Учебный план ТНР 2023-2024

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования

Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №10
с углублённым изучением отдельных предметов»

ГО Первоуральск

Пояснительная записка.
Учебный план МАОУ СОШ №10 является нормативным документом,
определяющим структуру и содержание педагогического процесса
образовательного учреждения, отвечает всем требованиям, предъявляемым к
содержанию образования, соблюдает преемственность в распределении часов
на изучение предметов по уровням образования, регулирует обязательную
минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально
допустимого недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план является разделом Основной образовательной программы
и разработан с учетом требований нормативно – правовых документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ);
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 №1023 «Об утверждении адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22.03.2021 №115 (с изменениями Приказ
Минпросвещения России от 05.12.2022 №1063);
5.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №8 (далее – СанПиН 2.4.3648-20);
6.
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 №858.
7.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
8.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
для занятий физической культурой».
2

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.
16.
17.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.01.2018
№08-96
«О
методических
рекомендациях»
(по

совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса
"Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области
"Основы духовно-нравственной культуры народов России").
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об
образовании в Свердловской области" (с изменениями от 22 ноября 2022
года).
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении
Федерального
образовательного
стандарта
общего
образования»;
Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 N
270-ПП «Порядок регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и
родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации
обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской
области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской
области» (с изменениями от 29.01.2016 № 57-ПП, от 27 октября 2016 г.
N 757-ПП, от 12.01.2023 №15-ПП, от 30.03.2023 №224-ПП ).
Методические рекомендации по совершенствованию процесса
реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур
и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной
культуры
народов
России»,
подготовленные
Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо от
19.01.2018 № 08-96).
Программа развития МАОУ СОШ №10;
Образовательная программа МАОУ СОШ №10;
Устав МАОУ СОШ №10

Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №8 (далее – СанПиН 2.4.3648-20), СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» от 10.07.2015 № 26.
3

Учебный план МАОУ СОШ №10 составлен в целях реализации
государственной образовательной политики, исходя из СанПиН 2.4.3648-20,
СанПиН 2.4.2.3286-15 конкретных условий; создания условий для
повышения качества результата образования и достижений обучающихся.
Для организации дифференцированного подхода к учащимся, решения
задач личностно ориентированного обучения школа использует различные
формы внеурочной работы.
Реализация образовательных программ организуется с использованием
учебников, из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального образования;
использованием учебных пособий, выпущенных организациями, входящими
в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального образования.
Вариативные учебные предметы, использующиеся в образовательном
процессе, имеют программу (рекомендованную к использованию или
авторскую) и обеспечены учебниками из числа входящих в федеральный
перечень или учебными пособиями, выпущенными организациями,
входящими в перечень (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699).
Структура и перечень учебных предметов федерального базисного
учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации в
Учебном плане МАОУ СОШ №10 сохранены.
Режим функционирования.
В МАОУ СОШ №10 реализует обучение по адаптированной
образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Вариант 5.2, I отделение предполагает, что обучающиеся с ТНР получает
образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием
сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, находясь в среде
сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными
потребностями (в отдельном классе).
Реализация содержания АООП НОО с ТНР вариант 5.2. осуществляется
в пролонгированные сроки: за счет введения 1 дополнительного класса - 5
лет. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи
реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В учебном плане учтены организационно-педагогические условия в
соответствии с Календарным учебным графиком.
Учебный год в школе начинается 1 сентября. В первом
(дополнительном) и первом классах продолжительность учебного года
составляет 33 недели, во 2-4х классах – 34 недели. Учебный год разбит на 4
четверти. В течение года предусмотрены осенние, зимние, весенние и летние
каникулы. Для обучающихся в первом (дополнительном) и первом классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Режим занятий для обучающихся устанавливается следующий:
- начало занятий - 8.00;
4

- продолжительность урока – 40 минут;
- продолжительность перемены - 10 минут для отдыха обучающихся и
20 минут - для питания.
Учебные занятия для обучающихся с ТНР организуются в первую смену
по 5-ти дневной учебной неделе.
Для предупреждения переутомления и удовлетворения биологической
потребности в движении для обучающихся с ТНР и ежедневно организуется
динамическая пауза на воздухе, на которой большая часть времени отводится
на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на
спортплощадке.
Библиотечный фонд образовательного учреждения при реализации
основной образовательной программы начального общего образования
укомплектован
печатными
и
электронными
информационнообразовательными ресурсами по всем предметам учебного плана:
учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями
(частично), являющимися их составной частью, учебно-методической
литературой и материалами, дополнительной литературой.
Освоение образовательных программ начального общего образования
сопровождается проведением текущей и промежуточной аттестации.
Текущая и промежуточная аттестации, определяемые Учебным планом
МАОУ СОШ №10, реализуются в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся с ТНР.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету
с учетом его специфики в следующих формах:
- письменная проверка – контрольные, практические, лабораторные,
творческие работы, диктанты, сочинения, изложения, тестовые работы и
иные
формы,
предусмотренные
образовательными
программами
соответствующих уровней;
- устная проверка - собеседование, защита реферата, проектной
деятельности и иные формы, предусмотренные образовательными
программами соответствующих уровней;
- комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм
проверок.
Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного
оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Особенности учебного плана
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
В обязательной части учебного плана определен состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые реализуются в
начальной школе, реализующей основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение
по классам обучения.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации
содержания предметных областей.
5

Предметные
Основные задачи реализации содержания
области
Русский язык и Формирование первоначальных представлений о единстве
литературное
и многообразии языкового и культурного пространства
чтение
России, о языке как основе национального самопознания.
Развитие диалогической и монологической устной и
письменной
речи,
коммуникативных
умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Математика
Развитие
математической
речи,
логического
и
и информатика
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных
представлений
о
компьютерной
грамотности.
Обществознание Формирование уважительного отношения к семье,
и
населённому пункту, региону, России, истории, культуре,
естествознание природе нашей страны, её современной жизни. Осознания
(Окружающий
ценности, целостности и многообразия окружающего
мир)
мира, своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции
для
обеспечения
эффективного
и
безопасного
взаимодействия в социуме.
Основы
Воспитание способности к духовному развитию,
религиозных
нравственному
совершенствованию.
Формирование
культур
и первоначальных представлений о светской этике, об
светской этики
отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России.
Искусство
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению
в творческих работах своего отношения к окружающему
миру.
Технология
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического
решения
прикладных
задач
с
использованием знаний, полученных при изучении других
учебных предметов, формирование первоначального
опыта практической преобразовательной деятельности.
Физическая
Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
культура
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

6

В учебный план 4 класса включен учебный предмет «Основы
религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) час в неделю (всего
34 часа).
Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у
обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений. Учебный предмет является светским. Сведения об истоках
традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и
результатов научных исследований.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования
Свердловской области и сохранения жизни и здоровья детей предмет
«Культура безопасности жизнедеятельности» реализуется через классные
часы, отдельные темы курса интегрированы в предмет «Окружающий мир».
Специфика образовательной деятельности предполагает: коррекцию и
компенсацию различных проявлений речевого дефекта (нарушения
звукопроизношения,
несформированности
фонематического
слуха,
аграмматизма, нарушений чтения и письма и др.), сопутствующих
нарушений,
двигательных
функций
(нарушения
познавательной
деятельности, внимания, памяти, словесно-логического мышления, неумение
ориентироваться в ситуации общения, трудности речевой коммуникации,
нарушения мелкой моторики); формирование у обучающихся с ТНР навыков
фонетически правильной разговорной речи, расширения лексического запаса,
развития устной разговорной и письменной литературной речи.
Содержание программы определяется реализуемой образовательной
системой "Школа России", использованием УМК "Школа России".
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, использована на увеличение количества часов в неделю на
изучение учебного предмета «Обучение грамоте» - 9 часов в неделю (4 часаобучение чтению и 5 часов – обучение письму) и «Русский язык» (1 класс)- 5
часов в неделю.
Целевой установкой курса «Обучение грамоте» является формирование
первоначальных навыков чтения и письма, а также обеспечение базовой
подготовки к овладению основными принципами русской орфографии и их
реализации в процессе самостоятельной письменной речи. На начальном
этапе обучения грамоте урок может быть смешанным (чтение и письмо). По
мере усвоения обучающимися букв проводятся отдельно уроки чтения и
уроки письма.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, отводится на реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся и представлена следующими дисциплинами: «Подвижные
игры», « Иностранный язык», «Информатика».
7

Курс «Подвижные игры» направлен на формирование, сохранение и
укрепления здоровья младших школьников, является одним из важных
средств всестороннего воспитания детей с ТНР.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на
достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на
все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется
физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые
ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в
организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре
неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать
приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются
наиболее благоприятные условия для развития физических качеств
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для
обучающихся с ТНР обязательной частью учебного плана не
предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный
язык» в рамках предметной области «Иностранный язык». В тоже время
изучение иностранного языка обеспечивает подготовку обучающихся для
продолжения образования на следующем уровне образования, развитие
учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной
осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в
основных видах речевой деятельности. Поэтому часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, по запросу
родителей (законных представителей) обучающихся, речевые и психические
возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета
использована на изучение со второго класса учебного предмета «Иностраный
язык» (английский) - 2 часа в неделю
Курс «Информатика» призван познакомить школьников с основными
свойствами информации, научить приемам организации информации и
планирования деятельности, в частности учебной, при решении
поставленных задач; дать первоначальное представление о компьютере и
современных информационных и коммуникационных технологиях; дать
представления о современном информационном обществе, информационной
безопасности личности и государства. Курс направлен на развитие
логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечения
первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Для класса детей с ТНР вариативная часть учебного плана формируется
участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на
внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую область.
Коррекционно-развивающая область включает часы следующих
коррекционных курсов: «Произношение», «Логопедическая ритмика» и
«Развитие речи».
Основными задачами коррекционного курса «Произношение»
являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной
речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,
8

речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма,
слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К.
Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех
звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского
языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта
(параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма,
паузации, интонации, логического ударения).
Логопедическая ритмика представляет активную технологию,
реализующуюся в структуре коррекционно-логопедического воздействия по
устранению нарушений речи. Логопедическая ритмика играет существенную
роль как в коррекции нарушений речи, так и в развитии естественных
движений обучающихся с ТНР. Содержательной основой логопедической
ритмики является взаимосвязь речи, движения и музыки.
Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика - преодоление
нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений
координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового
анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными
предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное
формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На
уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах
общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются
наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой
действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и
монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного
запаса и практическое овладение основными закономерностями
грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена
на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой
деятельности,
формирование
языковых
обобщений,
правильное
использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
Главной целью работы по развитию речи является формирование и
систематическое совершенствование полноценных языковых средств
общения и мышления у обучающихся с ТНР.
В структуру коррекционно-развивающей области включаются
индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции
речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и
творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические
занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота
посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в
неделю.
Подгрупповые логопедические занятия с 2-4 обучающимися составляют
20-25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не
менее 2 раз в неделю. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую
9

область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в
объеме не менее 5 часов), и являются обязательными.
Логопедические занятия проводится вне сетки уроков. Их цель преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на
уроках федерального компонента. Эти занятия проводятся с одним учащимся
в течение 15 минут, группой (2-4 учащихся) в течение 20-25 минут.
Недельный учебный план начального общего образования обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)
(I отделение)
Предмет
ные
области

Учебные предметы Количество часов в неделю по
классам
Всего
I Допол
нитель
ный

I

II

III IV

Буква После
рный буквар
период
ный
период

Обязательная часть
Русский язык

-

-

5*

4

4

4

16

9*

9*

-

-

-

-

14

-

-

4

4

4

4

16

Математика Математика
и
информатик
а

4

4

4

4

4

4

24

Обществозна Окружающий мир
ние
и
естествознан
ие

2

2

2

2

2

2

12

Основы
Основы религиозных
религиозных культур и светской
культур
и этики.
светской
этики

-

-

-

-

-

1

1

Изобразительная
деятельность

1

1

1

1

1

1

6

Музыка

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

6

Филология

Обучение грамоте
Литературное чтение

Искусство

Технология Технология

10

Физическая Физическая культура
культура

2

2

2

2

2

2

12

Итого

20

20

20

19

19

20

113

Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений

1

1

1

4

4

3

19

Подвижные игры

1

1

1

1

1

Иностранный язык

2

2

2

6

Информатика

1

1

1

3

23

23

23 111

Максимально
допустимая
недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекцион Коррекционные
нокурсы
развивающ
ая область

21

21

5

Количество часов в неделю по
классам
I
допол
нитель
ный

I

II

III

IV

Всего

Произношение

2

1

-

-

-

3

Развитие речи

2

2

2

2

2

10

Логопедическая
ритмика

1

1

1

1

1

5

Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа

2

2

2

2

2

10

Итого (коррекционноразвивающая область)

7

6

5

5

5

28

*Так как процесс формирования умений и навыков у обучающихся с ТНР
происходит медленнее, количество часов, отведённых на изучение
учебных предметов «Обучение грамоте» (1 дополнительный и 1 класс)
увеличено на 2 часа и «Русский язык» (1 класс) на 1 час за счёт часов
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».