Подвижные игры

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление Образования ГО Первоуральск
МАОУ СОШ № 10

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей
начальных классов

приказом директора
МАОУ СОШ №10

Протокол №1 от «31»
августа 2024 г.

Приказ №286-О от «31»
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6219038)
«Подвижные игры»
для обучающихся 1-4 классов

Первоуральск 2024

Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, требованиями основной образовательной программы начального
общего образования МАОУ СОШ №10.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование,
сохранение и укрепления здоровья младших школьников.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение
конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра —
одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее
особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности
ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное,
эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме,
улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации
приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.В
подвижных играх создаются наиболее благопрятные условия для развития
физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и
притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к
развитию выносливости.Во время игры дети действуют в соответствии с правилами,
которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих
и
способствуют
выработке
взаимопомощи,
коллективизма,
честности,
дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также
преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых
качеств
—
выдержки,
смелости,
решительности,
умения
справляться
сотрицательными эмоциями.В подвижных играх ребенку приходится самому решать,
как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена
условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все
это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества,
сообразительности.Игры помогают ребенку расширять и углублять свои
представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли,
изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о
повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах
передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности
для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются
традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ
жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,
мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и
красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку,
находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их
соревновательный, творческий, коллективный характер.В народных играх много
юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются
неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими

школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою
художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший
неповторимый игровой фольклор.
Цель программы: Создание наиболее благоприятных условий для
формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к
одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической
культурой и здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому
развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к
одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Программа «Подвижные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с
общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у
младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и
активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после
всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям
СанПиН, т. е. 35 минут.
Данная работа начинается с 1класса на доступном младшим школьникам
уровне, преимущественно в виде:
 подвижных игр,
 народных оздоровительных игр,
 прогулок,
 спортивно-оздоровительных часов,
 физкультурных праздников,
 спортивных соревнований.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс —
33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование
следующих умений:

целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;

освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности
принять на себя ответственность;


развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей
на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои
личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Подвижные
игры»
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:

умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои
действия;

планирование общей цели и пути её достижения;

распределение функций и ролей в совместной деятельности;

конструктивное разрешение конфликтов;

осуществление взаимного контроля;

оценка
собственного
поведения
и
поведения
партнёра
и
внесение необходимых коррективов;

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;

адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку
учителей,
товарищей,родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить дополнительную информацию по
содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой
жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои
правила игры на основе знакомых игр;
 устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:

взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация
(в командных видах игры);

адекватно использовать коммуникативные средства для решения
различных коммуникативных задач;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать
им;

учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным
результатом
реализации
программы
внеурочной
деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства
двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное,
эстетическое, интеллектуальное развитие.

двигательная подготовленность как важный компонент здоровья
учащихся;

развитие физических способностей;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

развитие психических и нравственных качеств;

повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия
физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической активности;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами,Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм
деятельности:
 викторины;
 конкурсы;
 ролевые игры;
 выполнение заданий соревновательного характера;
 оценка уровня результатов деятельности (знание, представление,
деятельность по распространению ЗОЖ);
 результативность участия в конкурсных программах и др.
Содержание программы:
Программа включает четыре основных раздела:
. Раздел 1 Современные подвижные игры(33 ч.)
1 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч)
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Тема 4 Профилактика травматизма (4ч)
Тема 5 Нарушение осанки (2ч)
Тема 6 Современные подвижные игры (24ч)
Раздел 2 Старинные подвижные игры(34 ч.)
2 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч)
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Тема 4 Профилактика травматизма (3ч)
Тема 5 Нарушение осанки (2ч)
Тема 6 Старинные подвижные игры. Культура и этикет (26ч)

Раздел 3 Русские народные игры и забавы (34 ч.)
3 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч)
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Тема 4 Профилактика травматизма (3ч)
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Тема 6 Русские народные игры и забавы (27ч)
Раздел 4 Русские игровые традиции (34 ч.)
4 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч)
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Тема 4 Профилактика травматизма (2ч)
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Тема 6 Русские игровые традиции (26ч)
Тематическое планирование
1 класс
«Современные подвижные игры»
Кол.
часов

ПрактиТеори ческие
я
занятия

№

Тема

1

Здоровый образ жизни

1

2

Здоровье в порядке- спасибо зарядке!

1

3

Личная гигиена

1

1

4

Профилактика травматизма

1

1

5

Нарушение осанки

1

1

1

1

1

1
1

6
7

Современные подвижные игры: «Мяч по
кругу»
«Поймай рыбку»

1
1

8

«Цепи кованы»

1

9

Профилактика травматизма

1

10

«Змейка на асфальте»

1

1

11

«Бег с шариком»

1

1

12

«Нас не слышно и не видно»

1

1

1

13

«Третий лишний»

1

1

14

«Ворота»

1

1

15

«Чужая палочка»

1

1

16

«Белки, шишки и орехи»

1

1

17

Профилактика травматизма

1

1

18

Нарушение осанки

1

1

19

«След в след»

1

1

20

Эстафета

1

1

21

« Мишень»

1

1

22

«С кочки на кочку»

1

1

23

«Без пары»

1

1

24

«Веревочка»

1

1

25

«Плетень»

1

1

26

Профилактика травматизма

1

27

«Кто больше»

1

1

28

«Успевай, не зевай»

1

1

29

«День и ночь»

1

1

30

«Наперегонки парами»

1

1

31

«Ловушки-перебежки»

1

1

32

«Вызов номеров»

1

1

33

Эстафета

1

1

Практические
занятия

1

2 класс
«Старинные подвижные игры»
№

Тема

Теория
Кол.
часов

1

Здоровый образ жизни

1

2

Здоровье в порядке- спасибо зарядке!

1

3

Личная гигиена

1

1

4

Профилактика травматизма

1

1

5

Нарушение осанки

1

1

6

1

1

7

Старинные подвижные игры
«Двенадцать палочек»
«Катание яиц»

1

1

8

«Чижик»

1

1

9

Профилактика травматизма

1

10

«Пустое место»

1

1

11

«Городки»

1

1

12

«Пятнашки»

1

1

13

«ВОЛКИ И ОВЦЫ»

1

1

14

«Намотай ленту»

1

1

15

«Лапта»

1

1

16

«Без соли соль»

1

1

1
1

1

17

«Чет-нечет»

1

1

18

«Серый волк»

1

1

19

«Ловись, рыбка, большая и маленькая»

1

1

20

Профилактика травматизма

1

21

Нарушение осанки

1

1

22

«Платок»

1

1

23

«Кто боится колдуна?»

1

1

24

«Догонялки на санках»

1

1

25

«Лучники»

1

1

26

«ВОЛК»

1

1

27

«Камнепад»

1

1

28

«Шаровки»

1

1

29

«Горелки»

1

1

30

«Штандер»

1

1

31

«Рыбки»

1

1

32

«Бабки»

1

1

33

«Казаки-разбойники»

1

1

34

Эстафета

1

1

1

3 класс
«Русские народные игры и забавы»
Практические
занятия

№

Тема

Кол.
часов

1

Здоровый образ жизни

1

2

Здоровье в порядке- спасибо зарядке!

1

3

Личная гигиена

1

1

4

Профилактика травматизма

1

1

5

Нарушение осанки

1

1

6

1

1

7

Русские народные игры и забавы
“Щука”
“Водяной”

1

1

8

“Третий лишний”

1

1

9

“Hа золотом крыльце сидели…”

1

1

10

“Кандалы”

1

1

11

“Ворота”

1

1

12

“Слон”

1

1

13

“Козел”

1

1

Теори
я
1

1

14

«Лягушки и цапля»

1

1

15

«Волк во рву»

1

1

16

«Прыгуны»

1

1

17

«Лошади»

1

1

18

Профилактика травматизма

1

1

19

«Птички и клетка»

1

1

20

«Северный и южный ветер»

1

1

21

«Бой петухов»

1

1

22

«Караси и щука»

1

1

23

«Лиса в курятнике»

1

1

24

«Река и ров»

1

1

25

«Горячая картошка»

1

1

26

«Заяц без логова»

1

1

27

«Подвижная цель»

1

1

28

Профилактика травматизма

1

29

«Бредень»

1

1

30

«Заколдованный замок»

1

1

31

«Али-баба»

1

1

32

«Два Мороза»

1

1

33

"Жар-птица".

1

1

34

"Перетягивание воза".

1

1

1

4 класс
« Русские игровые традиции»
Практические
занятия

№

Тема

Кол.
часов

1

Здоровый образ жизни

1

2

Здоровье в порядке- спасибо зарядке!

1

3

Личная гигиена

1

1

4

Профилактика травматизма

1

1

5

Нарушение осанки

1

1

6

1

1

7

Русские игровые традиции в подвижных играх
«Зазывалки»
«Жребий»

1

1

8

«Волки во рву»

1

1

9

«Волки и овцы»

1

1

10

«Медведь и вожак»

1

1

Теори
я
1

1

11

«Водяной»

1

1

12

«Невод»

1

1

13

«Чехарда»

1

1

14

«Птицелов»

1

1

15

«Жмурки»

1

1

16

Профилактика травматизма

1

1

17

«Дуга»

1

1

18

«Кот и мышь»

1

1

19

«Ляпка»

1

1

20

«Заря»

1

1

21

«Гуси»

1

1

22

«Удар по веревочке»

1

1

23

«Зайки»

1

1

24

«Прыганье со связанными ногами»

1

1

25

«У медведя во бору»

1

1

26

«Гуси»

1

1

27

«Бой петухов»

1

1

28

«Переездной конь»

1

1

29

«Зелёная репка»

1

1

30

«Дударь»

1

1

31

«Капустка»

1

1

32

«Солнышко»

1

1

33

«В круги»

1

1

34

«Медом или сахаром»

1

1

Учебно- методическое обеспечение курса:
1. Барышников В.Я., Белоусов А.И. Физическая культура. Учебник 1-2 класс
ООО «Русское слово» 2015
2. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.2002.-№5.
3. Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост.
А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2019.
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья,
или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
5. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО,
2007.
6. . http://collegy.ucoz.ru/publ/6
7. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2020. - 176с. - /
Мозаика детского отдыха.
8. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей:
психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В.
Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».