МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Приложение к основной образовательной программе начального общего образования УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ №10 №28 6 –О от 31.08.2023 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов. Протокол от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» начального общего образования г.о. Первоуральск Пояснительная записка. Программа курса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №10. Данная образовательная программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2012 г. Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, для обучения решению различных задач творческого и поискового характера, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, а также позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Актуальность данной программы предназначена для развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное "открытие", знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои Содержание и методы обучения программы “Хочу все знать” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках математике и русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Общая характеристика. Цели: создать условия для формирования интеллектуальной активности; расширить и углубить знания по математике, русскому языку, окружающему миру. Задачи программы: -способствовать расширению кругозора; -развивать мотивацию к познанию и творчеству; -развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся; -воспитывать чувства справедливости, ответственности; -обучать младших школьников работе с различными источниками информации; -развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу. Отличительные особенности программы: В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, заинтересовывают детей. При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. В каждом занятии прослеживаются три части: · игровая; · теоретическая; · практическая Основные виды деятельности: -решение логических задач по разным отраслям знаний; -работа с различными источниками информации; -составление собственных логических задач, ребусов, головоломок. Предполагаемые результаты: -повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации; -развитие коммуникативной компетентности детей. Формы проверки результативности занятий: -выпуск книг-самоделок собственных логических заданий; -подготовка и проведение детьми "Минуток смекалки" на уроках; -участие в интеллектуальных играх. Место программы в структуре ООП: Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования Содержание программы соответствует направлению внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное направление. На изучение данной программы в 1 классе выделяется 33часа (1 час в неделю), во 2-4 кл. -34 часа (1 час в неделю). Описание ценностных ориентиров содержания программы: Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Особенности организации учебного процесса. Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащих ся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути. Задания, развивающие память Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; - дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; - выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); • Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. • Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; Контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержание программы: В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Методы и приемы организации деятельности третьеклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, осуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. 1 класс Содержание программы Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Раздел 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. 1. Развитие концентрация внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. 2. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. 3. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 4. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 5. Совершенствование воображения. Задания по прикладыванию спичек. Рисуем по образцу. 6. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. 7. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. 8. Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Раздел 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических. 1. "Прятки с предлогами". Обучение решению и составлению ребусов. 2. "Что скрывает сорока?" Обучение решению и составлению ребусов, содержащие числа. 3. "Что бы это значило?" Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов. 4. "Карусель загадок". Обучение разгадыванию и составлению загадок. 5. "Путешествие в сказку". Решение логических задач о сказочных героях. 6. Секреты анаграммы. 7. Крылатые слова. 8. Пословица недаром молвится. 9. Антонимы. 10. Веселая арифметика. Решение задач-шуток. 11. Синонимы. 12. Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек. 13. "Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов. 14. Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач) 15. Игра "Что? Где? Когда?" 16. Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток. 17. Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. 18. Игра "Самый умный". Раздел 4. Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Тематическое планирование 1 класс. № Тема занятия. Характеристика основных видов деятельности учащихся. п/п Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (1ч) Выявление уровня развития Внимательно слушать и понимать задание. Наблюдать. Действовать по инструкции. внимания, восприятия, Ориентироваться на плоскости листа. воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. (13ч) 2. Развитие концентрация Узнавать предмет по заданным признакам. внимания. Тренировка Сравнивать геометрические фигуры. Задание: «Чем отличаются линейка и внимания. Развитие мышления. треугольник? 3. Тренировка слуховой памяти. Тренировать слуховую память. Развитие мышления. Сравнивать, находить общие и отличительные признаки предметов, цифр, букв. Классификация. Задание: «Выдели несколько групп». 4. Тренировка зрительной памяти. Учимся давать определения понятиям. Развивать мыслительные операции анализа и Развитие мышления. синтеза. 5. Развитие аналитических Называть предметы по описанию. способностей. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Совершенствование мыслительных операций. 6. Совершенствование Называть предметы по описанию. Различать предметы по форме. воображения. Задания по прикладыванию спичек. Рисуем по образцу. 7. Развитие логического Выделять закономерности, завершать схемы. Сравнивать предметы. мышления. Совершенствование 1 мыслительных операций. 8. Развитие концентрации Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. 9. Развитие слуховой памяти. Демонстрировать целенаправленное, осмысленное наблюдение. Развитие мышления. 10. Тренировка зрительной памяти. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, Развитие мышления. расположенности в пространстве. Тренировка внимания. 11. Развитие аналитических Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. способностей. Совершенствование мыслительных операций. 12. Совершенствование Называть предметы по описанию. Описывать то, что было обнаружено с помощью воображения. Задания по органов чувств. перекладыванию спичек. рисуем по образцу. 13. Развитие логического Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, мышления. Совершенствование сравнивать предметы. логических операций. 14. Развитие концентрации Учимся давать определения понятиям. внимания. Тренировка Решать логические задачи, составлять и преобразовывать предметы. внимания. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. (18ч) 15. "Прятки с предлогами". Точно выполнять действия под диктовку. Сравнивать, устанавливать Обучение решению и закономерности. составлению ребусов. 16. "Что скрывает сорока?" Делать умозаключения из двух суждений. Называть последовательность простых Обучение решению и действий. составлению ребусов, содержащие числа. 17. "Что бы это значило?" Решать задачи, раскодировать слова, отгадывать и составлять ребусы. Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов. 18. "Карусель загадок". Обучение Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. разгадыванию и составлению загадок. "Путешествие в сказку". Решение логических задач о сказочных героях. Секреты анаграммы. Крылатые слова. Пословица недаром молвится. Антонимы. Веселая арифметика. Решение задач-шуток. Синонимы. Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек. "Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов. Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач) Игра "Что? Где? Когда?" Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток. Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. Игра "Самый умный". Составлять небольшие рассказы, сочинять сказки. Решать задачи, раскодировать слова. Подбирать фразеологизмы. Объяснять смысл крылатых метафорических выражений. Называть противоположные по смыслу слова, решать задачи на смекалку. Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. Отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков. Находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой -второму множеству. Заполнять магические квадраты. Объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением. Развивать знания и кругозор ребенка. Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. Проходить числовые лабиринты, содержащие двое- трое ворот. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года. (1ч) 33. Выявление уровня Понимать и запоминать учебную задачу. развития внимания, Применять полученные знания и умения. восприятия Действовать по инструкции. 32. воображения, памяти Объяснять и обосновывать выбор своего действия. и мышления на Ориентироваться на плоскости листа. конец учебного года. Контролировать результат своей деятельности (обнаруживать и устранять ошибки). Результаты освоения программы: Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений: − Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). − В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: − Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий. − Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. − Учиться работать по предложенному учителем плану. − Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. − Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: − Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. − Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). − Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. − Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. − Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. − Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: ✓ Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). ✓ Слушать и понимать речь других. ✓ Читать и пересказывать текст. ✓ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. ✓ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 2 класс Содержание программы Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Раздел 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. 1. Развитие концентрации внимания. Задачи - шутки. Тренировка внимания. Развитие мышления. 2. Мозговая гимнастика. Числа и слова. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. 3. Тренировка зрительной памяти. "Найди число в слове". Развитие мышления. 4. Развитие аналитических способностей. "Цифровые слоговицы". Совершенствование мыслительных операций. 5. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 6. Развитие логического мышления. Игра "Шапка для размышлений". 7. Развитие концентрации внимания. "Расшифруй". Тренировка внимания. Развитие мышления. 8. Развитие логического мышления. "Шарады". Логические задачи на развитие способности рассуждать. 9. Совершенствование мыслительных операций. "Продолжи ряд", "Найди закономерность". Раздел 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. 1. Развитие быстроты реакции". Слушай и считай". 2. Тренировка внимания". Угадывание полученных чисел". 3. Тренировка слуховой памяти. "Лишнее слово". 4. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 5. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. "Магические квадраты". 6. Развитие быстроты реакции. "По порядку становись!" 7. Развитие концентрации внимания. "Рисуем с помощью треугольников". 8. Тренировка внимания. "Рисуем с помощью кругов". 9. Тренировка слуховой памяти. Игра "На одну букву". 10. Тренировка зрительной памяти. "Какие это буквы". 11. Развитие логического мышления. Собери по частям. 12. Тренировка внимания. "Сколько зверей и птиц". Раздел 4. Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 1. Игра "Внимание". Совершенствование мыслительных операций. 2. Игра "Фантазёр". Совершенствование воображения. 3. Выявление уровня развития памяти и мышления на конец учебного года. Тематическое планирование 2 класс. № Тема занятия Характеристика основных видов деятельности учащихся занятия п/п Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 1ч. Выявление уровня развития внимания, восприятия, Внимательно слушать и понимать задание. Наблюдать. воображения, памяти и мышления. Графический Действовать по инструкции. диктант (вводный урок) Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. 13ч. 2. Развитие концентрации внимания. Задачи - шутки. Развивать главное и существенное на основе развивающих Тренировка внимания. Развитие мышления. заданий и упражнений. 3. Мозговая гимнастика. Числа и слова. Тренировка Выделять закономерности, завершать схемы. слуховой памяти. Развитие мышления. 4. Тренировка зрительной памяти."Найди число в Анализировать ситуацию, устанавливать причиннослове". Развитие мышления. следственные связи. 5. Развитие аналитических способностей. "Цифровые Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. слоговицы". Совершенствование мыслительных операций. 6. Совершенствование воображения. Задания по Называть предметы по описанию. перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 7. Развитие логического мышления. Игра "Шапка для Действовать по инструкции, объяснять и обосновывать выбор размышлений". своего действия. 8. Развитие концентрации внимания. "Расшифруй". Демонстрировать способность переключать, распределять Тренировка внимания. Развитие мышления. внимание. 10. Развитие логического мышления. "Шарады". Делать умозаключение из двух суждений, сравнивать, Логические задачи на развитие способности устанавливать закономерности, называть последовательность рассуждать. простых действий. 11. Тренировка зрительной памяти. "Общее окончание". Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы, по Логические задачи на развитие умения рассуждать. цвету, форме, размеру. 12. Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. Различать предметы по цвету, форме, размеру. 13. Совершенствование мыслительных операций. Демонстрировать целенаправленное, осмысленное наблюдение. "Продолжи ряд", "Найди закономерность" 1. 14. Поиск закономерностей. "Числа и фигуры". Демонстрировать целенаправленное, осмысленное наблюдение. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.(18ч) 15. Развитие быстроты реакции". Слушай и считай". Слушай и считай. 23. 24. 25. 26. Тренировка внимания". Угадывание полученных чисел". Тренировка слуховой памяти. "Лишнее слово". Тренировка зрительной памяти. "Сумма закрытых чисел". Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления". Магические квадраты". Развитие быстроты реакции. "По порядку становись!" Развитие концентрации внимания. "Рисуем с помощью треугольников". Тренировка внимания. "Рисуем с помощью кругов". Тренировка слуховой памяти. Игра "На одну букву". Тренировка зрительной памяти. "Какие это буквы". Развитие логического мышления. Собери по частям. 27 28. 29. 30. 31. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции. "Найди слова" Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. "Сколько зверей и птиц". Тренировка слуховой памяти. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Решать задачи, раскодировать слова. Находить закономерности. Решать задачи на смекалку. Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. Развивать внимание, восприятие, навык счета. Находить закономерность. Развитие абстрактного мышления. Развитие абстрактного мышления. Демонстрировать способность переключать внимание. Развивать мыслительные действия операций Находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой второму. Учить ориентироваться на плоскости листа. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза". Развивать внимание, восприятие, навык счета. Точно выполнять действия под диктовку, подбирать фразеологизмы. 32. Тренировка зрительной памяти. Объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением. Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года.(3ч) 33. Игра "Внимание". Применять полученные знания и умения. Совершенствование мыслительных операций. 34. Игра "Фантазёр". Действовать по инструкции. Совершенствование воображения. Объяснять и обосновывать выбор своего действия. Результаты освоения программы: В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: · учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться; · учиться выражать свои мысли, аргументировать; · овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации. Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД. Регулятивные УУД: · учиться отличать факты от домыслов; · овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. · формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: · овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; · перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры; · находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД: · учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); · развивать доброжелательность и отзывчивость; · развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. Предметными результатами являются формирование следующих умений: · применять правила сравнения; · задавать вопросы; · находить закономерность в числах, фигурах и словах; · строить причинно-следственные цепочки; · упорядочивать понятия по родовидовым отношениям; · находить ошибки в построении определений; · делать умозаключения. 3 класс Содержание программы. Тема 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 1. Графический диктант (вводный урок). Тема 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. 1. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. 2. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 3. Развитие аналитических способностей. 4. Совершенствование воображения. 5. Развитие логического мышления. "Головоломки". 6. Тренировка внимания. "В царстве смекалки". 7. Тренировка слуховой памяти. 8. Тренировка зрительной памяти. 9. Мир замечательных задач. 10. Ветвление в построчной записи алгоритма. 11. Игра "Говори наоборот". Развитие логического мышления. 12. "Определение". 13. "Наборщик". 14. "Отгадай шараду". 15. Составление предложений. 16. Развитие логического мышления."Превращение слов". 17. "Отгадай ребус". Тема 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. 1. Сказочные задачи. 2. Задачи на кубиках. 3. Игра "Разорванная цепочка". 4. Игра "Повторяющиеся знаки". 5. "Кто это?" "Что это?" 6. "Признак целого, признак части". 7. Алгоритм обратного действия. 8. Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. 9. "Сам с вершок, голова с горшок". 10. "Найди лишнее". Умные цепочки. 11. Карусель загадок. 12. Игры со спичками. Тематическое планирование 3 класс № п/п Тема занятия Характеристика основных видов деятельности учащихся Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.(1ч.) 1. Графический диктант (вводный урок). Вспомнить ориентир в понятиях "влево", "вправо", "вверх", "вниз", на числа и стрелки, указывающие направление движения. Развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти и мышления. (21ч.) 2. Развитие концентрации внимания. Искать заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации. Решать задачи на деление заданной фигуры на равные части. 3. Развитие концентрации внимания. Построить конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких Тренировка внимания. Развитие спичек в соответствии с условиями. мышления. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Тренировка зрительной памяти. Конструировать многоугольники из заданных элементов. Развитие мышления. Развитие аналитических Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Заполнение числового способностей. кроссворда. Совершенствование воображения. Задания на разрезание и составление фигур. Развитие логического мышления. Расшифровать закодированные слова. Восстановить примеры: объяснить, какая "Головоломки". цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Развитие логического мышления. Учить решать задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. Тренировка зрительной памяти. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Тренировка внимания. "В царстве Решать нестандартные задачи (на "отношения"), игры "Крестики-нолики на смекалки". бесконечной доске". Тренировка слуховой памяти. Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Игра «Звёздный час» Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей . Совершенствование мыслительных операций «Своя игра» по окружающему миру . Мир замечательных задач. Учить решать задачи со многими возможными решениями. Ветвление в построчной записи Познакомиться и выполнять алгоритмы с ветвлениями. алгоритма. Игра "Говори наоборот". Развитие Научиться выделять общий признак в словах- понятиях, классифицировать. логического мышления. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. "Определение". Сформировать умение и навык составления определений. "Наборщик". Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. "Отгадай шараду". Развивать логическое мышление. Составление предложений. Развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить. Совершенствование воображения. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Задания по перекладыванию спичек. Развитие логического Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. мышления."Превращение слов". "Отгадай ребус" Развивать логическое мышление. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. (13ч.) 23. Сказочные задачи. 24. Задачи на кубиках. 25. Игра "Разорванная цепочка". 26. Игра "Повторяющиеся знаки". 27. "Кто это?" "Что это?" 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Решать задачи, раскодировать слова. Составлять и решать задачи, выполняя зрительно, не перекладывая фигуры. Составлять квадрат, цепочку, не имеющихся разрывов. Уметь описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки объектов группы. Признак целого, признак части". Назвать и указать объект, действие всего объекта и действия его частей. Алгоритм обратного действия. Научиться описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Действия объектов. Объекты с Научиться придумывать и описывать предметы с необычными составом и необычным составом и действиями. возможностями. "Сам с вершок, голова с горшок". Записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава. "Найди лишнее". Умные цепочки. Заполнять магические квадраты. Карусель загадок. Разгадывать и составлять загадки. Игра "Самый умный". Действовать по инструкции. Контролировать результат своей деятельности (обнаруживать и устранять ошибки). Результаты освоения программы: Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; • интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: • самостоятельно формулировать тему и цели урока; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. • • • 4 класс Содержание программы Тема 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Тема 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. 1. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения. 2. Тренировка слуховой памяти. 3. Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты. 4. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. 5. Симметрия. Ось симметрии. 6. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. 7. Задачи на разрезание. 8. Шар. Сфера. Круг. Окружность. 9. Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. 10. "Поиск общих слов". 11. Тренировка зрительной памяти. "Превращения слов". Тема 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. 1. Развитие логического мышления. Весёлые задачки. Графические диктанты. 2. "Что лишнее?" "Отгадай шараду?" 3. "Анаграмма". 4. Конструируем фигуры. «Танграмм». 5. Составление предложений. 6. "Отгадай метаграммму". 7. "Родственные слова". 8. Весёлая арифметика. Решение задач-шуток. 9. Волшебный квадрат. 10. Пифагорово путешествие. 11. Евклидовые вычисления. 12. Игра "Что?" "Где?" Когда?" 13. Классификация. Группа объектов. Общее название. 14. Состав и действия объекта. 15. "Пирамида множеств". 16. Игра "Что на пересечении? 17. Пословица недаром молвится. 18. Игры со спичками. 19. "Ньютоновы яблоки". 21 Игра"Самый умный" Тематическое планирование (4 класс) № п/п Тема занятия Характеристика основных видов деятельности учащихся Выявление уровня развития, восприятия, памяти и мышления. (1ч.) 1. Выявление уровня развития внимания, Внимательно слушать и понимать задание, ориентироваться на плоскости . восприятия, воображения и мышления. листа. Наблюдать и действовать по инструкции. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи. (12ч.) 2. Развитие познавательных процессов: Выделять закономерности, находить признаки чисел. восприятия, мышления, воображения. 3. Тренировка слуховой памяти. Узнавать предметы по заданным признакам. Находить признаки слов, сравнивать слова. на Различать главное и существенное, преобразовывать, составлять фигуры. 4. Взаимное расположение фигур плоскости. Графические диктанты. 5. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. 6. Симметрия. Ось симметрии. Определять на глаз размер предмета. Развивать мыслительные операции. 7. Развитие концентрации Тренировка внимания. внимания. Демонстрировать целенаправленное, осмысленное наблюдение. 8. 9. Задачи на разрезание. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. Сформировать и различать предметы по цвету, форме, размеру. 10. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. 11. Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. "Поиск общих слов" Развивать словесно-логическую память в результате логического мышления. Находить связи между предметами, познакомиться с существенными и несущественными признаками предметов. 13. Тренировка зрительной памяти. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. Объяснять значение "Превращения слов". слов и выражений. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. (23ч.) 14. Развитие логического мышления. Сформировать умение выбирать основание для классификации. Решать Весёлые задачки. Графические задачи, раскодировать слова. диктанты. 15. "Что лишнее?" "Отгадай шараду?" Выделять закономерность составления ряда и продолжить его, завершать схемы. Развивать логическое мышление. 16. "Анаграмма". Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. Объяснять значение слов и выражений. 17. Конструируем фигуры. «Танграмм». Совершенствовать воображение, сравнивать предметы, развивать мыслительные операции анализа и синтеза. 18. Составление предложений. Развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить. 19. "Отгадай метаграммму". Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. 20. "Родственные слова". Развивать мыслительные операции анализа, научиться подбирать однокоренные слова. 21. Весёлая арифметика. Решение задач- Находить закономерности в расположении фигур по значению двух шуток. признаков, решать задачи на логику. 22. Волшебный квадрат. Проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот. 23. Пифагорово путешествие. Находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой- второму множеству. 24. Евклидовые вычисления. Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. 12. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Евклидовые вычисления. Игра "Что?" "Где?" Когда?" Решать арифметические ребусы и числовые головоломки. Решать задачи, раскодировать слова, отгадывать и составлять ребусы, по значениям различных признаков. Карусель загадок. Узнавать предметы по заданным признакам. Классификация. Группа объектов. Научиться называть отдельные предметы заданной группы и давать общее Общее название. имя группе объектов. Состав и действия объекта. Учиться описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде. Игра "Что на пересечении?" Освоить начальное представление о пересечении двух множеств, определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух других множеств. Аналогическая закономерность. Учиться находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы, располагать предметы в таблице, соблюдая закономерность. Игры со спичками. Объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением. "Ньютоновы яблоки". Применять полученные знания и умения. Игра "Самый умный". Действовать по инструкции. Контролировать результат своей деятельности . Результаты освоения программы: В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: · развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; · формировать личностный смысл учения; · формировать целостный взгляд на окружающий мир. Метапредметные результаты. Регулятивные УДД: · осваивать способы решения проблем поискового характера; · определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; · осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; · познавательные УУД; · осознанно строить речевое высказывание; · овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; · учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. Коммуникативные УДД: · учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; · формировать мотивацию к работе на результат; · учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Предметные результаты: · определять виды отношений между понятиями; · решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; · находить закономерность в окружающем мире и русском языке; · рассуждать и делать выводы в рассуждениях; · решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то» Формы проверки результативности занятий: - выпуск книг-самоделок собственных логических занятий; - подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на уроках; - участие в интеллектуальных играх. Учебно-методическое обеспечение курса: 1. О.А.Холодова Юным умникам и умницам Задания по развитию познавательных способностей. 1,2,3,4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях РОСТкнига 2016 2. О.А.Холодова Юным умникам и умницам Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие для учителя. РОСТкнига 2016 3. Раздел «Странички для любознательных» М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика 1 класс Учебник в 2-х частях Москва «Просвещение 2017 4. Раздел «Странички для любознательных» М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика 2 класс Учебник в 2-х частях Москва «Просвещение 2017 5. Раздел «Странички для любознательных» М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика 3 класс Учебник в 2-х частях Москва «Просвещение 2017 6. Раздел «Странички для любознательных» М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика 4 класс Учебник в 2-х частях Москва «Просвещение 2016