Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Учебный план начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов» ГО Первоуральск Пояснительная записка. Учебный план МАОУ СОШ №10 является нормативным документом, определяющим структуру и содержание педагогического процесса образовательного учреждения, отвечает всем требованиям, предъявляемым к содержанию образования, соблюдает преемственность в распределении часов на изучение предметов по уровням образования, регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов в каждом классе. Учебный план является разделом Основной образовательной программы и разработан с учетом требований нормативно – правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального общего образования). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 №992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 (с изменениями Приказ Минпросвещения России от 05.12.2022 №1063); 5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №8 (далее – СанПиН 2.4.3648-20); 6. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858. 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». 2 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях» (по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"). Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (с изменениями от 22 ноября 2022 года). Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 N 270-ПП «Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 № 57-ПП, от 27 октября 2016 г. N 757-ПП, от 12.01.2023 №15-ПП, от 30.03.2023 №224-ПП ). Методические рекомендации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России», подготовленные Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо от 19.01.2018 № 08-96). Программа развития МАОУ СОШ №10; Образовательная программа МАОУ СОШ №10; Устав МАОУ СОШ №10 Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №8 (далее СанПиН 2.4.3648-20), СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.07.2015 № 26 и предусматривает 4-летний 3 нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I – IV классов. Учебный план МАОУ СОШ №10 составлен в целях реализации государственной образовательной политики, исходя из СанПиН 2.4.3648-20, СанПиН 2.4.2.3286-15 конкретных условий; создания условий для повышения качества результата образования и достижений обучающихся. Для организации дифференцированного подхода к учащимся, решения задач личностно ориентированного обучения школа использует различные формы внеурочной работы. Реализация образовательных программ организуется с использованием учебников, из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального образования; использованием учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального образования. Вариативные учебные предметы, использующиеся в образовательном процессе, имеют программу (рекомендованную к использованию или авторскую) и обеспечены учебниками из числа входящих в федеральный перечень или учебными пособиями, выпущенными организациями, входящими в перечень (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699). В структуре учебного плана выделяются классы с углубленным изучением русского языка: 2А, 3А, 4А. В данных классах наряду с общеобразовательными программами начального общего образования реализуются общеобразовательные программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по русскому языку. Что позволяет максимально обеспечить возможности самоопределения личности, а также удовлетворить запросы родителей и потребности учащихся, желающих по особой программе, на высоком уровне изучать русский язык с целью успешной социализации в современных экономических условиях. В остальных классах образовательной организации идея углубленного изучения русского языка поддерживается через внеурочные формы. Доминирующим аспектом изучения является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся средствами русского языка. Структура и перечень учебных предметов федерального базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации в Учебном плане МАОУ СОШ №10 сохранены. Режим функционирования. В учебном плане учтены организационно-педагогические условия в соответствии с Календарным учебным графиком. Учебный год в школе начинается 1 сентября. Согласно календарного учебного графика продолжительность учебного года на всех уровнях общего образования составляет 34 недели, без учета государственной итоговой аттестации. В первом классе продолжительность учебного года составляет 33 недели. Учебный год разбит на 4 четверти. В течение года предусмотрены 4 осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Режим занятий обучающихся устанавливается следующий: - начало занятий - 8.00; - продолжительность урока – 40 минут; для обучающихся 1 класса - в первом полугодии - 35 минут; - продолжительность перемены - 10 минут для отдыха обучающихся и 20 минут - для питания; Учебные занятия организованы в две смены. Программы внеурочной деятельности и дополнительного образования для учащихся первой смены реализуются во второй половине учебного дня, для учащихся второй смены до учебных занятий, в первой половине дня. В школе установлена шестидневная рабочая неделя для учащихся 2-4 классов, в 1-х классах – пятидневная учебная неделя Библиотечный фонд образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы начального общего образования укомплектован печатными и электронными информационнообразовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями (частично), являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой. Освоение образовательных программ начального общего образования сопровождается проведением текущей и промежуточной аттестации, завершается обязательными Всероссийскими проверочными работами. Текущая и промежуточная аттестации, определяемые Учебным планом МАОУ СОШ №10, реализуются в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ №10. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету с учетом его специфики в следующих формах: - письменная проверка – контрольные, практические, лабораторные, творческие работы, диктанты, сочинения, изложения, тестовые работы и иные формы, предусмотренные образовательными программами соответствующих уровней; - устная проверка - собеседование, защита реферата, проектной деятельности и иные формы, предусмотренные образовательными программами соответствующих уровней; - комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок. Особенности учебного плана Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В обязательной части учебного плана определен состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализуются в начальной школе, реализующей основную образовательную программу 5 начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей. Предметные Основные задачи реализации содержания области Русский язык и Формирование первоначальных представлений о литературное единстве и многообразии языкового и культурного чтение пространства России, о языке как основе национального самопознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Математика Развитие математической речи, логического и и информатика алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Иностранный Формирование дружелюбного отношения и язык толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Обществознание Формирование уважительного отношения к семье, и естествознание населённому пункту, региону, России, истории, культуре, (Окружающий природе нашей страны, её современной жизни. мир) Осознания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Основы Воспитание способности к духовному развитию, религиозных нравственному совершенствованию. Формирование культур и первоначальных представлений о светской этике, об светской этики отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. 6 Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Физическая Укрепление здоровья, содействие гармоничному культура физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. В учебный план 4 класса включен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) час в неделю (всего 34 часа). Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. В соответствии с рекомендациями Министерства образования Свердловской области и сохранения жизни и здоровья детей предмет «Культура безопасности жизнедеятельности» реализуется через классные часы, отдельные темы курса интегрированы в предмет «Окружающий мир». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, отводится на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и представлена следующими дисциплинами: «Занимательная грамматика», «Внеклассное чтение», «Решение нестандартных задач», «Информатика». Они вносят существенный вклад в формирование метапредметных умений и навыков, активизируют самостоятельную познавательную деятельность младших школьников, позволяют более успешно выстроить личную образовательную траекторию. Цель курса «Занимательная грамматика»: расширение, углубление у младших школьников знаний по русскому языку, демонстрация учащимся представления о том, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку. Содержание программы курса ориентировано на развитие речи обучающихся, коммуникативных умений. В основе обучения лежит коммуникация, общение, поэтому как инновационный, практико-ориентированный курс 7 помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне. Преподавание ориентировано на осуществление системно деятельностного подхода как основного способа получения знаний и развития коммуникативных умений Курс «Внеклассное чтение» нацелен обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного; расширение знаний о литературных произведениях; развитие интереса к художественной книге; развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения; ознакомление с творчеством современных авторов; формирование информационной культуры личности учащихся. Причем особую роль играет коллективное осмысление прочитанного, на что, в конечном итоге, и нацелены уроки внеклассного чтения. Курс «Решение нестандартных задач» дает возможность учащимся ознакомиться с вопросами математики, выходящими за рамки основной образовательной программы начального общего образования, расширить целостное представление о данной науке, позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Цель курса – развитие математических способностей учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепляет интерес учащихся к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Обучающиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей. Курс «Информатика» призван познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. Курс направлен на развитие логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечения первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Достижения учащихся по факультативным курсам оцениваются без отметок, дается качественная характеристика образовательных достижений. Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана, не превышает величину недельной образовательной нагрузки. Во 2-4 классах часть образовательных программ реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий. 8 Использование дистанционных образовательных технологий способствует формированию у учащихся метапредметных умений: 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей, схем решения учебных и практических задач; 3) активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач; 4) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; 5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, 6) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. в) формирования и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. 9 Учебный план Начальное общее образование Предметные области Учебные предметы Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознан ие (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство количество часов в неделю 1А,Б.В общеобразовательный 2В общеобразовательный 2Б общеобразовательный 3В общеобразовательный 3Б общеобразовательный 5 2А с углублённым изучением русского языка 6 4В общеобразовательный 4Б общеобразовательный 4А с углублённым изучением русского языка 5 3А с углублённым изучением русского языка 6 5 5 5 5 5 6 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 - 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 - - - - - - - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 21 23 3 23 3 24 2 23 3 23 3 24 2 24 2 24 2 25 1 Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Технология Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Занимательная грамматика Внеклассное чтение Информатика Решение нестандартных задач Максимально допустимая учебная нагрузка 1 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 26 26 26 26 26 26 26 26 В 1А классе проводится пропедевтика умений и навыков, связанных с речевой (коммуникативной) и языковой компетентностью через внеурочную деятельность, для более быстрого вхождения в углублённое изучение русского языка в дальнейшем. 10 Годовой учебный план Начальное общее образование Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознан ие (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Учебные предметы количество часов в неделю 1А,Б.В общеобразовательный 2В общеобразовательный 2Б общеобразовательный 3В общеобразовательный 3Б общеобразовательный 170 2А с углублённым изучением русского языка 204 Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика 165 170 170 132 136 136 136 - 68 68 132 136 Окружающий мир 66 Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательных отношений Занимательная грамматика Внеклассное чтение Информатика Решение нестандартных задач Максимально допустимая учебная нагрузка 4В общеобразовательный 4Б общеобразовательный 4А с углублённым изучением русского языка 170 3А с углублённым изучением русского языка 204 170 170 204 136 136 136 136 136 136 68 68 68 68 68 68 68 136 136 136 136 136 136 136 136 68 68 68 68 68 68 68 68 68 - - - - - - - 34 34 34 33 33 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 33 99 34 102 34 102 34 102 34 102 34 102 34 102 34 102 34 102 34 102 693 748 748 782 748 748 782 782 782 816 136 136 102 136 136 102 102 102 68 34 693 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 884 884 884 884 884 884 884 884 884 11