ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Рабочая программа по предмету «Основы финансовой грамотности» для 10-11 классов составлена в соответствии с обновленным ФГОС СОО, ФООП и примерной образовательной программой среднего общего образования В рабочей программе соблюдается преемственность в изложении учебного материла в контексте ранее изученных учебных предметов, в том числе в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Сформированные в данных учебных курсах компетенции должны стать основой для получений новых знаний и умений для формирования компетенций, необходимых для принятия решений в сфере финансов. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Цель программы: формирование у учащихся 10-11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами. Данная рабочая программа предусматривает реализацию: - идеи метапредметных связей при обучении курса, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам, - системно-деятельностного подхода в обучении основ финансовой грамотности, что предполагает синтез процесса совершенствования финансово -экономической деятельности у учащихся, - идеи дифференцированного подхода к обучению, это выражается в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы. В процессе обучения учитываются личные потребности учащегося и социума. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы. Это становится особенно востребованным в условиях перехода к цифровой экономике. Цифровой мир ставит перед человеком новые задачи в сфере финансов и требует определённого уровня подготовки для принятия эффективных решений. В данном учебном предмете значительное внимание уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников. Поиск информации предлагается осуществлять во взаимодействии с социумом, путём проведения опросов по конкретным финансовым вопросам. Решение этих вопросов не имеет однозначного ответа. Поэтому организация их обсуждения будет проходить в форме дебатов. В рамках данной рабочей программы образовательный процесс нацелен на многогранное развитие и социализацию каждого учащегося в свободное от учёбы время, а внеурочная деятельность рассматривается как составная часть учебно-воспитательного процесса. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Основы финансовой грамотности» рассчитан на учащихся старших классах, имеющих общую подготовку по истории, обществознанию, математике, информатике и владеющих компьютером на уровне пользователя. Учебный предмет «Основы финансовой грамотности. 10—11 классы» ориентирован на формирование у обучающихся системы ценностей, соответствующих общественным потребностям и условиям: юридическим, политическим, нравственным, социальным, экономическим, а также существующим в данный момент времени. Реализуется в следующем варианте: 34 часа (1 ч в неделю в течение одного года). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Глава 1. Личность в мире будущего. Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего. «Hard skills» и «Soft skills». Глава 2. Деньги в цифровом мире. Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег до времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг. Глава 3. Моделирование личных финансов. Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности». Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования. Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. Производный финансовый инструмент. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире. Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования. Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц. Глава 6. Сотрудничество с государством. Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула. Глава 7. Создайте свой стартап. Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К личностным результатам обучения относится формирование самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире, что реализуется посредством: - осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений; личной оценки действий субъектов финансовых отношений; - овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций; - готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере; - готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты состоят в формировании и практическом использовании аналитического подхода к работе с финансовой информацией. Познавательные: - освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях; - организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире; - овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации; - установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий; - формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме. Регулятивные: - постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы; - прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов; - оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении финансовых целей; - контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых целей; - корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов; - оценка результатов реализации принятого финансового решения; Коммуникативные: - инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации; - планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых вопросов; - идентификация проблем развития финансового сектора в цифровом мире; - выявление сходства и различий, преимуществ и угроз в конкретных финансовых ситуациях; - участие в дебат-клубе по финансовым вопросам, аргументация своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов; - представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях цифрового мира, за счёт: - понимания и грамотного применения финансовых терминов; - сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством, кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом, налоговыми органами, потенциальными инвесторами; - изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов их применения; - разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его защита. Ученик научится - Оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций; - Видеть различия разных типов денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций. - Формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы; - Понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ и т.д. - Представлять типичные ошибки при использование базовых финансовых услуг; - Понимать различия между финансовыми инструментами, представлять их возможности применения; Различать банки и микрофинансовые организации; - Оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия; - Понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг; - Разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной систем; - Отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них; - Пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги; - Защищать персональную информацию различными способами; - Понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски; - Ученик получит возможность научиться - Разрабатывать личный план развития; - Принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами, использовать в практике дистанционные средства управления финансами; - Оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал; Организовывать процесс управления личными финансами с помощью цифровых технологий; Расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами; - Оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый; - Диагностировать действия организации как финансовую пирамиду; - Представлять образ идеального заёмщика для банка; - Взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов на сайтах, предоставляющих государственные услуги; - Формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий); ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы 1 Введение 1 2 Личность в мире будущего 7 0.5 3 Деньги в цифровом мире 12 0.5 4 Моделирование личныхфинансов 8 0.5 5 Инструменты сбережения и инвестирования Итоговое повторение 5 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 Практические работы 0.5 0.5 1 2.5 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 11 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 0.5 1 Инструменты сбережения и инвестирования 7 2 Инструменты кредитования и заимствования 10 3 Сотрудничество с государством 9 0.5 4 Создайте свой стартап 5 0.5 10 Итоговое повторение 3 1 34 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1.5 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Планируйте жизнь на перспективу 1 2 Скорость жизни в цифровом мире 1 3 Инвистируйте в себя 1 4 Инвистируйте в себя 1 5 Найдите себя в профессии будущего 1 6 Роботы смогут не все 1 7 Приобретите компетенции будущего 1 8 Приобретите компетенции будущего 1 9 1 10 Будьте в тренде-эволюция денег Природа цифровых денег 11 Стоимость денег во времени 1 12 Деньги в цифровом мире 1 13 Банковские карты все в одной 1 14 Мобильный и интернет банк Электронный кошелек 1 15 16 17 18 Практикум. Управляйте деньгами дистанционно Риски и мошенники Мобильных и интернет банк, анализ электронных кошельков Контрольные работы Практические работы 0.5 1 1 1 1 1 0.5 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 19 20 21 Фишинг и снифферинг Управляем личными финансами с использованием банковских услуг Определите финансовые цели 25 Практикум. Определите финансовые цели Контроль достижения финансовых целей с помощью мобильных приложений Изменение активов в цифровом мире. Можно ли всё в жизни купить за деньги. Управляйте доходами и расходами 26 Оцените активы и пассивы 22 23 24 27 28 29 30 Исследование проблемы оптимизации активов и пассивов Страхование рисков Осознание расходов и запланированные доходы Сберегайте надежно 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 Итоговая практическая работа 1 34 Анализ итоговой практической работы 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0.5 1 Практикум Финансовые цели человека при создании «подушки безопасности» и выбора банка Итоговое повторение 31 0.5 1 0.5 1 34 1 0 0 11 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 2 Сберегайте надёжно. Маховик сбережений Учитывайте гарантии государства 3 Инвестируйте с умом 1 4 Инвестиции реальные и финансовые 1 5 Инвесторы на финансовом рынке 1 1 1 1 7 Признаки классификации инвестиций, о видах производных финансовых инструментов и видах инвесторов на фондовом рынке Стратегия инвестирования 8 Финансовые пирамиды 1 9 Принципы финансовых пирамид 1 6 10 Механизм, признаки построения и функционирования финансовой пирамиды, а также причин распространенияфинансовых пирамид в Интернете 1 1 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 12 Действия мошенников в цифровом мире и способах защиты от них Выбирайте цели кредитования разумно 13 Кредит – бремя или благо 11 15 Анализ банковских предложений по кредитам и кредитным картам Критерии оценки заёмщика 16 Изучите условия кредита и займа 14 21 Практическая работа: внимательно читайте условия договора Взаимодействуйте с государством грамотно Классификации налогов. Анализ налогов как инструментов взаимосвязи государства и гражданина Анализ сервисов государственных услуг. Выполнение практической работы Создайте пенсию имени себя 22 Активный и пассивный возраст 17 18 19 20 23 Дополнительные доходы к пенсии (может ли срок выхода напенсию не иметь принципиального значения при наличии стабильного пассивного дохода) 1 0.5 1 1 1 1 1 1 0.5 0.5 1 1 1 1 1 1 0.5 24 25 26 27 28 29 Государственная пенсия как поддержка Работа с сайтом Пенсионного Фонда РФ, использование пенсионного калькулятора Работа с сайтом Пенсионного Фонда РФ, использование пенсионного калькулятора Идея для Стартапа План нужен всегда. Учитесь принимать решения Учитесь принимать решения 1 1 1 1 1 1 31 Стартапы в России и в мире, и способах их реализации Учитесь принимать решения 32 Итоговое повторение 1 33 Итоговая практическая работа 1 34 Анализ итоговой практической работы 1 30 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0.5 1 1 34 1 2 1.5 Дополнительная литература по курсу. 1. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2021. 2. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота. М.: Юнайтед Пресс, 2018. 3. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2021. 4. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022 5. Материалы обучения по основам финансовой грамотности (тексты к видео - лекциям) Москва2018. 6. Г. Королёва, Т. Бурмистрова Экономика. Учебное пособие 10-11 классы М. «Вентана Граф», 2022. Интернет-ресурсы для учащихся: 7. www.nlu.ru 8. www.banki.ru 9. www.nalog.ru 10. www.prostrahovanie.ru