География-9

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 10 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО предметов естественнонаучного цикла

Директором школы

Протокол №1
от «31» 082023 г.

Приказ №286-0
от «31» 082023 г.

МАОУ СОШ №10

Рабочая программа учебного предмета
География
9 класс
основного общего образования

Первоуральск, 2023

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального и
основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и
основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ,
составлена на основе авторской программы
В. В. Николиной, А.И. Алексеева,
Е.К.Липкиной и ориентирована на работу по УМК «Полярная звезда».
- примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- Примерной программы по учебным предметам (стандарты второго
поколения). География 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2014 г.
Общая характеристика учебного курса
Предмет: География.
Класс: 9 класс
Количество часов: за год: 68 часов в неделю: 2 часа
Курс «География России» занимает центральное место в географическом
образовании в школе и изучается в 8-м и 9-м классах. Содержание предлагаемого курса
полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции
географического образования на уровне основного общего образования. Данный курс
опирается на систему географических знаний, полученных обучающимися в 6–7-х классах.
С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения,
закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию
родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс
географического образования на уровне основного общего образования. Все это определяет
особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования
географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение обучающихся, имеет
огромное воспитательное значение.
Цели:
Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине,
раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства,
познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными
условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Основные задачи курса:

Сформировать географический образ своей страны на основе комплексного подхода
и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и
одновременно как о субъекте мирового географического пространства;

Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей
природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических
явлений и процессов в нашей стране;

Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками
самостоятельной работы с различными источниками географической информации как
классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными
(компьютерными);

Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами
России и с различными регионами мира.

Сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию
своего места в стране и в мире.

Подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению
адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к
экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро
меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать
другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь.


Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих
результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа,
своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а так же социальному, культурному, языковому и
духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной
траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во
взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в
школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием
народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать
определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое
рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную
позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и
практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности,
умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно
обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать
свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия,
планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного
обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко
распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою
позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения
интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10)умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального
взаимодействия.
Предметные результаты:
1)формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости
для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности
и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Выпускник научится:
• выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым
задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и
извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные
показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять
недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
• использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей
и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и
интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их
свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей,
характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших
географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или
оценке географической информации;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и различий;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

• различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и
стран;
• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими
процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,
материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным
природным условиям;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в
контексте реальной жизни;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
России и ее отдельных регионов;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
• различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы,
определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения
населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне
жизни населения;
• использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и
религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни;
• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или
закономерностей;
• различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и
территориальную структуру хозяйства России;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и
территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на
размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
России;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,
использовать компас для определения азимута;
• описывать погоду своей местности;
• объяснять расовые отличия разных народов мира;
• давать характеристику рельефа своей местности;
• уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для
решения учебных и практических задач по географии;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• работать
с
записками,
отчетами,
дневниками
путешественников
как
источникамигеографической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования
географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
• составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных
изменений климата;
• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для
отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в
связи с природными и социально-экономическими факторами;
• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать
границы с точки зрения их доступности;
• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
• наносить на контурные карты основные формы рельефа;
• давать характеристику климата своей области (края, республики);
• показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней
мерзлоты;
• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
• объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
УМК для учителя и обучающихся:
1.
Учебник «География. 9 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией
А.И.Алексеева и др. М. – Просвещение. 2019 год.
2.
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для
учителя (Полярная звезда).
3.
Атлас по географии для 8 - 9 класса. Издательство «Картография».
Содержание курса
68 часов (2 часа в неделю)
Раздел 1. Хозяйство России (22 ч.).
Развитие хозяйства. Понятия: индекс человеческого развития (ИЧР), отрасль, отрасли
хозяйства, территориальная структура хозяйства, секторы экономики, факторы размещения
производства, цикл Кондратьева.
Особенности экономики России. Уровень экономического развития стран: развитые страны,
развивающиеся страны. Россия – страна с переходной экономикой. Роль исторического фактора в
развитии хозяйства России. Развитие экономики России сегодня.
Топливно-энергетический комплекс. Состав топливно-энергетического комплекса (топливная
промышленность, электроэнергетика). Отрасли топливной промышленности: угольная, нефтяная,
газовая, торфяная, сланцевая, урановая. Понятие о топливно-энергетическом
балансе.
Угольная промышленность. Факторы размещения отрасли. Главные угольные бассейны страны:
Кузнецкий (Кузбасс), Канско-Ачинский, Печорский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский,
Иркутский (Черемховский), Донецкий, Зырянский, Нижнезейский. Перспективы развития
угольной промышленности.
Нефтяная промышленность. Место нефти в современном мире. Особенности нефтяной
промышленности в России. Главные районы нефтедобычи страны (Западная Сибирь, ВолгоУральский район, Восточная Сибирь). Основные районы нефтепереработки страны. Крупнейшие
нефтепроводы и их направления.
Газовая
промышленность. Преимущества
природного
газа.
Особенности
газовой
промышленности в России. Крупнейшие месторождения газа. Важнейшие центры переработки
газа. Газопроводы и их направления. Перспективы газовой промышленности в России.
Электроэнергетика. Электроэнергетика – фундамент всей экономики страны. Выработка
электроэнергии по странам мира, место России. Типы электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС, ГТЭС,
приливные, ветровые, солнечные). Размещение электростанций. Перспективы энергопотребления
в России.
Металлургический комплекс. Металлургический комплекс - один из базовых отраслей
промышленности. Состав металлургического комплекса (черная металлургия, цветная
металлургия). Особенности металлургического комплекса.
Черная металлургия. Стадии металлургического производства (добыча, обогащение руды,
получение первичного металла – чугуна, выплавка стали и сплавов, производство проката). Типы
металлургических предприятий: комбинат, передельная металлургия, производство ферросплавов,
малая металлургия, бездоменная металлургия. Особенности размещения черной металлургии в
России. Крупные районы металлургического производства.
Цветная металлургия. Особенности размещения предприятий цветной металлургии. Районы
добычи и производства: никель-кобальтовых , алюминиевых, медных, свинцово-цинковых руд.

Машиностроение. Состав,
место
и
значение
в
хозяйстве. Факторы
размещения
машиностроительных предприятий. Гео графия важнейших отраслей: основные районы и центры.
Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения
отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы.
Химическая промышленность и охрана окружающей среды
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие
комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства.
Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство:
география основных отраслей. Определение по картам и эколого климатическим показателям
основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов
животноводства.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и
связь. Состав, место, значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные пути и линии связи, крупней шие транспортные узлы. Транспорт и охрана
окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы,
центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве
жизни населения.
Практическая работа 1 - Учимся с «Полярной звездой» - проект «Что мы оставим потомкам».
Практическая работа 2 – учимся с «Полярной звездой» – работа с источниками информации
(АПК и его проблемы).
Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем сферу услуг своего района.
Раздел 2. Регионы России (44 ч.).
Тема 1. Центральная Россия (7 ч.)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического
положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия
— историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности.
Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое
кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные
проблемы
и
перспективы
Центральной
России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли
специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской
местности.
Волго-Вятский
район.
Своеобразие
района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Практическая работа 4 – учимся с «Полярной звездой» - работа с текстом.
Тема 2. Европейский Северо-Запад (5 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природноресурсного
потенциала.
Этапы
освоения
территории.
Отрасли
специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм.
Крупнейшие
порты.
Экологические
проблемы
города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных
условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и
перспективы развития.
Практическая работа 5 «Составление картосхемы экономических связей Северо-Западной и
Центральной России».
Тема 3. Европейский Север (4 ч.).

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного
потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население.
Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда.
Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и
перспективы развития Европейского Севера.
Практическая работа 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе
тематических карт».
Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - географическая
исследовательская практика (составляем карту).
Тема 4. Европейский Юг (5 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и
ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к
морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная
пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону,
Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации
района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и
перспективы развития Северного Кавказа.
Практическая работа 8 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект («Развитие
рекреации на Северном Кавказе»).
Тема 5. Поволжье (4 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга
— главная хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое разнообразие
и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы
развития Поволжья.
Практическая работа 9 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская
практика - подготовка к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».
Тема 6. Урал (7 ч).
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в
обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их
особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Этапы освоения территории и развития
хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района.
Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала.
Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Нижний Тагил, Уфа, Челябинск. Урал —
экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и
перспективы развития Урала.
Практическая работа 10 «Оценка природных ресурсов Урала».
Практическая работа № 11 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей
хозяйственного развития западной и восточной частей Урала».
Практическая работа 12 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская
практика - анализ «Специфика проблем Урала».
Тема 7. Сибирь (5 ч.).
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия
и
ресурсы.
Особенности
речной
сети.
Многолетняя
мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы
Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли
специализации. Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории
— одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного
природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы
развития. Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения.
Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия.

Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города:
Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект «Путешествие
по Транссибирской железной дороге».
Тема 8. Дальний Восток (7 ч.).
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая
«молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты.
Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга —
уникальный
природный
комплекс.
Охрана
природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные
города
Дальнего
Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или
«тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.
Практическая работа 14 «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние
на хозяйство региона».
Практическая работа 15 - учимся с «Полярной звездой» - разработка проекта «Развитие
Дальнего Востока в первой половине 21 века».
Заключение (1 ч.).
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные,
торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение
экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера
влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
Повторение (1 ч.)
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
Тема
всего

практические
работы

1.

Хозяйство России.

22

3

2.

Регионы России.

44:

12:

3.

Центральная Россия.

7

1

4.

Европейский Северо-Запад.

5

1

5.

Европейский Север.

4

2

6.

Европейский Юг.

5

1

7.

Поволжье.

4

1

8.

Урал.

7

3

9.

Сибирь

5

1

10.

Дальний Восток.

7

2

11.

Заключение.

1

12.

Повторение.

1

Всего:

68

15

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

ТЕМА УРОКА

КОЛ-ВО
ЧАСОВ

РАЗДЕЛ 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

22

1.

РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ
«ЧИСЛЕННОСТЬ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИИ».

1

2.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ
«МИГРАЦИИ».

1

3.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 - УЧИМСЯ С «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ» ПРОЕКТ «ЧТО МЫ ОСТАВИМ ПОТОМКАМ». ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ
«РЫНОК ТРУДА».

1

4.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ
«ЭТНИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ».

1

5.

УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

1

6.

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

1

7.

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

1

8.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА.

1

9.

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

1

10.

ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ.

1

11.

ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ (2).

1

12.

МАШИНОСТРОЕНИЕ.

1

13.

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

1

14.

ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС.

1

15.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. РАСТЕНИЕВОДСТВО.

1

16.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. ЖИВОТНОВОДСТВО.

1

17.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 – УЧИМСЯ С «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ» –
РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ (АПК И ЕГО ПРОБЛЕМЫ).

1

18.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА (1).

1

19.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА (2).

1

20.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.

1

21.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3 – УЧИМСЯ С «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ» ИЗУЧАЕМ СФЕРУ УСЛУГ СВОЕГО РАЙОНА.

1

22.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.

1

РАЗДЕЛ 2. РЕГИОНЫ РОССИИ.

44

ТЕМА 1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ

7

23.

ПРОСТРАНСТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ.

1

24.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЕ.

1

25.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ: ХОЗЯЙСТВО (1).

1

26.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ: ХОЗЯЙСТВО (2).

1

27.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4 – УЧИМСЯ С «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ» РАБОТА С ТЕКСТОМ.

1

28.

МОСКВА – СТОЛИЦА РОССИИ.

1

29.

ПОДМОСКОВЬЕ.

1

ТЕМА 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД

5

30.

ПРОСТРАНСТВО СЕВЕРО-ЗАПАДА.

1

31.

СЕВЕРО-ЗАПАД: «ОКНО В ЕВРОПУ».

1

32.

СЕВЕРО-ЗАПАД: ХОЗЯЙСТВО.

1

33.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ.

1

34.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5 «СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОСХЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ
РОССИИ».

1

ТЕМА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР

4

ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА.

1

35.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 «ОЦЕНКА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО
ПОТЕНЦИАЛА РАЙОНА НА ОСНОВЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ».
36.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ, НАСЕЛЕНИЕ.

1

37.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР: ХОЗЯЙСТВО И ПРОБЛЕМЫ.

1

38.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 7 – УЧИМСЯ С «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ» ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
(СОСТАВЛЯЕМ КАРТУ).

1

ТЕМА 4. ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ

5

39.

ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО ЮГА.

1

40.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ: НАСЕЛЕНИЕ.

1

41.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И ХОЗЯЙСТВО.

1

42.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 8 – УЧИМСЯ С «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ» РАЗРАБАТЫВАЕМ ПРОЕКТ («РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИИ НА СЕВЕРНОМ
КАВКАЗЕ»).

1

43.

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ».

1

ТЕМА 5. ПОВОЛЖЬЕ.

4

44.

ПРОСТРАНСТВО ПОВОЛЖЬЯ.

1

45.

ПОВОЛЖЬЕ: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЕ.

1

46.

ПОВОЛЖЬЕ: ХОЗЯЙСТВО И ПРОБЛЕМЫ.

1

47.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 9 - УЧИМСЯ С «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ» ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ПОДГОТОВКА К ДИСКУССИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПОВОЛЖЬЯ».

1

ТЕМА 6. УРАЛ.

7

48.

ПРОСТРАНСТВО УРАЛА.

1

49.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10 «ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
УРАЛА».

1

50-51.

УРАЛ: НАСЕЛЕНИЕ И ГОРОДА. НАРОДЫ УРАЛА.

1

52.

УРАЛ: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И ХОЗЯЙСТВО.

1

53.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11 «СРАВНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ
УСЛОВИЙ, РЕСУРСОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЧАСТЕЙ УРАЛА»

1

54.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 12 - УЧИМСЯ С «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ» ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА - АНАЛИЗ
«СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМ УРАЛА».

1

ТЕМА 7. СИБИРЬ.

5

55.

ПРОСТРАНСТВО СИБИРИ.

1

56.

СИБИРЬ: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ, НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО.

1

57.

ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ.

1

58.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ.

1

59.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 13 – УЧИМСЯ С «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ» РАЗРАБАТЫВАЕМ ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРАНССИБИРСКОЙ
ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ».

1

ТЕМА 8. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК.

7

60.

ПРОСТРАНСТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

1

61.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 14: «ОЦЕНКА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО
ПОЛОЖЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА
ХОЗЯЙСТВО РЕГИОНА»

1

62.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЕ (1).

1

63.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЕ (2).

1

64-65

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ХОЗЯЙСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ.

1

66.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 15 - УЧИМСЯ С «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ» РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 21 ВЕКА».

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1

РОССИЯ В МИРЕ

1

ПОВТОРЕНИЕ.

1

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1

67.

68.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».