МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования ГО Первоуральск МАОУ СОШ № 10 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ШМО предметов Приказом директора МАОУ СОШ №10 естественно-научного цикла Протокол №1 от «31» августа 2023 г. Приказ №286 – О от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2018814) учебного курса «География» для обучающихся 5 классов Г. Первоуральск, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания. Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года. Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; 5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВВЕДЕНИЕ – 1 час География как наука. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Задачи и методы географической науки. РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 5 часов География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира – Аристотель, Эратосфен, Птолимей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света – экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий. Географические открытия 17-19 века. Поиски Южной Земли – открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева – открытие Антарктиды. Современные географические исследования. Исследования полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов. Практические работы: «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды». «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия. Движение Земли вокруг своей оси. Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности, тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Текущий контроль. Практические работы: «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний». «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности». РАЗДЕЛ 3. План и карта – 12 часов Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичевский) меридиан. Географические координаты. Географическая щирота и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни людей. Практические работы: «Проведение полярной съёмки и составление плана местности» «Определение направлений и расстояний на карте». «Выход на местность с применением практики ориентирования» «Определение географических координат точек на глобусе и картах» «Определение географических координат точек на глобусе и картах» (итоговая) РАЗДЕЛ 4. ЛИТОСФЕРА – ТВЕРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 9 ЧАСОВ Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Практические работы: «Сравнение свойств горных пород». «Описываем горы по карте». «Описываем горы по карте». ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ – 2 часа Обобщение знаний учащихся за курс 5 класса. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство). Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия — Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; — устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; — выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; — выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений; — самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия — Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем; — проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями; — оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео графического исследования; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды. Работа с информацией — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; — оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — систематизировать географическую информацию в разных формах. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение — формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; — в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Совместная деятельность (сотрудничество) — принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; — сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация — самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия) — владеть способами самоконтроля и рефлексии; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям Принятие себя и других — осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; — приводить примеры методов исследования, применяемых в географии; — выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности; — интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках; — различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли; — описывать и сравнивать маршруты их путешествий; — находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле; — различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли; — описывать и сравнивать маршруты их путешествий; — находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле; — определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам; — использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач; — различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»; — приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; — — объяснять причины смены дня и ночи и времён года; устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли; — различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»; — различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора; — различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли; — различать горы и равнины; — классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику; — называть причины землетрясений и вулканических извержений; — применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; — применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач; — распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; — классифицировать острова по происхождению; — приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; — приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; — приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности; — представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименов Количество часов Дата п/п ание изучени всего контроль практичес разделов и я ные кие тем работы работы программ 1.1. Введение. 1 0 0 02.09.202 ы География 3 наука о планете Земля Итого по 1 разделу Раздел 2. На какой Земле мы живем 2.1. 5 1 На какой Земле мы живём Итого по 5 разделу Раздел 3. Планета Земля 2 Виды деятельности Раздел 1. Географическое изучение Земли Приводить примеры географических объектов; процессов и явлений; изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований; применяе- мых в географии; находить в тексте аргументы; подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информа- цию; подтверждающую то; Виды, формы контро ля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Устный опрос Видеоурок https://www.youtube. m/watch? v=8MNJXzO4O-g что люди обладали географиче- скими знаниями ещё до того; как география появилась как наука).; 9.09.23 – Уметь работать с учебником, атласом 7.10.23 Выполнять визуальный анализ и описание по разным картам Систематизация информации о путешественниках и открытиях. Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы Определение значения географических исследований для жизни общества. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт. Работа с учебником, с атласом. Обсуждение значения географической науки в парах, группах Анализировать и оценивать современную географическую информацию, учиться делать выводы. Устный опрос; Практичес кая работа; Контрольн ая работа; 3.1. Планета Земля Итого по разделу 5 5 0 2 14.10.23 Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты 18.11.23 Солнечной системы по заданным основаниям; связав с реальными ситуациями — освоения космоса; объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла; получаемого земной поверхностью на разных широтах; использовать понятия «земная ось»;«географические полю- сы»; «тропики»; «экватор»; «полярные круги»; «пояса осве- щённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей; на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноден- ствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоско- сти орбиты; объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; приводить примеры влияния формы; размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы; устанавливать эмпирические зависимости между продолжи- тельностью дня и географической широтой местности; между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений (при выпол- нении практической работы № 1); выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на основе предоставленных данных; находить в тексте аргументы; подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе одного-двух источников информации; предложенных учителем; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет; обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время дискуссии; различать научную гипотезу и научный факт; Устный опрос; Практичес кая работа; Контрольн ая работа; Видеоурок https://www.youtube. m/watch? v=EmWW4I6D5Hg Раздел 4. План и карта 4.1. План и карта 12 1 5 25.11.23 Применять понятия «план местности»; «аэрофотоснимок»; – 17.02.24 «ориентирование на местности»; «стороны горизонта»; «гори- зонтали»; «масштаб»; «условные знаки» для решения учеб- ных и (или) практико-ориентированных задач; определять по плану расстояния между объектами на местно- сти (при выполнении практической работы № 1); определять направления по плану (при выполнении практиче- ской работы № 1); ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местно- сти; составлять описание маршрута по плану местности (при вы- полнении практической работы № 2); проводить по плану несложное географическое исследование (при выполнении практической работы № 2); объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; давать оценку приобретённому опыту; оцени- вать соответствие результата цели (при выпонении практиче- ской работы № 2); Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления; расстояния и географические координаты по картам (при выполнении практических работ № 1; 2); определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов; сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам; объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и «географическая карта»; применять понятия «географическая карта»; «параллель»; «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориенти- рованных задач; приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географиче-ских карт; планов местности и геоинформационных систем (ГИС); Итого по 12 разделу Раздел 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли Устный опрос; Практичес кая работа; Лабораторная работ https://www.youtube. m/watch? v=KO8QKf2hh5c Лабораторная работ https://www.youtube. m/watch? v=If9ujt5L3T0 5.1. Литосфер а– твёрдая оболочка Земли 9 1 3 24.02.24 Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные – 5.05.24 породы; различать понятия «ядро»;«мантия»; «земная кора»; «мине- рал» и «горная порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные горные породы по происхожде- нию; распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма; землетрясений; физического; химического и биологического видов выветривания; применять понятия «литосфера»; «землетрясение»; «вулкан»; «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практи- коориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических изверже- ний; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; показывать на карте и обозначать на контурной карте матери- ки и океаны; крупные формы рельефа Земли; острова различ- ного происхождения; различать горы и равнины; классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы№ 1); приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования в своей местности; приводить примеры полезных ископаемых своей местности; приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности; России и мира; приводить примеры опасных природных явлений в лито- сфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности; решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей; изучающих литосферу; находить сходные аргументы; подтверждающие движение литосферных плит; в различных источниках географической информации; применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления; оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местно- сти; России и мира) в виде презентации; оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (карти- ны; описания; географической карты) по критериям; предло- женным учителем при работе в группе; в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях; связанных с литос- ферой; и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи.; Устный опрос; Практичес кая работа; Контрольн ая работа; Видеоурок https://www.youtube. m/watch? v=MQUWScXdYkE Итого по 9 разделу Раздел 6. Обобщение по курсу 6.1. Обобщение по курсу Общее количество часов по программе 2 1 0 34 4 12 12.05. 2419.05. 24 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля Зачем нам география 1 и как мы будем её 1 изучать Как люди открывали Землю. 0 0 02.09.2023 Устный опрос; 0 0 09.09.2023 Устный опрос; 1 0 1 1 0 1 16.09.2023 Практическая работа; 23.09.2023 Практическая работа; 1 0 0 30.09.2023 Устный опрос; 1 1 0 07.10.2023 7. Как люди открывали Землю. Российские путешественники. Географические открытия 17-19 века. Современные географические Урок – обобщение по исследования. теме: «Развитие географических знаний о Земле». Мы во Вселенной. 1 0 0 14.10.2023 Устный опрос; 8. Движение Земли. 1 0 0 21.10.2023 Устный опрос; 9. Солнечный свет на Земле. 1 0 1 28.10.2023 Практическая работа; 10. Солнечный свет на Земле. Урок – обобщение по теме: «Земля планета Солнечной Ориентирование системы». на Текущий местности. контроль. Практическая работа №5 «выход на местность с Земная применением поверхность на плане практики и карте. Земная поверхность ориентирования» на плане и карте. Учимся с «Полярной звездой» 1 0 1 11.11.2023 1 1 0 18.11.2023 Практическая работа; Контрольная работа 1 0 0 25.11.2023 Устный опрос; 1 0 1 02.12.2023 Практическая работа; 1 0 0 09.12.2023 Устный опрос; 1 0 0 16.12.2023 Устный опрос; 1 0 1 23.12.2023 Практическая работа; Географическая карта. 1 0 1 30.12.2023 1 0 0 1. 2. 3. 4. 5. 6. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Градусная сетка. Контрольная работа Практическая работа; 13.01.2024 Устный опрос; 0 0 20.01.2024 Устный опрос; 1 0 0 27.01.2024 Устный опрос; 1 0 1 03.02.2024 22. Учимся с «Полярной 1 звездой» 23. Урок – обобщение по 1 теме: «Географические карты». 0 1 10.02.2024 1 0 Практическая работа; 17.02.2024 Контрольная работа 24. Земная кора – верхняя 1 часть литосферы 0 0 24.02.2024 Устный опрос; 25. 19. 20. 1 Географические координаты..Географ ическая широта Географические координаты. Географическая долгота. 21. План и карта. Практическая работа; Практическая работа; Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры Движения земной коры. Рельеф Земли. Равнины.. Рельеф Земли. Горы. 1 0 1 03.03.2024 1 0 0 10.03.2024 Устный опрос 1 0 0 31.03.2024 Устный опрос 1 0 1 07.04.2024 1 0 1 14.04.2024 30. Учимся с «Полярной звездой» 31. Учимся с «Полярной звездой» 32. Человек Разработка и литосфера. 33. проектного задания. Урок – обобщение и повторение за весь год 1 0 0 21.04.2024 Практическая работа; Практическая работа; Устный опрос; 1 0 0 28.04.2024 Устный опрос 1 0 0 05.05.2024 Устный опрос 1 0 0 34. Итоговый контроль. 1 1 0 12.05.2024 Самооценка с использованием "Оценочного листа"; 19.05.2024 Контрольная работа 4 12 26. 27. 28. 29. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева. География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г В. В. Николина. География. 5-6 класс: пособие для учащихся «Мой тренажёр» / М.; Просвещение 2014 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева. География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г 2. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы М.; Просвещение 2013г 3. В. В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс М.; Просвещение, 2012 г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ https://www.youtube.com/watch?v= 8MNJXzO4O-g https://www.youtube.com/watch?v=J z2onD-0S7o https://www.youtube.com/watch?v= KO8QKf2hh5c https://www.youtube.com/watch?v=I f9ujt5L3T0 Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v= EmWW4I6D5Hg Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v= MQUWScXdYkE Лабораторная работа https://www.youtube.com/watch?v= QxMkVJ18_bo РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Справочные таблицы, карты, атласы, картины, тетради, объемные учебно-наглядные пособия (глобус, натуральные пособия: коллекции минералов и горных пород, коллекции образцов промышленного сырья) ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Интерактивная доска Монитор Колонки Информационный проектор EPSON Проекционный экран Системный блок