МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление Образования ГО Первоуральск МАОУ СОШ № 10 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ШМО учителей начальных классов приказом директора МАОУ СОШ №10 Протокол №1 от «31» августа 2024 г. Приказ №286-О от «31» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ID 6219038) «Подвижные игры» для обучающихся 1-4 классов Первоуральск 2024 Пояснительная записка Программа курса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №10. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников. Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.В подвижных играх создаются наиболее благопрятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться сотрицательными эмоциями.В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Цель программы: Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Задачи: - укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому развитию; - обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам; - воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции. Программа «Подвижные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Данная работа начинается с 1класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде: подвижных игр, народных оздоровительных игр, прогулок, спортивно-оздоровительных часов, физкультурных праздников, спортивных соревнований. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. 1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений: целостный, социально ориентированный взгляд на мир; ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин; способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 2. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию, делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр; устанавливать причинно-следственные связи. 3. Коммуникативные УУД: взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры); адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие. двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся; развитие физических способностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни; развитие психических и нравственных качеств; повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами,Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины; конкурсы; ролевые игры; выполнение заданий соревновательного характера; оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ); результативность участия в конкурсных программах и др. Содержание программы: Программа включает четыре основных раздела: . Раздел 1 Современные подвижные игры(33 ч.) 1 класс Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч) Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч) Тема 3 Личная гигиена (1ч) Тема 4 Профилактика травматизма (4ч) Тема 5 Нарушение осанки (2ч) Тема 6 Современные подвижные игры (24ч) Раздел 2 Старинные подвижные игры(34 ч.) 2 класс Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч) Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч) Тема 3 Личная гигиена (1ч) Тема 4 Профилактика травматизма (3ч) Тема 5 Нарушение осанки (2ч) Тема 6 Старинные подвижные игры. Культура и этикет (26ч) Раздел 3 Русские народные игры и забавы (34 ч.) 3 класс Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч) Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч) Тема 3 Личная гигиена (1ч) Тема 4 Профилактика травматизма (3ч) Тема 5 Нарушение осанки (1ч) Тема 6 Русские народные игры и забавы (27ч) Раздел 4 Русские игровые традиции (34 ч.) 4 класс Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч) Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч) Тема 3 Личная гигиена (1ч) Тема 4 Профилактика травматизма (2ч) Тема 5 Нарушение осанки (1ч) Тема 6 Русские игровые традиции (26ч) Тематическое планирование 1 класс «Современные подвижные игры» Кол. часов ПрактиТеори ческие я занятия № Тема 1 Здоровый образ жизни 1 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! 1 3 Личная гигиена 1 1 4 Профилактика травматизма 1 1 5 Нарушение осанки 1 1 1 1 1 1 1 6 7 Современные подвижные игры: «Мяч по кругу» «Поймай рыбку» 1 1 8 «Цепи кованы» 1 9 Профилактика травматизма 1 10 «Змейка на асфальте» 1 1 11 «Бег с шариком» 1 1 12 «Нас не слышно и не видно» 1 1 1 13 «Третий лишний» 1 1 14 «Ворота» 1 1 15 «Чужая палочка» 1 1 16 «Белки, шишки и орехи» 1 1 17 Профилактика травматизма 1 1 18 Нарушение осанки 1 1 19 «След в след» 1 1 20 Эстафета 1 1 21 « Мишень» 1 1 22 «С кочки на кочку» 1 1 23 «Без пары» 1 1 24 «Веревочка» 1 1 25 «Плетень» 1 1 26 Профилактика травматизма 1 27 «Кто больше» 1 1 28 «Успевай, не зевай» 1 1 29 «День и ночь» 1 1 30 «Наперегонки парами» 1 1 31 «Ловушки-перебежки» 1 1 32 «Вызов номеров» 1 1 33 Эстафета 1 1 Практические занятия 1 2 класс «Старинные подвижные игры» № Тема Теория Кол. часов 1 Здоровый образ жизни 1 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! 1 3 Личная гигиена 1 1 4 Профилактика травматизма 1 1 5 Нарушение осанки 1 1 6 1 1 7 Старинные подвижные игры «Двенадцать палочек» «Катание яиц» 1 1 8 «Чижик» 1 1 9 Профилактика травматизма 1 10 «Пустое место» 1 1 11 «Городки» 1 1 12 «Пятнашки» 1 1 13 «ВОЛКИ И ОВЦЫ» 1 1 14 «Намотай ленту» 1 1 15 «Лапта» 1 1 16 «Без соли соль» 1 1 1 1 1 17 «Чет-нечет» 1 1 18 «Серый волк» 1 1 19 «Ловись, рыбка, большая и маленькая» 1 1 20 Профилактика травматизма 1 21 Нарушение осанки 1 1 22 «Платок» 1 1 23 «Кто боится колдуна?» 1 1 24 «Догонялки на санках» 1 1 25 «Лучники» 1 1 26 «ВОЛК» 1 1 27 «Камнепад» 1 1 28 «Шаровки» 1 1 29 «Горелки» 1 1 30 «Штандер» 1 1 31 «Рыбки» 1 1 32 «Бабки» 1 1 33 «Казаки-разбойники» 1 1 34 Эстафета 1 1 1 3 класс «Русские народные игры и забавы» Практические занятия № Тема Кол. часов 1 Здоровый образ жизни 1 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! 1 3 Личная гигиена 1 1 4 Профилактика травматизма 1 1 5 Нарушение осанки 1 1 6 1 1 7 Русские народные игры и забавы “Щука” “Водяной” 1 1 8 “Третий лишний” 1 1 9 “Hа золотом крыльце сидели…” 1 1 10 “Кандалы” 1 1 11 “Ворота” 1 1 12 “Слон” 1 1 13 “Козел” 1 1 Теори я 1 1 14 «Лягушки и цапля» 1 1 15 «Волк во рву» 1 1 16 «Прыгуны» 1 1 17 «Лошади» 1 1 18 Профилактика травматизма 1 1 19 «Птички и клетка» 1 1 20 «Северный и южный ветер» 1 1 21 «Бой петухов» 1 1 22 «Караси и щука» 1 1 23 «Лиса в курятнике» 1 1 24 «Река и ров» 1 1 25 «Горячая картошка» 1 1 26 «Заяц без логова» 1 1 27 «Подвижная цель» 1 1 28 Профилактика травматизма 1 29 «Бредень» 1 1 30 «Заколдованный замок» 1 1 31 «Али-баба» 1 1 32 «Два Мороза» 1 1 33 "Жар-птица". 1 1 34 "Перетягивание воза". 1 1 1 4 класс « Русские игровые традиции» Практические занятия № Тема Кол. часов 1 Здоровый образ жизни 1 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! 1 3 Личная гигиена 1 1 4 Профилактика травматизма 1 1 5 Нарушение осанки 1 1 6 1 1 7 Русские игровые традиции в подвижных играх «Зазывалки» «Жребий» 1 1 8 «Волки во рву» 1 1 9 «Волки и овцы» 1 1 10 «Медведь и вожак» 1 1 Теори я 1 1 11 «Водяной» 1 1 12 «Невод» 1 1 13 «Чехарда» 1 1 14 «Птицелов» 1 1 15 «Жмурки» 1 1 16 Профилактика травматизма 1 1 17 «Дуга» 1 1 18 «Кот и мышь» 1 1 19 «Ляпка» 1 1 20 «Заря» 1 1 21 «Гуси» 1 1 22 «Удар по веревочке» 1 1 23 «Зайки» 1 1 24 «Прыганье со связанными ногами» 1 1 25 «У медведя во бору» 1 1 26 «Гуси» 1 1 27 «Бой петухов» 1 1 28 «Переездной конь» 1 1 29 «Зелёная репка» 1 1 30 «Дударь» 1 1 31 «Капустка» 1 1 32 «Солнышко» 1 1 33 «В круги» 1 1 34 «Медом или сахаром» 1 1 Учебно- методическое обеспечение курса: 1. Барышников В.Я., Белоусов А.И. Физическая культура. Учебник 1-2 класс ООО «Русское слово» 2015 2. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.2002.-№5. 3. Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2019. 4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007. 5. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007. 6. . http://collegy.ucoz.ru/publ/6 7. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2020. - 176с. - / Мозаика детского отдыха. 8. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с