МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ СОШ № 10
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО предметов
Приказом директора
МАОУ СОШ №10
естественно-научного цикла
Протокол №1
от «31» августа 2023 г.
Приказ №286 – О
от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
(ID 2018814)
учебного
курса
«География»
для обучающихся 5 классов
Г. Первоуральск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также
на
основе
характеристики
планируемых
результатов
духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
Примерной программе воспитания.
Программа по географии отражает основные требования Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к
личностным,
метапредметным
и
предметным
результатам
освоения
образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического
образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки
Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
программ основного общего образования, требований к результатам обучения
географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся
систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете
людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения
и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических
и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и
общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей,
теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного
географического
образования,
основой
для
последующей
уровневой
дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих
целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического
образа
России,
ценностных
ориентаций
личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических
задач,
проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного
приобретения
новых
знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об
основных
географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о
способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников
географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания,
характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и
процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и
умений, необходимых для развития навыков их использования при решении
проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого
материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в
современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным
предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные
предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на
географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий
мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе,
всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ – 1 час
География как наука. Практическое значение географии на разных этапах
развития человечества. Задачи и методы географической науки.
РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 5 часов
География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток,
Древняя Греция. Учёные античного мира – Аристотель, Эратосфен, Птолимей.
Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. География в эпоху
Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев.
Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических
открытий. Открытие Нового света – экспедиция Христофора Колумба. Первое
кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических
открытий. Географические открытия 17-19 века. Поиски Южной Земли – открытие
Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и
Ю.Ф.Лисянского. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева –
открытие Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследования полярных областей
Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические
исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и
России, решение которых невозможно без участия географов.
Практические работы:
«Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических
объектов, открытых в разные периоды».
«Составление списка источников информации по теме «Имена русских
первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов
Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры
Земли, их географические следствия. Движение Земли вокруг своей оси. Земная ось и
географические полюсы. Следствия осевого движения Земли. Географические
следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни
весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса
освещенности, тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь
людей. Текущий контроль.
Практические работы:
«Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на
полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний».
«Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты
Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей
местности».
РАЗДЕЛ 3. План и карта – 12 часов
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение
направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их
определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Измерение
расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения
рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение
практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана.
Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте.
Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных
высот. Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических
карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Искажения
на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и
картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичевский) меридиан. Географические
координаты. Географическая щирота и географическая долгота. Измерение
расстояний по карте. Использование карт в жизни людей.
Практические работы:
«Проведение полярной съёмки и составление плана местности»
«Определение направлений и расстояний на карте».
«Выход на местность с применением практики ориентирования»
«Определение географических координат точек на глобусе и картах»
«Определение географических координат точек на глобусе и картах»
(итоговая)
РАЗДЕЛ 4. ЛИТОСФЕРА – ТВЕРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 9 ЧАСОВ
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы
его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые.
Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их
движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и
вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и
вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие
земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от
строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие
взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы
рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание
рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их
предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.
Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа,
антропогенные формы рельефа.
Практические работы:
«Сравнение свойств горных пород».
«Описываем горы по карте».
«Описываем горы по карте».
ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ – 2 часа
Обобщение знаний учащихся за курс 5 класса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и
в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к
познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному
вкладу
России;
ценностное
отношение
к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края.
Гражданского
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать
способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой
на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего
и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины;
природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного
культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством
познания мира для применения различных источников географической
информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение
основными
навыками
исследовательской
деятельности
в
географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и
способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к
природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению
универсальными
познавательными
действиями:
Базовые
логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
—
самостоятельно выбирать способ решения учебной
географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
—
Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным
и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим
аспектам различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между
географическими объектами, процессами и явлениями;
—
оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео
графического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
—
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
—
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
—
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в
групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта
с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов,
разделять
сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач
и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—
составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
—
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений,
изучаемых различными ветвями географической науки;
— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
—
выбирать
источники
географической
информации
(картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы),
необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших
географических исследований современности;
—
интегрировать и интерпретировать информацию о
путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную
в одном или нескольких источниках;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение
Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы)
факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в
развитие
знаний
о
Земле;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы)
факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в
развитие
знаний
о
Земле;
— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим
картам, географические координаты по географическим картам;
— использовать условные обозначения планов местности и географических
карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;—
применять понятия «план местности»,
«географическая
карта»,
«аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб»,
«условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель»
и «меридиан»;
— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
—
— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и
географической
широтой
местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение
Земли;
— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная
порода»;
—
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую
земную кору;— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и
океаны, крупные формы рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканических извержений;
— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная
плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для
решения
познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и
биологического видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;— приводить примеры изменений в литосфере в результате
деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых
невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих
литосферу;
— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия
полезных ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в
различной форме (табличной, графической, географического описания).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименов
Количество часов
Дата
п/п
ание
изучени
всего контроль практичес
разделов и
я
ные
кие
тем
работы
работы
программ
1.1. Введение.
1
0
0
02.09.202
ы
География 3
наука о
планете
Земля
Итого по
1
разделу
Раздел 2. На какой Земле мы живем
2.1.
5
1
На какой
Земле мы
живём
Итого по
5
разделу
Раздел 3. Планета Земля
2
Виды деятельности
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Приводить примеры географических объектов;
процессов и явлений;
изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры
методов исследований; применяе- мых в географии; находить в тексте
аргументы;
подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или
специально подобранном тексте информа- цию;
подтверждающую то;
Виды,
формы
контро
ля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Устный
опрос
Видеоурок
https://www.youtube.
m/watch?
v=8MNJXzO4O-g
что люди обладали географиче- скими знаниями ещё до того;
как география появилась как наука).;
9.09.23 – Уметь работать с учебником, атласом
7.10.23 Выполнять визуальный анализ и описание по разным картам
Систематизация информации о путешественниках и открытиях.
Анализировать и оценивать географическую информацию и делать
обобщающие выводы
Определение значения географических исследований для жизни
общества.
Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт. Работа с
учебником, с атласом.
Обсуждение значения географической науки в парах, группах
Анализировать и оценивать современную географическую
информацию, учиться делать выводы.
Устный
опрос;
Практичес
кая
работа;
Контрольн
ая работа;
3.1. Планета
Земля
Итого по
разделу
5
5
0
2
14.10.23 Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты
18.11.23 Солнечной системы по заданным основаниям;
связав с реальными ситуациями — освоения космоса; объяснять влияние
формы Земли на различие в количестве солнечного тепла;
получаемого земной поверхностью на разных широтах; использовать
понятия «земная ось»;«географические полю- сы»;
«тропики»;
«экватор»;
«полярные круги»;
«пояса осве- щённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей;
на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и
солнцестояний; сравнивать
продолжительность светового дня в дни равноден- ствий и солнцестояний
в Северном и Южном полушариях;
объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и
постоянным наклоном земной оси к плоско- сти орбиты; объяснять
суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия
в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах;
приводить примеры влияния формы;
размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжи- тельностью
дня и географической широтой местности;
между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой
местности на основе анализа данных наблюдений (при выпол- нении
практической работы № 1); выявлять закономерности изменения
продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни
солнцестояний на основе предоставленных данных; находить в тексте
аргументы;
подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе
одного-двух источников информации;
предложенных учителем; сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников дискуссии о происхождении планет;
обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы во время дискуссии; различать научную
гипотезу и научный факт;
Устный
опрос;
Практичес
кая
работа;
Контрольн
ая работа;
Видеоурок
https://www.youtube.
m/watch?
v=EmWW4I6D5Hg
Раздел 4. План и карта
4.1. План и
карта
12
1
5
25.11.23 Применять понятия «план местности»;
«аэрофотоснимок»;
–
17.02.24 «ориентирование на местности»;
«стороны горизонта»;
«гори- зонтали»;
«масштаб»;
«условные знаки» для решения учеб- ных и (или) практико-ориентированных
задач; определять по плану расстояния между объектами на местно- сти (при
выполнении практической работы № 1); определять направления по плану (при
выполнении практиче- ской работы № 1); ориентироваться на местности по
плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать
абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местно- сти;
составлять описание маршрута по плану местности (при вы- полнении
практической работы № 2); проводить по плану несложное географическое
исследование (при выполнении практической работы № 2); объяснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельности;
давать оценку приобретённому опыту; оцени- вать соответствие результата цели
(при выпонении практиче- ской работы № 2);
Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления;
расстояния и географические координаты по картам (при выполнении
практических работ № 1; 2); определять и сравнивать абсолютные высоты
географических объектов;
сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам; объяснять различия
результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи
масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и
«географическая карта»;
применять понятия «географическая карта»; «параллель»;
«меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориенти- рованных задач;
приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и
хозяйственной деятельности людей географиче-ских карт;
планов местности и геоинформационных систем (ГИС);
Итого по
12
разделу
Раздел 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли
Устный
опрос;
Практичес
кая
работа;
Лабораторная работ
https://www.youtube.
m/watch?
v=KO8QKf2hh5c
Лабораторная работ
https://www.youtube.
m/watch?
v=If9ujt5L3T0
5.1. Литосфер
а–
твёрдая
оболочка
Земли
9
1
3
24.02.24 Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные
– 5.05.24 породы;
различать понятия «ядро»;«мантия»; «земная кора»; «мине- рал» и «горная
порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить
примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные
горные породы по происхожде- нию; распознавать проявления в окружающем
мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма;
землетрясений; физического; химического и биологического видов
выветривания; применять понятия «литосфера»; «землетрясение»; «вулкан»;
«литосферные плиты» для решения учебных и (или) практи- коориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических
изверже- ний; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и
средств их предупреждения; показывать на карте и обозначать на контурной
карте матери- ки и океаны; крупные формы рельефа Земли;
острова различ- ного происхождения; различать горы и равнины;
классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или
равнину по физической карте (при выполнении работы№ 1); приводить примеры
действия внешних процессов рельефо- образования в своей местности;
приводить примеры полезных ископаемых своей местности; приводить примеры
изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей
местности; России и мира; приводить примеры опасных природных явлений в
лито- сфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности;
решение которых невозможно без участия представителей географических
специальностей; изучающих литосферу; находить сходные аргументы;
подтверждающие движение литосферных плит;
в различных источниках географической информации; применять понятия
«эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической
информации различных видов и форм представления; оформление результатов
(примеры изменений в литосфере в результате
деятельности человека на примере своей местно- сти;
России и мира) в виде презентации; оценивать надёжность географической
информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему
облику на основе различных источников информации (карти- ны;
описания;
географической карты) по критериям;
предло- женным учителем при работе в группе; в ходе организованного учителем
обсуждения публично представлять презентацию о профессиях;
связанных с литос- ферой;
и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою
точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей
семьи.;
Устный
опрос;
Практичес
кая
работа;
Контрольн
ая работа;
Видеоурок
https://www.youtube.
m/watch?
v=MQUWScXdYkE
Итого по
9
разделу
Раздел 6. Обобщение по курсу
6.1. Обобщение
по курсу
Общее
количество
часов по
программе
2
1
0
34
4
12
12.05.
2419.05.
24
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
Зачем нам география 1
и как мы будем её
1
изучать
Как люди
открывали
Землю.
0
0
02.09.2023 Устный опрос;
0
0
09.09.2023 Устный
опрос;
1
0
1
1
0
1
16.09.2023 Практическая
работа;
23.09.2023 Практическая
работа;
1
0
0
30.09.2023 Устный опрос;
1
1
0
07.10.2023
7.
Как люди открывали
Землю.
Российские
путешественники.
Географические
открытия 17-19 века.
Современные
географические
Урок
– обобщение по
исследования.
теме: «Развитие
географических
знаний
о Земле».
Мы
во Вселенной.
1
0
0
14.10.2023 Устный опрос;
8.
Движение Земли.
1
0
0
21.10.2023 Устный опрос;
9.
Солнечный свет на
Земле.
1
0
1
28.10.2023
Практическая
работа;
10.
Солнечный свет на
Земле.
Урок – обобщение по
теме: «Земля планета Солнечной
Ориентирование
системы». на
Текущий
местности.
контроль.
Практическая
работа №5 «выход на
местность с
Земная
применением
поверхность
на плане
практики
и карте.
Земная
поверхность
ориентирования»
на плане и карте.
Учимся с «Полярной
звездой»
1
0
1
11.11.2023
1
1
0
18.11.2023
Практическая
работа;
Контрольная
работа
1
0
0
25.11.2023 Устный опрос;
1
0
1
02.12.2023 Практическая
работа;
1
0
0
09.12.2023 Устный опрос;
1
0
0
16.12.2023 Устный опрос;
1
0
1
23.12.2023 Практическая
работа;
Географическая
карта.
1
0
1
30.12.2023
1
0
0
1.
2.
3.
4.
5.
6.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Градусная сетка.
Контрольная
работа
Практическая
работа;
13.01.2024 Устный опрос;
0
0
20.01.2024 Устный опрос;
1
0
0
27.01.2024 Устный
опрос;
1
0
1
03.02.2024
22. Учимся с «Полярной 1
звездой»
23. Урок – обобщение по 1
теме:
«Географические
карты».
0
1
10.02.2024
1
0
Практическая
работа;
17.02.2024 Контрольная работа
24. Земная кора – верхняя 1
часть литосферы
0
0
24.02.2024 Устный опрос;
25.
19.
20.
1
Географические
координаты..Географ
ическая широта
Географические
координаты.
Географическая
долгота.
21.
План и карта.
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Горные породы,
минералы и полезные
ископаемые.
Движения земной
коры
Движения земной
коры.
Рельеф Земли.
Равнины..
Рельеф Земли. Горы.
1
0
1
03.03.2024
1
0
0
10.03.2024 Устный опрос
1
0
0
31.03.2024 Устный опрос
1
0
1
07.04.2024
1
0
1
14.04.2024
30. Учимся с «Полярной
звездой»
31. Учимся с «Полярной
звездой»
32. Человек
Разработка
и литосфера.
33. проектного задания.
Урок – обобщение и
повторение за весь
год
1
0
0
21.04.2024
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Устный опрос;
1
0
0
28.04.2024
Устный опрос
1
0
0
05.05.2024 Устный опрос
1
0
0
34. Итоговый контроль. 1
1
0
12.05.2024 Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
19.05.2024 Контрольная работа
4
12
26.
27.
28.
29.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева.
География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г
В. В. Николина. География. 5-6 класс: пособие для учащихся «Мой тренажёр» / М.;
Просвещение 2014
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева.
География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г
2. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А. И.
Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы М.; Просвещение 2013г
3. В. В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс М.; Просвещение, 2012 г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ИНТЕРНЕТ
https://www.youtube.com/watch?v=
8MNJXzO4O-g
https://www.youtube.com/watch?v=J
z2onD-0S7o
https://www.youtube.com/watch?v=
KO8QKf2hh5c
https://www.youtube.com/watch?v=I
f9ujt5L3T0
Видеоурок
https://www.youtube.com/watch?v=
EmWW4I6D5Hg
Видеоурок
https://www.youtube.com/watch?v=
MQUWScXdYkE
Лабораторная
работа
https://www.youtube.com/watch?v=
QxMkVJ18_bo
РЕСУРСЫ
И
РЕСУРСЫ
СЕТИ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы, карты, атласы, картины, тетради, объемные учебно-наглядные пособия (глобус,
натуральные пособия: коллекции минералов и горных пород, коллекции образцов промышленного
сырья)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивная доска
Монитор
Колонки
Информационный
проектор
EPSON
Проекционный экран
Системный блок