ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ________________________________________________________________________________ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «Основы финансовой грамотности» Место предмета «Основы финансовой грамотности» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. Основные содержательные линии курса «Основы финансовой грамотности»7 классов: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет; • экономические отношения семьи и государства; • человек и финансовые организации; • собственный бизнес. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: • задачи с элементарными денежными расчётами; • кейсы по экономике семьи; • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; • построение графиков и диаграмм; • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах. Планируемые результаты обучения 7 классов Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Основы финансовой грамотности» • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). Регулятивные • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса : • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результа- тов на простых примерах; • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Планируемые результаты обучения 8-9 классов Требования к личностным результатам освоения курса: • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами; • готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни; • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества; • заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса: Познавательные: • умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения; • нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; • умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения; • установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами; • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков. Регулятивные: • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов; • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев; • самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами. Коммуникативные: • умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; • формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.); • умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты. Требования к предметным результатам освоения курса: • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; • владение знаниями: ¸ о структуре денежной массы; ¸ о структуре доходов населения страны и способах её определения; ¸ о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; ¸ о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; ¸ об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; ¸ о возможных нормах сбережения; ¸ о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; ¸ о видах страхования; ¸ о видах финансовых рисков; ¸ о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; ¸ о способах определения курса валют и мест обмена; ¸ о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы финансовой грамотности»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебные года обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделя. Поурочное планирование 7 класс № Тема урока Количество часов п/п всего контрольные работы 1 Права потребителей 1 2 ФЗ «О защите прав потребителей» 1 3 Практикум «Как свои права?» защитить 1 4 Могут ли люди быть независимы от государства 1 5 Понятие налогов 1 6 Виды налогов 1 7 Практикум «Учимся считать налоги» 1 8. Ролевая игра «Считаем налоги семьи» 1 9 Налоги граждан разных стран практические работы 1 1 1 10. Налоговая служба 1 11. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства 1 12. Социальные пособия 1 13. Виды социальных пособий 1 14. Фонд социального страхования РФ 1 15. Практикум «Оформляем социальное пособие» 1 16. Исследуем, какие социальные пособия получают люди 1 17. Обобщение знаний «Человек и государство: как они взаимодействуют». Проверочная работа 1 1 0,5 0,5 18. Для чего нужны банки 1 19. Вклады в банках 1 20. Виды банковских вкладов 1 21. Понятие кредита 1 22. Банковские услуги 1 23. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья 1 24. Кредитные и дебетовые карты 1 25. Практикум «Как обезопасить себя от мошенников» 1 26. Понятие бизнеса 1 27. Как открыть фирму 1 28. Бизнес-план 1 29. Бизнес-инкубатор 1 30. Практикум «Открываем фирму» 1 31. Проект «Собственный бизнес» 1 32 Обобщение знаний по теме «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» 1 33 Итоговая контрольная работа 1 34 Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 1 0,5 1 1 0,5 2 7 Поурочное планирование 8 класс № п/п 1 Тема урока Количество часов всего контрольные работы Почему важно быть финансо- 1 во грамотным 2 Понятие, функции, виды денег 1 3 Оцениванием свое финансовое поведение 1 4 Личный финансовый план 1 5 От чего зависят личные и семейные доходы 1 6 Как контролировать семейные расходы и зачем это делать 1 7 Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» 1 8 Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование 1 9. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах 1 10 Представление проектов «Личный финансовый план» 1 11 Ролевая игра бюджет семьи» «Составляем 1 12 Обобщение знаний по теме «Семейный бюджет» 1 13. Что такое валютный рынок и как он устроен 1 14. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях 1 15 Можно ли заработать на об- 1 практические работы 1 1 1 0,5 1 мене валюты? 16. Валюты разных стран мира 1 17. Решаем задачи 1 18. Инфляция 1 19. Как спасти деньги от инфляции 1 20 Страхование и его виды 1 0,5 0,5 21 Исследуем, что застраховано в семье 22. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов 1 23 Из чего складывается цена товара 1 24 Влияние рекламы на выбор покупателя 1 25. Практикум «Создаем эффективную рекламу» 1 26 Финансовое мошенничество 1 27. Финансовые пирамиды 1 28 Махинации картами с 0,5 1 банковскими 29 Махинации с кредитами 30. Криптовалюта: перспективы и опасности использования 1 31. Способы защиты от мошенничества 1 32. Практикум «Как обезопасить себя от мошенников» 1 33 Итоговая контрольная работа 1 34 Игра «Я финансовограмотный гражданин» 1 1 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 7 Поурочное планирование 9 класс № п/п 1 Тема урока Количество часов всего контрольные работы Почему важно быть финансо- 1 во грамотным 2 Понятие, функции, виды денег 1 3 Личный финансовый план 1 4 От чего зависят личные и семейные доходы 1 5 Как контролировать семейные расходы и зачем это делать 1 6 Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» 1 7. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах 1 8 Банки и их функции. 1 9 Банковские операции 1 10 Банковский вклад. Виды и условия депозитов 1 11 Кредит. Основные принципы кредитования. 1 12 Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации 1 13 Налоги и их виды. 1 14 Доходы и расходы государства. Государственный бюд- 1 практические работы 1 1 0,5 1 жет 15 Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. 1 16 Трудовая деятельность. Производительность труда. 1 17 Разделение труда. Заработная плата и стимулирование труда 1 18 Занятость и безработица 1 19 Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение 1 20 Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков 1 21 Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства 1 22 Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности 1 23 Инфляция 1 24 Как спасти деньги от инфляции 1 25 Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг 1 26 Что такое валютный рынок и как он устроен 1 27 Валюты разных стран мира 1 28 Финансовое мошенничество 1 29 Финансовые пирамиды 1 30. Криптовалюта: перспективы и 1 1 0,5 1 1 опасности использования 31. Способы защиты от мошенничества 1 32. Практикум «Как обезопасить себя от мошенников» 1 33 Итоговая контрольная работа 1 34 Игра «Я финансовограмотный гражданин» 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 1 2 7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА __________________________________________________________________________________________ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Липсиц И.В.. Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 5-7 классов общеобразоват. орг. – М.: вако, 2018 г. – 280 с. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Липсиц И.В.. Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7 классов общеобразоват. орг. – М.: вако, 2018 г. – 280 с. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Л13 Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Сайт журнала «Семейный бюджет»; Вашифинансы.рф (проект Минфина России «Дружи с финансами»); Rasxodam.net (сайт об экономии денег в повседневной жизни); Сайт «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России»; Сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни»; Сайт «Всё о страховани».