Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов» ГО Первоуральск Пояснительная записка. Учебный план МАОУ СОШ №10 является нормативным документом, определяющим структуру и содержание педагогического процесса образовательного учреждения, отвечает всем требованиям, предъявляемым к содержанию образования, соблюдает преемственность в распределении часов на изучение предметов по уровням образования, регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов в каждом классе. Учебный план является разделом Основной образовательной программы и разработан с учетом требований нормативно – правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ); 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 (с изменениями Приказ Минпросвещения России от 05.12.2022 №1063); 5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №8 (далее – СанПиН 2.4.3648-20); 6. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858. 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». 2 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018 №08-96 «О методических рекомендациях» (по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"). Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (с изменениями от 22 ноября 2022 года). Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 N 270-ПП «Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 № 57-ПП, от 27 октября 2016 г. N 757-ПП, от 12.01.2023 №15-ПП, от 30.03.2023 №224-ПП ). Методические рекомендации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России», подготовленные Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо от 19.01.2018 № 08-96). Программа развития МАОУ СОШ №10; Образовательная программа МАОУ СОШ №10; Устав МАОУ СОШ №10 Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №8 (далее – СанПиН 2.4.3648-20), СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.07.2015 № 26. 3 Учебный план МАОУ СОШ №10 составлен в целях реализации государственной образовательной политики, исходя из СанПиН 2.4.3648-20, СанПиН 2.4.2.3286-15 конкретных условий; создания условий для повышения качества результата образования и достижений обучающихся. Для организации дифференцированного подхода к учащимся, решения задач личностно ориентированного обучения школа использует различные формы внеурочной работы. Реализация образовательных программ организуется с использованием учебников, из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального образования; использованием учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального образования. Вариативные учебные предметы, использующиеся в образовательном процессе, имеют программу (рекомендованную к использованию или авторскую) и обеспечены учебниками из числа входящих в федеральный перечень или учебными пособиями, выпущенными организациями, входящими в перечень (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699). Структура и перечень учебных предметов федерального базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации в Учебном плане МАОУ СОШ №10 сохранены. Режим функционирования. В МАОУ СОШ №10 реализует обучение по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Вариант 5.2, I отделение предполагает, что обучающиеся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями (в отдельном классе). Реализация содержания АООП НОО с ТНР вариант 5.2. осуществляется в пролонгированные сроки: за счет введения 1 дополнительного класса - 5 лет. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В учебном плане учтены организационно-педагогические условия в соответствии с Календарным учебным графиком. Учебный год в школе начинается 1 сентября. В первом (дополнительном) и первом классах продолжительность учебного года составляет 33 недели, во 2-4х классах – 34 недели. Учебный год разбит на 4 четверти. В течение года предусмотрены осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Для обучающихся в первом (дополнительном) и первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Режим занятий для обучающихся устанавливается следующий: - начало занятий - 8.00; 4 - продолжительность урока – 40 минут; - продолжительность перемены - 10 минут для отдыха обучающихся и 20 минут - для питания. Учебные занятия для обучающихся с ТНР организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе. Для предупреждения переутомления и удовлетворения биологической потребности в движении для обучающихся с ТНР и ежедневно организуется динамическая пауза на воздухе, на которой большая часть времени отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке. Библиотечный фонд образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы начального общего образования укомплектован печатными и электронными информационнообразовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями (частично), являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой. Освоение образовательных программ начального общего образования сопровождается проведением текущей и промежуточной аттестации. Текущая и промежуточная аттестации, определяемые Учебным планом МАОУ СОШ №10, реализуются в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ТНР. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету с учетом его специфики в следующих формах: - письменная проверка – контрольные, практические, лабораторные, творческие работы, диктанты, сочинения, изложения, тестовые работы и иные формы, предусмотренные образовательными программами соответствующих уровней; - устная проверка - собеседование, защита реферата, проектной деятельности и иные формы, предусмотренные образовательными программами соответствующих уровней; - комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок. Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Особенности учебного плана Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В обязательной части учебного плана определен состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализуются в начальной школе, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей. 5 Предметные Основные задачи реализации содержания области Русский язык и Формирование первоначальных представлений о единстве литературное и многообразии языкового и культурного пространства чтение России, о языке как основе национального самопознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Математика Развитие математической речи, логического и и информатика алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Обществознание Формирование уважительного отношения к семье, и населённому пункту, региону, России, истории, культуре, естествознание природе нашей страны, её современной жизни. Осознания (Окружающий ценности, целостности и многообразия окружающего мир) мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Основы Воспитание способности к духовному развитию, религиозных нравственному совершенствованию. Формирование культур и первоначальных представлений о светской этике, об светской этики отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Физическая Укрепление здоровья, содействие гармоничному культура физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. 6 В учебный план 4 класса включен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) час в неделю (всего 34 часа). Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. В соответствии с рекомендациями Министерства образования Свердловской области и сохранения жизни и здоровья детей предмет «Культура безопасности жизнедеятельности» реализуется через классные часы, отдельные темы курса интегрированы в предмет «Окружающий мир». Специфика образовательной деятельности предполагает: коррекцию и компенсацию различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, несформированности фонематического слуха, аграмматизма, нарушений чтения и письма и др.), сопутствующих нарушений, двигательных функций (нарушения познавательной деятельности, внимания, памяти, словесно-логического мышления, неумение ориентироваться в ситуации общения, трудности речевой коммуникации, нарушения мелкой моторики); формирование у обучающихся с ТНР навыков фонетически правильной разговорной речи, расширения лексического запаса, развития устной разговорной и письменной литературной речи. Содержание программы определяется реализуемой образовательной системой "Школа России", использованием УМК "Школа России". Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, использована на увеличение количества часов в неделю на изучение учебного предмета «Обучение грамоте» - 9 часов в неделю (4 часаобучение чтению и 5 часов – обучение письму) и «Русский язык» (1 класс)- 5 часов в неделю. Целевой установкой курса «Обучение грамоте» является формирование первоначальных навыков чтения и письма, а также обеспечение базовой подготовки к овладению основными принципами русской орфографии и их реализации в процессе самостоятельной письменной речи. На начальном этапе обучения грамоте урок может быть смешанным (чтение и письмо). По мере усвоения обучающимися букв проводятся отдельно уроки чтения и уроки письма. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, отводится на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и представлена следующими дисциплинами: «Подвижные игры», « Иностранный язык», «Информатика». 7 Курс «Подвижные игры» направлен на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, является одним из важных средств всестороннего воспитания детей с ТНР. Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык» в рамках предметной области «Иностранный язык». В тоже время изучение иностранного языка обеспечивает подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне образования, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, по запросу родителей (законных представителей) обучающихся, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета использована на изучение со второго класса учебного предмета «Иностраный язык» (английский) - 2 часа в неделю Курс «Информатика» призван познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. Курс направлен на развитие логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечения первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Для класса детей с ТНР вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую область. Коррекционно-развивающая область включает часы следующих коррекционных курсов: «Произношение», «Логопедическая ритмика» и «Развитие речи». Основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются: - развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, 8 речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской); - обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова); - коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; - формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения). Логопедическая ритмика представляет активную технологию, реализующуюся в структуре коррекционно-логопедического воздействия по устранению нарушений речи. Логопедическая ритмика играет существенную роль как в коррекции нарушений речи, так и в развитии естественных движений обучающихся с ТНР. Содержательной основой логопедической ритмики является взаимосвязь речи, движения и музыки. Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика - преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи. Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Главной целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ТНР. В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2-4 обучающимися составляют 20-25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в неделю. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую 9 область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Логопедические занятия проводится вне сетки уроков. Их цель преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на уроках федерального компонента. Эти занятия проводятся с одним учащимся в течение 15 минут, группой (2-4 учащихся) в течение 20-25 минут. Недельный учебный план начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) (I отделение) Предмет ные области Учебные предметы Количество часов в неделю по классам Всего I Допол нитель ный I II III IV Буква После рный буквар период ный период Обязательная часть Русский язык - - 5* 4 4 4 16 9* 9* - - - - 14 - - 4 4 4 4 16 Математика Математика и информатик а 4 4 4 4 4 4 24 Обществозна Окружающий мир ние и естествознан ие 2 2 2 2 2 2 12 Основы Основы религиозных религиозных культур и светской культур и этики. светской этики - - - - - 1 1 Изобразительная деятельность 1 1 1 1 1 1 6 Музыка 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 Филология Обучение грамоте Литературное чтение Искусство Технология Технология 10 Физическая Физическая культура культура 2 2 2 2 2 2 12 Итого 20 20 20 19 19 20 113 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 1 4 4 3 19 Подвижные игры 1 1 1 1 1 Иностранный язык 2 2 2 6 Информатика 1 1 1 3 23 23 23 111 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Коррекцион Коррекционные нокурсы развивающ ая область 21 21 5 Количество часов в неделю по классам I допол нитель ный I II III IV Всего Произношение 2 1 - - - 3 Развитие речи 2 2 2 2 2 10 Логопедическая ритмика 1 1 1 1 1 5 Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа 2 2 2 2 2 10 Итого (коррекционноразвивающая область) 7 6 5 5 5 28 *Так как процесс формирования умений и навыков у обучающихся с ТНР происходит медленнее, количество часов, отведённых на изучение учебных предметов «Обучение грамоте» (1 дополнительный и 1 класс) увеличено на 2 часа и «Русский язык» (1 класс) на 1 час за счёт часов учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. 11