География-5-2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
МАОУ СОШ № 10

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО предметов

Приказом директора
МАОУ СОШ №10

естественно-научного цикла
Протокол №1
от «31» августа 2023 г.

Приказ №286 – О
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
(ID 2018814)

учебного
курса
«География»

для обучающихся 5 классов

Г. Первоуральск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также
на
основе
характеристики
планируемых
результатов
духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
Примерной программе воспитания.
Программа по географии отражает основные требования Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к
личностным,
метапредметным
и
предметным
результатам
освоения
образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического
образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки
Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
программ основного общего образования, требований к результатам обучения
географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся
систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете
людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения
и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических
и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и
общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей,
теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного
географического
образования,
основой
для
последующей
уровневой
дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих
целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического
образа
России,
ценностных
ориентаций
личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических
задач,
проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного

приобретения
новых
знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об
основных
географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о
способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников
географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания,
характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и
процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и
умений, необходимых для развития навыков их использования при решении
проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого
материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в
современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным
предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные
предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на
географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий
мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе,
всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ – 1 час
География как наука. Практическое значение географии на разных этапах
развития человечества. Задачи и методы географической науки.
РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 5 часов
География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток,
Древняя Греция. Учёные античного мира – Аристотель, Эратосфен, Птолимей.
Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. География в эпоху
Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев.
Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических
открытий. Открытие Нового света – экспедиция Христофора Колумба. Первое
кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических

открытий. Географические открытия 17-19 века. Поиски Южной Земли – открытие
Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и
Ю.Ф.Лисянского. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева –
открытие Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследования полярных областей
Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические
исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и
России, решение которых невозможно без участия географов.
Практические работы:
«Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических
объектов, открытых в разные периоды».
«Составление списка источников информации по теме «Имена русских
первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов
Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры
Земли, их географические следствия. Движение Земли вокруг своей оси. Земная ось и
географические полюсы. Следствия осевого движения Земли. Географические
следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни
весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса
освещенности, тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь
людей. Текущий контроль.
Практические работы:
«Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на
полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний».
«Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты
Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей
местности».

РАЗДЕЛ 3. План и карта – 12 часов
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение
направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их
определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Измерение
расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения
рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение
практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана.
Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте.
Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных
высот. Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических
карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Искажения

на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и
картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичевский) меридиан. Географические
координаты. Географическая щирота и географическая долгота. Измерение
расстояний по карте. Использование карт в жизни людей.
Практические работы:
«Проведение полярной съёмки и составление плана местности»
«Определение направлений и расстояний на карте».
«Выход на местность с применением практики ориентирования»
«Определение географических координат точек на глобусе и картах»
«Определение географических координат точек на глобусе и картах»
(итоговая)

РАЗДЕЛ 4. ЛИТОСФЕРА – ТВЕРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 9 ЧАСОВ
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы
его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые.
Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их
движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и
вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и
вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие
земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от
строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие
взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы
рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание
рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их
предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.
Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа,
антропогенные формы рельефа.
Практические работы:
«Сравнение свойств горных пород».
«Описываем горы по карте».
«Описываем горы по карте».

ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ – 2 часа
Обобщение знаний учащихся за курс 5 класса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и
в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к
познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному
вкладу
России;
ценностное
отношение
к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края.
Гражданского
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать
способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой
на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего
и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины;
природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного
культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных

закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством
познания мира для применения различных источников географической
информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение
основными
навыками
исследовательской
деятельности
в
географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и
способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к
природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению
универсальными
познавательными
действиями:
Базовые
логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;

— устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
—
самостоятельно выбирать способ решения учебной
географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
—
Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным
и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим
аспектам различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между
географическими объектами, процессами и явлениями;
—
оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео
графического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
—
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

—
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
—
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в
групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта
с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов,
разделять
сферу
ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач
и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—
составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;

—
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений,
изучаемых различными ветвями географической науки;
— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
—
выбирать
источники
географической
информации
(картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы),
необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших
географических исследований современности;
—
интегрировать и интерпретировать информацию о
путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную
в одном или нескольких источниках;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение
Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы)
факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в
развитие
знаний
о
Земле;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы)
факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в
развитие
знаний
о
Земле;
— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим
картам, географические координаты по географическим картам;
— использовать условные обозначения планов местности и географических
карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;—
применять понятия «план местности»,
«географическая
карта»,
«аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб»,
«условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель»
и «меридиан»;
— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

—

— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и

географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и
географической
широтой
местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение
Земли;
— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная
порода»;
—
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую
земную кору;— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и
океаны, крупные формы рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканических извержений;
— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная
плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для
решения
познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и
биологического видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;— приводить примеры изменений в литосфере в результате
деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых
невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих
литосферу;
— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия
полезных ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в
различной форме (табличной, графической, географического описания).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименов
Количество часов
Дата
п/п
ание
изучени
всего контроль практичес
разделов и
я
ные
кие
тем
работы
работы
программ
1.1. Введение.
1
0
0
02.09.202
ы
География 3
наука о
планете
Земля

Итого по
1
разделу
Раздел 2. На какой Земле мы живем
2.1.

5

1

На какой
Земле мы
живём

Итого по
5
разделу
Раздел 3. Планета Земля

2

Виды деятельности

Раздел 1. Географическое изучение Земли
Приводить примеры географических объектов;
процессов и явлений;
изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры
методов исследований; применяе- мых в географии; находить в тексте
аргументы;
подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или
специально подобранном тексте информа- цию;
подтверждающую то;

Виды,
формы
контро
ля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Устный
опрос

Видеоурок
https://www.youtube.
m/watch?
v=8MNJXzO4O-g

что люди обладали географиче- скими знаниями ещё до того;
как география появилась как наука).;
9.09.23 – Уметь работать с учебником, атласом
7.10.23 Выполнять визуальный анализ и описание по разным картам
Систематизация информации о путешественниках и открытиях.
Анализировать и оценивать географическую информацию и делать
обобщающие выводы
Определение значения географических исследований для жизни
общества.
Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт. Работа с
учебником, с атласом.
Обсуждение значения географической науки в парах, группах
Анализировать и оценивать современную географическую
информацию, учиться делать выводы.

Устный
опрос;
Практичес
кая
работа;
Контрольн
ая работа;

3.1. Планета
Земля

Итого по
разделу

5

5

0

2

14.10.23 Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты
18.11.23 Солнечной системы по заданным основаниям;
связав с реальными ситуациями — освоения космоса; объяснять влияние
формы Земли на различие в количестве солнечного тепла;
получаемого земной поверхностью на разных широтах; использовать
понятия «земная ось»;«географические полю- сы»;
«тропики»;
«экватор»;
«полярные круги»;
«пояса осве- щённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей;
на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и
солнцестояний; сравнивать
продолжительность светового дня в дни равноден- ствий и солнцестояний
в Северном и Южном полушариях;
объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и
постоянным наклоном земной оси к плоско- сти орбиты; объяснять
суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия
в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах;
приводить примеры влияния формы;
размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжи- тельностью
дня и географической широтой местности;
между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой
местности на основе анализа данных наблюдений (при выпол- нении
практической работы № 1); выявлять закономерности изменения
продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни
солнцестояний на основе предоставленных данных; находить в тексте
аргументы;
подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе
одного-двух источников информации;
предложенных учителем; сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников дискуссии о происхождении планет;
обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы во время дискуссии; различать научную
гипотезу и научный факт;

Устный
опрос;
Практичес
кая
работа;
Контрольн
ая работа;

Видеоурок
https://www.youtube.
m/watch?
v=EmWW4I6D5Hg

Раздел 4. План и карта
4.1. План и
карта

12

1

5

25.11.23 Применять понятия «план местности»;
«аэрофотоснимок»;
–
17.02.24 «ориентирование на местности»;

«стороны горизонта»;
«гори- зонтали»;
«масштаб»;
«условные знаки» для решения учеб- ных и (или) практико-ориентированных
задач; определять по плану расстояния между объектами на местно- сти (при
выполнении практической работы № 1); определять направления по плану (при
выполнении практиче- ской работы № 1); ориентироваться на местности по
плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать
абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местно- сти;
составлять описание маршрута по плану местности (при вы- полнении
практической работы № 2); проводить по плану несложное географическое
исследование (при выполнении практической работы № 2); объяснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельности;
давать оценку приобретённому опыту; оцени- вать соответствие результата цели
(при выпонении практиче- ской работы № 2);
Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления;
расстояния и географические координаты по картам (при выполнении
практических работ № 1; 2); определять и сравнивать абсолютные высоты
географических объектов;
сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам; объяснять различия
результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи
масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и
«географическая карта»;
применять понятия «географическая карта»; «параллель»;
«меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориенти- рованных задач;
приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и
хозяйственной деятельности людей географиче-ских карт;
планов местности и геоинформационных систем (ГИС);

Итого по
12
разделу
Раздел 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли

Устный
опрос;
Практичес
кая
работа;

Лабораторная работ
https://www.youtube.
m/watch?
v=KO8QKf2hh5c
Лабораторная работ
https://www.youtube.
m/watch?
v=If9ujt5L3T0

5.1. Литосфер
а–
твёрдая
оболочка
Земли

9

1

3

24.02.24 Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные
– 5.05.24 породы;

различать понятия «ядро»;«мантия»; «земная кора»; «мине- рал» и «горная
порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить
примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные
горные породы по происхожде- нию; распознавать проявления в окружающем
мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма;
землетрясений; физического; химического и биологического видов
выветривания; применять понятия «литосфера»; «землетрясение»; «вулкан»;
«литосферные плиты» для решения учебных и (или) практи- коориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических
изверже- ний; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и
средств их предупреждения; показывать на карте и обозначать на контурной
карте матери- ки и океаны; крупные формы рельефа Земли;
острова различ- ного происхождения; различать горы и равнины;
классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или
равнину по физической карте (при выполнении работы№ 1); приводить примеры
действия внешних процессов рельефо- образования в своей местности;
приводить примеры полезных ископаемых своей местности; приводить примеры
изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей
местности; России и мира; приводить примеры опасных природных явлений в
лито- сфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности;
решение которых невозможно без участия представителей географических
специальностей; изучающих литосферу; находить сходные аргументы;
подтверждающие движение литосферных плит;
в различных источниках географической информации; применять понятия
«эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической
информации различных видов и форм представления; оформление результатов
(примеры изменений в литосфере в результате
деятельности человека на примере своей местно- сти;
России и мира) в виде презентации; оценивать надёжность географической
информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему
облику на основе различных источников информации (карти- ны;
описания;
географической карты) по критериям;
предло- женным учителем при работе в группе; в ходе организованного учителем
обсуждения публично представлять презентацию о профессиях;
связанных с литос- ферой;
и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою
точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей
семьи.;

Устный
опрос;
Практичес
кая
работа;
Контрольн
ая работа;

Видеоурок
https://www.youtube.
m/watch?
v=MQUWScXdYkE

Итого по
9
разделу
Раздел 6. Обобщение по курсу
6.1. Обобщение
по курсу
Общее
количество
часов по
программе

2

1

0

34

4

12

12.05.
2419.05.
24

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

Зачем нам география 1
и как мы будем её
1
изучать
Как люди
открывали
Землю.

0

0

02.09.2023 Устный опрос;

0

0

09.09.2023 Устный
опрос;

1

0

1

1

0

1

16.09.2023 Практическая
работа;
23.09.2023 Практическая
работа;

1

0

0

30.09.2023 Устный опрос;

1

1

0

07.10.2023

7.

Как люди открывали
Землю.
Российские
путешественники.
Географические
открытия 17-19 века.
Современные
географические
Урок
– обобщение по
исследования.
теме: «Развитие
географических
знаний
о Земле».
Мы
во Вселенной.

1

0

0

14.10.2023 Устный опрос;

8.

Движение Земли.

1

0

0

21.10.2023 Устный опрос;

9.

Солнечный свет на
Земле.

1

0

1

28.10.2023

Практическая
работа;

10.

Солнечный свет на
Земле.
Урок – обобщение по
теме: «Земля планета Солнечной
Ориентирование
системы». на
Текущий
местности.
контроль.
Практическая
работа №5 «выход на
местность с
Земная
применением
поверхность
на плане
практики
и карте.
Земная
поверхность
ориентирования»
на плане и карте.
Учимся с «Полярной
звездой»

1

0

1

11.11.2023

1

1

0

18.11.2023

Практическая
работа;
Контрольная
работа

1

0

0

25.11.2023 Устный опрос;

1

0

1

02.12.2023 Практическая
работа;

1

0

0

09.12.2023 Устный опрос;

1

0

0

16.12.2023 Устный опрос;

1

0

1

23.12.2023 Практическая
работа;

Географическая
карта.

1

0

1

30.12.2023

1

0

0

1.
2.

3.
4.

5.
6.

11.

12.
13.

14.
15.
16.

17.
18.

Градусная сетка.

Контрольная
работа

Практическая
работа;
13.01.2024 Устный опрос;

0

0

20.01.2024 Устный опрос;

1

0

0

27.01.2024 Устный
опрос;

1

0

1

03.02.2024

22. Учимся с «Полярной 1
звездой»
23. Урок – обобщение по 1
теме:
«Географические
карты».

0

1

10.02.2024

1

0

Практическая
работа;
17.02.2024 Контрольная работа

24. Земная кора – верхняя 1
часть литосферы

0

0

24.02.2024 Устный опрос;

25.

19.

20.

1
Географические
координаты..Географ
ическая широта
Географические
координаты.
Географическая
долгота.

21.
План и карта.

Практическая
работа;

Практическая
работа;

Горные породы,
минералы и полезные
ископаемые.
Движения земной
коры
Движения земной
коры.
Рельеф Земли.
Равнины..
Рельеф Земли. Горы.

1

0

1

03.03.2024

1

0

0

10.03.2024 Устный опрос

1

0

0

31.03.2024 Устный опрос

1

0

1

07.04.2024

1

0

1

14.04.2024

30. Учимся с «Полярной
звездой»
31. Учимся с «Полярной
звездой»
32. Человек
Разработка
и литосфера.
33. проектного задания.
Урок – обобщение и
повторение за весь
год

1

0

0

21.04.2024

Практическая
работа;
Практическая
работа;
Устный опрос;

1

0

0

28.04.2024

Устный опрос

1

0

0

05.05.2024 Устный опрос

1

0

0

34. Итоговый контроль. 1

1

0

12.05.2024 Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
19.05.2024 Контрольная работа

4

12

26.
27.
28.
29.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева.
География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г

В. В. Николина. География. 5-6 класс: пособие для учащихся «Мой тренажёр» / М.;
Просвещение 2014
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева.
География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г
2. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А. И.
Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы М.; Просвещение 2013г
3. В. В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс М.; Просвещение, 2012 г

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ИНТЕРНЕТ
https://www.youtube.com/watch?v=
8MNJXzO4O-g
https://www.youtube.com/watch?v=J
z2onD-0S7o
https://www.youtube.com/watch?v=
KO8QKf2hh5c
https://www.youtube.com/watch?v=I
f9ujt5L3T0
Видеоурок
https://www.youtube.com/watch?v=
EmWW4I6D5Hg
Видеоурок
https://www.youtube.com/watch?v=
MQUWScXdYkE
Лабораторная
работа
https://www.youtube.com/watch?v=
QxMkVJ18_bo

РЕСУРСЫ

И

РЕСУРСЫ

СЕТИ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы, карты, атласы, картины, тетради, объемные учебно-наглядные пособия (глобус,
натуральные пособия: коллекции минералов и горных пород, коллекции образцов промышленного
сырья)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивная доска
Монитор
Колонки
Информационный
проектор
EPSON
Проекционный экран
Системный блок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».