ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
________________________________________________________________________________
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «Основы финансовой грамотности»
Место предмета «Основы финансовой грамотности» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным
потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в
процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и
личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе,
действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и
обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников.
Основные содержательные линии курса «Основы финансовой грамотности»7 классов:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики,
работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности
являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного,
государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой
информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных
выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения 7 классов
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения
курса «Основы финансовой грамотности»
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет,
вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и
интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных
статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного
налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация,
учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и
обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты
учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в
семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса :
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное
пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта,
валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результа-
тов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Планируемые результаты обучения 8-9 классов
Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании
своей Родины.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми
явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и
оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой
сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её
решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том
числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам
(управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную
из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк,
инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые
риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и
пенсионная
система;
• владение знаниями:
¸ о структуре денежной массы;
¸ о структуре доходов населения страны и способах её определения;
¸ о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
¸ о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
¸ об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических
лиц;
¸ о возможных нормах сбережения;
¸ о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных
ситуаций;
¸ о видах страхования;
¸ о видах финансовых рисков;
¸ о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
¸ о способах определения курса валют и мест обмена;
¸ о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы финансовой грамотности»В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебные года обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделя.
Поурочное планирование 7 класс
№ Тема урока
Количество часов
п/п
всего
контрольные работы
1 Права потребителей
1
2
ФЗ «О защите прав потребителей»
1
3
Практикум «Как
свои права?»
защитить
1
4
Могут ли люди быть независимы от государства
1
5
Понятие налогов
1
6
Виды налогов
1
7
Практикум «Учимся считать
налоги»
1
8. Ролевая игра «Считаем налоги
семьи»
1
9
Налоги граждан разных стран
практические работы
1
1
1
10. Налоговая служба
1
11. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от
государства
1
12. Социальные пособия
1
13. Виды социальных пособий
1
14. Фонд социального страхования РФ
1
15. Практикум «Оформляем социальное пособие»
1
16. Исследуем, какие социальные
пособия получают люди
1
17. Обобщение знаний «Человек и
государство: как они взаимодействуют». Проверочная работа
1
1
0,5
0,5
18. Для чего нужны банки
1
19. Вклады в банках
1
20. Виды банковских вкладов
1
21. Понятие кредита
1
22. Банковские услуги
1
23. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется
семья
1
24. Кредитные и дебетовые карты
1
25. Практикум «Как обезопасить
себя от мошенников»
1
26. Понятие бизнеса
1
27. Как открыть фирму
1
28. Бизнес-план
1
29. Бизнес-инкубатор
1
30. Практикум «Открываем фирму»
1
31. Проект «Собственный бизнес»
1
32 Обобщение знаний по теме
«Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»
1
33 Итоговая контрольная работа
1
34 Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
1
1
0,5
1
1
0,5
2
7
Поурочное планирование 8 класс
№
п/п
1
Тема урока
Количество часов
всего
контрольные работы
Почему важно быть финансо- 1
во грамотным
2
Понятие, функции, виды денег
1
3
Оцениванием свое финансовое
поведение
1
4
Личный финансовый план
1
5
От чего зависят личные и семейные доходы
1
6
Как контролировать семейные
расходы и зачем это делать
1
7
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»
1
8
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование
1
9. Как осуществлять финансовое
планирование на разных жизненных этапах
1
10 Представление
проектов
«Личный финансовый план»
1
11 Ролевая игра
бюджет семьи»
«Составляем
1
12 Обобщение знаний по теме
«Семейный бюджет»
1
13. Что такое валютный рынок и
как он устроен
1
14. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях
1
15 Можно ли заработать на об-
1
практические работы
1
1
1
0,5
1
мене валюты?
16. Валюты разных стран мира
1
17. Решаем задачи
1
18. Инфляция
1
19. Как спасти деньги от инфляции
1
20 Страхование и его виды
1
0,5
0,5
21 Исследуем, что застраховано в
семье
22. Товары и услуги, ресурсы и
потребности, ограниченность
ресурсов
1
23 Из чего складывается цена товара
1
24 Влияние рекламы на выбор
покупателя
1
25. Практикум «Создаем эффективную рекламу»
1
26 Финансовое мошенничество
1
27. Финансовые пирамиды
1
28 Махинации
картами
с
0,5
1
банковскими
29 Махинации с кредитами
30. Криптовалюта: перспективы и
опасности использования
1
31. Способы защиты от мошенничества
1
32. Практикум «Как обезопасить
себя от мошенников»
1
33 Итоговая контрольная работа
1
34 Игра «Я финансовограмотный
гражданин»
1
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
2
7
Поурочное планирование 9 класс
№
п/п
1
Тема урока
Количество часов
всего
контрольные работы
Почему важно быть финансо- 1
во грамотным
2
Понятие, функции, виды денег
1
3
Личный финансовый план
1
4
От чего зависят личные и семейные доходы
1
5
Как контролировать семейные
расходы и зачем это делать
1
6
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»
1
7. Как осуществлять финансовое
планирование на разных жизненных этапах
1
8
Банки и их функции.
1
9
Банковские операции
1
10 Банковский вклад. Виды и
условия депозитов
1
11 Кредит. Основные принципы
кредитования.
1
12 Основные типы финансовых
инструментов: акции и облигации
1
13 Налоги и их виды.
1
14 Доходы и расходы государства. Государственный бюд-
1
практические работы
1
1
0,5
1
жет
15 Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика
Российской Федерации.
1
16 Трудовая деятельность. Производительность труда.
1
17 Разделение труда. Заработная
плата и стимулирование труда
1
18 Занятость и безработица
1
19 Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение
1
20 Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков
1
21 Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль.
Как повысить эффективность
производства
1
22 Предпринимательство. Виды и
формы предпринимательской
деятельности
1
23 Инфляция
1
24 Как спасти деньги от инфляции
1
25 Страховые услуги. Защита
прав потребителя финансовых
услуг
1
26 Что такое валютный рынок и
как он устроен
1
27 Валюты разных стран мира
1
28 Финансовое мошенничество
1
29 Финансовые пирамиды
1
30. Криптовалюта: перспективы и
1
1
0,5
1
1
опасности использования
31. Способы защиты от мошенничества
1
32. Практикум «Как обезопасить
себя от мошенников»
1
33 Итоговая контрольная работа
1
34 Игра «Я финансовограмотный
гражданин»
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
1
1
2
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
__________________________________________________________________________________________
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Липсиц И.В.. Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 5-7 классов общеобразоват. орг. – М.: вако, 2018 г. – 280 с.
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Липсиц И.В.. Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7
классов общеобразоват. орг. – М.: вако, 2018 г. – 280 с.
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Л13 Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9
классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт журнала «Семейный бюджет»;
Вашифинансы.рф (проект Минфина России «Дружи с финансами»);
Rasxodam.net (сайт об экономии денег в повседневной жизни);
Сайт «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России»;
Сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни»;
Сайт
«Всё
о
страховани».