Основы финансовой грамотности 7-9 классы. 24-25 уг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
________________________________________________________________________________
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «Основы финансовой грамотности»
Место предмета «Основы финансовой грамотности» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным
потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в
процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и
личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе,
действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и
обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников.

Основные содержательные линии курса «Основы финансовой грамотности»7 классов:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики,
работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности
являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного,

государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой
информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных
выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Планируемые результаты обучения 7 классов
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения
курса «Основы финансовой грамотности»
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет,
вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и
интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных
статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного
налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация,
учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и
обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты
учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в
семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса :
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное
пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта,
валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результа-

тов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Планируемые результаты обучения 8-9 классов
Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании
своей Родины.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми
явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и
оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой

сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её
решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том
числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам
(управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную
из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк,
инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые
риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и
пенсионная
система;
• владение знаниями:
¸ о структуре денежной массы;
¸ о структуре доходов населения страны и способах её определения;
¸ о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
¸ о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
¸ об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических
лиц;
¸ о возможных нормах сбережения;
¸ о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных

ситуаций;
¸ о видах страхования;
¸ о видах финансовых рисков;
¸ о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
¸ о способах определения курса валют и мест обмена;
¸ о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы финансовой грамотности»В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебные года обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделя.

Поурочное планирование 7 класс
№ Тема урока
Количество часов
п/п
всего
контрольные работы
1 Права потребителей
1
2

ФЗ «О защите прав потребителей»

1

3

Практикум «Как
свои права?»

защитить

1

4

Могут ли люди быть независимы от государства

1

5

Понятие налогов

1

6

Виды налогов

1

7

Практикум «Учимся считать
налоги»

1

8. Ролевая игра «Считаем налоги
семьи»

1

9

Налоги граждан разных стран

практические работы

1

1

1

10. Налоговая служба

1

11. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от
государства

1

12. Социальные пособия

1

13. Виды социальных пособий

1

14. Фонд социального страхования РФ

1

15. Практикум «Оформляем социальное пособие»

1

16. Исследуем, какие социальные
пособия получают люди

1

17. Обобщение знаний «Человек и
государство: как они взаимодействуют». Проверочная работа

1

1

0,5

0,5

18. Для чего нужны банки

1

19. Вклады в банках

1

20. Виды банковских вкладов

1

21. Понятие кредита

1

22. Банковские услуги

1

23. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется
семья

1

24. Кредитные и дебетовые карты

1

25. Практикум «Как обезопасить
себя от мошенников»

1

26. Понятие бизнеса

1

27. Как открыть фирму

1

28. Бизнес-план

1

29. Бизнес-инкубатор

1

30. Практикум «Открываем фирму»

1

31. Проект «Собственный бизнес»

1

32 Обобщение знаний по теме
«Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»

1

33 Итоговая контрольная работа

1

34 Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

1

1

0,5

1

1
0,5

2

7

Поурочное планирование 8 класс

№
п/п
1

Тема урока

Количество часов
всего
контрольные работы
Почему важно быть финансо- 1
во грамотным

2

Понятие, функции, виды денег

1

3

Оцениванием свое финансовое
поведение

1

4

Личный финансовый план

1

5

От чего зависят личные и семейные доходы

1

6

Как контролировать семейные
расходы и зачем это делать

1

7

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

1

8

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

1

9. Как осуществлять финансовое
планирование на разных жизненных этапах

1

10 Представление
проектов
«Личный финансовый план»

1

11 Ролевая игра
бюджет семьи»

«Составляем

1

12 Обобщение знаний по теме
«Семейный бюджет»

1

13. Что такое валютный рынок и
как он устроен

1

14. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

1

15 Можно ли заработать на об-

1

практические работы

1

1

1

0,5

1

мене валюты?
16. Валюты разных стран мира

1

17. Решаем задачи

1

18. Инфляция

1

19. Как спасти деньги от инфляции

1

20 Страхование и его виды

1

0,5

0,5

21 Исследуем, что застраховано в
семье
22. Товары и услуги, ресурсы и
потребности, ограниченность
ресурсов

1

23 Из чего складывается цена товара

1

24 Влияние рекламы на выбор
покупателя

1

25. Практикум «Создаем эффективную рекламу»

1

26 Финансовое мошенничество

1

27. Финансовые пирамиды

1

28 Махинации
картами

с

0,5

1

банковскими

29 Махинации с кредитами
30. Криптовалюта: перспективы и
опасности использования

1

31. Способы защиты от мошенничества

1

32. Практикум «Как обезопасить
себя от мошенников»

1

33 Итоговая контрольная работа

1

34 Игра «Я финансовограмотный
гражданин»

1

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

2

7

Поурочное планирование 9 класс
№
п/п
1

Тема урока

Количество часов
всего
контрольные работы
Почему важно быть финансо- 1
во грамотным

2

Понятие, функции, виды денег

1

3

Личный финансовый план

1

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

5

Как контролировать семейные
расходы и зачем это делать

1

6

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

1

7. Как осуществлять финансовое
планирование на разных жизненных этапах

1

8

Банки и их функции.

1

9

Банковские операции

1

10 Банковский вклад. Виды и
условия депозитов

1

11 Кредит. Основные принципы
кредитования.

1

12 Основные типы финансовых
инструментов: акции и облигации

1

13 Налоги и их виды.

1

14 Доходы и расходы государства. Государственный бюд-

1

практические работы

1

1

0,5

1

жет
15 Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика
Российской Федерации.

1

16 Трудовая деятельность. Производительность труда.

1

17 Разделение труда. Заработная
плата и стимулирование труда

1

18 Занятость и безработица

1

19 Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение

1

20 Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков

1

21 Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль.
Как повысить эффективность
производства

1

22 Предпринимательство. Виды и
формы предпринимательской
деятельности

1

23 Инфляция

1

24 Как спасти деньги от инфляции

1

25 Страховые услуги. Защита
прав потребителя финансовых
услуг

1

26 Что такое валютный рынок и
как он устроен

1

27 Валюты разных стран мира

1

28 Финансовое мошенничество

1

29 Финансовые пирамиды

1

30. Криптовалюта: перспективы и

1

1

0,5

1

1

опасности использования
31. Способы защиты от мошенничества

1

32. Практикум «Как обезопасить
себя от мошенников»

1

33 Итоговая контрольная работа

1

34 Игра «Я финансовограмотный
гражданин»

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

1

1

2

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
__________________________________________________________________________________________
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Липсиц И.В.. Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 5-7 классов общеобразоват. орг. – М.: вако, 2018 г. – 280 с.
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Липсиц И.В.. Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7
классов общеобразоват. орг. – М.: вако, 2018 г. – 280 с.
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Л13 Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9
классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт журнала «Семейный бюджет»;
Вашифинансы.рф (проект Минфина России «Дружи с финансами»);
Rasxodam.net (сайт об экономии денег в повседневной жизни);
Сайт «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России»;
Сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни»;
Сайт
«Всё
о
страховани».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».