ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Рабочая программа по предмету «Основы финансовой грамотности»
для 10-11 классов составлена в соответствии с обновленным ФГОС СОО,
ФООП и примерной образовательной программой среднего общего
образования
В рабочей программе соблюдается преемственность в изложении
учебного материла в контексте ранее изученных учебных предметов, в том
числе в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся. Сформированные в данных учебных курсах компетенции
должны стать основой для получений новых знаний и умений для
формирования компетенций, необходимых для принятия решений в сфере
финансов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Цель программы: формирование у учащихся 10-11 классов
необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных
финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Данная рабочая программа предусматривает реализацию:
- идеи метапредметных связей при обучении курса, что способствует
развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и
закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным
предметам,
- системно-деятельностного подхода в обучении основ финансовой
грамотности, что предполагает синтез процесса совершенствования
финансово -экономической деятельности у учащихся,
- идеи дифференцированного подхода к обучению, это выражается в
выделении дополнительного материала, расширяющего основное
содержание программы.
В процессе обучения учитываются личные потребности учащегося и
социума. Основным умением, формируемым у учащихся, является
способность
оценивать
финансовую
ситуацию,
выбирать
наиболее
подходящий вариант решения проблемы. Это становится особенно
востребованным в условиях перехода к цифровой экономике. Цифровой мир
ставит перед человеком новые задачи в сфере финансов и требует
определённого уровня подготовки для принятия эффективных решений.
В данном учебном предмете значительное внимание уделяется
формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации
финансовой информации из различных источников. Поиск информации
предлагается
осуществлять
во
взаимодействии
с
социумом,
путём
проведения опросов по конкретным финансовым вопросам. Решение этих
вопросов не имеет однозначного ответа. Поэтому организация их
обсуждения будет проходить в форме дебатов. В рамках данной рабочей
программы образовательный процесс нацелен на многогранное развитие и
социализацию каждого учащегося в свободное от учёбы время, а внеурочная
деятельность рассматривается как составная часть учебно-воспитательного
процесса.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Основы финансовой грамотности» рассчитан на учащихся
старших классах, имеющих общую подготовку по истории,
обществознанию, математике, информатике и владеющих компьютером на
уровне пользователя.
Учебный предмет «Основы финансовой грамотности. 10—11 классы»
ориентирован на формирование у обучающихся системы ценностей,
соответствующих общественным потребностям и условиям: юридическим,
политическим, нравственным, социальным, экономическим, а также
существующим в данный момент времени.
Реализуется в следующем варианте: 34 часа (1 ч в неделю в течение
одного года).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Глава 1. Личность в мире будущего.
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни.
Человеческий
капитал.
Инвестирование
в
себя.
Роботизация.
Искусственный интеллект. Компетенции будущего. «Hard skills» и «Soft
skills».
Глава 2. Деньги в цифровом мире. Деньги.
Природа цифровых денег. Стоимость денег до времени. Инфляция
и дефляция. Волатильность.
Банковские карты. Мобильный интернет-банк. Электронные деньги и
кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг.
Глава 3. Моделирование личных финансов.
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные
потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы.
Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила
составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».
Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования.
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке
(депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии
государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые
активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации.
Производный
финансовый
инструмент.
Опционы.
Фьючерсы.
Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный
счёт.
Стратегия
инвестирования.
Доходность.
Рыночные
риски.
Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых
пирамид в цифровом мире.
Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования. Кредит.
Кредитные
карты.
Карты
рассрочки.
Автокредитование.
Ипотека.
Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик.
Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита.
Банкротство физических лиц.
Глава 6. Сотрудничество с государством.
Коммуникация
в
цифровом
мире.
Идентификация.
Паспорт
гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая
защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь
гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество.
Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный
налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и
пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная
части пенсии. Новая пенсионная формула.
Глава 7. Создайте свой стартап.
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план.
Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности
реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К личностным результатам обучения относится формирование
самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире,
что реализуется посредством:
- осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих
принятия
ответственных
решений; личной
оценки
действий
субъектов финансовых отношений;
- овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их
моделирования в виде игровых ситуаций;
- готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
- готовности использовать возможности, существующие в цифровом
мире, для принятия финансовых решений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты состоят
в
формировании и
практическом использовании аналитического подхода к работе с
финансовой информацией.
Познавательные:
- освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся
условиях;
- организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире;
- овладение
методами сравнения, обобщения, классификации,
формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой
ситуации;
- установление причинно-следственных связей, логической цепи
рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта
действий;
- формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:
- постановка цели действий в условиях решения конкретной
финансовой проблемы;
- прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения
их стоимости, функций, видов;
- оценка
преимущества применения цифровых технологий при
достижении финансовых целей;
- контроль результатов использования, выбранного способа достижения
финансовых целей;
- корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом
влияния различных факторов;
- оценка результатов реализации принятого финансового решения;
Коммуникативные:
- инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой
информации;
- планирование, определение функций и способов взаимодействия
обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для
успешного решения финансовых вопросов;
- идентификация проблем развития финансового сектора в цифровом
мире;
- выявление сходства и различий, преимуществ и угроз в конкретных
финансовых ситуациях;
- участие в дебат-клубе по финансовым вопросам, аргументация своей
точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
- представление результатов анализа определённой финансовой
проблемы в форме доклада, сообщения с использованием
возможностей ИКТ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся
участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях
цифрового мира, за счёт:
- понимания и грамотного применения финансовых терминов;
- сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности
с государством, кредитными и страховыми организациями,
Пенсионным фондом, налоговыми органами, потенциальными
инвесторами;
- изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом
мире и способов их применения;
- разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме
стартапа и его защита.
Ученик научится
- Оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных
компетенций;
- Видеть
различия разных типов денег, понимать сущность
происходящих процессов изменения стоимости денег, определять
безопасность операций.
- Формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
- Понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т.д.
- Представлять типичные ошибки при использование базовых
финансовых услуг;
- Понимать
различия
между
финансовыми
инструментами,
представлять их возможности применения; Различать банки и
микрофинансовые организации;
- Оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть
возможные последствия;
- Понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг;
- Разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной
систем;
- Отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них;
- Пользоваться
порталами, предоставляющими государственные
услуги;
- Защищать персональную информацию различными способами;
- Понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые
ресурсы и представлять возможные риски;
- Ученик получит возможность научиться
- Разрабатывать личный план развития;
- Принимать осознанные решения при совершении операций с
денежными средствами, использовать в практике дистанционные
средства управления финансами;
- Оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые
активы и человеческий капитал; Организовывать процесс управления
личными финансами с помощью цифровых технологий; Расставлять
свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами;
- Оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый;
- Диагностировать действия организации как финансовую пирамиду;
- Представлять образ идеального заёмщика для банка;
- Взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов
на сайтах, предоставляющих государственные услуги;
- Формулировать идею стартапа, понимать возможности
финансирования (в зависимости от конкретных условий);
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
1
Введение
1
2
Личность в мире будущего
7
0.5
3
Деньги в цифровом мире
12
0.5
4
Моделирование личныхфинансов
8
0.5
5
Инструменты сбережения и
инвестирования
Итоговое повторение
5
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
34
Практические
работы
0.5
0.5
1
2.5
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0.5
1
Инструменты сбережения и
инвестирования
7
2
Инструменты кредитования и
заимствования
10
3
Сотрудничество с государством
9
0.5
4
Создайте свой стартап
5
0.5
10
Итоговое повторение
3
1
34
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1.5
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Планируйте жизнь на перспективу
1
2
Скорость жизни в цифровом мире
1
3
Инвистируйте в себя
1
4
Инвистируйте в себя
1
5
Найдите себя в профессии будущего
1
6
Роботы смогут не все
1
7
Приобретите компетенции будущего
1
8
Приобретите компетенции будущего
1
9
1
10
Будьте в тренде-эволюция денег
Природа цифровых денег
11
Стоимость денег во времени
1
12
Деньги в цифровом мире
1
13
Банковские карты все в одной
1
14
Мобильный и интернет банк
Электронный кошелек
1
15
16
17
18
Практикум. Управляйте деньгами
дистанционно
Риски и мошенники
Мобильных и интернет банк, анализ
электронных кошельков
Контрольные
работы
Практические
работы
0.5
1
1
1
1
1
0.5
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
19
20
21
Фишинг и снифферинг
Управляем личными финансами с
использованием
банковских услуг
Определите финансовые цели
25
Практикум. Определите финансовые
цели
Контроль достижения финансовых
целей с помощью мобильных
приложений
Изменение активов в цифровом мире.
Можно ли всё в жизни купить за деньги.
Управляйте доходами и расходами
26
Оцените активы и пассивы
22
23
24
27
28
29
30
Исследование проблемы оптимизации
активов и пассивов
Страхование рисков
Осознание расходов и запланированные
доходы
Сберегайте надежно
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
33
Итоговая практическая работа
1
34
Анализ итоговой практической работы
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0.5
1
Практикум Финансовые цели человека
при создании
«подушки безопасности» и выбора банка
Итоговое повторение
31
0.5
1
0.5
1
34
1
0
0
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
2
Сберегайте надёжно. Маховик
сбережений
Учитывайте гарантии государства
3
Инвестируйте с умом
1
4
Инвестиции реальные и финансовые
1
5
Инвесторы на финансовом рынке
1
1
1
1
7
Признаки классификации инвестиций,
о видах производных финансовых
инструментов и видах инвесторов на
фондовом рынке
Стратегия инвестирования
8
Финансовые пирамиды
1
9
Принципы финансовых пирамид
1
6
10
Механизм, признаки построения и
функционирования финансовой
пирамиды, а также причин
распространенияфинансовых пирамид в
Интернете
1
1
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
12
Действия мошенников в цифровом мире
и способах защиты от них
Выбирайте цели кредитования разумно
13
Кредит – бремя или благо
11
15
Анализ банковских предложений по
кредитам и кредитным
картам
Критерии оценки заёмщика
16
Изучите условия кредита и займа
14
21
Практическая работа: внимательно
читайте условия
договора
Взаимодействуйте с государством
грамотно
Классификации налогов. Анализ
налогов как инструментов
взаимосвязи государства и гражданина
Анализ сервисов государственных
услуг. Выполнение
практической работы
Создайте пенсию имени себя
22
Активный и пассивный возраст
17
18
19
20
23
Дополнительные доходы к пенсии
(может ли срок выхода напенсию не
иметь принципиального значения при
наличии стабильного пассивного
дохода)
1
0.5
1
1
1
1
1
1
0.5
0.5
1
1
1
1
1
1
0.5
24
25
26
27
28
29
Государственная пенсия как поддержка
Работа с сайтом Пенсионного Фонда
РФ, использование пенсионного
калькулятора
Работа с сайтом Пенсионного Фонда
РФ, использование пенсионного
калькулятора
Идея для Стартапа
План нужен всегда. Учитесь принимать
решения
Учитесь принимать решения
1
1
1
1
1
1
31
Стартапы в России и в мире, и способах
их реализации
Учитесь принимать решения
32
Итоговое повторение
1
33
Итоговая практическая работа
1
34
Анализ итоговой практической работы
1
30
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0.5
1
1
34
1
2
1.5
Дополнительная литература по курсу.
1. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс,
2021.
2. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота. М.: Юнайтед Пресс, 2018.
3. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.:
Вита-Пресс, 2021.
4. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2022
5. Материалы обучения по основам финансовой грамотности (тексты к видео - лекциям)
Москва2018.
6. Г. Королёва, Т. Бурмистрова Экономика. Учебное пособие 10-11 классы М. «Вентана Граф»,
2022.
Интернет-ресурсы для учащихся:
7. www.nlu.ru
8. www.banki.ru
9. www.nalog.ru
10. www.prostrahovanie.ru