МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление Образования ГО Первоуральск
МАОУ СОШ № 10
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей
начальных классов
приказом директора
МАОУ СОШ №10
Протокол №1 от «31»
августа 2024 г.
Приказ №286-О от «31»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6219038)
«Подвижные игры»
для обучающихся 1-4 классов
Первоуральск 2024
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, требованиями основной образовательной программы начального
общего образования МАОУ СОШ №10.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование,
сохранение и укрепления здоровья младших школьников.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение
конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра —
одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее
особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности
ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное,
эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме,
улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации
приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.В
подвижных играх создаются наиболее благопрятные условия для развития
физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и
притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к
развитию выносливости.Во время игры дети действуют в соответствии с правилами,
которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих
и
способствуют
выработке
взаимопомощи,
коллективизма,
честности,
дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также
преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых
качеств
—
выдержки,
смелости,
решительности,
умения
справляться
сотрицательными эмоциями.В подвижных играх ребенку приходится самому решать,
как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена
условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все
это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества,
сообразительности.Игры помогают ребенку расширять и углублять свои
представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли,
изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о
повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах
передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности
для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются
традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ
жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,
мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и
красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку,
находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их
соревновательный, творческий, коллективный характер.В народных играх много
юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются
неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими
школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою
художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший
неповторимый игровой фольклор.
Цель программы: Создание наиболее благоприятных условий для
формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к
одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической
культурой и здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому
развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к
одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Программа «Подвижные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с
общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у
младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и
активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после
всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям
СанПиН, т. е. 35 минут.
Данная работа начинается с 1класса на доступном младшим школьникам
уровне, преимущественно в виде:
подвижных игр,
народных оздоровительных игр,
прогулок,
спортивно-оздоровительных часов,
физкультурных праздников,
спортивных соревнований.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс —
33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование
следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности
принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей
на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои
личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Подвижные
игры»
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои
действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка
собственного
поведения
и
поведения
партнёра
и
внесение необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку
учителей,
товарищей,родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по
содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой
жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои
правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация
(в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения
различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать
им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным
результатом
реализации
программы
внеурочной
деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства
двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное,
эстетическое, интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья
учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия
физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами,Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм
деятельности:
викторины;
конкурсы;
ролевые игры;
выполнение заданий соревновательного характера;
оценка уровня результатов деятельности (знание, представление,
деятельность по распространению ЗОЖ);
результативность участия в конкурсных программах и др.
Содержание программы:
Программа включает четыре основных раздела:
. Раздел 1 Современные подвижные игры(33 ч.)
1 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч)
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Тема 4 Профилактика травматизма (4ч)
Тема 5 Нарушение осанки (2ч)
Тема 6 Современные подвижные игры (24ч)
Раздел 2 Старинные подвижные игры(34 ч.)
2 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч)
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Тема 4 Профилактика травматизма (3ч)
Тема 5 Нарушение осанки (2ч)
Тема 6 Старинные подвижные игры. Культура и этикет (26ч)
Раздел 3 Русские народные игры и забавы (34 ч.)
3 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч)
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Тема 4 Профилактика травматизма (3ч)
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Тема 6 Русские народные игры и забавы (27ч)
Раздел 4 Русские игровые традиции (34 ч.)
4 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч)
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Тема 4 Профилактика травматизма (2ч)
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Тема 6 Русские игровые традиции (26ч)
Тематическое планирование
1 класс
«Современные подвижные игры»
Кол.
часов
ПрактиТеори ческие
я
занятия
№
Тема
1
Здоровый образ жизни
1
2
Здоровье в порядке- спасибо зарядке!
1
3
Личная гигиена
1
1
4
Профилактика травматизма
1
1
5
Нарушение осанки
1
1
1
1
1
1
1
6
7
Современные подвижные игры: «Мяч по
кругу»
«Поймай рыбку»
1
1
8
«Цепи кованы»
1
9
Профилактика травматизма
1
10
«Змейка на асфальте»
1
1
11
«Бег с шариком»
1
1
12
«Нас не слышно и не видно»
1
1
1
13
«Третий лишний»
1
1
14
«Ворота»
1
1
15
«Чужая палочка»
1
1
16
«Белки, шишки и орехи»
1
1
17
Профилактика травматизма
1
1
18
Нарушение осанки
1
1
19
«След в след»
1
1
20
Эстафета
1
1
21
« Мишень»
1
1
22
«С кочки на кочку»
1
1
23
«Без пары»
1
1
24
«Веревочка»
1
1
25
«Плетень»
1
1
26
Профилактика травматизма
1
27
«Кто больше»
1
1
28
«Успевай, не зевай»
1
1
29
«День и ночь»
1
1
30
«Наперегонки парами»
1
1
31
«Ловушки-перебежки»
1
1
32
«Вызов номеров»
1
1
33
Эстафета
1
1
Практические
занятия
1
2 класс
«Старинные подвижные игры»
№
Тема
Теория
Кол.
часов
1
Здоровый образ жизни
1
2
Здоровье в порядке- спасибо зарядке!
1
3
Личная гигиена
1
1
4
Профилактика травматизма
1
1
5
Нарушение осанки
1
1
6
1
1
7
Старинные подвижные игры
«Двенадцать палочек»
«Катание яиц»
1
1
8
«Чижик»
1
1
9
Профилактика травматизма
1
10
«Пустое место»
1
1
11
«Городки»
1
1
12
«Пятнашки»
1
1
13
«ВОЛКИ И ОВЦЫ»
1
1
14
«Намотай ленту»
1
1
15
«Лапта»
1
1
16
«Без соли соль»
1
1
1
1
1
17
«Чет-нечет»
1
1
18
«Серый волк»
1
1
19
«Ловись, рыбка, большая и маленькая»
1
1
20
Профилактика травматизма
1
21
Нарушение осанки
1
1
22
«Платок»
1
1
23
«Кто боится колдуна?»
1
1
24
«Догонялки на санках»
1
1
25
«Лучники»
1
1
26
«ВОЛК»
1
1
27
«Камнепад»
1
1
28
«Шаровки»
1
1
29
«Горелки»
1
1
30
«Штандер»
1
1
31
«Рыбки»
1
1
32
«Бабки»
1
1
33
«Казаки-разбойники»
1
1
34
Эстафета
1
1
1
3 класс
«Русские народные игры и забавы»
Практические
занятия
№
Тема
Кол.
часов
1
Здоровый образ жизни
1
2
Здоровье в порядке- спасибо зарядке!
1
3
Личная гигиена
1
1
4
Профилактика травматизма
1
1
5
Нарушение осанки
1
1
6
1
1
7
Русские народные игры и забавы
“Щука”
“Водяной”
1
1
8
“Третий лишний”
1
1
9
“Hа золотом крыльце сидели…”
1
1
10
“Кандалы”
1
1
11
“Ворота”
1
1
12
“Слон”
1
1
13
“Козел”
1
1
Теори
я
1
1
14
«Лягушки и цапля»
1
1
15
«Волк во рву»
1
1
16
«Прыгуны»
1
1
17
«Лошади»
1
1
18
Профилактика травматизма
1
1
19
«Птички и клетка»
1
1
20
«Северный и южный ветер»
1
1
21
«Бой петухов»
1
1
22
«Караси и щука»
1
1
23
«Лиса в курятнике»
1
1
24
«Река и ров»
1
1
25
«Горячая картошка»
1
1
26
«Заяц без логова»
1
1
27
«Подвижная цель»
1
1
28
Профилактика травматизма
1
29
«Бредень»
1
1
30
«Заколдованный замок»
1
1
31
«Али-баба»
1
1
32
«Два Мороза»
1
1
33
"Жар-птица".
1
1
34
"Перетягивание воза".
1
1
1
4 класс
« Русские игровые традиции»
Практические
занятия
№
Тема
Кол.
часов
1
Здоровый образ жизни
1
2
Здоровье в порядке- спасибо зарядке!
1
3
Личная гигиена
1
1
4
Профилактика травматизма
1
1
5
Нарушение осанки
1
1
6
1
1
7
Русские игровые традиции в подвижных играх
«Зазывалки»
«Жребий»
1
1
8
«Волки во рву»
1
1
9
«Волки и овцы»
1
1
10
«Медведь и вожак»
1
1
Теори
я
1
1
11
«Водяной»
1
1
12
«Невод»
1
1
13
«Чехарда»
1
1
14
«Птицелов»
1
1
15
«Жмурки»
1
1
16
Профилактика травматизма
1
1
17
«Дуга»
1
1
18
«Кот и мышь»
1
1
19
«Ляпка»
1
1
20
«Заря»
1
1
21
«Гуси»
1
1
22
«Удар по веревочке»
1
1
23
«Зайки»
1
1
24
«Прыганье со связанными ногами»
1
1
25
«У медведя во бору»
1
1
26
«Гуси»
1
1
27
«Бой петухов»
1
1
28
«Переездной конь»
1
1
29
«Зелёная репка»
1
1
30
«Дударь»
1
1
31
«Капустка»
1
1
32
«Солнышко»
1
1
33
«В круги»
1
1
34
«Медом или сахаром»
1
1
Учебно- методическое обеспечение курса:
1. Барышников В.Я., Белоусов А.И. Физическая культура. Учебник 1-2 класс
ООО «Русское слово» 2015
2. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.2002.-№5.
3. Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост.
А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2019.
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья,
или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
5. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО,
2007.
6. . http://collegy.ucoz.ru/publ/6
7. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2020. - 176с. - /
Мозаика детского отдыха.
8. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей:
психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В.
Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с