Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Учебный план основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов» 8-9 классы 2023 – 2024 учебный год ГО Первоуральск Пояснительная записка. Учебный план основного общего образования МАОУ СОШ №10 является нормативным документом, определяющим структуру и содержание педагогического процесса образовательного учреждения, отвечает всем требованиям, предъявляемым к содержанию образования, соблюдает преемственность в распределении часов на изучение предметов, регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов в каждом классе. Учебный план составлен на основании следующих документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577). 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 (с изменениями Приказ Минпросвещения России от 05.12.2022 №1063); 4. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №8 (далее – СанПиН 2.4.3648-20); 5. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858. 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». 8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; 9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях» (по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"). 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2018 № 08-1214 «Об изучении второго иностранного языка в соответствие с ФГОС»; 11. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»; 12. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 размещена в реестре примерных основных общеобразовательных); 13. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (с изменениями от 22 ноября 2022 года). 2 Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; 15. Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 N 270-ПП «Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 № 57-ПП, от 27 октября 2016 г. N 757-ПП, от 12.01.2023 №15-ПП, от 30.03.2023 №224-ПП ). 16. Методические рекомендации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», подготовленные Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо от 19.01.2018 № 08-96). 17. Программа развития МАОУ СОШ №10; 18. Образовательная программа МАОУ СОШ №10; 19. Устав МАОУ СОШ №10 Учебный план ООО обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и предусматривает 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V – IX классов. Учебный план МАОУ СОШ №10 составлен в целях реализации государственной образовательной политики, исходя из СанПиН 2.4.3648-20 конкретных условий; создания условий для повышения качества результата образования и достижений обучающихся. Для организации дифференцированного подхода к учащимся, решения задач личностно ориентированного обучения школа использует различные формы внеурочной работы. Реализация образовательных программ организуется с использованием учебников, из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования; использованием учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования. Вариативные учебные предметы, использующиеся в образовательном процессе, имеют программу (рекомендованную к использованию или авторскую) и обеспечены учебниками из числа входящих в федеральный перечень или учебными пособиями, выпущенными организациями, входящими в перечень. В структуре учебного плана выделяются классы с углубленным изучением русского языка: 8А, 9А. В данных классах наряду с общеобразовательными программами основного общего образования реализуются общеобразовательные программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по русскому языку. Что позволяет максимально обеспечить возможности самоопределения личности, а также удовлетворить запросы родителей и потребности учащихся, желающих по особой программе, на высоком уровне изучать русский язык с целью успешной социализации в современных экономических условиях. В остальных классах образовательной организации идея углубленного изучения русского языка поддерживается через факультативные, элективные курсы, а также через внеурочные формы. Доминирующим аспектом изучения является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся средствами русского языка. 14. 3 В учебном плане учтены организационно-педагогические условия в соответствии с Календарным учебным графиком. Учебный год в школе начинается 1 сентября. Согласно календарного учебного графика на 2023 - 2024 учебный год, продолжительность учебного года на всех уровнях общего образования составляет 34 недели, без учета государственной итоговой аттестации. Для учащихся основной школы учебный год разбит на 4 четверти. В течение года предусмотрены осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Режим занятий, обучающихся устанавливается следующий: - начало занятий – 08.00; - продолжительность урока – 40 минут; - продолжительность перемены – 10 минут для отдыха обучающихся и 20 минут для питания. Учебные занятия в 2023-2024 учебном году организованы в две смены. Во второй смене в течение учебного года не обучаются учащиеся 9-х классов. Программы внеурочной деятельности и дополнительного образования для учащихся первой смены реализуются во второй половине учебного дня, для учащихся второй смены - до учебных занятий, в первой половине дня. В школе установлена шестидневная рабочая неделя для учащихся 8-9 классов. Деление на две группы осуществляется при проведении учебных занятий по предмету «Иностранный язык» в 8-9 классах. Библиотечный фонд образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы общего укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями (частично), являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой. Освоение образовательных программ основного общего образования сопровождается проведением текущей и промежуточной аттестации, завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Текущая и промежуточная аттестации, определяемые Учебным планом МАОУ СОШ №10, реализуются в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ №10. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету с учетом его специфики в следующих формах: - письменная проверка – контрольные, практические, лабораторные, творческие работы, диктанты, сочинения, изложения, тестовые работы и иные формы, предусмотренные образовательными программами соответствующих уровней; - устная проверка - собеседование, защита реферата, проектной деятельности и иные формы, предусмотренные образовательными программами соответствующих уровней; - комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок. Учебный план для 8 - 9 классов образовательного учреждения реализует образовательную программу основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам. В соответствии с нормативными документами учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана не превышает величину максимально допустимой недельной нагрузки. В обязательной части учебного плана представлены все учебные предметы обязательных предметных областей образовательной программы. Предметные Основные задачи реализации содержания области Русский язык и включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой литература культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской 4 Федерации, языку межнационального общения народов России; осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; приобщение к российскому литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Родной язык и воспитание ценностного отношения к родному языку и родной родная литература литературе как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Иностранные языки приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Математика и осознание значения математики и информатики в повседневной информатика жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, 5 позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. развитие логического и математического мышления, формирование представлений о математических моделях; овладение математическими рассуждениями; обучение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладение умениями решения учебных задач; развитие математической интуиции; получение представлений об основных информационных процессах в реальных ситуациях. ОбщественноФормирование у обучающего комплекса знаний об обществе и научные предметы человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества, при этом задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной. ЕстественноФормирование в сознании школьников естественно-научной научные предметы картины мира, создание у школьника отчетливых представлений о роли естественных наук в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества. Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, развитие опыта практической преобразовательной деятельности Физическая Укрепление здоровья. Формирование установки на сохранение и культура и основы укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа безопасности жизни. жизнедеятельности Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Основы Знание основных норм морали, культурных традиций России, духовноформирование представлений об исторической роли традиционных нравственной религий и гражданского общества в становлении российской культуры народов государственности. России Учебный предметы «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература», изучаются в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка и литературы как родного в соответствии с ФГОС ООО. Объем учебного времени, выделяемого на изучение данных предметов: 0,5 часа по каждому предмету. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива ОО. Время, отводимое на данную часть учебного плана, частично использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части. Для учащихся 8 - 9 классов, по результатам диагностики на предмет изучения образовательного запроса, в части, формируемой участниками образовательных отношений, предлагаются следующие факультативные и элективные курсы «Основы функциональной грамотности», «Физика для увлеченных», «Квадратный трёхчлен и его приложения», «Модуль», «Избранные задачи по планиметрии», «Основы финансовой грамотности», «Самый простой способ решения непростых неравенств». Курсы математической направленности «Квадратный трёхчлен и его приложения», «Модуль», «Избранные задачи по планиметрии», «Самый простой способ решения непростых неравенств» дополняют и расширяют программу курса математика и направлены на повышение уровня понимания и практической подготовки в вопросах математики, а также систематизацию знаний, углубление отдельных разделов основного курса и предусматривают изучение нестандартного метода решения задач. 6 Курсы «Основы финансовой грамотности», «Физика для увлеченных», «Функциональная грамотность» расширяют кругозор школьников, оказывают помощь в выборе профиля дальнейшего образования. Развивают и укрепляют интерес к предмету, помогают овладевать измерительными и экспериментальными умениями. Курс «Функциональная грамотность» направлен на формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Курс «Основы финансовой грамотности» позволяет учащимся познакомиться с азами финансовой грамотности, сформировать навыки работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучить основы финансовой арифметики; назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся. Предметная область «Искусство» в 8 классах представлена отдельными учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство» («Музыка» - 34 часа в год и «Изобразительное искусство» - 34 часа в год). В 9А классе МАОУ СОШ №10 изучается второй иностранный язык (немецкий) что способствует приобщению к культурному наследию Германии, осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом; формированию коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации. В 9Б, 9В классах второй иностранный язык (немецкий) изучался в 5-7 классах. Учебный план 8-9 классов обогащается планом внеурочной деятельности. Возможности учебного плана 8-9 классов расширяются за счет задействования образовательного пространства, включающего: - внеклассную работу по предметам, организуемую через предметные недели и др., - набор программ дополнительного образования к общему образованию, формируемый по согласованию с родителями учащихся на основе имеющихся образовательных запросов школьников; - участие в школьных, городских, региональных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, играх и программах; - участие учащихся в школьных проектах различной направленности, проведение исследовательской и проектной деятельности с представлением ее результатов на общешкольной и городской научно-практической конференции. В целях реализации принципов индивидуализации и доступности образования, учебный план школы может содержать индивидуальные учебные планы обучения на дому и может быть дополнен другими индивидуальными планами, по мере поступления запросов родителей о переводе учащихся на индивидуальную, дистанционную или иную доступную в образовательной организации форму обучения. 7 Предметные области Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Основы духовнонравственной культуры народов России** Общественно – научные предметы Естественно – научные предметы Искусство Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельност и Учебные предметы количество часов в неделю 8А 8Б 8В 9А 9Б 9В с углублённым изучением русского языка общеобразовательный общеобразовательный с углублённым изучением русского языка общеобразовательный общеобразовательный Русский язык Литература Родной язык (русский) 4 2 0,5 3 2 0,5 3 2 0,5 4 3 0,5 3 3 0,5 3 3 0,5 Родная литература (русская) Иностранный язык (англ.) Второй иностранный язык (нем.) Математика Алгебра Геометрия Информатика Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская этика История России. Всеобщая история. Обществознание География Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Технология ОБЖ Физическая культура 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3 - 3 - 3 - 3 2 3 - 3 - 3 2 1 - 3 2 1 - 3 2 1 - 3 2 1 - 3 2 1 - 3 2 1 - 2 2 2 3 3 3 1 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 2 3 2 2 - 1 2 3 2 2 - 1 2 3 2 2 - 1 1 3 1 1 3 1 1 3 1 3 1 3 1 3 Итого: 34 33 33 36 33 33 Часть, формируемая участниками 2 3 3 3 3 образовательных отношений Модуль 0,5 0,5 0,5 Квадратный трёхчлен и его приложение 0,5 0,5 0,5 Основы финансовой грамотности 1 1 1 1 1 Функциональная грамотность 1 1 1 Физика для увлеченных 1 Избранные задачи по планиметрии 0,5 0,5 Самый простой способ решения непростых 0,5 0,5 неравенств Максимально допустимая 36 36 36 36 36 36 недельная нагрузка ** в 8-9 классах реализуется темами и блоками в таких учебных курсах, как «История», «Обществознание», «Литература». 8 Предметные области Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Основы духовнонравственной культуры народов России** Общественно – научные предметы Естественно – научные предметы Искусство Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельност и Учебные предметы количество часов в неделю 8А 8Б 8В 9А 9Б 9В с углублённым изучением русского языка общеобразовательный общеобразовательный с углублённым изучением русского языка общеобразовательный общеобразовательный Русский язык Литература Родной язык (русский) 136 68 17 102 68 17 102 68 17 136 102 17 102 102 17 102 102 17 Родная литература (русская) Иностранный язык (англ.) Второй иностранный язык (нем.) Математика Алгебра Геометрия Информатика Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская этика История России. Всеобщая история. Обществознание География Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Технология ОБЖ Физическая культура 17 17 17 17 17 17 102 - 102 - 102 - 102 68 102 - 102 - 102 68 34 - 102 68 34 - 102 68 34 - 102 68 34 - 102 68 34 - 102 68 34 - 68 68 68 102 102 102 34 68 68 68 68 34 34 34 68 68 68 68 34 34 34 68 68 68 68 34 34 34 68 102 68 68 - 34 68 102 68 68 - 34 68 102 68 68 - 34 34 102 34 34 102 34 34 102 34 102 34 102 34 102 Итого: 1156 1122 1122 1224 1122 1122 Часть, формируемая участниками 68 102 102 102 102 образовательных отношений Модуль 17 17 17 Квадратный трёхчлен и его приложение 17 17 17 Основы финансовой грамотности 34 34 34 34 34 Функциональная грамотность 34 34 34 Физика для увлеченных 34 Избранные задачи по планиметрии 17 17 Самый простой способ решения непростых 17 17 неравенств Максимально допустимая 1224 1224 1224 1224 1224 1224 недельная нагрузка ** в 8-9 классах реализуется темами и блоками в таких учебных курсах, как «История», «Обществознание», «Литература». 9