
1
1
1
1
5
Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа
2
2
2
2
2
10
Итого (коррекционноразвивающая область)
7
6
5
5
5
28
*Так как процесс формирования умений и навыков у обучающихся с ТНР
происходит медленнее, количество часов, отведённых на изучение
учебных предметов «Обучение грамоте» (1 дополнительный и 1 класс)
увеличено на 2 часа и «Русский язык» (1 класс) на 1 час за счёт часов
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
11