МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Приложение к основной образовательной программе начального общего образования УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ №10 №286 –О от 31.08.2023 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов. Протокол от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» начального общего образования г.о. Первоуральск Пояснительная записка Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию1. В условиях решения стратегических задач развития России важнейшей способностью личности становится готовность обучаться в течение всей жизни2. Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни»3. В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптереваи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор. В наше время стремительных изменений и неопределенного будущего этот поиск приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач. Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы: 1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация. 2. Приобретение знаний о способе выполнения действия. 3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль умения выполнять действие. Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умен Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формировани у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий. I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.). II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, и т. д. III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д. IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбереженияи т.д. Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД). Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются иформируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии. Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могутостаться не реализованными вовсе. Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности. Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования. На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю. Учебное содержание курса «Мир деятельности»для 1−4 классов начальной школы 1 класс 1 ч в неделю, всего 32 ч Организационно-рефлексивная линия (9 часов). У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, её цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон). Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.) Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор). Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения. Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии. Цель выполнения домашнего задания. Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу. Коммуникативная линия (3 часа). Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков. Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе. Познавательная линия (1 час). У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться. Как научиться быть внимательным. Ценностная линия (6 часов). У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.Семья – мой помощник в учении. Ценностные качества личности: активность, честность, терпение,доброжелательность. Обобщение и систематизация знаний (4 часа). Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час). Диагностика (2 часа). Резерв (6 часов). Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 1 класс Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу первого года обучения Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее дваосновных этапа. Знать основные функции ученика и учителя на уроке. Знать правила поведения на уроке, уметь их применять. Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощьюв самостоятельном выполнении домашнего задания. Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие. Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия. Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений). Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу. Знать структуру первого этапа учебной деятельности из шести шагов (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опытих осознанного прохождения. Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь ихприменять. Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения. Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохраненияи поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения. Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности. 2 класс 1 ч в неделю, всего 34 ч Организационно-рефлексивная линия (10 часов). Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии идоказательстве утверждений. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своейработы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания. Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов). Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки. Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки. Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений. Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности. Подбор средств для открытия нового знания. Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания. Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов). Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов. Коммуникативная линия (4 часа). Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора ипонимающего. Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим. Как научиться «слышать» собеседника. Роль мимики и жестов в процессе общения. Познавательная линия (2 часа). Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства. Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение. Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях. Ценностная линия (4 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия дляих принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи. Ценности нашей жизни. Знание. Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность. Мы разные – и в этом наша сила. Обобщение и систематизация знаний (4 часа). Диагностика (2 часа). Резерв (8 часов). Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 2 класс Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу второго года обучения Уметь различать знания и умения. Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение того, что повторили; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; выполнение действий по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки под руководствомучителя собственной учебной деятельности. Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение того, что повторили; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности. Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений. Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения. Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя изсоответствующей причины затруднения. Уметь определять средства для открытия нового знания. Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон. Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять. Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки. Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения. Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения. Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения. Знать алгоритм анализа, уметь его применять. Иметь представление о знании как общемировой ценности жизни, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг; приобрести позитивный опыт открытия новых знаний в учебной деятельности. Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: целеустремлённость, самостоятельность и любознательность, приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности. Принимать каждого ученика в коллективе как личность, у которой можно научиться многим хорошим качествам. 3 класс 1 ч в неделю, всего 34 ч Организационно-рефлексивная линия (7 часов). В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке рефлексии (уроке-помощнике), и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для всех вводимых понятий учащиеся строят соответствующие алгоритмы, а затем системно применяют их в ходе предметных уроков. Уточняется структура учебных шагов коррекционной деятельности при исправлении своих ошибок. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время. Урок открытия. Учусь определять место и причину затруднения.План. Уточнение понятия цель и план. Учусь составлять план. Урок открытия. Учусь применять новое знание. Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе. Как научиться применять способ. Структура 2-го этапа урока- помощника (4 шага). Самоконтроль и самооценка своих учебных действий. Коммуникативная линия (3 часа). У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Ученики знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», «понимающего» в структуре коммуникативного взаимодействия. Большое внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления (расширение понятия «автор в коммуникации»). С другой стороны, ученики знакомятся с секретом понимания как письменной, так и устной информации (расширение понятия «понимающий в коммуникации»). Секреты успешного выступления.Секрет понимания. Что такое диалог. Правила ведения диалога. Познавательная линия (6 часов). Учащиеся знакомятся с эффективными приёмами запоминания. Расширяется представление о новых операциях – сравнение и обобщение – и о способах саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощённых заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Дети знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Отдельное внимание уделяется развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения переключить свои эмоции с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием. Учусь запоминать. Секреты эффективного запоминания. Учусь сравнивать. Алгоритм сравнения объектов. Учусь обобщать. Алгоритм обобщения и формулирования вывода. Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые,графические, алгоритмы, блок-схемы. Учусь наблюдать. Алгоритм наблюдения.Чувства – мои помощники в учёбе. Ценностная линия (2 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается основополагающее качество для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни – «вера в себя», раскрываются способы формирования у себя этого важного качества. Большое внимание уделяется дружбе как ценности в жизни человека и общества. Личностные качества ученика. Вера в себя. Ценности нашей жизни. Дружба. Содружество. Правила поддержания дружеских отношений в классе. Обобщение и систематизация знаний (2 часа). Диагностика (4 часа). Резерв (10 часов). Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 3 класс Основные требования к метапредметным результатам к концу третьего года обучения Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности,уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении новогознания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки. Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять. Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки. Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять при открытии нового знания. Знать алгоритм выявления места и причины ошибки при выполнении письменной самостоятельной работы, уметь егоприменять. Знать алгоритм первичного закрепления нового знания, уметь его выполнять. Знать два основных этапа коррекционной деятельности и 12 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при коррекции своих оценки выполнения этих шагов. Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки данного умения. Знать правила понимания информации, уметь их применять. Знать правила построения диалога, приобрести опыт ихприменения, уметь строить диалог со сверстниками. Знать основные приёмы эффективного запоминания иприобрести опыт их применения. Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт егоприменения. Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт егоприменения. Знать, что такое модель, уметь использовать модели дляфиксирования нового знания. Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт егоприменения. Знать, какие бывают чувства, уметь определять своёэмоциональное состояние. Знать и принять на личностном уровне качество – веру в себя. Знать и принять на личностном уровне ценность жизни –дружбу. 4 класс 1 ч в неделю, всего 34 ч Организационно-рефлексивная линия (6 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации к учебной деятельности, включения в систему знаний и рефлексии учебной деятельности. Особое внимание уделяется формированию умения строить и реализовывать проекты в урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с основными этапами выполнения проекта и выясняют, что на уроках открытия нового знания они фактически выстраивают проект выхода из затруднения, возникающего при выполнении пробного действия; также учатся пользоваться построенным алгоритмом во внеурочной деятельности как индивидуально, так и в группах. Осуществляется подготовка к включению учащихся не только в проектную, но и в учебно-исследовательскую деятельность. Данное требование ФГОС будет реализовано в полной мере позднее в основной школе. Для всех вводимых понятий учащиеся строят соответствующие способы действий (правила, алгоритмы…),а затем системно применяют их в ходе предметных уроков и во внеурочной деятельности. Систематизируются знания о коррекционной деятельности. Ученики обобщают изученные алгоритмы самопроверки и исправления ошибок. Данное умение имеет принципиальное значение для качественного усвоения предметных знаний, которое остаётсяодной из важных образовательных целей ФГОС. Я учусь с радостью. Мотивация к учебной деятельности. Личностное самоопределение. Как самостоятельно выполнить и проверить задание. Учусь делать проект. Основные этапы проекта: замысел, реализация и защита проекта. Проекты и их реализация в жизни ив учении. Новое знание – часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Где и как я могу использовать новое знание?» Учусь подводить итог своей работы. Алгоритм проведения рефлексии учебной деятельности. Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся. У учащихся формируются основы культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Ученики знакомятся с правилами ведения дискуссии и приобретают опыт их применения. Уточняются правила командной работы (правила сотрудничества). Учащиеся знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: «критик» и «организатор», фиксируют их цели и основные правила выполнения данных ролей при общении. При этом роль «организатора» в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильные стороны каждого ученика, а также умении договариваться. Это даёт возможность спокойно и грамотно выходить из конфликтных ситуаций в общении. Что такое сотрудничество. Основные правила сотрудничества. Как добиться успеха в коллективной работе. Мой вклад в работу группы. Роль критика в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила конструктивной критики. Что такое дискуссия. Основные правила ведения дискуссии. Как научиться договариваться. Алгоритм выхода из конфликта. Роль организатора в структуре коммуникативного взаимодействия. Цель организатора и шаги по достижению этой цели. Познавательная линия (4 часа). Большое внимание уделяется работе с информацией. Школьники учатся различным способам поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), учатся выбирать необходимую информацию, готовить пересказ текста. Расширяется представление о новых операциях – классификация и аналогия – и о способах развития своего мышления как инструмента познания. Продолжается формирование представлений о способах исследования. Это позволяет организовать самостоятельноепрохождение учащимися основных шагов учебной деятельности. Учусь искать информацию. Способы поиска информации. Учусь работать с текстом. Как подготовить пересказ текста. Учусь классифицировать. Алгоритм классификации объектов. Действую по аналогии. Алгоритм действий по аналогии Ценностная линия (3 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Ученики рассматривают такое понятие, как «саморазвитие», определяют его значимость в жизни людей. Выделяют направления для собственного развития, ставят личностно значимые цели и учатся их достигать. Большое внимание уделяется уважительному отношению к окружающим, то есть принятию их суждений, качеств, поступков. Рассматривается такое важное качество для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни, как «самокритичность», раскрываются способы формирования у себя этого качества. Ценности нашей жизни: саморазвитие. Основныенаправления для саморазвития. Ценности нашей жизни: уважение и терпимость к другим. Личностные качества: самокритичность в учебнойдеятельности. Обобщение и систематизация знаний (2 часа). Диагностика (4 часа). Резерв (10 часов). Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 4 класс Основные требования к метапредметным результатам к концу четвертого года обучения: Знать два основных этапа учебной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при открытии нового знания под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов. Иметь представление о правилах мотивации себя к учебной деятельности, опыт их выполнения. Иметь представление об основных областях применения знания в науке и в жизни, опыт установления связей между новым и имеющимися знаниями по предмету, опыт выявления межпредметных связей и возможностей применения нового знания в различных жизненных ситуациях. Знать алгоритм подведения итога работы собственной учебной деятельности, уметь его выполнять. Знать два основных этапа коррекционной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Приобрести опыт осознанного осуществления данных шагов при коррекции своих затруднений под руководством учителя, а также опыт самооценки выполнения этих шагов. Знать алгоритм самостоятельного выполнения задания, уметь его применять. Иметь представление о проекте и проектной деятельности, уметь выполнять основные этапы проектирования под руководством учителя. Знать основные правила сотрудничества, приобрести опыт их применения в совместной работе со сверстниками. Знать основные правила ведения дискуссии, приобрести опыт их применения, уметь строить дискуссию со сверстниками. Иметь представление о правилах поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения. Иметь представление о правилах поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения. Иметь представление о цивилизованном способе выхода из конфликтной ситуации в ходе общения, понимать способ создания договорённостей и приобрести опыт его применения. Иметь представление о способе поиска информации, приобрести опыт его применения. Знать основные правила подготовки пересказа текста, уметь их применять. Иметь представление об алгоритме классификации объектов, приобрести опыт его применения. Иметь представление о действии по аналогии, приобрести опыт его применения. Иметь представление о саморазвитии как общемировой ценности жизни, приобрести позитивный опыт развития своей личности в выбранных направлениях. Уметь принимать каждого ученика в коллективе как личность, терпимо и уважительно относиться к его качествам, поступкам и суждениям. Иметь представление о качестве личности «самокритичность», которое помогает ученику успешно учиться, приобрести позитивный опыт его проявления в учебной деятельности. Поурочное планирование надпредметногокурса «Мир деятельности», 1–4 классы 1 класс 1 ч в неделю, всего 32 часа № п/п Тема, цель I четверть (8 часов) 1 Тема: «Учиться… А что это значит?» 2 Тема: «Учитель и ученик» 3 Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке» 4 Тема: «Личностные качества ученика. Активность в учебнойдеятельности» 5 Тема: «Учимся дружно. Работа в парах» 6 Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» 7–8 Резерв (2 урока) II четверть (7 часов) 9 Тема: «Как научиться быть внимательным» 10 Тема: «Затруднение – мой помощник в учении» 11 Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье» 12 Тема: «Учимся дружно. Работа в группах» 13 Тема: «Личностные качества ученика. Терпение в учебной деятельности» 14 Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» 15 Резерв (1 урок) III четверть (10 часов) 16 Урок диагностики № 1(входное тестирование) 17 Тема: «Как выяснить, что я не знаю» 18 Тема: «Зачем ученику домашнее задание» 19 Тема: «Семья – мой помощник в учении» 20 Тема: «Пробное учебное действие» 21 Тема: «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать» 22 Тема: «Причина затруднения» 23 Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятомцарстве, или История о том, что значит учиться» 24 Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» 25 Резерв (1 урок) IV четверть (7 часов) 26 Тема: «Как проверить свою работу» 27 Тема: «Личностные качества ученика. Честность в учебной деятельности» 28 Урок диагностики № 2(итоговое тестирование) 29 30 31–32 Тема: «Личностные качества ученика. Доброжелательность в учебнойдеятельности» Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (творческая гостиная для детейи родителей) Резерв (2 урока) 2 класс 1 ч в неделю, всего 34 часа № п/п Тема, цель I четверть (9 часов) 1 Тема: «Ценности нашей жизни. Знание» 2 Урок диагностики № 1(входное тестирование) 3 Тема: «Домашнее задание делаю сам» 4 Тема: «Проверяю свою работу. Подробный образец» 5 Тема: «Как исправить свою ошибку» 6 Тема: «Настроение – мой помощник в учебе» 7 Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» 8−9 Резерв (2 урока) II четверть (8 часов) 10 11 12 Тема: «Учусь называть свое затруднение» Тема: «Как построить новое знание» (структура второго этапа учебнойдеятельности ) Тема: « Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий» 13 Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий» 14 Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу» 15 Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» 16−17 Резерв (2 урока) III четверть (10 часов) 18 Тема: «Ставлю цель» 19 Тема: «Ключи к новым знаниям» 20 Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон» 21 Тема: «Личностные качества. Целеустремленность в учебнойдеятельности» 22 Тема: «Я знаю. Я умею» 23 Тема: «Как выяснить, что я не умею» 24 Тема: «Учимся дружно. Как понять друг друга без слов» 25 Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» 26−27 Резерв (2 урока) IV четверть (7 часов) 28 Тема: «Личностные качества. Самостоятельность в учебной деятельности» 29 Урок диагностики №2(итоговое тестирование) 30 Тема: «Учусь анализировать» 31 32 33–34 Тема: «Учимся вместе. Мы разные – и в этом наша сила» (гостиная дляродителей) Тема: «К концу года я знаю и умею» Резерв (2 урока) 3 класс 1 ч в неделю, всего 34 часа № п/п Тема, цель I четверть (8 часов) 1 Тема: «Личностные качества. Ввера в себя» 2 Тема: «Учусь запоминать» 3 Урок диагностики знаний № 1(входное тестирование) 4 Тема: «Урок открытия. Учусь определять место и причину затруднения» 5 Тема: «План» 6 Тема: «Учусь составлять план» 7−8 Резерв (2 урока) II четверть (9 часов) 9 Тема: «Учусь сравнивать» 10 Тема: «Учусь обобщать» 11 Тема: «Учусь моделировать» 12 Тема: «Учусь наблюдать» 13 Тема: «Секреты успешного выступления» 14 Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» 15−17 Резерв (3 урока) III четверть (10 часов) 18 Тема: «Секрет понимания» 19 Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог» 20 Тема: «Урок открытия. Учусь применять новое знание» 21 Тема: «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе» 22 Тема: «Как научиться применять способ» 23 Тема: «Как самому оценить свою работу» 24 Тема: «Чувства – мои помощники в учебе» 25−27 Резерв (3 урока) IV четверть (7 часов) 28 Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба» 29 Урок диагностики знаний №2(итоговое тестирование) 30−31 32 33–34 Урок диагностики умений№ 1–2 «Как я умею учиться» (практическиеработы) Тема: «К концу года я знаю и умею» Резерв (2 урока) 4 класс 1 ч в неделю, всего 34 часа № п/п Тема, цель I четверть (9 часов) 1 Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие» 2 Урок диагностики знаний № 1(входное тестирование) 3 Тема: «Я учусь с радостью» 4 Тема: «Как самостоятельно выполнить задание» 5 Тема: «Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим» 6 Тема: «Учусь сотрудничать» 7−9 Резерв (3 урока) II четверть (8 часов) 10 Тема: «Учусь искать информацию» 11 Тема «Учусь работать с текстом» 12 Тема: «Учусь классифицировать» 13 Тема: «Учусь действовать по аналогии» 14 Тема: «Учусь делать проект» 15 Тема: «Учусь делать проект» 16−17 Резерв (2 урока) III четверть (10 часов) 18 Тема: «Учимся дружно. Я — критик» 19 Тема: «Личностные качества ученика. Самокритичность» 20 Тема: «Учимся дружно. Дискуссия» 21 Тема: «Учимся дружно. Я — организатор» 22 Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться» 23 Тема: «Новое знание – часть целого мира» 24 Тема: «Учусь подводить итог работы» 25−27 Резерв (3 урока) IV четверть (7 часов) 28 29–30 Урок диагностики знаний №2(итоговое тестирование) Урок диагностики умений №1–2 "Как я умею учиться" (практическиеработы) 31 Тема: «Я ученик. Мои сильные стороны» 32 Тема: «К концу 4-го класса я знаю и умею» 33–34 Резерв (2 урока)