Основы финансовой грамотности 10-11 кл. 24-25 уг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Рабочая программа по предмету «Основы финансовой грамотности»
для 10-11 классов составлена в соответствии с обновленным ФГОС СОО,
ФООП и примерной образовательной программой среднего общего
образования
В рабочей программе соблюдается преемственность в изложении
учебного материла в контексте ранее изученных учебных предметов, в том
числе в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся. Сформированные в данных учебных курсах компетенции
должны стать основой для получений новых знаний и умений для
формирования компетенций, необходимых для принятия решений в сфере
финансов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Цель программы: формирование у учащихся 10-11 классов
необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных
финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Данная рабочая программа предусматривает реализацию:
- идеи метапредметных связей при обучении курса, что способствует
развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и
закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным
предметам,
- системно-деятельностного подхода в обучении основ финансовой
грамотности, что предполагает синтез процесса совершенствования
финансово -экономической деятельности у учащихся,
- идеи дифференцированного подхода к обучению, это выражается в
выделении дополнительного материала, расширяющего основное
содержание программы.
В процессе обучения учитываются личные потребности учащегося и
социума. Основным умением, формируемым у учащихся, является
способность

оценивать

финансовую

ситуацию,

выбирать

наиболее

подходящий вариант решения проблемы. Это становится особенно

востребованным в условиях перехода к цифровой экономике. Цифровой мир
ставит перед человеком новые задачи в сфере финансов и требует
определённого уровня подготовки для принятия эффективных решений.
В данном учебном предмете значительное внимание уделяется
формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации
финансовой информации из различных источников. Поиск информации
предлагается

осуществлять

во

взаимодействии

с

социумом,

путём

проведения опросов по конкретным финансовым вопросам. Решение этих
вопросов не имеет однозначного ответа. Поэтому организация их
обсуждения будет проходить в форме дебатов. В рамках данной рабочей
программы образовательный процесс нацелен на многогранное развитие и
социализацию каждого учащегося в свободное от учёбы время, а внеурочная
деятельность рассматривается как составная часть учебно-воспитательного
процесса.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Основы финансовой грамотности» рассчитан на учащихся
старших классах, имеющих общую подготовку по истории,
обществознанию, математике, информатике и владеющих компьютером на
уровне пользователя.
Учебный предмет «Основы финансовой грамотности. 10—11 классы»
ориентирован на формирование у обучающихся системы ценностей,
соответствующих общественным потребностям и условиям: юридическим,
политическим, нравственным, социальным, экономическим, а также
существующим в данный момент времени.
Реализуется в следующем варианте: 34 часа (1 ч в неделю в течение
одного года).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Глава 1. Личность в мире будущего.
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни.
Человеческий

капитал.

Инвестирование

в

себя.

Роботизация.

Искусственный интеллект. Компетенции будущего. «Hard skills» и «Soft
skills».
Глава 2. Деньги в цифровом мире. Деньги.
Природа цифровых денег. Стоимость денег до времени. Инфляция
и дефляция. Волатильность.
Банковские карты. Мобильный интернет-банк. Электронные деньги и
кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг.
Глава 3. Моделирование личных финансов.
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные
потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы.
Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила
составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».
Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования.
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке
(депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии
государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые
активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации.
Производный

финансовый

инструмент.

Опционы.

Фьючерсы.

Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный
счёт.

Стратегия

инвестирования.

Доходность.

Рыночные

риски.

Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых
пирамид в цифровом мире.
Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования. Кредит.
Кредитные

карты.

Карты

рассрочки.

Автокредитование.

Ипотека.

Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик.
Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита.
Банкротство физических лиц.
Глава 6. Сотрудничество с государством.
Коммуникация

в

цифровом

мире.

Идентификация.

Паспорт

гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая
защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь
гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество.
Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный
налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и
пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная
части пенсии. Новая пенсионная формула.
Глава 7. Создайте свой стартап.
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план.
Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности
реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К личностным результатам обучения относится формирование
самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире,
что реализуется посредством:
- осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих

принятия

ответственных

решений; личной

оценки

действий

субъектов финансовых отношений;
- овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их

моделирования в виде игровых ситуаций;
- готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
- готовности использовать возможности, существующие в цифровом

мире, для принятия финансовых решений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты состоят
в
формировании и
практическом использовании аналитического подхода к работе с
финансовой информацией.
Познавательные:
- освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся
условиях;
- организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире;
- овладение
методами сравнения, обобщения, классификации,
формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой
ситуации;
- установление причинно-следственных связей, логической цепи
рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта
действий;
- формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:
- постановка цели действий в условиях решения конкретной
финансовой проблемы;
- прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения
их стоимости, функций, видов;

- оценка

преимущества применения цифровых технологий при
достижении финансовых целей;
- контроль результатов использования, выбранного способа достижения
финансовых целей;
- корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом
влияния различных факторов;
- оценка результатов реализации принятого финансового решения;
Коммуникативные:
- инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой
информации;
- планирование, определение функций и способов взаимодействия
обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для
успешного решения финансовых вопросов;
- идентификация проблем развития финансового сектора в цифровом
мире;
- выявление сходства и различий, преимуществ и угроз в конкретных
финансовых ситуациях;
- участие в дебат-клубе по финансовым вопросам, аргументация своей
точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
- представление результатов анализа определённой финансовой
проблемы в форме доклада, сообщения с использованием
возможностей ИКТ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся
участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях
цифрового мира, за счёт:
- понимания и грамотного применения финансовых терминов;
- сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности
с государством, кредитными и страховыми организациями,
Пенсионным фондом, налоговыми органами, потенциальными
инвесторами;
- изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом
мире и способов их применения;
- разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме
стартапа и его защита.
Ученик научится
- Оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных
компетенций;

- Видеть

различия разных типов денег, понимать сущность
происходящих процессов изменения стоимости денег, определять
безопасность операций.
- Формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
- Понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т.д.
- Представлять типичные ошибки при использование базовых
финансовых услуг;
- Понимать
различия
между
финансовыми
инструментами,
представлять их возможности применения; Различать банки и
микрофинансовые организации;
- Оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть
возможные последствия;
- Понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг;
- Разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной
систем;
- Отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них;
- Пользоваться
порталами, предоставляющими государственные
услуги;
- Защищать персональную информацию различными способами;
- Понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые
ресурсы и представлять возможные риски;
- Ученик получит возможность научиться
- Разрабатывать личный план развития;
- Принимать осознанные решения при совершении операций с
денежными средствами, использовать в практике дистанционные
средства управления финансами;
- Оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые
активы и человеческий капитал; Организовывать процесс управления
личными финансами с помощью цифровых технологий; Расставлять
свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами;
- Оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый;
- Диагностировать действия организации как финансовую пирамиду;
- Представлять образ идеального заёмщика для банка;

- Взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов

на сайтах, предоставляющих государственные услуги;
- Формулировать идею стартапа, понимать возможности
финансирования (в зависимости от конкретных условий);

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

1

Введение

1

2

Личность в мире будущего

7

0.5

3

Деньги в цифровом мире

12

0.5

4

Моделирование личныхфинансов

8

0.5

5

Инструменты сбережения и
инвестирования
Итоговое повторение

5

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
34

Практические
работы

0.5

0.5
1
2.5

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0.5

1

Инструменты сбережения и
инвестирования

7

2

Инструменты кредитования и
заимствования

10

3

Сотрудничество с государством

9

0.5

4

Создайте свой стартап

5

0.5

10

Итоговое повторение

3

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1.5

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Планируйте жизнь на перспективу

1

2

Скорость жизни в цифровом мире

1

3

Инвистируйте в себя

1

4

Инвистируйте в себя

1

5

Найдите себя в профессии будущего

1

6

Роботы смогут не все

1

7

Приобретите компетенции будущего

1

8

Приобретите компетенции будущего

1

9

1

10

Будьте в тренде-эволюция денег
Природа цифровых денег

11

Стоимость денег во времени

1

12

Деньги в цифровом мире

1

13

Банковские карты все в одной

1

14

Мобильный и интернет банк
Электронный кошелек

1

15
16
17
18

Практикум. Управляйте деньгами
дистанционно
Риски и мошенники
Мобильных и интернет банк, анализ
электронных кошельков

Контрольные
работы

Практические
работы

0.5

1

1
1
1
1

0.5

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

19
20
21

Фишинг и снифферинг
Управляем личными финансами с
использованием
банковских услуг
Определите финансовые цели

25

Практикум. Определите финансовые
цели
Контроль достижения финансовых
целей с помощью мобильных
приложений
Изменение активов в цифровом мире.
Можно ли всё в жизни купить за деньги.
Управляйте доходами и расходами

26

Оцените активы и пассивы

22
23
24

27
28
29
30

Исследование проблемы оптимизации
активов и пассивов
Страхование рисков
Осознание расходов и запланированные
доходы
Сберегайте надежно

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

32
33

Итоговая практическая работа

1

34

Анализ итоговой практической работы

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0.5

1

Практикум Финансовые цели человека
при создании
«подушки безопасности» и выбора банка
Итоговое повторение

31

0.5

1

0.5

1

34

1

0

0

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

2

Сберегайте надёжно. Маховик
сбережений
Учитывайте гарантии государства

3

Инвестируйте с умом

1

4

Инвестиции реальные и финансовые

1

5

Инвесторы на финансовом рынке

1

1

1
1

7

Признаки классификации инвестиций,
о видах производных финансовых
инструментов и видах инвесторов на
фондовом рынке
Стратегия инвестирования

8

Финансовые пирамиды

1

9

Принципы финансовых пирамид

1

6

10

Механизм, признаки построения и
функционирования финансовой
пирамиды, а также причин
распространенияфинансовых пирамид в
Интернете

1

1

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

12

Действия мошенников в цифровом мире
и способах защиты от них
Выбирайте цели кредитования разумно

13

Кредит – бремя или благо

11

15

Анализ банковских предложений по
кредитам и кредитным
картам
Критерии оценки заёмщика

16

Изучите условия кредита и займа

14

21

Практическая работа: внимательно
читайте условия
договора
Взаимодействуйте с государством
грамотно
Классификации налогов. Анализ
налогов как инструментов
взаимосвязи государства и гражданина
Анализ сервисов государственных
услуг. Выполнение
практической работы
Создайте пенсию имени себя

22

Активный и пассивный возраст

17
18
19

20

23

Дополнительные доходы к пенсии
(может ли срок выхода напенсию не
иметь принципиального значения при
наличии стабильного пассивного
дохода)

1

0.5

1
1
1
1
1
1

0.5
0.5

1
1

1
1
1

1

0.5

24
25

26
27
28
29

Государственная пенсия как поддержка
Работа с сайтом Пенсионного Фонда
РФ, использование пенсионного
калькулятора
Работа с сайтом Пенсионного Фонда
РФ, использование пенсионного
калькулятора
Идея для Стартапа
План нужен всегда. Учитесь принимать
решения
Учитесь принимать решения

1
1

1
1
1
1

31

Стартапы в России и в мире, и способах
их реализации
Учитесь принимать решения

32

Итоговое повторение

1

33

Итоговая практическая работа

1

34

Анализ итоговой практической работы

1

30

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0.5

1
1

34

1

2

1.5

Дополнительная литература по курсу.
1. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс,
2021.
2. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота. М.: Юнайтед Пресс, 2018.
3. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.:
Вита-Пресс, 2021.
4. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2022
5. Материалы обучения по основам финансовой грамотности (тексты к видео - лекциям)
Москва2018.
6. Г. Королёва, Т. Бурмистрова Экономика. Учебное пособие 10-11 классы М. «Вентана Граф»,
2022.

Интернет-ресурсы для учащихся:
7. www.nlu.ru
8. www.banki.ru
9. www.nalog.ru
10. www.prostrahovanie.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».